Проясняем судьбу стрит-арта в России

РБККультура

Партизанская культура: как стрит-арт отстаивает свое место в городах

На этой неделе пострадала очередная работа Покраса Лампаса — на этот раз в Самаре. Вспоминая прошлые конфликты уличных художников с горожанами и властями, «РБК Стиль» проясняет судьбу стрит-арта в России и рассказывает, почему он не прижился в Москве

Илья Поляков

756010277124347.jpg

В начале сентября на улицах Самары в рамках международного арт-проекта Samara Ground 2020 Art Experience художник-каллиграф Покрас Лампас расписал одну из стен на Маяковском спуске стихами поэта-футуриста, в честь которого и назван спуск (что особенно символично, так как сам Лампас создал направление каллиграфутуризм). Однако в первозданном виде арт-объект не продержался и месяца: 23 сентября в сторис художника в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) появилось фото мужчины, решившего украсить композицию Лампаса розовым сердцем. Но уже на следующий день организаторы фестиваля объявили, что сделают все возможное для восстановления работы.

Как и многим стрит-арт-художникам, Лампасу нередко приходится видеть, что его работы становятся жертвой вандалов или уходят в небытие. И этому не всегда способствуют хулиганы с баллончиком краски: часто решения об уничтожении значимых работ принимаются городскими властями. Да и сами уличные художники в глазах многих жителей — все те же хулиганы с баллончиком. На примере трех российских городов, в которых стрит-арт играет особую роль, мы решили понять, что мешает развитию уличного искусства в стране и как к нему относятся чиновники и простые горожане.

756010230926878.jpg
Покрас Лампас на фоне своей работы в Самаре © instagram.com/zemnoiputnik/

Выкса

«Выкса — небольшой город в Нижегородской области. В нем живет около 60 тыс. человек. Каждый пятый житель работает на Выксунском металлургическом заводе. Выксунские трубы большого диаметра используется во всех магистральных газопроводах. Две трети вагонов в стране передвигаются на железнодорожных колесах, сделанных в Выксе. На заводе высокие, по меркам отрасли, зарплаты, в городе — стабильность. Однако, как любому провинциальному городу, Выксе были присущи проблемы недостаточной осмысленности жизни в нем для молодежи и нехватки возможностей для самореализации. Как следствие — отток молодого населения в крупные города. Но металлурги придумали, как решить эту проблему, и в 2011 году организовали фестиваль современной культуры "Арт-Овраг". Его инициировали и ежегодно проводят благотворительный фонд "ОМК-Участие" и Объединенная металлургическая компания», — рассказывает основательница фонда Ирина Седых, вспоминая, с чего все началось.

Первоначально «Арт-Овраг» позиционировал себя исключительно как фестиваль уличного искусства, но жителей моногорода это совсем не воодушевляло. В первые годы проведения фестиваля многие выксунцы рассуждали о деньгах, потраченных на него, и сомневались в художественной ценности представленных арт-объектов. Более того, в 2012-м одну из работ американского художника частично разрушили, а два года спустя и вовсе сожгли. Это, по словам Седых, подтолкнуло команду фестиваля к смене ориентиров: «Мы поняли, что у людей есть свои амбиции, связанные с самореализацией, и насущные потребности, связанные с желанием изменить городское пространство. Сейчас часть программы направлена на сотрудничество горожан и профессиональных художников. Это благоустройство и переформатирование дворов, экспозиция работ выксунцев в современных пространствах центрального музея города и многое другое».

756010225630987.jpg
Муралы в Выксе © Пресс-служба

Эти полезные для развития города инициативы приблизили фестиваль к горожанам, но и их оказалось недостаточно. «Про арт-двор в центральном микрорайоне даже и говорить не хочется. Он и месяца не прожил. Так что, прежде чем сооружать, надо думать о долговечности, а не так чтобы покрасоваться и все», — жаловались выксунцы на городских порталах. В то время как в рамках фестиваля появляется временное благоустройство, постоянного жителям города по-прежнему не хватает. «Объясните мне, человеку с двумя высшими образованиями, как украсило плотину Верхнего пруда непонятное изделие, появившееся там пару лет назад? Это искусство? А может быть, лучше бы было вложить эти деньги в обустройство плотины и создания там прогулочной зоны?» — недоумевала жительница Выксы. Впрочем, местные власти ведут работу в этом направлении: в городе уже облагородили парк и одну набережную, и в скором времени благоустроят вторую. Ирина Седых уверена, что для развития города не обязательно делать выбор между благоустройством и поддержкой искусства: «Какая-то часть выксунцев говорит, что лучше бы фасады утепляли вместо создания муралов (масштабных граффити на поверхности стены. — "РБК Стиль"), а современное искусство непонятно. Фасады утеплять надо, но это можно делать и занимаясь современным искусством. Либо то, либо это — так вопрос не стоит».

Разумеется, против инициатив фестиваля выступают далеко не все жители Выксы. После того как вандалы сожгли работу Джона Пауэрса, 1200 человек подписали обращение к местной администрации о необходимости установки дополнительных камер видеонаблюдения за работами, выполненными в рамках фестиваля. В июле в Выксе уничтожили еще одно произведение уличного искусства, и горожане поддержали его восстановление.

«Работу Паши 183 "Сказка о потерянном времени" заклеили слоем утеплителя — решение о проведении работ приняли жильцы многоквартирного дома. Но затем они же проголосовали за воссоздание мурала. С инициативой восстановить граффити выступило местное сообщество. Заново создал рисунок Андрей Андрианов, поддержку оказал местный бизнесмен. Нас поддержал и глава города», — рассказывает артистический директор фестиваля Федор Павлов-Андреевич. Ирина Седых дополняет, что власть в Выксе в целом поддерживает фестиваль и помогает с его организацией: «Мы опираемся на опыт крупных европейских городов, где современное искусство привлекает туристов, развивает местный бизнес, создает комфортную атмосферу. Самое главное в этом — наличие работ, представляющих реальную художественную ценность».

756010226869254.jpg
Паша 183 во время работы над муралом «Сказка о потерянном времени» © пресс-служба

В городе сейчас находятся около 100 арт-объектов, созданных в рамках «Арт-Оврага». При этом за девять лет его проведения в городе не появилось ни одной работы авторства исключительно местного художника. Однако, по словам организаторов, каждый фестиваль оставляет в Выксе «художественный след»: жители Выксы не только знакомятся с современным искусством на улицах города, но общаются с художниками в арт-резиденциях, на мастер-классах и других фестивальных мероприятиях.

На фестивале, который пройдет в 2021 году, кураторы обещают уделить еще большее внимание местной культуре. «Команда экспертов будет собирать городской фольклор. Вместе мы хотим составить групповой портрет выксунских окрестностей, запечатлев эту среду во всем ее первозданном великолепии. Еще мы планируем поговорить об инклюзии части местного сообщества. По соседству с Выксой существует довольно большой психоневрологический интернат — его обитателей, а также других людей, выключенных из жизни общества из-за ограниченных возможностей, мы собираемся позвать участвовать в танцевальном перформансе», — делится планами Федор Павлов-Андреевич.

Но несмотря на все попытки выстроить диалог с горожанами и местной администрацией, организаторы «Арт-Оврага» напоминают, что стрит-арт не самый конформный вид искусства: «Стрит-арт — партизанская культура, которая изначально призвана спорить с людьми, а не украшать их жизнь. Частью идентичности жителей она становится тогда, когда партизански сделанные работы обретают свою историю, становятся частью городского обихода, когда без них люди не мыслят своего города. Но это, скорее, возможно в тех городах, где стрит-арт развивается сам по себе, где государственные органы не расчищают под него стены, а патроны оплачивают художникам билеты, проживание и краску, обеспечивая плацдарм. Наша задача — постепенно навести порядок в понятиях: современное искусство будет появляться на стенах в виде муралов знаменитых или заслуживающих внимание авторов, а если местная стрит-арт-культура будет параллельно с этим осваивать какие-то заброшенные стены или оставлять несогласованные метки на стенах, мы будем стараться убеждать городские власти, что эти метки и эти нелегальные работы — часть современной реальности, и к ним нужно относиться с пониманием».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Польза мидий: 5 свойств и противопоказания Польза мидий: 5 свойств и противопоказания

Мидии: в чем их польза, а также три рецепта от шеф-повара

РБК
Косметика от всех грехов: монахи, ставшие бьюти-гуру, — реальные истории Косметика от всех грехов: монахи, ставшие бьюти-гуру, — реальные истории

Намоленная косметика? Нет, мы не шутим!

Cosmopolitan
Конкурс страшных рассказов: «Он будет только смотреть», София Баюн Конкурс страшных рассказов: «Он будет только смотреть», София Баюн

Рассказ о девушке, сбежавшей от насилия, и мистическом проклятии прошлого

VOICE
Spotify против гигантов: придумать бесплатный сервис, за который будут платить Spotify против гигантов: придумать бесплатный сервис, за который будут платить

Отрывок из книги о том, как Spotify изменил музыкальную индустрию

Inc.
Что вас бесит больше всего: психологический тест с выбором картинки Что вас бесит больше всего: психологический тест с выбором картинки

Пройдите тест и узнайте, от чего может исходить ваша агрессия!

ТехИнсайдер
За урожаем из глубин За урожаем из глубин

На разных верфях страны бум рыбопромыслового судостроения

Популярная механика
10 необычных Lincoln 10 необычных Lincoln

За более чем 100-летнюю историю марки имя Lincoln носили очень интересные машины

Популярная механика
Почему Жан-Мишель Баския так много значит для современной моды Почему Жан-Мишель Баския так много значит для современной моды

Почему работы Жана-Мишеля Баскии так притягательны для дизайнеров

GQ
«Если бы речь шла только об отрицании, пароход современности далеко бы не уплыл» «Если бы речь шла только об отрицании, пароход современности далеко бы не уплыл»

Андрей Хржановский о Шостаковиче, Мейерхольде, Гоголе, «Дау» и других не таких

Weekend
Спутники Урана оказались похожими на Плутон Спутники Урана оказались похожими на Плутон

Спутники Урана излучают такое же тепло, как и карликовые планеты Плутон и Хаумея

N+1
Когда лень вот-вот победит: 5 упражнений, которые заставят тебя полюбить спорт Когда лень вот-вот победит: 5 упражнений, которые заставят тебя полюбить спорт

Комплекс из этих пяти упражнений способен убить лень и разжечь спортивный азарт

Cosmopolitan
Китайский космоплан (или нет) вернулся на Землю через два дня после запуска Китайский космоплан (или нет) вернулся на Землю через два дня после запуска

Китайский многоразовый космический корабль совершил успешную посадку

N+1
Время динозавров Время динозавров

Новая история древних ящеров

kiozk originals
250 американских собак получили бронежилеты благодаря ребенку 250 американских собак получили бронежилеты благодаря ребенку

Иногда любовь к животным и детская находчивость способны на многое

Популярная механика
Мег Уэйт Клейтон: Последний поезд на Лондон Мег Уэйт Клейтон: Последний поезд на Лондон

Отрывок из нового романа Мег Уэйт Клейтон об отправке первого киндертранспорта

СНОБ
Объяснить необъяснимое: кто подпадает под действие британского закона о неочевидных источниках благосостояния Объяснить необъяснимое: кто подпадает под действие британского закона о неочевидных источниках благосостояния

Как доказать британским властям юридическую чистоту источника денежных средств

Forbes
Почему нам нравится смотреть на выдуманные апокалипсисы, когда миру угрожает реальный Почему нам нравится смотреть на выдуманные апокалипсисы, когда миру угрожает реальный

Отрывок из книги Дэвида Уоллеса-Уэллса «Необитаемая Земля»

Forbes
Калифорния планирует запретить автомобили с бензиновым двигателем к 2035 году Калифорния планирует запретить автомобили с бензиновым двигателем к 2035 году

Калифорния переходит на электрические пассажирские автомобили и грузовики

GQ
Правила жизни Стивена Кинга Правила жизни Стивена Кинга

Правила жизни мастера ужасов Стивена Кинга

Esquire
Как Джон Дэвид Вашингтон из профессионального футболиста превратился в звезду мирового масштаба Как Джон Дэвид Вашингтон из профессионального футболиста превратился в звезду мирового масштаба

Как Джон Вашингтон решился не жить в тени своего знаменитого отца

GQ
Модель для сборки: в чем заключается феномен LEGO Модель для сборки: в чем заключается феномен LEGO

Почему LEGO лидеры по производству игрушек и кто такие AFOL?

GQ
Как платить смартфоном вместо карты? Как платить смартфоном вместо карты?

Как использовать свой смартфон для оплаты в магазинах

CHIP
Удивительные люди. Как одно знакомство может перевернуть жизнь Удивительные люди. Как одно знакомство может перевернуть жизнь

Какая встреча изменила вашу судьбу?

Forbes
Пес с тобой Пес с тобой

Лучший друг человека может быть и лучшим фитнес-тренером

GQ
Искусство в интерьере Искусство в интерьере

Подборка квартир, где арт-объекты удачно вписаны в пространство

AD
Чек-лист: как продавать большим клиентам Чек-лист: как продавать большим клиентам

Как довести до контракта общение с крупным бизнесом и вовремя остановиться

Inc.
Как укротить гнев и не срываться на близких Как укротить гнев и не срываться на близких

Как перестать срываться на самых близких

РБК
10 худших суперкаров всех времен 10 худших суперкаров всех времен

Десятка худших суперкаров по версии американского журнала Car and Driver!

Популярная механика
Талант или упорный труд? Разбираемся, что важнее для твоей карьеры Талант или упорный труд? Разбираемся, что важнее для твоей карьеры

Стоит ли завидовать одаренным людям?

Cosmopolitan
10 самых редких и необычных видов диких кошек 10 самых редких и необычных видов диких кошек

Восхищаемся дикими кошачьими и удивляемся самым редким и необычным видам

Популярная механика
Открыть в приложении