Корабли на электричестве покоряют фьорды Норвегии

Популярная механикаHi-Tech

Ради тишины и чистоты

Текст: Олег Макаров

Фьорды – краса Норвегии. Вырытые ледниками и заполненные морской водой ущелья создают величественные пейзажи. Залюбуешься! Но не проедешь. Объезжать уходящие вглубь суши на десятки и даже сотни километров заливы слишком долго и хлопотно, строить мосты сложно: фьорды глубоки. Норвежцев выручают паромы, но вторгаться с грохотом и чадом судового дизеля в эту красоту…

В общем, неудивительно, что именно на берегах гигантского Согне-фьорда (длиннее и глубже его только фьорд Скорсби в Гренландии) началась маленькая революция по переводу морских судов с дизельной на чисто электрическую тягу.

Нельзя сказать, что электрическая тяга на воде – это что-то необычное или ранее неведомое. Плавсредства на электробатареях (как, кстати, и электромобили) стали строить еще в XIX веке, и до эпохи появления компактного бензинового двигателя они даже имели определенную популярность. Разумеется, речь шла о совсем небольших судах, по сути лодках. В большом судостроении гребные винты с электроприводом тоже не новость, правда, для выработки электричества подводным или надводным судам приходится везти на себе собственную электростанцию. Например, дизельную. Или атомную. Дизель – это шум и вредные выбросы в атмосферу, атомная энергия на транспорте – сфера высокого риска.

Без дизеля и экипажа. Беспилотный контейнеровоз. Перспективный контейнеровоз Yara Birkeland будет работать только на электробатареях и в беспилотном режиме. Он сможет перевозить до 120 20-футовых морских контейнеров – правда, на небольшие расстояния

От деревни до деревни

В наши дни предпринимаются первые попытки создать своего рода «теслу» в размерности серьезного транспортного судна, перевозящего не только пассажиров, но и крупногабаритные грузы.

Между деревнями Лавик и Оппедаль всего 5700 м по воде Согне-фьорда. Объезд по суше ветвящегося залива длиной более 200 км – за пределами здравого и экономического смысла. Поэтому здесь давно устроена паромная переправа, а поскольку путь между деревнями – это часть одного из транснорвежских шоссе, паромы за одну итерацию перевозят десятки автомобилей. В 2011-м Министерство транспорта и связи Норвегии объявило тендер на создание паромной переправы с нулевыми выбросами. Как раз в 2015 году заканчивалась предыдущая лицензия, согласно которой между деревнями тарахтел и чадил обычный дизельный паром. На смену ему должны были прийти тишина и чистота. Заказчиком выступила Norled – судоходная компания, управляющая паромами по всей стране.

За дело взялась норвежская верфь Фьелльстранд, электрической частью занялся концерн Siemens. Проект удалось реализовать быстро. Новый паром на электробатареях (он получил характерное название Ampere) был поставлен в октябре 2014-го, а в мае 2015-го уже вышел на линию. Ampere представляет собой преимущественно алюминиевый катамаран длиной 80 и шириной 21 м. Если смотреть на него сверху, он чем-то напоминает авианосец: открытая палуба и сдвинутая к краю высокая рубка (на авианосцах это называется «остров»). Но по размерам сравнения с гигантами океанов он не выдерживает – дедвейт всего 199 т. При этом малыш способен взять на борт и перевезти через фьорд 120 автомобилей и 360 пассажиров. Путь от деревни до деревни (34 ходки в день) занимает 20 минут, еще 10 минут уходит на погрузку-разгрузку. В этот момент и происходит подзарядка батарей. Блок литий-ионных батарей на борту имеет мощность 1000 кВт и весит 10 т. Кроме батарей Siemens установил на судно два электродвигателя мощностью 450 кВт, приводящих в движение винты, установленные на винторулевых колонках. Cтанции подзарядки оборудованы на обоих берегах. Судно заряжается непосредственно от электросети, энергия в которую поступает от местной гидроэлектростанции (экологически чистый источник энергии – часть замысла) или от аккумулятора мощностью 260 кВт. Сообщается, что введение в строй чисто электрической переправы позволяет ежегодно избегать сжигания миллиона литров дизельного топлива, а также вредных выбросов ( 570 т CO2 и 15 т оксидов азота). Опыт признан удачным, и, вероятно, в будущем на тихое электричество норвежцы переведут еще полсотни переправ через фьорды.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дом во льдах Дом во льдах

История дрейфующих станций «Северный полюс» – это летопись подвига во имя науки

Популярная механика
11 вдохновляющих цитат для сильных женщин 11 вдохновляющих цитат для сильных женщин

Меткие жизненные высказывания

Psychologies
Живые огни Живые огни

К растительным настольным лампам и деревьям-фонарям ведет несколько путей

Популярная механика
Селекция по-русски. ФАС удалось добиться от Bayer технологий в земледелии Селекция по-русски. ФАС удалось добиться от Bayer технологий в земледелии

ФАС добилась согласия на передачу России современных технологий по селекции

Forbes
Марс, пульс, температура Марс, пульс, температура

Зонд InSight: заглянуть внутрь Марса

Популярная механика
«Синдром предков»: когда прошлое семьи вредит вашему настоящему «Синдром предков»: когда прошлое семьи вредит вашему настоящему

Синдроме предков — влияние на жизнь бессознательных семейных сценариев

Psychologies
Любой каприз Любой каприз

Компьютерный дизайн материалов

Популярная механика
Следуй за мной: можно ли предотвратить ущерб от инсайдерской торговли Следуй за мной: можно ли предотвратить ущерб от инсайдерской торговли

Банк России уличил в инсайдерской торговле трейдера

Forbes
КВ-1 к маршу готов КВ-1 к маршу готов

Танки, участвовавшие в битве на Неве

Популярная механика
Команда МГУ впервые стала чемпионом мира по программированию Команда МГУ впервые стала чемпионом мира по программированию

В международном соревновании по программированию победила российская команда

Forbes
Китайский Карлсон Китайский Карлсон

Самой сложной и красивой игрушкой в мире был радиоуправляемый вертолет

Популярная механика
Кино на экспорт. Российские продюсеры научились зарабатывать на китайцах Кино на экспорт. Российские продюсеры научились зарабатывать на китайцах

Прошедший год стал рекордным для российской киноиндустрии

Forbes
Без рулей и элеронов Без рулей и элеронов

Можно ли обойтись без таких привычных элементов самолета, как рули и элероны?

Популярная механика
Кто такая доула: зачем нужна помощница в родах и что она делает Кто такая доула: зачем нужна помощница в родах и что она делает

Давай будем честными: рожать - страшно

Cosmopolitan
Нашествие Нашествие

Кролики-убийцы и другие животные-захватчики

Популярная механика
Комсомольский комсомолец Комсомольский комсомолец

Уголок желтой прессы

Maxim
Точечный старт Точечный старт

История отечественного авиаконструктора – Владимира Мясищева

Популярная механика
Все козыри на столе Все козыри на столе

Обычный и подключаемый гибриды, электрокар и автомобиль на топливных элементах

Quattroruote
Броня легка Броня легка

Алюминиевые сплавы давно и прочно обосновались на бронемашинах

Популярная механика
Каждому свое: как подобрать правильные аксессуары для твоего типа фигуры Каждому свое: как подобрать правильные аксессуары для твоего типа фигуры

Как выбрать аксессуары, с которыми ты всегда будешь выглядеть «на пятерку»

Cosmopolitan
Техпарад Техпарад

Новости мира науки

Популярная механика
Чем денисовский человек отличается от Homo sapiens? Чем денисовский человек отличается от Homo sapiens?

Выявление ранее неизвестных альтернативных ветвей человечества

Популярная механика
Пока не было света Пока не было света

Предыстория солнца и солнечной системы

Популярная механика
Лучшие шутки дня и Егор Крид! Лучшие шутки дня и Егор Крид!

Цифровой дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
Дело жизни Казуаки Харады Дело жизни Казуаки Харады

Японский художник Казуаки Хараде нашел свое дело почти случайно

Популярная механика
Закрытое небо: зачем Госдума лишает авиационную отрасль сотен миллионов евро Закрытое небо: зачем Госдума лишает авиационную отрасль сотен миллионов евро

Один из пунктов контрсанкций, которые хочет ввести Госдума

Forbes
Инфекция жизни Инфекция жизни

Направленная панспермия в вопросах и ответах

Популярная механика
Самые красивые десерты на Пасху Самые красивые десерты на Пасху

Очень много вкуcнейших куличей и шоколадных яиц

Vogue
Квантовое превосходство Квантовое превосходство

В IT сложилась предреволюционная ситуация

Популярная механика
«История любой успешной компании — это всегда история в том числе и ее ошибок» «История любой успешной компании — это всегда история в том числе и ее ошибок»

Генеральный директор «Газпромнефти» Александр Дюков поговорил с Forbes

Forbes
Открыть в приложении