Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техникаHi-Tech

Скелетные мышцы самолета – система управления

Иван Варгатый, https://vk.com/vivan755

Гражданский Ту-134А-3 и военный Ту-134АК с антенной КВ-связи сзади. 1 – внешний закрылок, 2 – внутренний закрылок, 3 – элерон, 4 – стабилизатор

Электровозы упирались колесами в крутеющую кривую, отворачивая нос от оставшегося справа Зелененького, крепко сжимали состав: хвост еще был на спуске, напирал, норовя раскатиться и слететь на стрелке. В открытые форточки кабины – кондиционер уже не работает – врываются скрип колес да вой вентиляторов. Но вдруг к этой стальной мелодии добавилась другая, будто бы небесная – гром. Но обычно гром гремит пару секунд, от силы пять – а тут словно лавина!

Помощник вспомнил, что уже слышал подобное, когда был на Грушинском – среди ясного неба ровно минуту гремело. Кто-то из соседей по поляне пояснил, что это гоняют ракетный двигатель на полигоне неподалеку, за Прибрежным. Но здесь-то откуда ракета?! Стоп, а это и не ракета вовсе: из-за верхнего среза лобового стекла выскочил худой, как карандаш, самолет со странным, словно у осы, жалом сзади, за ним тянулись две кривых дымных струи.

– Во соляра паленая, а? – пошутил машинист и небрежно попихал рукой рукоятку контроллера. «Синары» облегченно громыхнули. А тут и встречный показался из-за кривой… Хорошо, если он один, поездной диспетчер, как партизан: ничего не сказал. Тянемся, ползем, осматриваем встречный, вот уже пора и набираться, выползать из ямы… Из-за кривой показался желтый огонь светофора, который тотчас «заулыбался» – замигал. Отлично! Берем четвертую двухпутную вставку без остановки – это на руку, рабочего времени осталось два часа, из Сызрани отправили черт-те когда и в Мыльной продержали черт-те сколько. И вдруг настроение поднялось еще сильнее – слева направо «в кадре» проползла еще одна машина, на сей раз винтокрылая.

– Парад репетируют, походу!

Но бригада ошиблась. Бело-синий старичок Ми-8Т с надписью «Баркол» полз по небу вовсе не по военным делам, а по гражданским – осматривал объекты нефтяников. На широко остекленном балконе его кабины сидели три члена экипажа, и самым занятым выглядел второй пилот: сидит, чуть согнувшись левым плечом к «шагу», правой рукой еле заметно шевелит ручку, ноги в стременах педалей словно у гусара... Вертолет норовил плавно завалиться в сторону, а пилот миллиметровыми движениями ручки возвращал его в горизонт. Чуть двинул – и совсем немного назад. Еще двойное движение. И еще. Рука наконец почуяла натяг пружин – и большой палец не преминул нажать кнопку триммера. Хлопхлоп! Пропахали еще с полкилометра неба, и снова хлоп-хлоп! Над головой звенят двигатели, свистят лопасти, за стенкой хлопают электромагниты триммирования – еще та симфония… В кабине набирающего высоту военного Ту-134 было поспокойнее – лишь свистел воздух в переплете носового остекления да звенели приборы.

Кабина Ту-134А-3. 1 – кресло командира, 2 – колесо штурвала, 3 – колонка штурвала, 4 – педали, 5 – кресло второго пилота

Гремящих в хвосте двигателей слышно не было – вся их ярость доставалась земле, борт уже подлетал к гражданскому порту, обходя его восточнее, а уж жители Новосемейкина и Мирного к грохоту старых самолетов привычны. Уже давно убраны закрылки, двигатели дымят на номинале, пилотирует, как и на барколовской «восьмерке», помощник командира. В наборе высоты работы не очень много – движениями от себя/на себя держи скорость да покачиваниями рогов – курс… Движения небрежные, с виду грубоватые, но и штурвал больше полувека летающего без гидроусилителей Ту-134 не чета почти невесомой ручке Ми-8! На нем ощущается живой скоростной напор, руки пилотирующего вспоминают ощущения из детства, когда они топили в ванной мячик… Такая же живая упругость… Это не может не нравиться, и этого лишены пилоты французских «Аэробусов», обжимающие рукой пружинки боковых ручек.

Тем временем бригада грузового, выскочив к посту, невольно обвела глазами открывшийся пейзаж с разноцветным Южным городом слева, и помощник усмехнулся:

– Прикинь, еще один!

Где-то над многоэтажками и правда блестел неокрашенными боками еще один самолет. Он дыма не оставлял, но тоже разворачивался – лежал в крене, зоркие глаза локомотивщиков хорошо видели крыло, левая консоль которого смотрела в небо, а правая прицелилась в неведомую точку на земле.

– Это Ту-154 с завода, у меня там сосед работает. Снимает комнату у моторвагонного, – уверенно сказал командир. – Он мне фотки показывал, они сначала голые летают, потом красят.

– А над нами тогда что пролетело? Похож вроде.

– Походу такой же…

Однако бригада снова ошиблась: Ту134 с Ту-154, и правда, похожи, но только на первый взгляд. Ту-134 – почти прямой потомок бомбардировщика 1950-х, Ту16, и конструкция у него соответствующая. Огромные элероны без гидроусилителей, довольно скромные закрылки, минимум автоматики – только демпфер курса с единственным гидроусилителем на руле направления да несложный автопилот. Ту-154 же куда хитрее: демпферы и гидроусилители во всех трех каналах, куда более мощные закрылки, а еще на крыле появились предкрылки… Стоп! Для человека, не знакомого с авиацией, эти слова звучат ровно так же, как грот-брам-стень-стаксель для не понимающего в парусниках (в том числе для автора этих строк), а «ловить верхушки» – несерьезный подход, поэтому начнем с основ.

Три плоскости летательного аппарата, от которых отсчитываются размеры и углы: строительная горизонталь фюзеляжа (СГФ), плоскость симметрии самолета (ПСС) и нулевая дистанция (НД). СГФ, как несложно догадаться, лежит горизонтально, конструкторское бюро может принять за СГФ и плоскость пола салона, и плоскость, делящую фюзеляж надвое, и любую другую. На туполевских машинах, например, принят второй вариант, что видно на рисунках из руководства по технической эксплуатации (РТЭ) Ту-154М. Вертикально вдоль фюзеляжа лежит плоскость симметрии самолета: она делит машину на зеркально-симметричные половины, в анатомии эту плоскость называют сагиттальной. Линия пересечения СГФ и ПСС называется осью самолета или продольной осью, она же ось Х. По ее положению отсчитываются два угла Эйлера из трех, о чем чуть ниже.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Куда поедем? Куда поедем?

Есть веская причина, по которой кабины лифта не останавливаются на твоем этаже

Популярная механика
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Алиса Фрейндлих о Товстоногове, Рязанове и других легендарных коллегах Алиса Фрейндлих о Товстоногове, Рязанове и других легендарных коллегах

Алиса Бруновна вспомнила тех, с кем работала и была связана долгие годы

Караван историй
Собака – это не только друг человека, но и эффективная «прививка» от экземы Собака – это не только друг человека, но и эффективная «прививка» от экземы

Домашние животные и младенцы: почему не стоит бояться аллергии

Здоровье
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Как мотивировать сотрудников: повышаем работоспособность команды Как мотивировать сотрудников: повышаем работоспособность команды

Проверенные стратегии повышения вовлеченности сотрудников на основе кейсов

Inc.
Стив Возняк Стив Возняк

Правила жизни инженера и предпринимателя Стива Возняка

Правила жизни
«История гаданий и предсказаний. От ворожей и подблюдных песен до астрологии и карт Таро» «История гаданий и предсказаний. От ворожей и подблюдных песен до астрологии и карт Таро»

О магии, которая должна была изменить судьбу человека, — ворожбе

N+1
Новые времена Новые времена

Изменения, которые произошли в мире технологий за последние 25 лет

Правила жизни
Не только Мирра Андреева: 5 российских теннисисток, за которыми стоит следить Не только Мирра Андреева: 5 российских теннисисток, за которыми стоит следить

В российском теннисе выросло поколение спортсменок. За кем стоит следить?

Правила жизни
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Трансмонный кубит достиг миллисекундной когерентности Трансмонный кубит достиг миллисекундной когерентности

Физики изготовили трансмонные кубиты из напыленной пленки ниобия

N+1
Соучастники космоса Соучастники космоса

Как и зачем запускают совместные космические миссии? Рассказывает Натан Эйсмонт

Монокль
От злодея поневоле до иконы супергероики: как Супермен покорил мир кино От злодея поневоле до иконы супергероики: как Супермен покорил мир кино

Путь Супермена: со страниц комиксов на большой экран

Forbes
Детский плач в возрасте пяти месяцев связали с наследственностью Детский плач в возрасте пяти месяцев связали с наследственностью

Генетические факторы отвечают за 70 процентов плача

N+1
Свой парень: Харрисон Форд, единый во многих лицах Свой парень: Харрисон Форд, единый во многих лицах

Герои, на которых хочется быть похожим: вспоминаем главные роли Харрисона Форда

Правила жизни
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
Оригами-робота научили прижимать ноги и ходить по-крабьи Оригами-робота научили прижимать ноги и ходить по-крабьи

Инженер из Германии разработал четвероногого оригами-робота Fold Walker

N+1
«Человек собаке друг, это знают все вокруг»: 10 знаменитых собак-героев «Человек собаке друг, это знают все вокруг»: 10 знаменитых собак-героев

10 псов, которые заметно отличились и вошли в историю

ТехИнсайдер
От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина

Вспоминаем главные роли Константина Райкина

Правила жизни
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Зазеркалье времени: лучшие экранизации «Алисы в Стране чудес» — от немого кино до голливудского фэнтези Зазеркалье времени: лучшие экранизации «Алисы в Стране чудес» — от немого кино до голливудского фэнтези

Самые значимые экранизации «Алисы»: как каждая из них отражает свое время

Правила жизни
Как молния выбирает цель Как молния выбирает цель

Как молния находит молниеотвод среди множества других привлекательных целей?

Наука и жизнь
Вершины олимпиадников Вершины олимпиадников

Почему растет число абитуриентов, поступающих в упрощенном порядке

Ведомости
Ответственность за три четверти ожидаемых случаев рака желудка возложили на хеликобактер Ответственность за три четверти ожидаемых случаев рака желудка возложили на хеликобактер

Хроническая инфекция хеликобактер служит основной причиной рака желудка

N+1
Оказалось, что большинство кошек предпочитают засыпать на левом боку — и ученые узнали, почему Оказалось, что большинство кошек предпочитают засыпать на левом боку — и ученые узнали, почему

Почему кошки перед сном чаще всего заваливаются на левый бок?

ТехИнсайдер
«Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией «Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией

Истории женщин, которые научились жить с алопецией и помогают другим

Forbes
«Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми» «Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми»

Как возрождался известный еще с советского времени бренд «Боржоми»

Inc.
Во Франции раскопали детально проработанную голову палеолитической Венеры Во Франции раскопали детально проработанную голову палеолитической Венеры

Чем ученых заинтересовал один из артефактов на стоянке Амьен-Ренанкур-1

N+1
Открыть в приложении