О создании первой самоходной машины на паровом двигателе

Наука и жизньАвто

На всех парах

Максим Абаев

Паромобиль Stanley Steamer выпуска 1920 года, произведённый американской компанией Стэнли.

Динамично развивающийся, стремительно меняющийся, век бескрайних технологических возможностей — примерно такими эпитетами обычно награждают современный мир. И мы можем наблюдать, как одним из символов этого бурного развития становится электротранспорт. Речь, конечно, не о троллейбусах и электричках, на которых с успехом передвигались ещё в те времена, когда пассажиров первым делом волновало, отапливается ли вагон, а не есть ли в нём бесплатный вай-фай. У жителей современных городов уже не вызывают удивления обладатели моноколёс, а электросамокат стал удобным средством, чтобы добраться в хорошую погоду до места работы или учёбы. «Короли» же современного личного парка электроустройств на колёсах — это, безусловно, электромобили. Лучшие их представители быстры, мощны, бесшумны и не источают вредные выхлопные газы. А сложности с зарядкой и некоторые особенности эксплуатации владельцами электрокаров воспринимаются как трудности, связанные лишь со слишком рано наступившим будущим. Однако есть некоторая ирония в том, что то же самое можно было бы сказать об автомобилях столетней давности, автомобилях, приводимых в движение паровыми двигателями…

Создание первой самоходной машины на паровой тяге приписывают французскому изобретателю и инженеру Николя-Жозе Кюньо. Его трёхколёсная телега с примитивным паровым котлом преодолела первые метры по парижским улицам в 1769 году. В дальнейшем паровые двигатели развивались в двух основных направлениях. Одни благодаря усилиям инженеров становились больше и мощнее, поселившись в итоге в паровозах и пароходах, в то время как другие, наоборот, стремились стать легче и пытались прижиться, как бы мы сейчас сказали, на дорогах общего пользования. По прошествии лет уже можно сказать, что построить хороший большой паровоз оказалось в каком-то смысле даже проще, чем хороший и небольшой паровой автомобиль, по крайней мере, это сделали раньше. Так что лишь к концу XIX века начали появляться машины с паровым двигателем, более или менее приспособленные к обычным городским и сельским улицам. Одним из первых подобных автомобилей и стала паровая машина французского инженера Леона Серполле, о которой говорилось в статье журнала «Наука и жизнь» за 1890 год.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Строганина по-немецки Строганина по-немецки

В Германии любят тартар из сырого мяса

Вокруг света
Таинственные звезды и что они производят Таинственные звезды и что они производят

Элементы, которые появляются в результате смерти звезд

Популярная механика
9 мифов об Альберте Эйнштейне 9 мифов об Альберте Эйнштейне

Правда и мифы о создателе теории относительности

Вокруг света
Циркониево-тиольные сети предотвратили утечку свинца из солнечных элементов Циркониево-тиольные сети предотвратили утечку свинца из солнечных элементов

Теперь солнечным батареям не страшен даже кислотный дождь

N+1
О суммах квадратов и кубов О суммах квадратов и кубов

История начинается с теоремы Пифагора, а заканчивается математическим открытием

Наука и жизнь
История колёс без центральной оси: хаблесс или осмос История колёс без центральной оси: хаблесс или осмос

В 1989 году швейцарский автомобильный дизайнер Франко Сбарро произвел фурор

Популярная механика
Почему у дятла не болит голова? Почему у дятла не болит голова?

Как дятлы долбят по дереву со скоростью 7 метров в секунду без травм

Наука и жизнь
Пока играет Вальц Пока играет Вальц

«У жизни есть одна гарантия – она всегда может стать еще хуже»

Esquire
Сера: из отходов в материал будущего Сера: из отходов в материал будущего

В мире ежегодно производится почти 80 миллионов тонн серы

Наука и жизнь
Время действия Время действия

Если ты находишь дело жизни, никакие сложности тебе уже не страшны

Glamour
Этан, метан, азот и Титан Этан, метан, азот и Титан

Титан можно было бы даже сравнить с Землёй, если бы не одно «но»

Наука и жизнь
Как правила и границы помогут справиться с детскими капризами Как правила и границы помогут справиться с детскими капризами

Жизнь без границ и ориентиров делает ребенка очень уязвимым

Psychologies
«Не внимая голосу совести» «Не внимая голосу совести»

«Око за око» — не лучший принцип для современного правосудия

Дилетант
Политика великолепия: история династии д'Эсте — величайших меценатов в истории Политика великолепия: история династии д'Эсте — величайших меценатов в истории

Репрезентация и сакрализация собственной власти в изящных искусствах

Forbes
Подлинная история д’Артаньяна Подлинная история д’Артаньяна

Жизнь д’Артаньяна точно нельзя назвать скучной

Дилетант
Топлес: самые интересные научные факты о женской груди Топлес: самые интересные научные факты о женской груди

Она сводит с ума, кормит и даже спасает жизнь

Популярная механика
Думай как миллионер Думай как миллионер

17 уроков состоятельности для тех, кто готов разбогатеть

kiozk originals
Тутта Ларсен: «Единственный диетолог, который может тебе помочь, – ты сам» Тутта Ларсен: «Единственный диетолог, который может тебе помочь, – ты сам»

Популярная телеведущая, жена и мама делится собственным опытом похудения

Худеем правильно
Чтобы получать меньше писем, надо отправлять меньше писем: лайфхаки по освобождению от почтового рабства и зависимости от соцсетей Чтобы получать меньше писем, надо отправлять меньше писем: лайфхаки по освобождению от почтового рабства и зависимости от соцсетей

Отрывок из книги «Неотвлекаемые. Как управлять своим вниманием и жизнью»

Inc.
Ринас Ахмадеев, чемпион России в полумарафоне, отвечает на самые глупые вопросы о беге Ринас Ахмадеев, чемпион России в полумарафоне, отвечает на самые глупые вопросы о беге

А похудеть с помощью бега можно? Будут болеть колени? Как не умереть со скуки?

GQ
Рациональный ритуал Рациональный ритуал

Культура, координация и коллективное знание

kiozk originals
Место на карте: Камчатка​​​​​​​ Место на карте: Камчатка​​​​​​​

Камчатка: открываем природу и историю полуострова вместе

Культура.РФ
Какого цвета ваш парашют? Какого цвета ваш парашют?

Практическое руководство для тех, кто ищет работу или хочет ее сменить

kiozk originals
«Если мы уберем уголь, все остальное развалится, как карточный домик». Интервью с губернатором Кемеровской области Сергеем Цивилевым «Если мы уберем уголь, все остальное развалится, как карточный домик». Интервью с губернатором Кемеровской области Сергеем Цивилевым

Губернатор Кемеровской области о том, что будет с Кузбассом через 30 лет

Forbes
Пуговицы Наполеона Пуговицы Наполеона

Семнадцать молекул, которые изменили мир

kiozk originals
На пиковых перекрёстках Гороховой улицы На пиковых перекрёстках Гороховой улицы

Магическое притяжение Гороховой улицы в Санкт-Петербурге

Наука и жизнь
Ревматоидный артрит предложили считать двумя разными болезнями Ревматоидный артрит предложили считать двумя разными болезнями

Одну болезнь мы умеем лечить лучше, а про вторую до сих пор многого не знаем

N+1
Русская планета: почему «Роскосмос» решил искать на Венере жизнь Русская планета: почему «Роскосмос» решил искать на Венере жизнь

На Венере обнаружены вещества, ассоциируемые с жизнью

Esquire
Тест-драйв Porsche Panamera GTS Sport Turismo Тест-драйв Porsche Panamera GTS Sport Turismo

Этот автомобиль — фактически первый «универсал» от Porsche

СНОБ
Глава из книги Нэнси Сталкер «Япония. История и культура» Глава из книги Нэнси Сталкер «Япония. История и культура»

Как японская культура проникла в европейскую жизн

СНОБ
Открыть в приложении