«Черный квадрат» Малевича стал для авангарда великолепным символом

Правила жизниИстория

Живопись

Записала Алина Халзагарова

«Черный квадрат» Малевича стал для авангарда – не только русского, но и мирового – одновременно боевым знаменем, супрематической иконой и великолепным символом абсолютного ничто. «Правила жизни», ничего не отрицая, рассказывают о том, как русским художникам удалось достичь такой предельной степени отрицания и при чем здесь топор Татлина.

В 2017 году на Sotheby`s почти за $ 90 млн была продана самая дорогая картина русского художника. Нет, не Ильи Репина и не Ивана Шишкина. Самый дорогой русский художник в мире – Казимир Малевич. Конечно, можно поспорить, что цена произведения не определяет его значимость. А как насчет выставочной активности? Например, из 75 мероприятий в нью-йоркском Russian American Cultural Center 23 были посвящены авангардистам.

В России живопись европейского образца существовала больше 350 лет, и все это время она копировала произведения западных художников, пока в первом десятилетии XX века русская эстетическая мысль не открыла собственные авангардные течения. Авангард стал русской «весной народов» – вернул в живопись народные формы и сделал ее более демократичной.

Художница Наталья Гончарова в каталоге к своей выставке 1913 года пишет: «Искусство моей страны несравненно глубже и значительнее, чем все, что я знаю на Западе... Я убеждена, что современное русское искусство идет таким темпом и поднялось на такую высоту, что в недалеком будущем будет играть очень выдающуюся роль в мировой жизни. Современные западные идеи, главным образом идеи Франции... уже не могут нам оказать никакой пользы, и недалеко то время, когда Запад явно будет учиться у нас». Примерно так и произошло.

Почему в России возникла авангардная живопись?

Из-за кризиса традиционного искусства

Живопись, существовавшую до эпохи авангарда, принято называть миметической, то есть подражательной. Пейзаж, портрет, натюрморт и даже сюжетная или историческая картина, в сущности, стремились к одному – показать место, или внешний вид предмета, или передать настроение момента. В этом смысле живопись как вид искусства всегда была на вторых ролях, уступая музыке и архитектуре, – вечно занимаясь подражанием натуре, она не могла создавать совершенно новые явления.

Европейский импрессионизм показал, насколько иллюзорна реальность натуры, насколько она обусловлена взаимоотношением света и воздуха. Оказалось, что самого предмета как бы и не существует, есть только цветные блики в зрачке художника. От этой идеи до беспредметности был один шаг, но французы не смогли его сделать. Этот шаг сделали русские художники Василий Кандинский и Казимир Малевич.

Из-за перестройки общества

В начале XX века человек пытался осознать свое место в новом мире – мире электричества, молниеносной телеграфной связи, межконтинентального транспорта, самолетов и машин. Научные открытия и инженерные прорывы освободили европейского человека от необходимости труда на земле. В Англии придумали утилитаризм, а в Америке – прагматизм.

Россия в это время входила в пятерку промышленных гигантов – вместе с США, Германией, Великобританией и Францией. Все эти процессы влияли на русских художников. Идеи «искусства ради искусства», популярные еще недавно, стали казаться несвоевременным эскапизмом. Художники начали искать способы с помощью живописи выразить нерв эпохи и надежды на будущее. Они заговорили как философы и принялись писать манифесты.

«Несколько лет тому назад художники не простили бы себе разговора о целях, задачах, о сущности Живописи, – писал в программном тексте «Пощечина общественному вкусу» Давид Бурлюк. – Времена переменились. В наше время не быть теоретиком живописи – это значит отказаться от ее понимания».

Из-за мощных политических движений

Русский художник в начале XIX века был ремесленником и видел свою задачу в том, чтобы понимать и создавать красоту. В середине века он стал философом-моралистом, и стремление к красоте сменилось в нем стремлением к правде. В начале XX века художник стал политическим активистом: кубист Давид Штеренберг украшает фасад Зимнего дворца фигурой рабочего, архитектор Владимир Татлин проектирует башню для проведения II конгресса Коминтерна, Казимир Малевич и Вера Хлебникова создают костюмы и декорации к футуристическому спектаклю «Победа над Солнцем», основной посыл которого – желание свергнуть старый порядок в культуре и в обществе.

Главный по смыслам – Казимир Малевич

Самому дорогому и значимому в мире российскому художнику в молодости трижды отказали в поступлении в московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Тогда он решил учиться у современников – начал посещать выставки первого российского авангардного объединения «Бубновый валет», а затем и участвовать в них картинами в духе кубофутуризма. Зарабатывать передовой живописью не получалось, денег у Малевича не было: свою первую алогическую (противную логике миметического искусства) картину «Корова и скрипка» художник написал на мебельной доске.

Казимир Малевич. Эскиз стула
Казимир Малевич. На урожай

В 1910-х котел русского авангарда бурлит, все работают со всеми и все подсматривают у всех. Для некоторых художников, например Ларионова, делиться идеями было естественно и необходимо, но Малевич так сильно боялся за свои находки, что завесил все окна своей мастерской черными шторами, чтобы в нее не подглядывал проходящий мимо Владимир Татлин.

Казимир Малевич. Голова крестьянина
Казимир Малевич. На урожай

Противостояние между Малевичем и Татлиным было очень сильным. Они оба были мощными творцами и обаятельными людьми, вокруг каждого из них сложился свой кружок. Но в исторической перспективе Малевича считают более влиятельным благодаря его трудам по теории искусства: одновременно четким и поэтическим, похожим на философские трактаты. Татлин не принимал этого первенства, считал Малевича притворщиком от искусства. Он пережил Малевича: стоя у его гроба (специальной супрематической конструкции), долго внимательно приглядывался, а потом заявил: «Притворяется!»

Казимир Малевич. Девушки в поле

Малевич не боролся со смыслом в искусстве, он боролся за возвращение живописи ее истинного смысла, выражаемого через цвет. Он считал, что цвет важен сам по себе, вне какого-либо предмета, что цвет рождает эмоции, а искусство должно быть основано не на «красивости» композиции построения, а на основании веса, скорости и направления движения. Эти идеи легли в основу изобретенного им супрематизма – пикового в своей простоте живописного стиля.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Великий шутник Российской империи Великий шутник Российской империи

Один из примеров реформистской деятельности Петра I, а именно самый смешной

Правила жизни
Абьюз, шлепки, контроль: более 20 млн россиян сталкивались с партнерским насилием Абьюз, шлепки, контроль: более 20 млн россиян сталкивались с партнерским насилием

В России миллионы пострадавших от насилия, и в основном это женщины

Forbes
Три в одном: Как выбраться из любовного треугольника (и надо ли) Три в одном: Как выбраться из любовного треугольника (и надо ли)

О причинах возникновения любовного треугольника и о том, как его разорвать

Лиза
Полина Бондарева Полина Бондарева

Полина Бондарева открывает культурный центр в здании Левашовского хлебозавода

Собака.ru
Эпатаж: перезагрузка Эпатаж: перезагрузка

Как Поль Сезанн написал новую версию известной картины Эдуара Мане

Вокруг света
11 фильмов о ядерной угрозе 11 фильмов о ядерной угрозе

Как режиссеры изображали жизнь в ожидании или после катастрофы

Weekend
Четыре рассказа из шляпной коробки Четыре рассказа из шляпной коробки

«Рассказы из шляпной коробки»: сюжет каждого сложился внезапно

Правила жизни
Сладкая наука Сладкая наука

Наука бокса заключается не только в том, чтобы быстро двигаться и наносить удары

Вокруг света
Пива и зрелищ! Как креативно открыть бутылку пенного без открывашки Пива и зрелищ! Как креативно открыть бутылку пенного без открывашки

У вас вдруг не оказалось под рукой открывашки, а бутылку открыть очень нужно?

ТехИнсайдер
Чего на самом деле желает ребенок, когда ничего не хочет делать: мнение психолога Чего на самом деле желает ребенок, когда ничего не хочет делать: мнение психолога

Ребенок не хочет готовиться к концерту или отказывается делать уроки?

VOICE
Если тебе больно — это не норма! Что нужно проверить при проблемах с менструальным циклом Если тебе больно — это не норма! Что нужно проверить при проблемах с менструальным циклом

Как «работает» наш цикл, какие проблемы отражает, почему нарушается?

VOICE
Стоит ли смотреть третий сезон «Мандалорца»? Аргументы за и против для самых преданных фанатов Стоит ли смотреть третий сезон «Мандалорца»? Аргументы за и против для самых преданных фанатов

Почему у нас все же много надежд на сериал «Мандалорец»?

Правила жизни
Время сильных Время сильных

Bahh Tee и Turken — что ждет нашу музыкальную индустрию?

ЖАРА Magazine
Как отключить старость Как отключить старость

Александр Суворов об одном из перспективных направлений борьбы со старением

Наука
Когда артерии в опасности Когда артерии в опасности

Сосудистый хирург рассказывает, что влияет на здоровье артерий

Здоровье
«Сердце пармы» и не только: 13 фильмов с Александром Кузнецовым «Сердце пармы» и не только: 13 фильмов с Александром Кузнецовым

13 беспроигрышных тайтлов с Александром Кузнецовым, которые стоит посмотреть

Правила жизни
Французская кошка Французская кошка

Актриса Валери Зоидова говорит, что раскрывать женские характеры интересно

OK!
Соперники «Весты». Машины дешевле ₽2 млн, которые уже можно купить Соперники «Весты». Машины дешевле ₽2 млн, которые уже можно купить

В России встречаются новые автомобили, готовые составить конкуренцию «Весте»

РБК
Сквозь эпохи: 7 книг о том, как жили женщины в России Сквозь эпохи: 7 книг о том, как жили женщины в России

Семь книг о сложных судьбах женщин в России

Правила жизни
«Навеселе» «Навеселе»

Как люди хотели устроить пьянку, но построили цивилизацию

N+1
Метод «Джакарта»: как антикоммунистическая политика США изменила «третий мир» Метод «Джакарта»: как антикоммунистическая политика США изменила «третий мир»

Как США поменяли вектор политического развития сразу на нескольких континентах

Forbes
Недоброе тепло: как грузинские дровосеки нашли советские «атомные батарейки» Недоброе тепло: как грузинские дровосеки нашли советские «атомные батарейки»

Из этой статьи ты узнаешь о людях, которые согрелись с помощью радиации

Maxim
Цена портрета: сколько стоило увековечить себя на картине Цена портрета: сколько стоило увековечить себя на картине

Как были написаны и в какую сумму оценивались семь известных портретов

Культура.РФ
Товарищ майор: почему все обсуждают игру Atomic Heart Товарищ майор: почему все обсуждают игру Atomic Heart

Почему Atomic Heart так затягивает?

Правила жизни
Да здравствует вчерашний день: почему мы так любим ностальгию Да здравствует вчерашний день: почему мы так любим ностальгию

По чему ностальгируют разные поколения?

РБК
Состав черной краски на керамике связали с влиянием империи Уари Состав черной краски на керамике связали с влиянием империи Уари

Империя Уари оказывала влияние на перуанские долины Хекетепеке, Наска и Мокегуа

N+1
Таиланд. Превращение в Эдем Таиланд. Превращение в Эдем

Как в Таиланде обстоит дело с яхтингом, мы решили узнать поподробнее

Y Magazine
Бессердечная эволюция: ученые объяснили, почему женщины носят каблуки Бессердечная эволюция: ученые объяснили, почему женщины носят каблуки

Вердикт медиков однозначен: высокие каблуки могут быть опасны для здоровья

VOICE
За стеклом За стеклом

7 секретов макияжа для тех, кто носит очки

Лиза
Что возраст говорит о нас и что говорим о нем мы Что возраст говорит о нас и что говорим о нем мы

Какую роль играет культура и общество в восприятии возраста?

РБК
Открыть в приложении