Современные авианосцы – это крупные корабли в составе военно-морского флота

Наука и техникаОбщество

«Большая дубинка» дяди Сэма

Юрий Каторин

Военный корабль США Джеральд Р Форд

Часть 1. Формирование флота атомных авианосцев США

Современные авианосцы – это наиболее крупные корабли в составе военно-морского флота большинства ведущих морских держав. Главное их назначение – обеспечение деятельности так называемой авианосной или палубной авиации. Самолеты авианосной авиации – специальные машины, имеющие минимальный пробег при посадке, способные взлетать с помощью катапульт, оснащенные специальным оборудованием для полетов над морем и вооруженные для действий против морских, наземных и воздушных целей. Ныне авианосный флот мира несет примерно 1250 самолетов, более 1000 из них находятся на американских кораблях.

Вьетнамская война еще раз подтвердила важность авианосцев для американцев в ведении локальных войн. Именно во время нее широко распространилось известное выражение «дипломатия авианосцев», заменившее ранее популярное «политика большой дубинки». Опыт этой войны повлиял на решение о строительстве новой серии авианосцев, принятое в 1968 году. Теперь все они должны были иметь атомную силовую установку. Для новых кораблей специально разрабатывались новые реакторы большой мощности (AYW). Проектом предусматривалась установка всего двух реакторов вместо восьми, как это было ранее на «Энтерпрайзе».

Авианосец СVN-68 «Честер У. Нимитц» – головной корабль серии

Первый атомный многоцелевой авианосец (CVN-68) «Честер У. Нимитц» был заложен 22 июня 1968 года. Его строительство продолжалось четыре года, а передача флоту состоялась 3 мая 1975 года. По оценке американских специалистов, при проектировании авианосца «Нимитц» в качестве боевой комплексной системы «корабль – авиационное крыло» были найдены оптимальные решения интеграции всех компонентов: корпуса корабля, главных и вспомогательных машин и механизмов, обеспечивающих систем и оборудования, авиационной техники и оружия, помещений для размещения и обслуживания экипажа авианосца, а также личного состава авиакрыла.

Все американские атомные авианосцы этого типа конструктивно практически одинаковы, однако, начиная с четвертого, имеют увеличенное полное водоизмещение, осадку и период между перезарядками топлива ядерных реакторов (до 15 лет). Они могут отличаться составом действующих с них авиакрыльев, комплексом радиоэлектронного вооружения, а также наличием дополнительного оборудования (например, на CVN-70 «Карл Винсон» установлен тренажерный комплекс, позволяющий отрабатывать учебно-боевые задачи в масштабе соединения).

Ядерная энергетическая установка (два водо-водяных реактора типа А4W/ а1С), приводящая в действие четыре паровые турбины (общая мощность – 280 тыс. л.с.), которые работают на четырех гребных винтах, позволяет развивать наибольшую скорость хода свыше 30 узлов. В качестве резервных имеются четыре дизеля мощностью 10720 л.с. Дальность плавания между плановыми заменами ядерного топлива реакторов (через 13–15 лет эксплуатации) составляет от 0,8 млн до 1 млн миль. Время эксплуатации реакторов без замены энергоносителей – около 20 лет. К настоящему времени дозаправлены реакторы авианосцев «Нимиц» (1998), «Дуайт Эйзенхауэр» (2005), «Карл Винсон» (2005), «Авраам Линкольн» (2006). Содержание каждого авианосца обходится примерно в 160 млн долл. в год.

Этапы строительства авианосцев типа «Нимитц»

Авианосец CVN-68 «Нимитц» на момент ввода в строй являлся крупнейшим боевым кораблем в мире. За ним флот пополнили однотипные «Д. Эйзенхауэр», «А. Линкольн», «Дж. Вашингтон», «Дж. Стеннис», «Юнайтед Стейтс» (переименован в «Гарри Трумен»). Такой корабль способен обеспечивать действия своего авиакрыла 340 суток в году как в глобальной атомной войне, так и в условиях локальных конфликтов, нанося удары по воздушным, морским, подводным целям и береговым объектам. 40 палубных штурмовиков, каждый из которых поднимает 4 т боевой нагрузки, способны только в одном вылете обрушить на противника 160 т бомб и ракет, в том числе с системами высокоточного наведения. По своей ударной мощи авиакрыло одного «Нимитца» может заменить полтора десятка американских новейших крейсеров типа «Тикондерога».

СVN-77 «Джордж Буш» – десятый и последний корабль типа «Нимиц»

Десятый и последний корабль типа «Нимиц» заложили в 2003 году, а вступил в строй он только в 2009-м . Хотя этот авианосец и считается десятым в серии, он занимает промежуточное положение между кораблями типа «Нимиц» и перспективными авианосцами CVX, которые, как планируется, будут составлять основу морской мощи США в XXI веке. На корабле CVN-77 полностью обновлено бортовое электронное оборудование. Новая аппаратура позволит построить интегрированную боевую информационную систему управления, слежения, разведки и связи, которая сможет осуществлять обмен информацией в реальном масштабе времени между перспективными боевыми кораблями различных классов. 10 января 2009 года состоялась церемония ввода в состав ВМС США авианосца CVN-77 «Джордж Буш». Возможно, после его вступления в строй остальные авианосцы типа «Нимиц» будут по очереди проходить модернизацию по стандарту десятого корабля этого типа.

Однако пока рассмотрим характеристики головного авианосца серии CVN68 «Честер У. Нимиц».

Вооружение корабля: три зенитных ракетных комплекса «Си Спарроу» (на CVN-70 – четыре) и четыре 20-мм зенитных артиллерийских комплекса «Вулкан–Фаланкс». Планируется установить на авианосцы два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата, предназначенных для борьбы с торпедами, наводящимися по кильватерному следу.

Авиационное вооружение включает обычно до 86 боевых самолетов и вертолетов палубной авиации восьми–девяти типов. На авианосце CVN-71 «Теодор Рузвельт», участвовавшем в боевых действиях против Ирака в январе 1991 года, в составе авиакрыла насчитывалось 78 самолетов (20 F-14 «Томкэт», 19 F/A-18 «Хорнет», 18 А-6Е «Интруцер», 5 ЕА-6В «Проулер», 4 Е-2С «Хокай», 8 S-3B «Викинг» и 4 KA-6D), а также 6 вертолетов SH-3Н.

Штатный экипаж корабля – 3184 человека (из них 203 офицера), численный состав авиакрыла – 2800 человек (366 офицеров). Кроме того, в море на авианосце как на флагманском корабле авианосной ударной группы обычно находится походный штаб АУГ, насчитывающий 70 человек, из них 25 офицеров. Также на авианосце может находиться на боевом дежурстве от одной до нескольких команд флотского спецназа США «Морские котики» (US Navy SEALs), для которых авианосец работает в качестве базы снабжения при проведении спецопераций. Всего на корабле можно разместить 6286 человек.

Авианосец «Нимитц» и все последующие корабли этого типа были построены и продолжают строиться на верфи компании «Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг энд драй док» (Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния), одном из крупнейших судостроительных предприятий США и единственном, строящем атомные авианосцы.

Схема общего расположения авианосца типа «Нимиц»

Корпус авианосца – сварной, из стальных листов, несущие конструкции и полетная палуба выполнены из броневой стали (всего 60 тыс. т стали и 1360 т присадочных материалов). Вспомогательные конструкции, в том числе самолетоподъемники, изготовлены из алюминиевых сплавов (450 т). На корабле имеется свыше 4 тыс. помещений различного назначения.

Полетная палуба (общая площадь – 18200 м2), состоящая из взлетного, посадочного и паркового участков, предназначена для подготовки и проведения полетов авиации в любое время суток. Большая ее часть выполнена из съемных стальных листов (предел текучести – 7000 кгс/см2, предел прочности – 8000 кгс/см2, толщина – 45 мм), что позволяет достаточно быстро осуществлять замену поврежденных участков. Специальное покрытие обеспечивает надежное сцепление с ним колес шасси самолетов.

Взлетный участок, оснащенный четырьмя паровыми катапультами типа С-13-1 длиной 92,1 м или 94,5 м (на авианосцах CVN-68–CVN-71) и массой 180 т обеспечивает последовательный (минимальный интервал – 20 с) взлет самолетов массой до 43 т со скоростью при отрыве от палубы около 300 км/ч. Посадочный участок (угловая палуба), включающий кормовую (до первого троса аэрофинишера) и тормозную (до аварийного барьера) части, оборудован специальными техническими средствами обеспечения привода и посадки самолетов на скорости до 300 км/ч. На парковом участке располагаются самолеты и вертолеты до и после полетов, а также самолетоподъемники, элеваторы для подачи на палубу боеприпасов, поворотные отражатели газовых струй катапультируемых самолетов, посты обеспечения и обслуживания авиационной техники и оружия. Галерейная палуба, размещенная на сильно развитых спонсонах, поддерживающих полетную палубу, образует беспиллерсное пространство, где находится боевой информационный центр, помещения для экипажей самолетов, готовящихся к вылету, посты управления авиационно-техническими средствами, внутренние агрегаты катапульт и аэрофинишера, посты боевой части связи, каюта командира корабля, кубрики личного состава, механизмы обеспечения и обслуживания полетов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Блиц-интервью с Антоном Чижом Блиц-интервью с Антоном Чижом

Писатель детективов Антон Чиж рассказал нам о своих источниках вдохновения

Лиза
Факты о Луне, которые вы не знали или боялись спросить Факты о Луне, которые вы не знали или боялись спросить

Луна всегда показывает нам один и тот же лик, но его размер постоянно меняется

Популярная механика
Обретенная история Обретенная история

Книга Михаила Бирюкова о Мстёре — поселке иконописцев — и настоящем чуде

Seasons of life
Платежные аксессуары: что это и безопасны ли они? Платежные аксессуары: что это и безопасны ли они?

Платежные стикеры, кольца и другие аксессуары для бесконтактной оплаты

Наука и техника
Сделаю завтра: почему мы нарушаем дедлайны и как с этим покончить Сделаю завтра: почему мы нарушаем дедлайны и как с этим покончить

Почему многие люди — независимо от силы воли — откладывают дела, срывают сроки

РБК
А теперь начнем сначала А теперь начнем сначала

Истории людей, прошедших дорогой перемен

Men Today
«Берлога» для геолога «Берлога» для геолога

Колоритное пространство для увлечённого и компанейского парня

Идеи Вашего Дома
Киборги нашего времени Киборги нашего времени

Реабилитационная наука задает глобальные тренды в медицине и биохакинге

Монокль
75% людей принимают приглашение в гости, куда вообще не хотят идти, чтобы никого не обидеть 75% людей принимают приглашение в гости, куда вообще не хотят идти, чтобы никого не обидеть

Что хуже: посетить вечеринку, на которую вы не хотите идти, или остаться дома?

Inc.
Петлюра. Куст Петлюра. Куст

Александр Петлюра, Симона Куст и семейный панк-вайб

Собака.ru
Слегка несдержанный Слегка несдержанный

Квартира со сдержанным, но при этом эмоциональным интерьером

Идеи Вашего Дома
Алло, мы ищем таланты! Алло, мы ищем таланты!

Как помочь себе узнать, в какой области хочешь реализоваться

Лиза
Бесконечно биться головой в закрытую дверь: как работают женщины-адвокаты в России Бесконечно биться головой в закрытую дверь: как работают женщины-адвокаты в России

Как не опускать руки, зная, что в России 99% приговоров — обвинительные

Forbes
Как почистить клавиатуру от пыли и крошек: инструкция Как почистить клавиатуру от пыли и крошек: инструкция

Как правильно чистить клавиатуру в домашних условиях

ТехИнсайдер
Политический пейзаж Политический пейзаж

Павел Отдельнов: живопись в расширенном поле

Weekend
Плоды ошибок трудных Плоды ошибок трудных

Государство усиливает регулирование в сфере абортов

Монокль
Слишком дорого и неоднозначно. Тест-драйв Volkswagen Taos 4 Motion Слишком дорого и неоднозначно. Тест-драйв Volkswagen Taos 4 Motion

Почему маленький кроссовер Volkswagen не может привлечь покупателей

4x4 Club
Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге

По прогнозам экспертов, через 10 лет в Приморье появятся аналоги аппелласьонов

СНОБ
Тейлор Свифт, Kiss и фрезеровщики: кто выгоняет футбольные клубы с их стадионов Тейлор Свифт, Kiss и фрезеровщики: кто выгоняет футбольные клубы с их стадионов

Как выступления звезд и другие виды спорта рушат планы футбольных команд

Forbes
Условно-досрочная пенсия Условно-досрочная пенсия

Как сформировать долгосрочные сбережения и разморозить пенсионные в 2024 году

Деньги
И как это возможно? Прыщи – от бульона, отеки – от молока И как это возможно? Прыщи – от бульона, отеки – от молока

Иногда даже самые полезные на первый взгляд продукты могут оказаться вредными

Лиза
Экстремальное старение одного из органов предсказали у каждого пятого человека Экстремальное старение одного из органов предсказали у каждого пятого человека

Сейчас разработано несколько подходов к оценке биологического возраста организма

N+1
10 фактов о сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте», которые надо знать, прежде чем начать его смотреть 10 фактов о сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте», которые надо знать, прежде чем начать его смотреть

Самые интересные факты о нашумевшем сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Maxim
«Курс на Cевер»: особые условия для приезжающих в Мурманскую область специалистов «Курс на Cевер»: особые условия для приезжающих в Мурманскую область специалистов

Как Мурманская область справляется с дефицитом кадров

ФедералПресс
«Кукурузная кампания» Никиты Хрущева: как первый секретарь ЦК КПСС пытался накормить всю страну «Кукурузная кампания» Никиты Хрущева: как первый секретарь ЦК КПСС пытался накормить всю страну

Почему именно кукуруза стала предметом кампании Никиты Хрущева

ТехИнсайдер
Жизнь других Жизнь других

Почему мы невольно начинаем подстраиваться и как найти «настоящего себя»?

Grazia
Рыночные отношения Рыночные отношения

Известный российский гастрокритик познает этот мир самым действенным способом

СНОБ
Опередивший время Опередивший время

Посадка «Бурана» — наивысший триумф советского космического проекта

Монокль
«Чувства Анны»: мир без любви «Чувства Анны»: мир без любви

Анна Меликян рассказывает классическую историю Золушки в фильме «Чувства Анны»

Монокль
Открыть в приложении