Перелет через 23 региона России за 69 дней на мотопараплане

Наука и техникаПутешествия

Перелет–2020. От Санкт-Петербурга до Владивостока на мотопараплане

В октябрьском номере журнала мы рассказывали о недавней уникальной экспедиции к северному полюсу на паралете. В той же статье было вскользь упомянуто другое не менее интересное событие, имевшее место в 2020 году, – перелет из Санкт-Петербурга во Владивосток через 23 региона России. Но оно заслуживает отдельного подробного рассказа.

Наталья Беспалова

Как помнят наши постоянные читатели, идея пересечь всю Россию с запада на восток на сверхлегком летательном аппарате родилась во время одного из летных фестивалей в подмосковном Турово. Главным инициатором и исполнителем идеи стал руководитель туровского аэроклуба Игорь Потапкин. В качестве летного средства был выбран мотопараплан.

Здесь стоит остановиться на классификации летательных аппаратов с приставкой пара-. Параплан – это мягкое крыло, подвесная система надевается на пилота, взлет осуществляется с ног без мотора. Разбежавшись со склона, парапланерист набирает высоту, ловя потоки воздуха.

В подвесную систему мотопараплана интегрирован мотор (как правило, двухтактный одноцилиндровый двигатель мощностью 18–30 л.с.), который размещается за спиной пилота, как у Карлсона, который живет на крыше. Взлет и посадка осуществляются с ног. Если в конструкции появляется тележка, оснащенная колесным либо лыжным шасси, – это называется «паралет». В 2020 году Игорь Потапкин летел на мотопараплане. На большей части маршрута у него был спутник – Игорь Коновалов, который использовал аэрошют. От классического паралета этот летательный аппарат отличает то, что управление крылом осуществляется не руками, как на параплане, а ногами через систему рычагов. Это не только снимает повышенную физическую нагрузку с рук, но и дает пилоту большую свободу действий в полете. Переключение на дополнительный топливный бак и работа с навигационными приборами значительно проще, чем на паралете. Также важным отличием аэрошюта от паралета является использование малолетучего крыла, для полетов с которым требуется мощный мотор.

Для такого грандиозного перелета была нужна надежная техника. Многие коллеги Игоря Потапкина отнеслись к замыслу скептически, утверждая, что для успеха всей затеи сопровождать пилота по маршруту должен целый грузовик запчастей. Однако Туровские фестивали не зря называют «тестивалями». И отечественные, и зарубежные производители представляют там свою технику на тестирование.

Одной из особенностей сверхлегкой авиации является то, что возможность использовать надежный мотор ограниченна. Надежность положительно коррелирует с весом. В большой авиации все системы неоднократно дублируются, что обеспечивает большую безопасность. Но это лишний вес. Чем надежнее, тем тяжелее. Разработчики парамоторов, увы, стоят перед необходимостью жертвовать частью надежности. Однако этот параметр становится очень важным при дальних перелетах, в малообжитой местности. И тут надо искать баланс.

Внимание привлекла техника чешской компании «Нирвана», президент которой, Павел Брезина, хорошо известен в среде парапланеристов как участник многих соревнований и популяризатор сверлегкой авиации. Имея большой опыт дальних путешествий, он хорошо представляет себе требования к аппарату. Представленный им в Турово мотопароплан Nirvana FLIGHT 200 XC относился к новому поколению сверхлегких (17–22,5 кг), компактных (укладывается в кофр стандартных для авиакомпаний размеров) и мощных (23–27 л.с.) парамоторов. Малый вес достигается за счет использования современных материалов: карбоновая основа, пластиковый бак и алюминиевые детали ограждения. Одним из важных параметров был расход топлива, на данной установке он не превышал 4 л. У конкурентов расход приближался к 6–7 л.

На «тестивале» аппарат произвел отличное впечатление, и осенью 2019 года Игорь Потапкин со своим механиком Алексеем Гореленковым выехали в Чехию, чтобы ближе познакомиться с моделью и на месте изучить особенности ее техобслуживания. Находясь в «Нирване», они заказали для миссии специальный аппарат с дополнительными топливными баками. В разработке уже была такая модель, специально предназначенная для дальних перелетов, но на стадии эксперимента, а тут как раз представился случай ее протестировать. Кроме того, в рамках проекта производились испытательные полеты на установке отечественного производителя парамоторных установок фирмы ParaAvis. В результате в серийное производство была запущена рама «Паук (SPIDER)», в которой также заложена концепция максимальной компактности. Установка имеет больший вес (в диапазоне от 25 до 33 кг, в зависимости от типа устанавливаемого двигателя), но зато и повышенную прочность за счет использования титана в качестве основного материала. При автономных путешествиях и жестких посадках на неподготовленную площадку запас прочности не бывает лишним.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новые технологии Renault. Вариаторы Новые технологии Renault. Вариаторы

На что способен новый вариатор Renault?

4x4 Club
Что делать, когда один из супругов оказался в долгах: разбор частых ситуаций и мнения юриста и психолога Что делать, когда один из супругов оказался в долгах: разбор частых ситуаций и мнения юриста и психолога

Как обсуждать с близкими людьми непростые ситуации, касающиеся денег?

Psychologies
Большая история маленького самолета. Часть 1 Большая история маленького самолета. Часть 1

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
Праздник на Неве Праздник на Неве

Зимний Санкт-Петербург приглашает на новогодние каникулы!

Лиза
Владимир Мартынов: «Сейчас не время Эйнштейнов или Ньютонов» Владимир Мартынов: «Сейчас не время Эйнштейнов или Ньютонов»

Об актуализации генетической памяти и принципе пестрых овец Иакова

СНОБ
Белорусский феномен Белорусский феномен

В июне в Минске прошла II Международная выставка индустрии безопасности

Обозрение армии и флота
Как развивают градостроительный потенциал в регионах России Как развивают градостроительный потенциал в регионах России

Как на самом деле обстоят дела с развитием инфраструктуры в регионах

ФедералПресс
7 мифов про метаболизм: Разобьём новогодние мифы вместе! 7 мифов про метаболизм: Разобьём новогодние мифы вместе!

Сколько можно есть — новогодние мифы о метаболизме

Новый очаг
Сами себя заработают Сами себя заработают

Если копить никак не получается, пора изучить все скрытые возможности денег

VOICE
Туве Янссон Туве Янссон

Правила жизни писательницы Туве Янссон

Правила жизни
Важный гормон Важный гормон

Кортизол: за что отвечает и зачем он нужен?

Лиза
Лиза Гусевская Лиза Гусевская

Лиза Гусевская — душевный фэшн-инфлюенсер с уклоном в максимализм

Собака.ru
Уменьшить хроническую боль можно с помощью качественного питания Уменьшить хроническую боль можно с помощью качественного питания

Как связаны употребление качественной пищи и хронические боли?

ТехИнсайдер
РНК-интерференция снизила уровень липопротеина (а) во второй фазе испытаний РНК-интерференция снизила уровень липопротеина (а) во второй фазе испытаний

Ученые: об успехе испытаний препарата на основе малой интерферирующей РНК

N+1
Леонела Мантурова: «Не зарекаюсь ни от комедийных, ни от драматических ролей» Леонела Мантурова: «Не зарекаюсь ни от комедийных, ни от драматических ролей»

Поговорили с актрисой о съемках в исторической экшен-драме «Злой город»

VOICE
Современное состояние ВТС России и Китая Современное состояние ВТС России и Китая

Сотрудничество Москвы и Пекина носит выраженный «антиамериканский» характер

Обозрение армии и флота
Осторожно, мокрый пол: как Puma и Марк Кукурелья попытались обратить провал в шутку Осторожно, мокрый пол: как Puma и Марк Кукурелья попытались обратить провал в шутку

Провал Пумы: вышедший в новой обуви на поле Кукурелья дважды поскользнулся

Forbes
Мегахейры – загадочные и удивительные «ракопауки» Мегахейры – загадочные и удивительные «ракопауки»

Мегахейры – «прототип креветки-богомола, созданный на базе аномалокариса»

Наука и техника
Марина Мнишек и ее мужья Марина Мнишек и ее мужья

Марина Мнишек – царица всея Руси и первая коронованная в Российском государстве

Знание – сила
И представление начинается! И представление начинается!

Фрагмент сказки Вали Филиппенко «Нашу маму раздраконили»

Правила жизни
Время все начать с нуля: почему зрелость — лучший период вашей жизни Время все начать с нуля: почему зрелость — лучший период вашей жизни

Середина жизни — это время, чтобы начинать заново

Psychologies
Лучшие мини-сериалы 2024 года, которые можно посмотреть за выходные Лучшие мини-сериалы 2024 года, которые можно посмотреть за выходные

Увлекательные истории с коротким сюжетом на пару вечеров

Maxim
Треугольник Карпмана в новом прочтении: как смотреть фильм «Арман», чтобы увидеть самую суть Треугольник Карпмана в новом прочтении: как смотреть фильм «Арман», чтобы увидеть самую суть

Как смотреть каннский фильм «Арман», чтобы не упустить самое важное?

Psychologies
Славная традиция: когда и зачем был построен пряничный домик Славная традиция: когда и зачем был построен пряничный домик

Зачем на новый год собирают пряничные домики?

ТехИнсайдер
Юра, мы все развенчали Юра, мы все развенчали

«Мифология советского космоса»: деконструкция космического нарратива

Weekend
Снова всегда Снова всегда

Как Чарли Кауфман сводит все концы со всеми началами

Weekend
Как выглядел и что носил Иисус Христос? Вот что говорят эксперты: интересные факты! Как выглядел и что носил Иисус Христос? Вот что говорят эксперты: интересные факты!

Что мы знаем о внешности Иисуса?

ТехИнсайдер
Что такое движение «Ни-ни», и почему оно набирает обороты Что такое движение «Ни-ни», и почему оно набирает обороты

Почему каждый пятый зумер в мире не хочет работать?

Psychologies
Это что такое? Это что такое?

Частые причины, почему мужчины дарят не те подарки

Добрые советы
Нечеловеческим животным отказали в чувстве справедливости Нечеловеческим животным отказали в чувстве справедливости

Ученые не обнаружили у животных непринятия несправедливости

N+1
Открыть в приложении