В марте 1800 года в Твери от затора льда на Волге произошло большое наводнение

Наука и жизньИстория

Губернатор печального образа

Доктор культурологии Вячеслав Воробьёв

Вид на Тверь в 1783 году. Рисунок художника-картографа Луи Никола де Леспинаса, вероятно, по гравюре М. И. Махаева. Атлас гравюр, карт и таблиц к «Истории… древней и современной России» Н.-Г. Леклерка. Париж, 1783—1792. Иллюстрация: Wikimedia Commons/PD

В марте 1800 года в Твери от затора льда на Волге произошло большое наводнение. О нём упомянул в «Воспоминаниях о моей жизни» столичный чиновник того времени Николай Ильинский. Благодаря его запискам нам известен и тот факт, что губернатор Игнатий Антонович Тейльс «умным распоряжением спас от смерти многих людей и сохранил от утраты всё казённое». Павел I наградил Игнатия Антоновича орденом Иоанна Иерусалимского и ежегодным пенсионом в 2000 рублей серебром.

Но благоволения длились недолго: тверской полицмейстер донёс императору, что «Тейльс во время провождения чрез Тверь пешком колодников, лишённых чинов и дворянского звания, генерала от инфантерии князя Сибирского и генерал-лейтенанта Турчанинова, велел им отвесть получше квартиру, лекарю, сняв с ног их железа, повреждённые от них ноги сколько можно подлечить и перевязать пластырями». Князь Василий Фёдорович Сибирский, потомок хана Кумума и кавалер ордена Святого Георгия за Чесменское морское сражение, генерал от инфантерии и тверской помещик, в феврале 1800 года «за беспорядки и злоупотребления» был уволен из Московского комиссариата, лишён всех чинов, дворянского звания и знаков отличия и отправлен в ссылку. То же было вменено в вину и генерал-лейтенанту Василию Ивановичу Турчанинову.

Получив донос, Павел I разгневался, сочтя, что Тейльс проявил несогласие с его царской волей. Происшествие было отнесено к ведению Тайной экспедиции Сената, производившей следствие и суд по важнейшим политическим делам. За провинившимся губернатором был послан курьер с требованием немедленно доставить виновника в столицу, в чём он был одет.

А пока курьер исполняет поручение, обратимся к истории появления фамилии Тейльс в России.

Герб рода Тейльсов. Иллюстрация: Wikimedia Commons/PD

Игнатий Антонович Тейльс в 1800 году был внесён в дворянскую родословную книгу Тверской губернии, в прошении он обосновал своё происхождение «от древней благородной испанской фамилии, проживавшей в Нидерландах».

Его дед Вильгельм Тейльс (почти Вильгельм Телль!) исполнял в начале XVIII века должность врача при голландском посольстве в Турции и при этом ещё деятельно помогал русскому посланнику барону Павлу Шафирову.

Он оказал решающую услугу Петру I в сложном вопросе замирения с Турцией после неудачного Прутского похода 1711 года. Ему удалось провести независимые переговоры с турецкими дипломатами, и 24 июня 1713 года в Адрианополе был заключён мирный договор между воюющими сторонами, который в истории дипломатии расценивается как несомненный успех России: несмотря на территориальные потери в Приазовье, она сохранила свободу действий в борьбе за берега Балтики в ходе Северной войны.

Пётр I осыпал Вильгельма милостями и пригласил на русскую службу. Но тот придерживался твёрдых республиканских убеждений (Голландия — первая в мире республика, образована в 1581 году в результате победы в Нидерландской революции) и вежливо отказал русскому монарху, хотя согласился принять пожизненный пенсион.

Поскольку Пётр I продолжал настаивать, что хотел бы видеть в России кого-нибудь из рода Тейльсов, Вильгельм отрядил в северную страну младшего сына Антона, только что получившего степень доктора права Падуанского университета. Тот принял православие, причём русский император стал его крёстным отцом и подарил крестнику икону Божией Матери «Знамение» и нательный крест.

Немало замечательных происшествий случилось в России с Антоном Вильгельмовичем Тейльсом и его многочисленными сыновьями от трёх жён, но наш рассказ пойдёт лишь об одном из них — Игнатии.

Он родился в Москве в 1744 году, когда отцу было уже 55 лет. Окончив Императорский сухопутный шляхетный корпус, Игнатий Тейльс в двадцать лет имел уже чин капитана и сначала преподавал в этом же корпусе немецкий язык и алгебру. Затем он получил должность секретаря Совета. Через год туда был определён на учёбу Алексей Григорьевич Бобринский — внебрачный сын Екатерины II. Опекуном юноши государыня назначила своего личного секретаря, президента Императорской академии художеств Ивана Ивановича Бецкого, а «особенное наблюдение» за его воспитанием возложила на Игнатия Антоновича Тейльса и назначенного в корпус цензором Иосифа Михайловича Дерибаса — будущего адмирала, основателя Одессы и участника заговора против Павла I. Алексей Бобринский окончил корпус в 1782 году, а Тейльс оставил должность и надзор на полгода раньше.

Чтобы познакомить русское общество с трудами современных мыслителей, Екатерина II в октябре 1768 года учредила собрание переводчиков. В «Собрании» действовали видные писатели и учёные, а также более ста переводчиков с классических языков, французского, немецкого, английского, итальянского, китайского. Они подготовили к изданию многие десятки художественных книг, трудов по философии, истории, географии, астрономии, физике, химии. И надо отметить, что вплоть до XX века ничего подобного по инициативе государства в русской культуре не было сделано.

К деятельности «Собрания» был привлечён Игнатий Антонович Тейльс, перу которого принадлежал замечательный перевод с немецкого книги Иоганна-Симона Линдингера «Обычаи достопамятных народов». Автор исторического труда был ректором Реформистской учительской гимназии в прусском городе Галле, одном из самых знаменитых университетских центров Европы того времени. Четыре раздела книги он посвятил нравам древних римлян, китайцев, спартанцев и персов. Перевод Тейльса выполнен настолько талантливо, что не только в те годы читался с увлечением, но и по сей день продолжает представлять интерес.

Иллюстрация: kp.rusneb.ru

Следующей пробой пера для Игнатия Тейльса стал перевод уже с французского (что свидетельствует о хорошем знании и этого языка) двух томов любовно-авантюрного романа в восточном стиле «Гузаратские султанши, или Сны неспящих людей» Тома Симона Геллета. Перевод всех четырёх томов «Султанш» вышел в 1774 году. И можно смело сказать, что именно Тейльс первым познакомил Россию с новым жанром галантной сказочной «восточной» повести, весьма популярной в Европе XVIII века.

А в 1769 году в России произошло литературное событие, которому тогда не придали значения, да и сейчас о нём знают и помнят буквально единицы. Молодой автор Игнатий Тейльс перевёл и издал в двух томах «Историю о славном Ла-Манхском рыцаре Дон Кишоте» Мигеля Сервантеса.

Иллюстрация предоставлена В. Е. Багно, автором книги «“Дон Кихот” в России и русское донкихотство» (СПб.: Наука, 2009)

Великий роман ещё в XVII веке подверг переводу-переделке на французский язык Фийо де Сен-Мартен. Его версия стала основной для переводов «Дон Кихота» в ряде европейских стран, в том числе в России, после того, как Людовик XV подарил русскому царю Петру I во время его пребывания в Париже роскошное французское издание.

Игнатий Тейльс довёл перевод романа до главы XXVII. Разумеется, все переделки Сен-Мартена отразились и в его тексте. Образ Дон Кихота снижен, новые идеи Рыцарю печального образа подсказывает исключительно «плодовитая его глупость». Как пишет историк литературы Андрей Красноглазов о трактовке французского переводчика: «по нему несколько поколений европейских читателей судило об образе Дон Кихота, с которым он не имел ничего общего».

И всё же Тейльс сквозь французскую интерпретацию интуитивно почувствовал гениальность романа великого испанца. В русском переводе, например, мы видим высокий стиль, близкий к оригиналу: «Чуть только пресветлый Аполлон начинал позлащённые локоны белых власов своих распускать по поверхности земного круга, и птички приятным своим согласием стали вещать приход прекрасной и сияющей Авроры, которая, оставляя ложе ревнивого своего супруга, показывалась смертным на своде ла-Манхского горизонта, как славный Дон Кишот, враг непристойного покоя и неги, садится на беспримерного коня своего, Рыжака, и вступает в древнее и славное поле Монтьельское».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Орловский дуплет Орловский дуплет

Особую сложность при атрибуции портретов представляют изображения военных

Дилетант
Андрей Рублев: «На Уимблдоне я надеюсь показать свой максимум» Андрей Рублев: «На Уимблдоне я надеюсь показать свой максимум»

Теннисист Андрей Рублев — про «Уимблдон» и то, что настраивает его на игру

GQ
Погружение в Африку Погружение в Африку

Маршрут доктора Дэвида Ливингстона вглубь Африки спустя 160 лет

Вокруг света
Дважды очарованный тетракварк: физики заявили об открытии нового состояния материи Дважды очарованный тетракварк: физики заявили об открытии нового состояния материи

В зоопарке элементарных частиц пополнение

Популярная механика
Обидная повесть Обидная повесть

За что «Тараса Бульбу» не любили в Польше

Дилетант
«Перед чебуреками все были равны». Как закрылась самая известная чебуречная в Москве «Перед чебуреками все были равны». Как закрылась самая известная чебуречная в Москве

Почему из-за закрытия чебуречной с маргинальным флером забеспокоились москвичи

СНОБ
Цветок забвения Цветок забвения

Иван-чай узколистный — многолетнее травянистое растение из семейства Кипрейные

Наука и жизнь
Самая желанная женщина планеты: что позволило Лиз Тейлор восемь раз выйти замуж Самая желанная женщина планеты: что позволило Лиз Тейлор восемь раз выйти замуж

В чем секрет популярной актрисы Элизабет Тейлор?

Cosmopolitan
Двухсотлетний Тарас Двухсотлетний Тарас

Что не так в гоголевской хронологии истории Тараса Бульбы

Дилетант
Волжский гедонизм: почему стоит отправиться в Самару на выходные Волжский гедонизм: почему стоит отправиться в Самару на выходные

Что такое волжский гедонизм

Forbes
Нина Берия — комендант семейной крепости Нина Берия — комендант семейной крепости

Да, она была очень красивая женщина, а юной девушкой — можно себе представить!

Дилетант
«Дорога в Китеж»: отрывок из нового романа Бориса Акунина «Дорога в Китеж»: отрывок из нового романа Бориса Акунина

Фрагмент из романа «Дорога в Китеж» о «мушкетерах», желающих свергнуть Николая I

СНОБ
Новый газ Новый газ

Переходный этап на пути к новой энергетике, основанной на водороде

Вокруг света
«Самое главное — гармония внутри» «Самое главное — гармония внутри»

Татьяна Навка всегда в центре внимания

OK!
Гнев небес Гнев небес

Взрыв сверхновой поблизости от Земли способен уничтожить почти все живое

Вокруг света
Морские анемоны питаются земляными муравьями. Но где они их берут Морские анемоны питаются земляными муравьями. Но где они их берут

Морские хищники могут питаться мухами и муравьями

Популярная механика
«Да что вы говорите!», или На каких необычных языках общаются жители планеты Земля «Да что вы говорите!», или На каких необычных языках общаются жители планеты Земля

Обидно, когда твой язык, богатый и древний, называют самым некрасивым!

Вокруг света
Это нужно увидеть: фильмы — лауреаты Каннского фестиваля Это нужно увидеть: фильмы — лауреаты Каннского фестиваля

Вспоминаем лауреатов Канн последнего десятилетия

Cosmopolitan
Человек, который придумал Jeep Человек, который придумал Jeep

Казалось бы причем здесь «Виллис» до Джипа…

Maxim
История Chrome Hearts: как эстетика байкерского Лос-Анджелеса воплотилась в культовом бренде История Chrome Hearts: как эстетика байкерского Лос-Анджелеса воплотилась в культовом бренде

От локальной компании по производству кожи до кастома для звезд

GQ
«Это же просто дети»: преступление, которое потрясло Великобританию «Это же просто дети»: преступление, которое потрясло Великобританию

Никто не верил, что десятилетние дети способны на такое

Cosmopolitan
«Во-первых это красиво»: самые дикие бьюти-тренды наших предков «Во-первых это красиво»: самые дикие бьюти-тренды наших предков

В прошлом девушкам приходилось иметь дело с суровыми и опасными бьюти-трендами

Maxim
Амилоидные образования отделили от «мусора» Амилоидные образования отделили от «мусора»

Ученые разобрались в структурных особенностях амилоидных отложений

Наука и жизнь
Побег: история одного фото Побег: история одного фото

Несостоявшийся чемпион по бегу с барьерами — пограничник Конрад Шуман

Вокруг света
Пожертвовала собой и изменила мир: 3 женщины, без которых нас могло бы не быть Пожертвовала собой и изменила мир: 3 женщины, без которых нас могло бы не быть

Три женщины, которые пожертвовали собой ради других

Cosmopolitan
Драгоценный запас: что нужно знать о заморозке яйцеклеток Драгоценный запас: что нужно знать о заморозке яйцеклеток

Что нужно знать о заморозке яйцеклеток и кому она может понадобиться?

Cosmopolitan
Страстная Вера Страстная Вера

Режиссер Вера Кричевская наконец закончила свой фильм о телеканале «Дождь»

Vogue
4 важных правила этикета современного секса, которые должен соблюдать каждый 4 важных правила этикета современного секса, которые должен соблюдать каждый

Прогресс затронул не только технику, но и интим

Playboy
Хроники сибирской Атлантиды: как часть суши на берегу Байкала ушла под воду Хроники сибирской Атлантиды: как часть суши на берегу Байкала ушла под воду

Российская «Атлантида» находится на территории республики Бурятия

Вокруг света
Drama queen. К 60-летию со дня рождения принцессы Дианы Drama queen. К 60-летию со дня рождения принцессы Дианы

О судьбе принцессы Дианы размышляет главный редактор проекта «Сноб»

СНОБ
Открыть в приложении