Лес в середине лета затихает, но только кажется безжизненным

Наука и жизньПрирода

Лесные барабанщики

Олег Першин, натуралист, путешественник, фотограф

Желна на пороге своего дома.

…Я писал эти строки в июле, по свежим следам одной из удачных прогулок в лес. Поэтому и ракурс моего взгляда, и мотивы, которые я слышал, очень летние, и весна тогда была, хоть и позади, но ещё не за горами…

Лес, совсем недавно неистово звеневший брачными песнями, в середине лета затихает, но только кажется безжизненным. Полуденный зной наполняется гудением летающих насекомых — оводов, жуков, москитов, которые становятся основным кормом для гигантской армии подрастающего поколения птиц, расквартированной по гнёздам и дуплам. Нежные писки разной частоты и тональности выдают нетерпеливые призывы покормить. На этом этапе сменяется вокализация и у родителей — спеша с кормом к гнезду, они издают лишь опознавательные позывки типа «свой-чужой». Нынче им не до рулад и коленцев, любая заминка в выкармливании птенцов приведёт к гибели самых слабых.

Нет, лес не безмолвствует! Вот и большое семейство дятловых после выдалбливания новых дупел и устройства в них гнёзд продолжает проявлять себя ударными дробями. Тут и там слышны короткие гулкие постукивания по старой древесине и раскатистые, длинные очереди своеобразной трели, напоминающей барабанную дробь на плацу. Однако дятлы не безголосы. В брачную пору их сильные, настойчивые голоса почти однозначно определяют хозяев-вокалистов. Но и позднее «по инерции» все дятлы продолжают переговариваться в большей или меньшей степени, обозначая тем самым своё присутствие и владение гнездовой территорией.

На мой взгляд, наиболее мощным голосом обладает самый крупный наш дятел — желна, или чёрный дятел. Оперение его полностью чёрного цвета с контрастной красной шапочкой на голове.

Практически при каждом посещении леса или даже большого городского лесопарка мне слышны крики желны: хохочущие звуки при токовании, печальные «кяй-кяй» в состоянии возбуждения, ну а когда этот дятел летит, он издаёт так называемую полицейскую трель: «трютрю-трю-трю»…

Желна криклива и тем, казалось бы, может обезопасить себя, но к человеку относится с недоверием. Фотографировать её не просто. Если я пытаюсь подойти «в открытую», птица перемещается за ствол дерева, прячась от меня, но до последнего не бросает место кормёжки. Выглянет: где я, куда иду — и снова спрячется, продолжив заниматься своим делом. Следы её деятельности при поиске пищи характерны — это развороченные старые, полусгнившие пни и поваленные стволы мёртвых деревьев: там в большом количестве хоронятся личинки жуков-древоедов. Чтобы добраться до них, желны, подобно бобрам, буквально стёсывают, выбирают большую часть ствола уже мёртвого дерева, после чего достаточно сильного порыва ветра, чтобы дерево или его остатки упали на почву. Собственно, по этому лесному беспорядку наваленных деревьев, куч разбросанной щепы и разрушенных пней можно безошибочно понять, обитает здесь желна или нет.

Скорость, сила, ловкость!

Брачное поведение желн очень интересно, если, конечно, повезёт увидеть. Эти дятлы консервативны в выборе места гнездования: они занимают старые дупла или же долбят новое неподалёку. Приуроченностью можно воспользоваться для наблюдения за ритуалом, а он примерно такой. Одна из птиц занимает старое дупло и, высунувшись, начинает голосом звать партнёра. Если он недалеко, то быстро прилетает и принимается отвечать — барабанить по стволу дерева. Птица в дупле производит стуки и дробь такого же формата и длительности, после чего обе птицы слетаются, наступает ключевая фаза. При подлёте заинтересованного партнёра к дуплу «хозяин» (или «хозяйка») вылетает оттуда и, раскрыв хвост веером и трепеща крыльями, предлагает партнёру занять своё место. Если тому (или той) дупло не нравится, его «хозяин» («хозяйка») перелетает к другому дуплу и в той же последовательности предлагает партнёру осмотреть его. «Ярмарка дупел» проходит до той поры, пока не найдётся подходящая для пары «квартира». Если же «товар» не будет «продан», птицы начнут долбить новое дупло.

Желна, действительно, очень крупный дятел — размером с ворону! Каким же должно быть дупло, чтобы с запасом вместить взрослую особь, обогревающую нескольких вылупившихся птенцов?..

Снаружи смотришь на леток дупла и не представляешь, что гнездовая камера — огромная: шириной больше 20 см и глубиной до полуметра! Чтобы выдолбить в древесине подобные объёмы, самцу нужно упорно трудиться.

У многих наблюдателей возникает один и тот же вопрос: как дятлам (всех видов) удаётся не повредить мозг при долблении? Ведь ускорения и перегрузки в момент ударов по твёрдому дереву достигают очень больших значений. Они, кстати, на порядок больше цифр на тренировочных стендах космонавтов… Не буду здесь углубляться в нюансы, скажу только, что поглощение удара дятла основано на особенности его анатомии. Так что мозг остаётся невредимым, голова не болит (см. статью: К. Стасевич «Почему у дятла не болит голова?» — «Наука и жизнь» № 9, 2020 г. —

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сюрпризы «огненной» льнянки Сюрпризы «огненной» льнянки

Когда льнянка зацветет — не заметить её невозможно!

Наука и жизнь
Что знали о будущем и чего ждали от него в Средневековье Что знали о будущем и чего ждали от него в Средневековье

Будущее и Средневековье: кометы, предзнаменования и шедевр романской живописи

РБК
Дошли до Волги Дошли до Волги

Как немецкие бюргеры оказались в Поволжье и что вышло из этой авантюры

Вокруг света
Куда пропала правобережная мурома Куда пропала правобережная мурома

Находки с правого берега Оки позволили по-новому взглянуть на мурому

Наука
За водой на лунный южный полюс («Луна-25» и другие) За водой на лунный южный полюс («Луна-25» и другие)

Задачи, которые стояли перед «Луной-25», никуда не делись. Их придётся решать

Наука и жизнь
Шай Шай

Художник Шай Азулай — звучит как музыка, и мир вокруг него мелодичен

Seasons of life
Сердечные орешки! Сердечные орешки!

Как растут орешки кешью?

Наука и жизнь
Памяти Невского Памяти Невского

Историческая реконструкция похода Александра Невского проходит уже третий год

Отдых в России
Птичий нюх Птичий нюх

С обонянием птицам не повезло — во всяком случае, так очень долго думали

Наука и жизнь
Разгадка загадок Разгадка загадок

Исследование тонкостей отношений с искусственным интеллектом

Правила жизни
Если друг оказался вдруг... Если друг оказался вдруг...

Владельцы собак рассказали о диких советах от незнакомцев

Лиза
Гимназия Санкт-Петербургской Академии наук: создание и становление Гимназия Санкт-Петербургской Академии наук: создание и становление

История первой гимназии Санкт-Петербургской Академии наук

Знание – сила
«Любая эволюция предполагает несовершенства. Это естественно» «Любая эволюция предполагает несовершенства. Это естественно»

Михаил Гельфанд — о лжеученых и своей собственной научной работе

Наука
Северяне в Эстонии Северяне в Эстонии

11 ноября 1918 года перемирием в Компьене закончилась Великая война

Дилетант
Машины лечат людей: как нейросети используют в российской медицине Машины лечат людей: как нейросети используют в российской медицине

Россия начала активно разрабатывать нейросети в системе здравоохранения

ФедералПресс
Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир» Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир»

Когда ожидать квантового превосходства и какие изменения оно повлечет в будущем

РБК
Пита в кармане Пита в кармане

Как добавить в блюдо кусочек солнца? Рассказывает шеф ресторана «Мизнон»

Seasons of life
Эффекты стиля мемфис Эффекты стиля мемфис

Выразительное оформление современной квартиры

Идеи Вашего Дома
«Солнечные космические лучи — моя любовь…» «Солнечные космические лучи — моя любовь…»

Галина Базилевская об исследованиях физики Солнца и космических лучей

Наука и жизнь
Всю жизнь — в тепле Всю жизнь — в тепле

В горячих источниках жизнь коротка, но открывает новые возможности

Наука
Изобрели велосипед: как два брата из Ярославля покоряют водный мир Изобрели велосипед: как два брата из Ярославля покоряют водный мир

Почему братья Лукьяновы решили бросить вызов водной стихии

Forbes
Выйти за рамки Выйти за рамки

Пять новых книг о креативности в 2023 году

FP. BusinessReview
Тянет на сладкое Тянет на сладкое

3 неожиданных причины, почему вам так хочется сладкого, и что с этим делать

Лиза
Цифровые улики: как соцсети помогают находить активы и выигрывать суды Цифровые улики: как соцсети помогают находить активы и выигрывать суды

Как социальные сети могут использовать против владельца страницы

Forbes
Как организовать пространство в комнате школьника: 5 советов Как организовать пространство в комнате школьника: 5 советов

Как сделать так, чтобы в детской был порядок, и чтобы ребенок поддерживал его?

VOICE
Куклы романтизма Куклы романтизма

Есть ли в мире бездушной и безжалостной техники место для романтиков?

Правила жизни
Присмотритесь к близким: 6 признаков деменции, которые увидите только вы Присмотритесь к близким: 6 признаков деменции, которые увидите только вы

Как распознать первые симптомы деменции у близких?

Psychologies
Раневскую могла утихомирить только Любовь Орлова Раневскую могла утихомирить только Любовь Орлова

Раневская никогда не была настолько экстравагантна, как ее пытаются представить

Караван историй
Мой мальчик Мой мальчик

Пары, в которых мужчина заметно моложе женщины, вызывают неоднозначную реакцию

VOICE
Воспоминания — и дом, и путь нашей жизни Воспоминания — и дом, и путь нашей жизни

Разговор с режиссером Рут Хоф и её мужем Гаем Сааром Русо

Seasons of life
Открыть в приложении