ЧП на АПЛ К-152: диверсия врага или трагедия из-за человеческого фактора?

Наука и техникаОбщество

Губительный пожар, которого не было

Константин Ришес

Атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б»

Подводная лодка, завершившая третье поколение советских АПЛ

Таким кораблем суждено было стать АПЛ К-152, построенной по проекту № 971 (шифр «Щука-Б») на Амурском судостроительном заводе (ранее – завод им. Ленинского комсомола), некогда возведенном в Комсомольске-на-Амуре.

Еще в июле 1976 года вышло постановление Правительства СССР о расширении строительства многоцелевых АПЛ. В качестве прототипа предлагалось принять ранее разработанный в горьковском ЦКБ «Лазурит» проект № 945. Проектирование нового корабля, порученное ленинградскому СПМБМ «Малахит», проводилось ускоренным методом по тактико-техническому заданию на АПЛ проекта 945, минуя стадию эскизного проекта. Целью разработки было внедрение в конструкцию нового корабля самых последних новинок советского подводного кораблестроения, результатом чего должно было стать радикальное снижение шумности корабля, гарантирующее достижение основного качества подводной лодки – скрытности.

Заметно усилилось и вооружение корабля. АПЛ имеет 8 торпедных аппаратов двух калибров – традиционного 533 мм и усиленного 650 мм. Такой торпедный комплекс позволял использовать помимо обычных торпед, ракето-торпеды, подводные ракеты «Шквал» и даже запускать крылатые ракеты «Гранат».

Новая АПЛ была оснащена комплексной системой автоматического управления всеми механизмами, системами и оружием АПЛ – разработанной в ленинградском НПО «Аврора» КСУ «Сталь».

Лодка получилась во всех отношениях весьма солидная: полное водоизмещение – без малого 13 тыс. т, длина 110 м. Паровая турбина мощностью 50 тыс. л.с. обеспечивала возможность двигаться под водой со скоростью до 33 узлов (примерно 60 км/час). Рабочая глубина погружения лодки – 520 м (предельная – 600 м).

Хищники и водоплавающие

Серийное производство новых АПЛ было начато почти одновременно на двух заводах-гигантах. Начиная с 1980 года начал строительство «Щук-Б» Амурский судостроительный завод (АСЗ). Он обеспечивал советский Тихоокеанский флот новыми АПЛ, носящими имена различных обитателей морей: «Дельфин», «Кашалот», «Морж» и т.д.

К-322 «Кашалот»

Начавшее производство на 6 лет позже Северное машиностроительное предприятие (СМП) в Северодвинске отправляло на Северный флот новые АПЛ так называемой звериной серии. Первым в 1989 году встал в строй «Барс», следом шли «Пантера», «Волк» и т.д. Последний (седьмой по счету) корабль «Гепард» был сдан в 2000 году. Всего двумя заводами до 2000 года по проекту 971 было построено 14 АПЛ.

Последней АПЛ третьего поколения и восьмой лодкой пр. 971, предназначенной для ТОФ, должна была стать заложенная на стапеле АСЗ «Нерпа».

Удары «Перестройки»

Заложенный в 1986 году корабль планировали передать флоту в течение 4–5 лет. Однако так называемая перестройка, затем крах СССР и кардинальное сокращение финансирования оборонных заказов в сочетании с приватизацией АСЗ едва не зарубили на корню еще не родившуюся «Нерпу». Находящийся на стапеле в высокой степени готовности корабль уже собирались утилизировать. Спасло принятое в октябре 1999-го решение Правительства о его достройке. Однако это было не более чем волевое решение типа: «Денег нет, но вы держитесь!». А денег-то действительно не было (по крайней мере, до АСЗ они не доходили). Тем не менее работы на стапеле возобновились, но шли черепашьими темпами: помимо нехватки финансов сказывался дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров, растерянных АСЗ в «лихие девяностые» в ходе приватизации. Кроме того, истекли сроки гарантии на многие механизмы и приборы, давно установленные на строящемся корабле. Теперь разработчикам или поставщикам этих изделий надо было совместно с кораблестроителями провести техническую ревизию своих изделий и продлить на них гарантийные сроки. Но и для оплаты этих работ тоже требовались деньги, и немалые.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Уродливая Вселенная Уродливая Вселенная

Как концепция «прекрасного мироздания» вредит науке

Вокруг света
Флагман «Адмирала» Флагман «Адмирала»

Platinum от Admiral Yachts: суперъяхта, опередившая своё время

Y Magazine
Охота на алгоритм Охота на алгоритм

Способна ли машина заменить человека в самых важных ему областях деятельности

Правила жизни
Боярские Боярские

Михаил Боярский стал лицом семьи, но все равно уверен — лучшие были до него

Караван историй
Ирина Безрукова: «Во мне до сих пор живет девушка, которая верит в то, что не может же быть только «безнадега точка ру» Ирина Безрукова: «Во мне до сих пор живет девушка, которая верит в то, что не может же быть только «безнадега точка ру»

Где этот островок надежды, радости, любви, где свет в конце того самого тоннеля?

Коллекция. Караван историй
Национальность может говорить о потребностях во сне Национальность может говорить о потребностях во сне

Культурные нормы определяют ваши потребности во сне. Так ли это?

ТехИнсайдер
Как американский ИИ-стартап помогает ресторанам процветать среди корпораций Как американский ИИ-стартап помогает ресторанам процветать среди корпораций

Как языковые модели помогают малым ресторанам конкурировать

Forbes
60% руководителей и топ-менеджеров тратят на видеоконференции от 1 до 3 часов в день — исследование 60% руководителей и топ-менеджеров тратят на видеоконференции от 1 до 3 часов в день — исследование

Какие функции в онлайн-звонках пользователи считают наиболее полезными

Inc.
Немоляевы и Лазаревы Немоляевы и Лазаревы

Немоляевы и Лазаревы: вся семья — как целая киностудия

Караван историй
Гидротрансформация Гидротрансформация

Как роботизированная КПП кроссовера Jetour T2 сочетает экономию и проходимость

Автопилот
Как побороть тягу к еде: новое мнение ученых Как побороть тягу к еде: новое мнение ученых

Секрет победы над куском торта может заключаться в следующем… съесть этот кусок!

ТехИнсайдер
Как мозг формирует привычки и почему от них сложно избавиться Как мозг формирует привычки и почему от них сложно избавиться

Мозг и привычки: причем тут дофамин и ошибки в предсказаниях?

ТехИнсайдер
Янковские Янковские

Олег Янковский — любимец экрана, для которого главным в жизни была семья

Караван историй
Плетущие судьбы Плетущие судьбы

Послания, зашифрованные в орнаментах и узорах России

Вокруг света
На борту затонувшего средневекового китайского судна нашли сосуды из-под алкогольных напитков На борту затонувшего средневекового китайского судна нашли сосуды из-под алкогольных напитков

Находки, собранные во время раскопок средневекового судна «Наньхай №1»

N+1
Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа» Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа»

«Я долго не могла переступить порог моего любимого МХАТа после его раздела»

Коллекция. Караван историй
Хуже станет всем Хуже станет всем

ВТО прогнозирует сокращение в 5 раз американо-китайской торговли

Ведомости
Снаряды против пушек Снаряды против пушек

Даже в первый год Великой Отечественной войны в СССР проходили соревнования

Ведомости
Борьба со старением: новые подходы и тренды Борьба со старением: новые подходы и тренды

Что сегодня предлагает от старения превентивная медицина?

РБК
Оказывается, пассажиров с гипсом могут не пустить в самолет: вот что нужно знать Оказывается, пассажиров с гипсом могут не пустить в самолет: вот что нужно знать

С какими нюансами можно столкнуться в аэропорту, если быть с гипсом

ТехИнсайдер
Гости из настоящего и будущего Гости из настоящего и будущего

Столичная туриндустрия укрепляет свои позиции как драйвера развития Москвы

Ведомости
И бедные, и богатые: почему изменение климата все больше осложняет жизнь женщин И бедные, и богатые: почему изменение климата все больше осложняет жизнь женщин

О том, как изменение климата сказывается на здоровье жительниц больших городов

Forbes
Цифровой сценарист: как ИИ создает иллюзию свободы выбора Цифровой сценарист: как ИИ создает иллюзию свободы выбора

Как научиться распознавать технологические манипуляции

Forbes
Премьеры отменяются Премьеры отменяются

Темпы выхода новых проектов девелоперов замедляются

Деньги
Безвыходных ситуаций не бывает Безвыходных ситуаций не бывает

Интервью с директором Кризисного центра помощи женщинам и детям

Лиза
Во имя автомобиля Во имя автомобиля

Автокомпании выпускают не только машины: от тракторов до часов и детских колясок

Men Today
Искусство кино Искусство кино

О представительницах мира кино, без которых кинематограф был бы совсем другим

Grazia
Реклама для женщин: как фемвертайзинг ломает стереотипы и увеличивает прибыль брендов Реклама для женщин: как фемвертайзинг ломает стереотипы и увеличивает прибыль брендов

Почему фемвертайзинг становится трендом

Forbes
Формула любви Александра Абдулова Формула любви Александра Абдулова

«Герой должен умереть молодым» — старая японская пословица. Он жил всего 54 года

Коллекция. Караван историй
Зал ожиданий Зал ожиданий

Для психического здоровья фитнес даже полезнее, чем для физического

VOICE
Открыть в приложении