Каким был вклад Юрия Гагарина в космонавтику

Наука и жизньНаука

Космические университеты Юрия Гагарина

Антон Первушинин

Лётчик-космонавт полковник Юрий Алексеевич Гагарин в период защиты дипломной работы. Февраль 1968 года. Москва. Автор фото — В. А. Шитов. Из фотоколлекции Мемориального Дома-музея усадьбы Н. Е. Жуковского (ГМЖ ОФ-719). Источник: goskatalog.ru

В марте 2024 года исполняется девяносто лет со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина — первого космонавта планеты. Его жизнь и достижения хорошо изучены, но многочисленные биографы представляют Гагарина публике прежде всего как народного героя, олицетворяющего извечное стремление к звёздам. Гораздо меньше внимания уделяется его научной деятельности, что объясняется секретностью, долгое время окружавшей передовые разработки в области космонавтики, к которым он был причастен. В новом веке, когда стали доступны архивные материалы, появилась возможность узнать больше о вкладе Гагарина в науку.

Способный ученик

У Юрия Гагарина, родившегося 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области, было мало шансов получить полноценное высшее образование. Занятия в местной школе прервала война, а после неё семейство Гагариных переехало в разрушенный Гжатск, где школьников часто вместо уроков привлекали к уборке урожая, разбору завалов, строительству и озеленению улиц.

Мальчик, разумеется, как и остальные дети, помогал родителям по хозяйству, но при этом увлекался фотографированием и художественной самодеятельностью, очень много читал. Память у него была цепкой, поэтому он легко, быстро и надёжно усваивал любой материал.

Юра Гагарин (второй справа) с друзьями. 1946—1947 годы. Гжатск, Смоленская область. Из фотоколлекции Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД. Арх. № 1-16014). Источник: projects.rusarchives.ru

Особенно ему нравились занятия в авиамодельном кружке, о чём он написал в автобиографической книге «Дорога в космос» (1961): «Мы сделали летающую модель самолёта, раздобыли бензиновый моторчик, установили его на фюзеляж, сделанный из камыша, казеиновым клеем прикрепили крылья. То-то радости было, когда эта модель взмыла в воздух и, набирая высоту, полетела, проворная, как стрекоза!»

Кружком руководил учитель физики Лев Михайлович Беспалов, служивший во время войны штурманом бомбардировщика «Ту-2». Считается, что именно он первым рассказал Гагарину о калужском теоретике космонавтики Константине Эдуардовиче Циолковском и дал почитать его книгу. История эта не выглядит достоверной, потому что издававшиеся в то время научные труды Циолковского не были рассчитаны на подростков, а его фантастиче-ские повести выходили до войны и стали библиографической редкостью. Тем не менее Гагарин мог узнать о Циолковском из небольшой книжки, которой наверняка пользовался Беспалов, — из руководства М. И. Панкова «Работа авиамодельного кружка» (1947). В ней, правда, рассказывалось не о космических полётах, а о проекте цельнометаллического дирижабля, на реализацию которого Циолковский безуспешно потратил много сил в конце своей жизни.

Гагарин получал пятёрки не только по математике и физике, но и по другим предметам. Останься он в Гжатске, то, возможно, занимался бы радиоэлектроникой, работал бы на оборонную промышленность и стал бы уважаемым профессором, доктором технических наук, как его друг-одноклассник Лев Николаевич Толкалин. Но семья Гагариных бедствовала, денег на продолжение образования не хватало (обучение в старших классах в то время было платным), и летом 1949 года Юрий решил поступить в Люберецкое ремесленное училище № 10 при Государственном заводе сельхозмашин имени А. В. Ухтомского на специальность литейщика-формовщика, начав самостоятельную жизнь.

Юрий Гагарин во время прохождения производственной практики в литейном цехе Люберецкого завода сельхозмашин имени А. В. Ухтомского. 1951 год. Люберцы, Московская область. Из фотоколлекции Мемориального музея космонавтики города Москвы (ММК ГИК 2283/62). Источник: goskatalog.ru

После окончания училища для повышения квалификации Гагарин отправился в Саратовский индустриальный техникум Главного управления трудовых резервов, где проучился до июня 1955 года. На новом месте будущий космонавт принял участие в работе физико-технического кружка, который вёл требовательный преподаватель Николай Иванович Москвин.

Сохранилось множество свидетельств, насколько глубоко и серьёзно юноша осваивал прикладные науки. Виктор Порохня, обучавшийся в техникуме, вспоминал: «По многим вопросам в кружке зачастую вспыхивали споры, зачинщиком которых бывал Юра. Иногда он, чтобы доказать свою правоту, переворачивал сотни страниц научных книг, ставил опыты в пределах возможностей нашего кабинета физики. Конечно, чаще всего правым оказывался Николай Иванович, но ему нравились любознательность, целеустремлённость и упорство Гагарина, поэтому он именно Юрия рекомендовал избрать старостой нашего кружка. Вскоре в актовом зале состоялся вечер физики. Собрались здесь не только учащиеся техникума, но и студенты физико-математического факультета педагогического института. Перед этой аудиторией Юрий сделал доклад о К. Э. Циолковском и его учении о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях».

Вряд ли в тот период Гагарин всерьёз задумывался о космонавтике, — скорее всего, его доклад был приурочен к 95-летию калужского теоретика, который отмечали в сентябре 1952 года. Но интерес молодого человека к необычной тематике показывает, что Юрий стремился получить более глубокое образование, чем давал техникум. Вполне вероятно, именно в Саратове он задумался о необходимости учиться дальше — на инженера или даже научного работника.

Гагарин (слева) на занятиях физико-технического кружка в Саратовском индустриальном техникуме; стоит — преподаватель физики и руководитель кружка Н. И. Москвин. 1952 год. Саратов. Из фотоколлекции Государственного музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского (ГМИК КП 424/9). Источник: goskatalog.ru

Судьба распорядилась иначе: в сентябре 1954 года Гагарин узнал, что можно подать заявку на отделение пилотов Саратовского аэроклуба ДОСААФ. Этот шаг навсегда связал его жизнь с авиацией. Впрочем, сменив профессию, Юрий не изменил своим привычкам. Его однокурсники по аэроклубу и 1-му Чкаловскому военному авиационному училищу лётчиков (ЧВАУЛ) имени К. Е. Ворошилова в Чкалове (ныне Оренбург), куда Гагарина направили в октябре 1955 года, отмечали его желание узнать как можно больше.

Рвение молодого человека отметил Иван Михеевич Полшков, командир полка боевого применения авиации: «Юрий Алексеевич действительно был увлечён авиацией. Кроме учебников по проходимому материалу, он постоянно изучал вырезки из газет, журналов, статей, освещающих теорию полёта и практическую аэродинамику...». От Гагарина никто не требовал загружать себя дополнительной работой, тем более что в училище он проходил ускоренный курс подготовки и лишнего времени у курсанта не было. Однако Юрий продолжал «грызть» гранит науки. Судя по воспоминаниям друзей, он собирался стать лётчиком-испытателем.

Осенью 1957 года Юрий закончил ЧВАУЛ по первому разряду, получил звание лейтенанта, диплом с отличием, квалификацию пилота-техника и направление в войсковую часть 769-го истребительного авиационного полка, дислоцировавшегося поблизости от посёлка Луостари-Новое Мурманской области. Там, летом 1959 года, его и нашли военные медики, которые проводили отбор в формирующийся отряд космонавтов. И, конечно, Гагарин, искавший новые пути для саморазвития, согласился на их предложение полетать на «ракетной технике». Такое впечатление, что он всю жизнь готовился к получению приглашения в космос и без раздумий откликнулся на него.

пилотируКурсант аэроклуба Юрий Гагарин рядом с учебно-тренировочным самолётом «Як-18». 1955 год. Саратов. Из фотоколлекции Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД. Ф. 31. Оп. 9. Д. 13). Источник: projects.rusarchives.ru

Конструктор космического корабля

В отряд Центра подготовки космонавтов Военно-воздушных сил (ЦПК ВВС) отобрали двадцать лётчиков, но только двое из них оказались с высшим образованием: Павел Иванович Беляев и Владимир Михайлович Комаров. При этом все они имели самое общее представление о современном состоянии ракетно-космической отрасли, ведь технические подробности ракет-носителей и космических кораблей были в то время засекречены.

В марте 1960 года слушатели отряда начали собираться в Москве, и вскоре сотрудники Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), которым руководил Сергей Павлович Королёв, стали читать им лекции по теории космического полёта и конструкции корабля «Восток». Всё тогда было внове, всё делалось впервые, поэтому лётчикам пришлось выступать в роли испытателей перспективной техники, невзирая на отсутствие соответствующих навыков. Когда в ноябре наступил этап тренировок на макетах корабля, слушатели, работая с ними, давали рекомендации по улучшению эргономики кабины пилота, в которой им предстояло отправиться на орбиту. В частности, они попросили поменять спинку кресла, поскольку она показалась слишком жёсткой; добавить съёмные светофильтры на иллюминаторы, чтобы солнечные лучи не слепили при вращении корабля в пространстве; окрасить приборную доску в серый цвет для контраста с приборами; ввести ручное управление в систему терморегулирования и так далее.

В марте 1961 года «Восток» был уже в целом подготовлен к полётам в пилотируемом варианте. Прибывшие на космодром пилоты — будущие космонавты — Юрий Гагарин и Герман Титов забирались в кабину корабля, который должен был вскоре отправиться в полёт, и высказывали свои замечания. Они рекомендовали установить дополнительные поручни для облегчения изменения положения тела в кресле и разместить часы на видном месте. По сути — рационализаторские предложения, позволявшие конструкторам усовершенствовать кабину.

Как известно, 12 апреля 1961 года на орбиту отправился Гагарин, а 6 августа — Титов. Дальнейшие планы предусматривали наращивание числа запусков и времени пребывания в космосе. Поэтому остро встал вопрос о получении космонавтами высшего образования. Самым подходящим местом для этого оказалась Военно-воздушная инженерная академия (ВВИА) имени профессора Н. Е. Жуковского, которую закончил Владимир Комаров.

В разработке учебного плана самое активное участие принимал Сергей Королёв. В записках современников сохранилось его высказывание, обращённое к преподавателям ВВИА: «Покажите им, как тяжело быть в нашей „шкуре”. Это очень важно. „Шкуру” космонавта они почувствовали, а „шкуру” главного конструктора нет. А им надо хорошо понимать трудности конструктора. Проблема-то одна, её не разорвёшь на части...»

Обучение в академии, формально начавшееся 1 сентября 1961 года, давалось космонавтам нелегко, ведь в то же самое время нужно было посещать тренировки, летать для сохранения навыков пилота, заниматься общественно-политической работой. Поэтому оно быстро приобрело очно-заочную форму и продолжалось больше шести лет.

Поскольку космонавты поступали без экзаменов, имея за плечами лишь среднее образование разного качества, то на начальных занятиях выявились серьёзные пробелы. Все, включая Гагарина, нахватали двоек. В какой-то момент ситуация стала настолько критической, что первый космонавт по поручению друзей обратился к главнокомандующему ВВС с просьбой перевести всех в Военно-воздушную академию в Монино, выпускником которой был Павел Беляев. В ней готовили командные кадры для авиации, занимались развитием оперативного искусства и тактики воздушных операций, поэтому считалось, что лётчикам там учиться намного легче. Маршал Константин Андреевич Вершинин выслушал Гагарина и ответил: «В ближайшее время у меня не будет флотилий космических кораблей, которыми вы смогли бы командовать, поэтому учитесь в „Жуковке”!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Сплошная польза Сплошная польза

Функциональное питание – популярная тема у диетологов. Почему оно стало хитом?

Добрые советы
Про напиток из цикория Про напиток из цикория

Есть время и место для кофе и есть время и место для цикория

Наука и жизнь
Боязнь детей и кукол: 5 фобий, с которыми будет непросто стать матерью Боязнь детей и кукол: 5 фобий, с которыми будет непросто стать матерью

Собрали все «антидетские» фобии. От них страдают даже знаменитости!

Psychologies
Кто виноват? Евреи! Кто виноват? Евреи!

Студенческие забастовки стали одним из характерных явлений на сломе XIX–XX веков

Дилетант
Модный разговор с Владимиром Славским. Глафира Тарханова: «Улыбка — лучший аксессуар женщины» Модный разговор с Владимиром Славским. Глафира Тарханова: «Улыбка — лучший аксессуар женщины»

Стоит ли слепо следовать трендам? Как выбирать одежду для выхода?

Караван историй
Транжира, фриган, трудоголик: какие есть денежные типы личности и можно ли изменить свое отношение к финансам Транжира, фриган, трудоголик: какие есть денежные типы личности и можно ли изменить свое отношение к финансам

Несколько денежных типов личности, которые определяют подход людей к деньгам

ТехИнсайдер
Розы за полмиллиона: почему женщинам принято дарить цветы и при чем здесь 8 Марта Розы за полмиллиона: почему женщинам принято дарить цветы и при чем здесь 8 Марта

Кто и когда придумал дарить цветы женщинам

Forbes
Солнце меняет климат Солнце меняет климат

Почему климат на Земле так стремительно меняется

Наука и жизнь
Сто смет одиночества Сто смет одиночества

Есть ли шанс привить миллениалам и зумерам ценности многодетной семьи

Монокль
Самые первые фильмы великих режиссеров Самые первые фильмы великих режиссеров

Про что было первое, робкое кино Нолана, Кэмерона, Бессона или Вильнёва

Maxim
Как правильно ездить на электросамокате в 2024 году: номера, карточки и новые штрафы Как правильно ездить на электросамокате в 2024 году: номера, карточки и новые штрафы

Электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и иже с ними впервые добавили в ПДД

Maxim
Онежский адмирал: как увлеченный историей флота инженер создал уникальный музей Онежский адмирал: как увлеченный историей флота инженер создал уникальный музей

Уже в детстве Виктора Дмитриева захватил дух странствий и открытий

Forbes
W — значит валлийский W — значит валлийский

«Путь»: нелепая антиутопия Майкла Шина и Адама Кёртиса

Weekend
Шлумбергеры в доме: долгая и интересная жизнь Шлумбергеры в доме: долгая и интересная жизнь

Домашняя шлумбергера — долголетние и невероятно привлекательное растение

Наука и жизнь
Вы этого не знали: 7 вещей, которые нельзя мыть с использованием воды Вы этого не знали: 7 вещей, которые нельзя мыть с использованием воды

7 предметов, при чистке которых следует избегать использования воды

ТехИнсайдер
Глобальные показатели рождаемости снизились в два раза за 60 лет Глобальные показатели рождаемости снизились в два раза за 60 лет

В 110 странах не наблюдается воспроизводства населения

N+1
В стиле города В стиле города

За окнами — конструктивистская архитектура, в интерьере — чистые, строгие линии

SALON-Interior
Вопросы, которые изменят жизнь к лучшему: как научиться их формулировать — советы коучей Вопросы, которые изменят жизнь к лучшему: как научиться их формулировать — советы коучей

Глава из книги «Делай как коуч»

Psychologies
Что это такое принцип Парето и как его применять Что это такое принцип Парето и как его применять

Оказывается, что 80% результата можно обеспечить 20% усилий

РБК
Попкорн — вред или польза для здоровья? Узнайте интересные факты о популярной закуске! Попкорн — вред или польза для здоровья? Узнайте интересные факты о популярной закуске!

Попкорн — относительно полезная закуска или вредный снэк?

ТехИнсайдер
Когда я выпивала, я становилась классной Когда я выпивала, я становилась классной

Реальные истории для тех, кто хочет оттолкнуться от дна

Новый очаг
И никакой боли! И никакой боли!

8 упражнений, которые облегчат боль в спине

Лиза
Жестокий эксперимент, который держали в строгом секрете: как в СССР готовились к отправке человека на Марс Жестокий эксперимент, который держали в строгом секрете: как в СССР готовились к отправке человека на Марс

«Год в земном звездолете»: что это за эксперимент и почему СССР его скрывал?

ТехИнсайдер
Портреты русской цивилизации Портреты русской цивилизации

Как сложились главные города России

Weekend
Театр начинается с вешалки Театр начинается с вешалки

Макар Михалкин — о Большом театре и балете

Men Today
Никита Мещерский: Пришло время стать проще Никита Мещерский: Пришло время стать проще

Зачем автопроизводители придумывают странныее названия для ассистентов водителя

4x4 Club
Строительный материал из золы: химики создали экологичный метод утилизации отходов с тепловых электростанций Строительный материал из золы: химики создали экологичный метод утилизации отходов с тепловых электростанций

Один из наиболее экологичных способов утилизации отходов тепловых электростанций

ТехИнсайдер
Гонки биовооружений, гибрид человека с обезьяной и другие риски генных технологий Гонки биовооружений, гибрид человека с обезьяной и другие риски генных технологий

Возможности, которые в ближайшее время может открыть синтетическая биология

Forbes
Океанская рыба, заплывшая в реку Океанская рыба, заплывшая в реку

Об истории замысла Словаря культуры XXI века

Знание – сила
Открыть в приложении