Прежде чем рассмотреть мещанина, стоит задаться вопросом: а что же он такое?

НаукаИстория

«Обывательщину на прицел!», или Как в эпоху НЭПа в СССР боролись с мещанством, но не преуспели

Уничижительное значение слова «мещанин» многим знакомо с детства. В среде советской интеллигенции так называли того, кто откровенно ставил личные интересы выше общественных, устраивал личную жизнь, ничего не стесняясь, без оглядки на идеологические стандарты.

Все иллюстрации в статье (кроме последней) — из советских довоенных журналов

«Скажите, почему все коммунисты говорят,
что надо жить для человечества?
По-моему, надо жить для себя»

(из пьесы эпохи НЭПа)

Прежде чем рассмотреть нашего героя — то есть мещанина — с разных сторон, вероятно, стоит задаться вопросом: а что же он есть такое? Знакомство с раннесоветской эпохой приводит к удивительным выводам: дело в том, что никто, в сущности, не может дать четкого определения, кроме того что это некто, не нравящийся идеологически активному населению.

«Гнусная прелесть старого мира», или Чего хотели мещане

Трудно бороться с недоумением, читая массив источников эпохи НЭПа. Впечатление от того, что маркируется как «мещанство», создается крайне противоречивое.

Девушка сделала аборт — мещанка. Не хочет его делать и настаивает на браке — тем паче мещанка.

Если парень, узнав о беременности, бросил девушку, предложив «по-товарищески» половину денег на аборт,— то это «мещанское хамство». Не бросил и женился, утратив пыл комсомольского активиста,— подвергся губительным мелкобуржуазным тенденциям.

Молодой рабочий тратит последние деньги на модный галстук и штиблеты, чтобы щегольнуть перед девушками, — мещанин, разумеется. Откладывает зарплату на свадьбу и будущую семейную жизнь — ну кто же он еще, как не мещанин.

Даже большевистские теоретики пишут о мещанстве как о таинственной зловещей силе:

«Мещанство — страшный и неуловимый враг. Трудно определить его лицо, но там, где мы улавливаем его черты, нужно бороться. Оно засасывает, оно делает человека неспособным на борьбу, на порыв…»

Встречаются, однако, более вдумчивые авторы:

«Мещанство рождается не в отношении между человеком и вещью, а в отношениях человека с коллективом, с обществом. Поэтому определять мещанство по внешним, „вещевым“ признакам крайне неверно. Что основное в мещанине и в мещанском быту? Основное — это то, что мир и круг интересов мещанина и мещанского быта ограничивается личным „я“ или своей семьей. Все остальное не интересует мещанина, туда он не вмешивается или вмешивается постольку, поскольку это необходимо для личного благополучия. Разобщенность, крайний индивидуализм, крайне ограниченный круг интересов, отгораживание себя от коллектива и общественной жизни и полный уход в свою личную жизнь характеризуют мещанство».

«Мещанин никогда не служит интересам класса, а служит себе»

Неопределенность термина имело своим следствием, что под «мещанством» понималось, в сущности, то, что по разным причинам просто не нравилось агрессивно настроенным носителям господствующей идеологии. Скажем, вполне идеологически безупречная комсомолка, не склонная удовлетворять половые потребности коллеги по ячейке, безусловно, мещанка.

Впрочем, в «мещане» рискуют угодить и правоверные коммунисты, если подвернутся под руку особенно пылким и ностальгирующим по вольнице времен Гражданской войны «коммунарам», борцам с такими, безусловно, обывательскими практиками, как чистка зубов, мытье и привычка хотя бы иногда менять белье.

Этой тенденции пытаются возражать, пытаясь урезонить строгих «комиссаров». На рисунке из газеты «Комсомольская правда» мы видим вещи, которые приводят комсомольцев к «мещанству», в том числе галстук на резиночке, одежная щетка, гуталин, коробка порошка с зубной щеткой, мыло, гребень, чистый носовой платок с вензелем, томики Толстого и Пушкина и аккуратно заплетенную косичку с бантиком — поскольку, с точки зрения совсем уж пламенных борцов с «мещанством», настоящим комсомольцам, вне зависимости от пола, полагались исключительно кожаная куртка на голое тело, цигарка и коротко стриженные немытые волосы.

В общем, здесь мы имеем дело с явной демонизацией «мещанина» — де‑факто обычного гражданина, озабоченного более всего обывательскими низменными интересами: как жить с достатком и удобно, хорошо устроиться и поменьше беспокоить себя и своих близких решением столь малоактуальных с житейской точки зрения вопросов, как, например, насколько эффективно пролетариат побеждает буржуазию, а также о конкретных сроках наступления коммунизма?

«Выключайте из ячейки, потому что в комсомоле мне вся надобность прошла!»

Общественная позиция мещанина бывает двух типов, по мнению советских пуристов. Откровенные, карикатурные мещане встречаются не так уж часто, зато очень распространен тип приспособленца. Его появление объясняется обычным конформизмом: адептов господствующей коммунистической идеологии в реальности немного, охотников примерять на себя разнообразные теории на тему, например, «Крылатого Эроса» Александры Коллонтай, отмены семьи и отказа от быта находится исчезающе мало. Но для достижения успеха в новом обществе совсем не обязательно разделять эти идеи, достаточно имитировать их принятие. В результате большое количество обывателей успешно подражают официальной риторике, мимикрируют под новые общественно приемлемые стандарты, а то и становятся комсомольцами и членами РКП(б), для того чтобы сделать карьеру.

Типовая ситуация — девушка вступает в комсомол только для того, чтобы найти там престижного жениха, вслед за чем немедленно забыть об активной общественной позиции…

Венчание. Парочка мещан после венчания в церкви. Характерно, что «настоящий» брак — это именно венчание, загс — формальность для советского государства. Молодожены наряжены со всем возможным «мещанским» шиком!

«Чтоб было прочно»: зачем венчание советским гражданам?

Публицист эпохи НЭПа сообщает о работнице‑комсомолке, которая большую часть своего хорошего заработка тратит на маникюр, краски, шелковые чулки и танцевальные вечера. Зачем же? Она вполне прямолинейна: «Скорей бы обвенчаться, а потом я бы совсем ушла из комсомола».

Да‑да, вы не ослышались. Одним из первых решений советской власти был декрет, лишавший законной силы церковный брак. Отныне официально пожениться можно было, только расписавшись в загсе, а с 1926 года гражданский брак и был вообще уравнен с простым сожительством — поэтому у многих из нас бабушки и дедушки вовсе не были официально женаты, не только из‑за равнодушия к формальностям, но и потому, что довольно долгое время регистрация в принципе была необязательна для признания брака со всеми его правовыми последствиями.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Левее левых: гошисты в водовороте событий мая—июня 1968 года во Франции Левее левых: гошисты в водовороте событий мая—июня 1968 года во Франции

Антиколониальная борьба во Франции и разочарование в коммунистах

Наука
Шимпанзе подсмотрели решение непонятной задачи у обученных сородичей Шимпанзе подсмотрели решение непонятной задачи у обученных сородичей

Шимпанзе могут научиться у сородичей решению сложной задачи

N+1
«Мы не воюем, мы работаем» «Мы не воюем, мы работаем»

О службе в Афганистане и Чечне, а также о специфике работы советских погранвойск

Монокль
Как и зачем айтишник из Якутии пытается сохранить исчезающие языки малочисленных народов России с помощью современных технологий Как и зачем айтишник из Якутии пытается сохранить исчезающие языки малочисленных народов России с помощью современных технологий

Как эколог стал IT-специалистом и сложно ли ИИ говорить на редких языках

СНОБ
Кочевая кузница Кочевая кузница

Путешествие в край шаманов за секретами якутских мастеров

Вокруг света
Спа среди хвойного леса Спа среди хвойного леса

Превращение неиспользуемой части гаража в домашний спа-комплекс

Идеи Вашего Дома
Что сажать на рассаду Что сажать на рассаду

Самые популярные и простые в уходе растения на рассаду

Лиза
Как разговаривать с пьяным человеком? Как разговаривать с пьяным человеком?

Как вести себя в ситуации, когда пьяного человека невозможно игнорировать?

Psychologies
Тренинг двойной эффективности: почему стоит нанимать женщин после декрета Тренинг двойной эффективности: почему стоит нанимать женщин после декрета

В каком контексте мамы строят карьеру, и почему они ценные сотрудники

Forbes
Масленица в Коломне Масленица в Коломне

Кругом угощения, блины, сладости! И этот дух сохранили в Коломне и сегодня!

Лиза
Метод часов: как диагностировать раннюю стадию деменции у пожилого родственника Метод часов: как диагностировать раннюю стадию деменции у пожилого родственника

На что обратить внимание, чтобы не упустить развитие деменции у близкого?

Psychologies
Иван Кашпуров Иван Кашпуров

Кто, кроме земляков, сейчас помнит этого писателя?

Дилетант
Лишь секса тень Лишь секса тень

В каком возрасте больше секса?

Men Today
Гибкий подход Гибкий подход

Яхты Aquitalia — это симбиоз итальянских традиций и китайского трудолюбия

Y Magazine
Пой, ласточка, пой Пой, ласточка, пой

Какими умениями нужно обладать, чтобы стать оперным певцом

Лиза
Не только игрушки: чем интересна для бизнеса сфера SexTech и что мешает ее развитию Не только игрушки: чем интересна для бизнеса сфера SexTech и что мешает ее развитию

С какими барьерами сталкивается SexTech индустрия?

Forbes
«Джеймс Уэбб» впервые оценил состав поверхности пары транснептуновых объектов «Джеймс Уэбб» впервые оценил состав поверхности пары транснептуновых объектов

«Джеймс Уэбб» оценил состав поверхности двойной системы транснептуновых объектов

N+1
Сохрани в тайне свою женитьбу… Сохрани в тайне свою женитьбу…

Александра Иосифовна умоляла императора подождать с публичностью в новом браке

Дилетант
От ландшафта к дому От ландшафта к дому

Сочетание атмосферы загородного уюта с ощущением свободы

Идеи Вашего Дома
Из почвы в почву Из почвы в почву

«Калина красная»: как можно вернуться в крестьянский мир

Weekend
За пределами привычного: нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности и их особенности За пределами привычного: нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности и их особенности

Виды нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности и их значение

Наука и техника
Силиконовый остров Силиконовый остров

Как Тайвань стал главной мировой полупроводниковой державой

Деньги
Весенний апгрейд Весенний апгрейд

6 способов обновить интерьер, не потратив ни копейки

Лиза
10 мифов о Великом посте 10 мифов о Великом посте

Как провести пост с пользой для души и тела, без заблуждений и ошибок

Maxim
Парень избил двух девушек из-за цвета волос: почему ненавидят за внешность Парень избил двух девушек из-за цвета волос: почему ненавидят за внешность

Почему чужая внешность становится причиной конфликтов между людьми?

Psychologies
В стиле города В стиле города

За окнами — конструктивистская архитектура, в интерьере — чистые, строгие линии

SALON-Interior
«Системное угнетение мужчин»: инцел рассказал, в чем еще «виноваты» женщины «Системное угнетение мужчин»: инцел рассказал, в чем еще «виноваты» женщины

Делимся главными моментами из непростого разговора о сексе и женщинах

Psychologies
Кому точно нельзя делать тату и перманентный макияж: твоя главная памятка перед процедурой Кому точно нельзя делать тату и перманентный макияж: твоя главная памятка перед процедурой

Как не допустить, чтобы бьюти-процедура обернулась для тебя серьезными рисками.

VOICE
Не пора ли подумать о протекционизме? Не пора ли подумать о протекционизме?

Протекционизма как системы защиты в России пока нет

Монокль
Модный разговор с Владимиром Славским. Глафира Тарханова: «Улыбка — лучший аксессуар женщины» Модный разговор с Владимиром Славским. Глафира Тарханова: «Улыбка — лучший аксессуар женщины»

Стоит ли слепо следовать трендам? Как выбирать одежду для выхода?

Караван историй
Открыть в приложении