Франчайзи Domino’s Pizza жалуются в головной офис на убыточность своих точек

ForbesБизнес

Неокупившиеся надежды: почему франчайзи Domino’s Pizza из регионов винят компанию в своих убытках

С весны 2019 года франчайзинговые партнеры Domino's Pizza в регионах России жалуются в головной офис на завышение цен на продукты и убыточность своих точек. В октябре один из бывших франчайзи подал на компанию в суд. Однако руководство Domino's Pizza ситуацию конфликтной не считает

Ксения Мельникова

1-gettyimages-921742300.jpg__1573417868__68374.jpg
Фото Andrew Harrer / Bloomberg via Getty Images

В марте 2019 года региональные франчайзи российского подразделения международной сети пиццерий Domino's Pizza (Domino's Pizza Russia) направили руководству компании первую коллективную претензию (копия обращения есть в распоряжении Forbes). В ней владельцы 20 из 26 пиццерий за пределами московского региона пожаловались на то, что головной офис завышает закупочные цены на продукты и проводит «провальные маркетинговые акции без учета региональной специфики», из-за чего франшизные точки терпят убытки от 200 000 до 1 млн рублей ежемесячно.

В октябре бывший франчайзи из Челябинска Евгений Хоронько направил в Арбитражный суд Москвы иск о взыскании с Domino's Pizza 27,1 млн рублей. Летом компания в одностороннем порядке расторгла с ним договор коммерческой концессии «из-за невыполнений обязательств по контракту».

Параллельно недовольные франчайзи создали коллективный чат в одном из мессенджеров. По оценке участников чата, на фоне конфликта с рядом партнеров за последний год Domino's Pizza Russia выкупила у региональных франчайзи 16 точек. Forbes узнал у партнеров сети, что вызвало их недовольство, и попросил прокомментировать претензии руководство Domino's Pizza.

Пиццу в регионы

История американского бренда Domino's Pizza в России началась в 1997 году, но в активную фазу роста перешла только в 2013-м, когда управление российским подразделением передали турецким менеджерам: гендиректором стал Гюванч Донмез (сейчас — вице-президент по стратегическому развитию фудтех-проектов Mail.ru Group), а его заместителем — Мустафа Озгул (сейчас — исполняющий обязанности гендиректора Domino's Pizza Russia). Если за 16 стартовых лет компания открыла всего порядка 13 собственных точек в Москве, то за последние пять — разрослась до 189 пиццерий, 78 из которых франшизные.

Развивать франчайзинговое направление за пределами Москвы и Московской области Domino's Pizza начала в середине 2017 года. Для сравнения, «Додо Пицца» тогда уже продала франшизы почти во все крупные города России. Domino's Pizza к середине 2017-го успела опробовать формат только в московском регионе, где по франшизе работал 41 ресторан. Годовая выручка всей сети тогда составляла 3,3 млрд рублей млрд рублей, EBITDA — 181 млн рублей, приводит цифры в беседе с Forbes Мустафа Озгул. По данным СПАРК, в 2017-м сеть получила убыток в 223 млн рублей.

Условия для региональных франчайзи поначалу были схожи со столичными: паушальный взнос составлял 17 500 условных единиц, а роялти — 5% (в Москве — 7%). Но в середине 2018 года Domino's Pizza их скорректировала: с региональных партнеров в первый год работы стали брать льготный роялти — 3,5%. Продукты для приготовления пиццы всем франчайзи рекомендовали закупать у головной компании. «Для этого мы открыли несколько производственных центров — в Химках, Чехове, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону. 90% продуктов на них — от локальных поставщиков. Только так мы могли контролировать качество», — рассказывает Озгул. Сменить поставщика на деле было «практически невозможно», говорят опрошенные Forbes франчайзи: продукт нужно было согласовать с турецкими и американскими руководителями.

Кроме того, Domino's Pizza рекомендовала франчайзи работать со своим поставщиком телекоммуникационных услуг (ООО «БизнесСвязьХолдинг») и оборудования. Взамен, согласно условиям договора, головная компания предоставляла партнерам доступ к своей системе управления ресторанами, брала на себя обучение персонала, которое длилось 2,5 месяца, а также оказывала консультационную и маркетинговую поддержку. Средние инвестиции в запуск франчайзинговой точки, по расчетам франчайзи, составляли 10-14 млн рублей без учета налогов.

Первым франчайзи Domino's Pizza в регионах стал Михаил Шуваев, который открыл точку в Краснодаре в декабре 2017 года. Затем предприниматель запустил еще в общей сложности восемь пиццерий в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Воронеже. В 2018-м Domino's Pizza начала продавать региональную франшизу массово — за полгода появилось еще около 20 пиццерий в Рязани, Нижнем Новгороде, Казани, Серпухове, Туле, Челябинске, Ярославле, Самаре, Саратове и Твери. Выручка в России, по данным самой компании, в 2018-м составила уже 4,9 млрд рублей, EBITDA — 314 млн рублей. Убыток компании на российском рынке в 2018 году, по данным СПАРК, составил 320 млн рублей.

За все годы работы Domino's Pizza инвестировала в развитие ресторанов, продуктовых центров и логистики на российском рынке $60-70 млн, говорит председатель совета директоров и руководитель Domino's Pizza Eurasia Аслан Саранга. Также компания проводила креативные маркетинговые кампании: например, в 2018-м запускала акцию с «пожизненным» сертификатом на бесплатную пиццу всем, кто сделает татуировку с логотипом Domino's Pizza.

Бунт на корабле

Проблемы с российскими франчайзи у Domino's Pizza начались еще в конце 2018 года. Тогда 16 партнеров компании, в том числе из Москвы и Московской области, отправили в компанию обращение (копия есть в распоряжении редакции), в котором просили руководство предоставить маркетинговую стратегию развития бренда на 2019 год и пересмотреть стоимость продуктов, связи и логистики для регионов. Весной 2019-го владельцы региональных ресторанов направили повторное письмо в Domino's Pizza — теперь уже на имя президента головной компании Domino's Pizza International Фредерика Лунду, Аслана Саранга и Гюванча Донмеза. Его подписали владельцы 20 из 26 региональных франчайзинговых пиццерий. В письме франчайзи упрекали сеть в отсутствии маркетинговой поддержки и завышении цен на продукты в среднем на 15-20% по сравнению с «Додо Пицца». Подписавшиеся сетовали на то, что ни один из их ресторанов не достиг точки безубыточности, хотя изначальная финансовая модель Domino's Pizza Russia предполагала, что это произойдет в первый же месяц работы.

Одними из авторов письма были предприниматели Илья и Мирон Родзинские. Франшизу Domino's Pizza партнеры приобрели в феврале 2018 года. Прежде Родзинские 15 лет развивали семейный строительный бизнес. Ресторан Domino's Pizza в Туле площадью 200 кв.м предприниматели открыли в июне 2018-го. Инвестиции в запуск составили порядка 15 млн рублей, приводит цифры Илья Родзинский: большая часть пошла на ремонт, закупку у поставщика франчайзера оборудования и оплату паушального взноса в размере около 1,2 млн рублей. «Мы сами живем в Москве, но в Domino's Pizza нам сказали, что франшизу в столице больше не продают, и мы решились на запуск в другом городе», — добавляет Илья.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Три страницы ненаписанной летописи: как виноделы боролись за вино в годы ВОВ Три страницы ненаписанной летописи: как виноделы боролись за вино в годы ВОВ

Проверку на соответствие системе ценностей вино прошло в годы ВОВ

Forbes

Изучением нарушений сна занимается специальная наука - сомнология

Популярная механика
Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру

Как зумерам справиться с пятью страхами, связанными с трудоустройством

Forbes
Подарок матери осужденного Подарок матери осужденного

Почему российские суды почти никого не оправдывают

Русский репортер
Когда медицина перестает быть бумажной: как Москва лечит людей и спасает деревья Когда медицина перестает быть бумажной: как Москва лечит людей и спасает деревья

Как электронная медицина спасает сотни деревьев?

Правила жизни
Выведем нос на чистую воду Выведем нос на чистую воду

Типичное осложнение гриппа и простуд – гайморит

Здоровье
Родовое гнездо Родовое гнездо

Как Ольга Панченко решилась на рождение ребенка при помощи суррогатной мамы

Tatler
Конец бракоразводного туризма: как лондонский суд лишил надежды жен состоятельных россиян Конец бракоразводного туризма: как лондонский суд лишил надежды жен состоятельных россиян

Решение судьи Джонатана Коэна может положить конец «бракоразводному туризму»

Forbes
Главная новинка Mercedes-Maybach дебютировала в России Главная новинка Mercedes-Maybach дебютировала в России

Каким получился первый в истории кроссовер Maybach?

GQ
Наркотики, буллинг, несчастная любовь: судьба певицы Деми Ловато Наркотики, буллинг, несчастная любовь: судьба певицы Деми Ловато

За 27 лет Деми Ловато пережила очень многое, но теперь ее жизнь налаживается!

Cosmopolitan
«Сергей разрушит эту чертову компанию»: WSJ узнала, как Google манипулирует поиском «Сергей разрушит эту чертову компанию»: WSJ узнала, как Google манипулирует поиском

Что стало причиной конфликта между Сергеем Брином и Ларри Пейджем?

Forbes
Как развивается мода в Нигерии Как развивается мода в Нигерии

Почему Нигерия и ее модная индустрия привлекают столько внимания?

Esquire
Василий Кондратьев: В лесу, который склоном шел к берегу… Василий Кондратьев: В лесу, который склоном шел к берегу…

Отрывок из прозы петербургского поэта Василия Кондратьева

СНОБ
На дофаминовой игле На дофаминовой игле

Как мы, сами того не замечая, попадаем в дофаминовые сети

Здоровье
Худой психопат и толстый политик: Кристиан Бейл и все его трансформации в кино Худой психопат и толстый политик: Кристиан Бейл и все его трансформации в кино

Посмотрим, как Кристиан Бейл менялся для разных фильмов

Cosmopolitan
Гонка супергероев Гонка супергероев

Мэтт Деймон и Кристиан Бейл не могут жить без приключений

GQ
«Итальянцы считают себя самыми умными»: как миллиардер Колесников выходил на европейский рынок «Итальянцы считают себя самыми умными»: как миллиардер Колесников выходил на европейский рынок

Новая книга миллиардера Сергея Колесникова «Поход в Европу, или новые горизонты»

Forbes
Чем лучше закусывать водку и чего стоит избегать: список, который нужен каждому Чем лучше закусывать водку и чего стоит избегать: список, который нужен каждому

Давай узнаем, чем правильно закусывать водку, чтобы было хорошо и приятно

Playboy
Муравьиная планета: как два друга из Волгограда заработали миллионы на фермах для насекомых Муравьиная планета: как два друга из Волгограда заработали миллионы на фермах для насекомых

Как детское увлечение превратилось в бизнес с миллионной выручкой

Forbes
Миллиардер, работающий 24 часа в сутки: как владелец Louis Vuitton создал состояние в $100 млрд Миллиардер, работающий 24 часа в сутки: как владелец Louis Vuitton создал состояние в $100 млрд

Как Бернару Арно удалось построить модную империю, ставшую символом роскоши

Forbes
Вадим Мошкович Вадим Мошкович

Создатель школы «Летово» — об эндаумент-фонде, «слепом» поступлении и «плане Б»

Robb Report
Как разбогатеть на картине с бабушкиного чердака: большой гид по вторичному рынку искусства, похожему на криминальный сериал Как разбогатеть на картине с бабушкиного чердака: большой гид по вторичному рынку искусства, похожему на криминальный сериал

Как разбогатеть на искусстве: инструкция Esquire

Esquire
Портрет с натуры Портрет с натуры

Дизайнер написала портрет заказчицы, отразив ее вкусы и предпочтения в интерьере

AD
«Мальчик по вызову» «Мальчик по вызову»

Как живут мужчины, торгующие своей любовью за деньги

Cosmopolitan
Праздник без памяти. Почему каждое 7 ноября власть попадает в ловушку исторических комплексов Праздник без памяти. Почему каждое 7 ноября власть попадает в ловушку исторических комплексов

Наследие Октябрьской революции проявляет себя чаще, чем кажется

СНОБ
Верность как выбор: все о «новой» моногамии Верность как выбор: все о «новой» моногамии

Верность сама по себе еще не делает брак счастливым

Psychologies
Пять простых тренировок для поддержания здоровья Пять простых тренировок для поддержания здоровья

Ученые выделили пять активностей на пользу физическому и психическому здоровью

Psychologies
Проект года: Марина Лошак Проект года: Марина Лошак

Директор Пушкинского музея Марина Лошак обещает нам большие перемены

Glamour
Фанни Ардан: «Я хочу, чтобы со мной обращались, как с человеком, а не как с женщиной» Фанни Ардан: «Я хочу, чтобы со мной обращались, как с человеком, а не как с женщиной»

В интервью актриса рассказала о новой картине, феминизме, ностальгии

Forbes
7 шагов, чтобы вернуться к бывшему 7 шагов, чтобы вернуться к бывшему

Чтобы избежать нового разрыва, нужно серьезно подойти к вопросу воссоединения

Psychologies
Открыть в приложении