Как уникальный опыт России поможет продвинуться в изучении Арктики

Популярная механикаHi-Tech

Робот-буровик и атомный катамаран

Текст: Олег Макаров

Интерес к Арктике как к почти незатронутой кладовой природных ресурсов сегодня весьма велик и постепенно нарастает. Свои программы изучения и хозяйственного освоения северных морей имеют не только наши основные конкуренты – США, Канада и страны Скандинавии, но даже государства, не располагающие непосредственным выходом к арктической зоне. В этой ситуации в силу своего уникального положения в регионе Россия не может себе позволить быть «на уровне» – она должна быть первой!

Во многих отношениях так оно и есть. У нашей страны есть уникальный опыт работы дрейфующих научных полярных станций, мы располагаем единственным в мире атомным ледокольным флотом, и его мощь постоянно нарастает. Но развиваться есть куда. Добыча нефти и газа, которые заключены в недрах, под дном покрытых льдом морей, требует специальных технологий и нестандартных технических решений. Кто-то, может быть, скажет, что при нынешних ценах на углеводороды разрабатывать арктический шельф слишком дорого. Сегодня это так, но конъюнктура изменчива, а разговоры о полном отказе от углеводородной экономики пока звучат как попытка выдать желаемое за действительное. Когда же придет время по-серьезному вскрыть арктическую шкатулку, готовить сани будет поздно. Ими надо заниматься уже сейчас.

«Айсберг» на дне

В 2014–2018 годах в России по инициативе АО «ЦКБ МТ "Рубин"» началась разработка проекта в интересах различных отраслевых компаний и ведомств, которые занимаются изучением хозяйственного потенциала арктической зоны. Заказчиком и куратором проекта выступил Фонд перспективных исследований. Речь идет о целом комплексе оборудования, которое даст возможность вести разведку и добычу полезных ископаемых на дне Северного Ледовитого океана. Комплекс получил название «Айсберг».

«Наш фонд, – говорит Виктор Литвиненко, заместитель руководителя направления физикотехнических исследований Фонда перспективных исследований (ФПИ), – берется исключительно за проекты по созданию техники, аналогов которой нет в мире. Для воспроизводства или совершенствования того, что уже имеется, есть другие организации (Минпромторг России и другие ФОИВ). Так вот, ничего подобного "Айсбергу" в мире пока нет. Существуют, например, буровые платформы с возможностью работы в условиях льдов (разумеется, со значительными ограничениями). В Мексиканском заливе работают донные буровые установки, но они могут действовать только в непосредственной связи с надводными судами или берегом и не являются энергетически независимыми. "Айсберг" – это роботизированный полностью автономный комплекс, который способен в автоматическом режиме работать под ледяным покровом на глубинах до 400 м, самостоятельно бурить и обустраивать скважины для последующей промышленной добычи нефти или газа. Единственная транспортная связка с поверхностью понадобится только для транспортировки добытого сырья на сушу или на борт танкера. Кстати, наш робот будет способен работать без участия человека не только под водой, но и в труднодоступных районах суши и даже (при определенной адаптации) на поверхности других планет».

Из реактора – в глубины

Головным предприятием-интегратором в разработке аванпроекта стало уже упомянутое ЦКБ МТ «Рубин» – кузница нашего атомного флота. Руководителем проекта выступил главный конструктор бюро Евгений Евгеньевич Торопов. Однако для такого масштабного проекта, как «Айсберг», понадобились компетенции и других высокотехнологичных предприятий России, прежде всего входящих в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом». Благодаря этому сотрудничеству стало возможным довольно неожиданное на первый взгляд перенесение технологий из одной отрасли в другую. Например, конструкция робота, самостоятельно бурящего скважину в морском дне и наращивающего буровую колонну новыми трубами с помощью барабанной установки, во многом позаимствована у роботизированной системы загрузки-выгрузки тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) ядерных реакторов на атомных электростанциях. И в самом деле, и та и другая машина должна быть идеально приспособлена для работы в среде, исключающей

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Одно спасительное имя Одно спасительное имя

Как называют лекарства?

Популярная механика
6 художников, которые начинали со стрит-арта 6 художников, которые начинали со стрит-арта

Кто, кроме самого известного в мире анонима Бэнкси, всегда творил на улице

GQ
Ламповые цветы Ламповые цветы

Как грибы подарили свет растениям

Популярная механика
Сферы для массажа — тренд 2020 года: лучшая альтернатива роллерам и гуаша? Сферы для массажа — тренд 2020 года: лучшая альтернатива роллерам и гуаша?

Как пользоваться Ice Globes и какая от них польза?

Cosmopolitan
Триумф 57 мм Триумф 57 мм

Новое слово в разработке российских бронемашин

Популярная механика
«Это будет последняя ошибка Лукашенко»: Мария Колесникова о новых целях оппозиции, переговорах с бизнесом и тревожном звонке в Москву «Это будет последняя ошибка Лукашенко»: Мария Колесникова о новых целях оппозиции, переговорах с бизнесом и тревожном звонке в Москву

Мария Колесникова назвала главный просчет Лукашенко

Forbes
Не рокот космодрома Не рокот космодрома

Как и зачем строят космодромы

Популярная механика
Шесть вещей, которые реально бесят в современных автомобилях Шесть вещей, которые реально бесят в современных автомобилях

Зачем было исправлять то, что не ломалось?

Maxim
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
Правила жизни Сергея Соловьева Правила жизни Сергея Соловьева

Правила жизни режиссера Сергея Соловьева

Esquire
Билет в один конец Билет в один конец

Илон Маск мечтает умереть на Марсе, и он по-своему прав

Популярная механика
Иван Дорн строит в Киеве музыкальную империю. Мы поговорили с ним и его окружением и узнали, зачем ему это Иван Дорн строит в Киеве музыкальную империю. Мы поговорили с ним и его окружением и узнали, зачем ему это

Предприниматель Иван Дорн не стесняется эпатировать музыкальный рынок

Inc.
«Слон» на трансзвуке «Слон» на трансзвуке

Грузовая авиация работала, спасая мировую экономику

Популярная механика
Землянин на Марсе. Вспоминаем жизнь и творчество Рэя Брэдбери к его 100-летнему юбилею Землянин на Марсе. Вспоминаем жизнь и творчество Рэя Брэдбери к его 100-летнему юбилею

По случаю 100-летия Рэя Брэдбери вспоминаем его творческое наследие

Esquire
Солнце над столицей Солнце над столицей

73-метровое колесо обозрения, возведенное к 850-летию Москвы, долго не простояло

Популярная механика
Любопытный – значит успешный Любопытный – значит успешный

Книга о том, как владение информацией позволяет владеть миром

kiozk originals
Роботы – снайперы Роботы – снайперы

История роботов-снайперов и их применения

Популярная механика
11 звонких фактов о Царь-колоколе 11 звонких фактов о Царь-колоколе

Начнем с того, что у Царь-колокола плохая карма, а еще его нельзя спаивать

Maxim
Нулевая ступень Нулевая ступень

Весной 2019 года в небо поднялся самолет с самыми большими крыльями в истории

Популярная механика
17 лет без прибыли, но оценка $26 млрд: что выяснилось о «секретном» проекте Palantir из проспекта для IPO 17 лет без прибыли, но оценка $26 млрд: что выяснилось о «секретном» проекте Palantir из проспекта для IPO

Palantir — успешная «секретная служба», зависящая от госконтрактов

VC.RU
Кубик Осипова Кубик Осипова

Самая ожидаемая и самая крутая головоломка десятилетия

Популярная механика
Дети, которые провели много лет в плену у маньяков Дети, которые провели много лет в плену у маньяков

Эти страшные истории подтверждают, что никто не застрахован

Cosmopolitan
Полярник на Луне Полярник на Луне

Российские ученые готовят новый поход в суровые края близ полюса... лунного

Популярная механика
Собчак и инста-мамы: 15 блогеров, которые зарабатывают больше всех в Instagram Собчак и инста-мамы: 15 блогеров, которые зарабатывают больше всех в Instagram

Кто больше всего зарабатывает на рекламе в российском Instagram?

Forbes
Иллюзия успеха Иллюзия успеха

Четыре истории о талантливых мастерах пускать пыль в глаза

Популярная механика
Обзор Navitel R700 GPS Dual: все увидеть, ничего не пропустить... Обзор Navitel R700 GPS Dual: все увидеть, ничего не пропустить...

Материал о том, как работает на практике видеорегистратор Navitel R700 GPS Dual

CHIP
Человек, который придумывает будущее Человек, который придумывает будущее

Компания с российскими корнями разрабатывает уникальные технологии для авто

Популярная механика
Наталья Водянова Наталья Водянова

Правила жизни Натальи Водяновой

Esquire
Пистолет Лебедева Пистолет Лебедева

Новинка концерна «Калашников» – пистолет Лебедева ПЛ-15

Популярная механика
«Скоро прилетят трафмольгорцы и заберут меня с собой»: Евгений Чичваркин и его «боевая подруга» о совместном бизнесе, эмиграции и самоизоляции «Скоро прилетят трафмольгорцы и заберут меня с собой»: Евгений Чичваркин и его «боевая подруга» о совместном бизнесе, эмиграции и самоизоляции

Евгений Чичваркин и Татьяна Фокина о ресторанном бизнес в Лондоне

Forbes
Открыть в приложении