Кино о производстве: от энтузиазма постройки ГЭС до разочарования в системе

ForbesИстория

От романтики гидростанций до дефицита бетона: как в СССР снимали кино о производстве

История производственного фильма началась вместе с Советским Союзом — и с ним же завершилась. Кинокритик Наталия Эфендиева рассказывает, как от энтузиазма постройки ГЭС и покорения сил природы этот жанр пришел к разочарованию в системе

Наталия Эфендиева

Кадр из фильма «День приема по личным вопросам»

Кинокартины, положившие начало жанру, появились в первой половине 1930-х. Индустриальный фон — гидростанции, обрушивающие громады воды, грандиозное заводское строительство, ряды станков, уходящих в бесконечность, печи, превращающие руду в пылающие потоки огня, — поэтизировался и романтизировался, вызывая воодушевление. А человека вписывали в этот фон, делая его важной, но все-таки деталью.

Во второй половине 1930-х к производственным драмам добавились комедии («Три товарища» Семена Тимошенко, «Светлый путь» Григория Александрова). Но герои по-прежнему, превозмогая себя и обстоятельства, выдавали максимальный результат, а мешающих их целеустремленности разоблачали, по возможности перевоспитывали либо предавали суду общественности.

В постсталинское время производственный фильм повернулся лицом к отдельному человеку, с его тревогами и волнениями, эмоциями и чувствами. Возникает новый конфликт: между теми, кто продолжал утверждать привычные методы управления производством, и теми, кто справедливо считал, что форсирование планов и шапкозакидательский энтузиазм приводят к отрицательным результатам («Случай на шахте восемь», «Большая семья», «Высота», «Битва в пути»).

Важнейшие мотивы — созидательность и конструктивность человеческой деятельности — наглядно показаны в том числе и в производственных кинокартинах второй половины 1950-х и окончательно закрепляются в кино шестидесятых. В оттепельном десятилетии на место пролетариата приходят представители интеллектуальных профессий и интеллигенции («Девять дней одного года» Михаила Ромма, «Иду на грозу» Сергея Микаэляна, «Необыкновенная выставка» Эльдара Шенгелая). И теперь перед героями встают не только рабочие, но и этические вопросы, на которые тоже необходимо было найти ответы. Их и пытались искать, до начала 1970-х.

В брежневскую пору персонажи производственных драм уже не созидают, а пытаются спасти и сохранить доставшееся по наследству: они мотаются по цехам и стройкам, ревизуя работу плановой экономики на местах, устраивают партсобрания с соответствующими оргвыводами, ведут кажущиеся нескончаемыми телефонные разговоры. Говорят преимущественно о выполнении плана в условиях недостроя, о запуске очередной турбины, которая даст стране еще больше электричества, о дурном качестве материалов, о простоях и безалаберности, приводящих к экономическому бардаку, припискам и фальшивым рапортам вышестоящему начальству.

Главные герои производственного кино 1970-х — одиночки, пытающиеся пробить стену, сломать сложившуюся систему, жертвующие своими интересами, временем, отношениями с близкими ради результата, спущенного сверху, или перемен, которых требует реальность. «Золотой век» производственного фильма оказался недолог. Уже со второй половины 1970-х жанр начал мутировать: одни режиссеры снимали старательные агитки, чья реальность существенно расходилась с внеэкранной действительностью, другие, находившиеся в меньшинстве, пробовали найти новые траектории развития жанра.

«Встречный», режиссеры Фридрих Эрмлер и Сергей Юткевич, 1932

«Встречный», режиссеры Фридрих Эрмлер и Сергей Юткевич, 1932

Сергей Юткевич и Фридрих Эрмлер под музыку Дмитрия Шостаковича («Нас утро встречает прохладой…» немедленно стала хитом) рассказывают историю из жизни турбинного завода. Рабочие обязуются досрочно сконструировать и наладить выпуск первых советских гидравлических турбин повышенной мощности. В достижении цели им мешают то старый беспартийный мастер Бабченко, страдающий от излишней тяги к алкоголю, то инженер-вредитель. Первого перевоспитывают, второго разоблачают, а турбинный механизм после устранения неточностей в расчетах начинает работать безотказно.

В том же 1932 году Александр Довженко снимает фильм «Иван». Считается, что эти две кинокартины заложили основы жанра, и киноведы часто расходятся во мнении, какую из работ следует считать первым производственным фильмом. Довженко делает героем крестьянского парня Ивана (Петр Масоха), отправившегося на одну из главных строек первой пятилетки — ДнепроГЭС. Панорамные кадры демонстрируют масштаб и размах происходящего и сегодня впечатляют не меньше, чем тогда. Иван между тем проходит огонь, воду и медные трубы и перерождается, как и полагается сказочному персонажу, в финале отправляясь на институтскую скамью — теперь Родина нуждается в квалифицированных кадрах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Еще раз про банальность зла: в Каннах показали фильм Серебренникова о докторе Менгеле Еще раз про банальность зла: в Каннах показали фильм Серебренникова о докторе Менгеле

Что Серебренников хотел сказать зрителю в красивом фильме о докторе Менгеле?

Forbes
Как научиться любить себя: лучшие книги для саморазвития Как научиться любить себя: лучшие книги для саморазвития

Книги, которые помогут открыть себя заново

ТехИнсайдер
Первая иранская женщина-министр: история Фаррухру Парсы Первая иранская женщина-министр: история Фаррухру Парсы

Фаррухру Парса была первой женщиной в Иране, занявшей пост министра

ТехИнсайдер
Дело было не в фигуре! 10 необычных привычек, которые делают женщин краше Дело было не в фигуре! 10 необычных привычек, которые делают женщин краше

10 нетипичных женских привычек, которые привлекают к нам взгляды мужчин

VOICE
«Дневник невидимки»: история необычной старшеклассницы с обычными проблемами «Дневник невидимки»: история необычной старшеклассницы с обычными проблемами

Отрывок из «Дневника невидимки» — романа о том, как оставаться собой

Forbes
Техника Эбру: снять стресс и создать картину, даже если вы впервые взяли в руки кисть Техника Эбру: снять стресс и создать картину, даже если вы впервые взяли в руки кисть

Как древняя техника живописи поможет снять стресс и развить творческий потенциал

Psychologies
Пятый в истории: что означает новый случай излечения от ВИЧ Пятый в истории: что означает новый случай излечения от ВИЧ

Победить ВИЧ удалось после трансплантации пациенту стволовых клеток

Forbes
Драма в бетоне: московские новостройки уже не по карману покупателям Драма в бетоне: московские новостройки уже не по карману покупателям

На спросе новостроек сильно сказалось изменение условий «ипотеки от застройщика»

Forbes
Железные аргументы ISUZU D-Max Железные аргументы ISUZU D-Max

ISUZU D-Max — комфортный пикап, рассчитанный на тяжелые грузы

4x4 Club
Сколько можно съесть бананов за день, чтобы не испортить фигуру? Стоит узнать! Сколько можно съесть бананов за день, чтобы не испортить фигуру? Стоит узнать!

Почему нельзя есть одни бананы?

ТехИнсайдер
Зачем составляют карты распределения материи по Вселенной? Отвечает астроном Зачем составляют карты распределения материи по Вселенной? Отвечает астроном

Когда-нибудь мы поймаем этот неуловимый нейтрино

Вокруг света
«Женщина становится более сексуальной»: как менопауза меняет жизнь — неочевидные преимущества «Женщина становится более сексуальной»: как менопауза меняет жизнь — неочевидные преимущества

Научный взгляд на вопрос секса после менопаузы от специалиста

Psychologies
Настройка на альфа-ритм мозга резко повышает эффективность обучения у взрослых Настройка на альфа-ритм мозга резко повышает эффективность обучения у взрослых

Как настроить мозг, чтобы обучение было легким и эффективным?

ТехИнсайдер
Маньяк, о котором все знали: история серийного убийцы Владимира Колебина Маньяк, о котором все знали: история серийного убийцы Владимира Колебина

Почему жители Рыбного скрывали маньяка?

VOICE
Женщины в космосе: опасность, предубеждения и покорение Луны и Марса Женщины в космосе: опасность, предубеждения и покорение Луны и Марса

Почему женщины редко летают в космос?

Forbes
Потерять — так миллиард Потерять — так миллиард

Учимся у рекордсменов потерь 2022 года

Деньги
Источником темной энергии могут быть черные дыры Источником темной энергии могут быть черные дыры

К картине Вселенной не нужно добавлять нового, чтобы объяснить темную энергию

ТехИнсайдер
Гадания на Масленицу: как узнать все о любви, деньгах и будущем Гадания на Масленицу: как узнать все о любви, деньгах и будущем

Масленичная неделя – идеальное время для ритуалов и гаданий

VOICE
Суперпродукт не только для телят Суперпродукт не только для телят

В чем ценность молозива?

Здоровье
По суше, по морю, по льду: как древние люди стремились попасть в Америку и не погибнуть по пути По суше, по морю, по льду: как древние люди стремились попасть в Америку и не погибнуть по пути

В доисторические времена путешествие в Америку сулило множество опасностей

Вокруг света
Переход на юани Переход на юани

Этот китайский электромобиль затмевает европейские марки

Автопилот
«Что я натворила»: звезды, которые честно рассказали о неудачной пластике и плохих бьюти-процедурах «Что я натворила»: звезды, которые честно рассказали о неудачной пластике и плохих бьюти-процедурах

Истории знаменитостей, которые пожалели, что изменили свою внешность

VOICE
«Для чего вы снова нас сюда вызываете?» «Для чего вы снова нас сюда вызываете?»

Константин Селин о своем фильме «Живой» и памяти о войне

Weekend
Надо ли разговаривать с рассадой? Надо ли разговаривать с рассадой?

Кто же поверит, что цветы будут расти лучше, если с ними разговаривать?

Наука и жизнь
Ловушка эффективности: почему 24 часов в сутках никогда не хватает Ловушка эффективности: почему 24 часов в сутках никогда не хватает

Отрывок из книги «Четыре тысячи недель: тайм-менеджмент для смертных»

Inc.
«Жизнь — сапожок непарный»: книга о советской женщине и репрессиях «Жизнь — сапожок непарный»: книга о советской женщине и репрессиях

Книга «Жизнь — сапожок непарный» — образец «лагерной» литературы XX века

Forbes
«Слишком быстро кончил»: почему так бывает и как изменить сценарий секса «Слишком быстро кончил»: почему так бывает и как изменить сценарий секса

Что можно сделать, чтобы продлить удовольствие — себе и партнерше?

Psychologies
Как вернуть жизни смысл, если все бессмысленно: 7 советов на каждый день Как вернуть жизни смысл, если все бессмысленно: 7 советов на каждый день

Когда почва уходит из-под ног, мы невольно задаем вопрос: зачем это все?

Psychologies
Как критика может разрушить жизнь человека: показательные итоги эксперимента Уэнделла Джонсона Как критика может разрушить жизнь человека: показательные итоги эксперимента Уэнделла Джонсона

«Чудовищный эксперимент» — опыт, проведенный психологом Уэнделлом Джонсоном

VOICE
Денежный возраст Денежный возраст

Бизнесмен Максим Валецкий о своем бизнесе в России

СНОБ
Открыть в приложении