Вадим Тихонович Иванов о химии живого

Наука и жизньНаука

Пептиды — тёмная материя биологии?

Академик Вадим Иванов, научный руководитель Института биоорганической химии им. академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН.

На лабораторном коллоквиуме. Структуру циклического антибиотика валиномицина на доске рисует В. Т. Иванов — будущий академик. Присутствуют академик М. М. Шемякин, будущий академик А. И. Мирошников и будущий член-корреспондент РАН В. Ф. Быстров, 1965 год.

Вадим Тихонович Иванов, один из ведущих специалистов в области химии белково-пептидных веществ, работает в Институте биоорганической химии им. академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова Российской академии наук почти шестьдесят лет — практически с момента его основания. Пришёл аспирантом, после окончания химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, и вот за плечами — путь от младшего научного сотрудника до директора института, которым Вадим Тихонович был с 1988 по 2017 год.

Химия живого стала одним из наиболее перспективных направлений химической науки уже к середине XX века, но существовавшие тогда в нашей стране химические институты слабо ею занимались. В то время сложилась тяжелейшая ситуация, связанная с влиянием Лысенко, который прикрыл всякие попытки молекулярного анализа наследственности, даже слово «ген» было под запретом. К счастью, физики спасли существенную группу учёных, занимавшихся генетикой и молекулярной биологией, фактически спрятав их в недрах процветавшей атомной отрасли.

Скульптура, изображающая валиномицин, перед зданием института.

В конце 1950-х годов возникла острая необходимость создать в системе Академии наук учреждение, которое занималось бы молекулярной организацией живых существ. Начал эту работу на химическом фронте Михаил Михайлович Шемякин, вице-президент Академии наук. Он и организовал Институт биоорганической химии. Коллектив собирал, что называется, с миру по нитке. Тут были сотрудники Института биохимии, где тогда занимались антибиотиками. Пришли две лаборатории из Института органической химии. Была команда из университета, в которую входил и я. В нашей команде главным лицом был Юрий Анатольевич Овчинников, будущий академик. Тогда он только что окончил аспирантуру в МГУ, а я был у него дипломником.

Шемякин пригласил Овчинникова к себе, дал лабораторию. Мы занимались тем, что считали важным. В первую очередь антибиотиками. Вскоре стало понятно, что этого недостаточно: есть нуклеиновые кислоты — основа структур, которые передают из поколения в поколение генетическую информацию и закладывают информационную основу жизни. Есть рабочие тела — белки, которые в те времена вообще не знали, как исследовать. На описательном уровне было более или менее ясно, что это такое, но химически — терра инкогнита. Ну не говоря уж о миллионах низкомолекулярных биорегуляторов. Углеводы, липиды и прочее, и прочее — изучение всех этих веществ находилось на самой начальной стадии. Для такого исследования и был создан наш институт, которому в сентябре исполняется 60 лет.

Готовясь к юбилею, я решил посмотреть динамику развития института. И понял, что вначале более двадцати лет подряд наблюдался заметный рост по многим показателям — научным в первую очередь. А вот в 1990-х — полный провал. Мы потеряли человек сто кандидатов наук, они уехали за рубеж, поскольку нормально жить и работать здесь стало, мягко говоря, сложно. В 2000-х ситуация начала постепенно улучшаться.

Академик М. М. Шемякин.

И всё же решающими для достижения того уровня институтской науки, который мы видим сегодня, были 1970-е годы и начало 1980-х. Тогда сошлось очень много векторов. Во всём мире наблюдалось бурное развитие наук о жизни, 50% общего бюджета мировой науки шло на этот спектр наук. У нас, правда, всегда выделялось значительно меньше средств, поэтому непросто было угнаться за тем, что делалось в мире, но мы пытались, да и сейчас пытаемся. Коллектив за эти годы вырос. Проблемы биологической безопасности возникли на стратегическом, политическом уровне. Усилилась поддержка работ, направленных на исследование механизмов функционирования живых систем, в том числе и человека. В те годы было принято несколько постановлений ЦК КПСС и Совета Министров, национальных программ, и по одной из них было выстроено замечательное здание, где мы сейчас и находимся.

По сути, это не одно здание, а целый городок со своей инфраструктурой: девять корпусов лабораторий, офисы, мастерские. У нас есть спортивный комплекс, зимний сад, даже гостиница была (правда, её потом передали в ведение Академии наук). Главной движущей силой был академик Ю. А. Овчинников, мой учитель, который к тому времени стал вице-президентом Академии наук, самым молодым в её истории. Он курировал химию и биологию, возглавлял наш институт. Я был его заместителем. На институт приезжали посмотреть, настолько всё здесь казалось в диковинку.

Мы имели фактически неограниченные возможности. Любой прибор ты мог купить. Нужны импортные реактивы — давай список. Отечественная промышленность производила только простейшие реактивы, да и сейчас дела не лучше. Кстати, и приборной промышленности тоже нет. Приборы все импортные, к сожалению. Если раньше были попытки создать отечественные приборы, то теперь и этого нет. А серьёзные импортные приборы стоят бешеных денег. Иметь нормальный приборный парк — это нереальная мечта очень многих моих коллег. Мы пытаемся как-то держаться на мировом уровне, но достичь этого без серьёзной государственной поддержки невозможно.

Академик Вадим Тихонович Иванов.

У меня навсегда остались в памяти те годы жизни института, когда шло активное его развитие. За результаты наших работ было получено немало высоких престижных премий, и это вполне заслуженные награды. Например, в 1978 году мы получили Ленинскую премию за цикл работ по созданию нового класса мембранных биорегуляторов и исследование молекулярных основ ионного транспорта через биологические мембраны. Эту работу мы проводили совместно с Овчинниковым.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Время ускорять, время сталкивать Время ускорять, время сталкивать

В Подмосковной Дубне продолжается строительство комплекса NICA

Популярная механика
Счастье: рецепт (не) для всех Счастье: рецепт (не) для всех

Человечество единодушно стремится быть счастливым

Psychologies
Третий путь атомной энергетики Третий путь атомной энергетики

В Курчатовском институте завершается модернизация токамака Т-15

Популярная механика
Дарья Сагалова: «Мечтаю просто выспаться» Дарья Сагалова: «Мечтаю просто выспаться»

Звезда сериала «Счастливы вместе» о материнстве и спорах с мужем

StarHit
Свинушка — гриб, который нельзя есть дважды Свинушка — гриб, который нельзя есть дважды

Грибники хорошо знакомы с грибом свинушкой, или свинухой тонкой

Наука и жизнь
Дождались: тест УАЗ «Патриот» с Дождались: тест УАЗ «Патриот» с

Первое знакомство с обновленным УАЗ Patriot с АКП было мимолетным

Популярная механика
Наука «Аполлонов» Наука «Аполлонов»

Научно-исследовательская работа «Аполлонов»

Наука и жизнь
Площадь, пройденная огнем Площадь, пройденная огнем

Почему половину всего леса в стране можно не тушить

Русский репортер
Грехи Грехи

Мужчины, которые обеспечили себе место в аду, зарабатывая состояние и признание

Esquire
Жаркая осень: новые игры Wargaming и обновления World of Tanks Жаркая осень: новые игры Wargaming и обновления World of Tanks

Этой осенью в лончере Wargaming Game Center появятся несколько новых игр

CHIP
Драгоценное зернышко Драгоценное зернышко

Золотодобыча в современных условиях

Популярная механика
Неизвестность: принять и перестать бояться Неизвестность: принять и перестать бояться

Как изменить свой подход к жизни и завтрашнему дню?

Psychologies
Бег без препятствий Бег без препятствий

Плюсы и минусы бега

Здоровье
Интерьер как музыка Интерьер как музыка

Все элементы этого интерьера находятся в идеальном равновесии друг с другом

SALON-Interior
Почему Грета Тунберг — самая настоящая современная героиня Почему Грета Тунберг — самая настоящая современная героиня

Активизм Греты Тунберг важен для нашего будущего далеко не только из-за климата

РБК
«Убивать себя на работе становится все менее популярно». Екатерина Шульман о правилах потребления нового поколения «Убивать себя на работе становится все менее популярно». Екатерина Шульман о правилах потребления нового поколения

Политолог Екатерина Шульман рассказывает о том, что нас ждет в ближайшем будущем

Forbes
Городская прописка, дорого: все о новом LR Defender Городская прописка, дорого: все о новом LR Defender

Легендарный английский внедорожник не узнать

РБК
Как с уходом Демны Гвасалии из Vetements закончилась новая фэшн-волна Как с уходом Демны Гвасалии из Vetements закончилась новая фэшн-волна

Вместо лозунгов нас, возможно, ждет возрождение фэшн-дизайна

РБК
6 забытых советских и российских легковушек: ностальгия и обида 6 забытых советских и российских легковушек: ностальгия и обида

Не стоит судить об отечественном автопроме строго

Популярная механика
Многоликая амнистия. Подорвет ли дело Валерия Израйлита доверие бизнеса к государству? Многоликая амнистия. Подорвет ли дело Валерия Израйлита доверие бизнеса к государству?

Суд в Санкт-Петербурге впервые использовал спецдекларацию

Forbes
Арт-терапия: дать чувствам цвет и форму Арт-терапия: дать чувствам цвет и форму

В случаях, когда причина происходящего не ясна, может помочь арт-терапия

Psychologies
Сказка – ложь Сказка – ложь

Нелли Якимова комментирует самые распространенные «правила» в сексе и отношениях

Cosmopolitan
Обзор и тест браслета Xiaomi Mi Band 4: наконец-то цветной! Обзор и тест браслета Xiaomi Mi Band 4: наконец-то цветной!

Чем браслет Mi Band 4 отличается от Mi Band 3 и вообще, что нового?

CHIP
Код кота: 31 вопрос о главном Код кота: 31 вопрос о главном

Ответы на главные вопросы человечества о котах

Maxim
Шеф-повара из Петербурга и Копенгагена — о национальной кухне и рейтингах Шеф-повара из Петербурга и Копенгагена — о национальной кухне и рейтингах

Что гораздо важнее звезд «Мишлен» и как попасть в когорту лучших?

РБК
К бою готовы! К бою готовы!

Звездные родители первоклашек рассказали, какие наставления дали детям

StarHit
Деньги на счетах, а не в экономике. О чем говорит новый рейтинг РБК 500 Деньги на счетах, а не в экономике. О чем говорит новый рейтинг РБК 500

Крупнейшие компании России вдвое увеличили темпы роста выручки в 2018 году

РБК
Все побежали – и я побежал Все побежали – и я побежал

Популярность марафонов и разных экстремальных самоистязаний уверенно растет

Playboy
Искусство Искусство

Дочь Бадри Шенгелии организовала выставку картин отца и дает интервью о нем

Собака.ru
Опыт читателя: как я собрал ПК в корпусе старого видеомагнитофона Опыт читателя: как я собрал ПК в корпусе старого видеомагнитофона

​​​​Идея была такова: создать медиаплеер для старого телевизора

CHIP
Открыть в приложении