Как в арсенале судостроителей появился бетон

Наука и техникаHi-Tech

Бетонные гиганты выходят в море

Константин Ришес

Смена эпох и материалов

Не одно тысячелетие люди строят суда и корабли. Самым подходящим для этого материалом поначалу была древесина. Возможно, мысль использовать ее пришла в голову древним корабелам сразу же, как только на глаза им попался болтающийся в море невесть как там оказавшийся ствол дерева. Главное, на что нельзя было не обратить внимание, это то, что замеченный предмет не тонул в воде, и даже когда его захлестывала волна, какая-то неведомая сила выталкивала его на поверхность. С происхождением этой силы со временем помог разобраться древнегреческий мудрец Архимед, чье имя увековечено в названии силы, известной также как «выталкивающая». Теперь мы все знаем, что все объясняется просто: древесина, обладая плотностью (удельным весом), меньшей, чем у воды, непотопляема уже сама по себе, и одно только это обстоятельство уже существенно упрощало задачу кораблестроителей древности.

К тому же дефицитным этот материал в большинстве регионов Земли, как правило, не был. В различных уголках нашей планеты использовались различные (присущие данному региону) виды древесины – от популярной на севере сосны до экзотической бальзы в Южной Америке (кстати, именно из нее был построен ставший знаменитым плот Кон Тики Тура Хейердала). Строили лодки и суда из бамбука и папируса (вспомним лодки Ра того же Хейердала). В общем, использовалось все, что было способно самостоятельно держаться на воде. Однако упомянутые материалы растительного происхождения не только хорошо плавали, но и горели неплохо, а также были подвержены гниению, да и прочностью особой похвастаться не могли.

Прошли века, прежде чем на смену дереву пришли металлы. Чтобы это совершилось, людям пришлось многому научиться: находить руду, выплавлять из нее металлы – железо, медь, много позже – алюминий и титан, затем обрабатывать металл – придавать ему форму, требуемую для сборки корпусов судов. Однако все металлы тяжелее воды, поэтому изготовленные из них конструкции способны держаться на воде лишь благодаря той самой выталкивающей силе, как известно, равной весу воды, вытесняемой корпусом судна при погружении. Придаваемая корпусу пространственная форма обеспечивала судну не только его плавучесть, но и возможность нести на себе определенный полезный груз. Металлы прочны и привлекательны для судостроителей, благодаря многим своим качествам. Однако их высокий удельный вес делает металлические корпуса судов достаточно тяжелыми, снижая вес допустимой полезной нагрузки, они (за исключением титана) подвержены коррозии в морской воде, склонны к намагничиванию. Кроме того, они (за исключением титана) подвержены коррозии в воде и (в своем большинстве) склонны к намагничиванию. Позже, в XX веке, для постройки судов определенных классов (например, минных тральщиков) стали использовать различные пластмассы, а также высокопрочные композитные материалы.

Новое или хорошо забытое старое

Новым материалом в арсенале судостроителей неожиданно для многих стал бетон. Однако выяснилось, что эта «новость» не так и нова, поскольку бетон пришел в судостроение еще на рубеже XIX и XX веков. Это время можно считать, по сути, зарождением нового направления в развитии судостроения, основанного на использовании бетона и железобетона в качестве основного материала для корпусов морских и речных судов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Все против всех Все против всех

Не пытка, а силовой допрос. Не война, а операция по поддержанию порядка…

Дилетант
Каким мог стать Ту-204: как советские конструкторы искали идеальный авиалайнер Каким мог стать Ту-204: как советские конструкторы искали идеальный авиалайнер

За 15 лет видение о том, каким должен быть Ту-204, несколько раз менялось

ТехИнсайдер
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
К чему снится свадьба — толкование сна по соннику К чему снится свадьба — толкование сна по соннику

Разбираем, что означает свадьба во сне, с помощью сонников и психолога

Psychologies
Разделённые Разделённые

Сегодня разделённые страны составляют значительную часть современной карты мира

Дилетант
Удобрения санкций не боятся Удобрения санкций не боятся

Нехватка цифровых и зеленых технологий с лихвой компенсируется запасами ресурсов

Монокль
Имел несчастие быть немцем… Имел несчастие быть немцем…

Кто такой был Эрнст Иоганн Бирон и как он был связан с Анной Иоанновной?

Дилетант
Александр Рамм: Надо быть глухим, чтобы не слышать в Metallica Баха Александр Рамм: Надо быть глухим, чтобы не слышать в Metallica Баха

Виолончелист Александр Рамм — об идеальном инструменте и музыкальной семье

СНОБ
Архитектура впечатлений. Отрывок из книги Архитектура впечатлений. Отрывок из книги

Отрывок из книги-путеводителя по миру музейного искусства

СНОБ
Любовь и магия Любовь и магия

Даже если жизнь делает из вас Золушку, помните: внутри себя вы принцесса

Новый очаг
Из чего выгоднее всего делать самогон? Из чего выгоднее всего делать самогон?

Разбираем экономику домашней дистилляции

Maxim
Кто с сердечком кому Кто с сердечком кому

Каким должно быть любовное письмо?

Seasons of life
Девочки самооценка Девочки самооценка

Как помочь девочкам расти свободными от негативного восприятия себя?

Новый очаг
Моральный кодекс Моральный кодекс

Мила Ершова о справедливости и вопросах, на которые нет однозначного ответа

Grazia
Знак качества: зачем на самом деле на фрукты клеят маленькие наклейки Знак качества: зачем на самом деле на фрукты клеят маленькие наклейки

Для чего нужны эти наклейки на фруктах и что за цифры на них указаны

ТехИнсайдер
Зубастые красавицы Зубастые красавицы

Острые зубы, складки на шее, шрамы украшают женщину

Вокруг света
Азбука банкротства Азбука банкротства

Российский суд обанкротил кипрского совладельца ритейлера «Азбука вкуса»

Ведомости
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Сельхозтехника тормозит Сельхозтехника тормозит

В России серьезно сократились производство и продажи сельхозтехники

Агроинвестор
«Закрывают спортивные площадки, чтобы создать парковки» «Закрывают спортивные площадки, чтобы создать парковки»

Павел Зюзин о том, почему электромобили в России не приживутся

Монокль
От эволюции к революции От эволюции к революции

Разговор о настоящем и будущем российского авиационного двигателестроения

Монокль
Юбилейная партитура Юбилейная партитура

Музыкальному коллективу Теодора Курентзиса musicAeterna исполняется 20 лет

СНОБ
Каким-то чудом Каким-то чудом

Хочется, чтобы все это было в кино, а не на самом деле: о насилии в семьях

Новый очаг
Жила-была Жила-была

Удивительная история о ремесле, таланте, упрямстве и любви

Новый очаг
Арт-терапия: как творчество меняет жизнь Арт-терапия: как творчество меняет жизнь

Как благодаря арт-терапии можно укрепить своё ментальное здоровье

Здоровье
Сергей Анохин: Телеком стал невидимым сервисом, без которого мы не можем пообщаться Сергей Анохин: Телеком стал невидимым сервисом, без которого мы не можем пообщаться

Гендиректор ПАО «Вымпелком» Сергей Анохин — о будущем компании и её развитии

Ведомости
Польша между двух рек и трёх спичек Польша между двух рек и трёх спичек

Как Большая тройка определяла границы, статус и политическое устройство Польши

Дилетант
Он же памятник! Кто его разрушит? Он же памятник! Кто его разрушит?

Какими способами специалисты пытаются решить проблему биоповреждений памятников

Санкт-Петербургский университет
Porsche Cayenne первого поколения – отличный выбор для бездорожья Porsche Cayenne первого поколения – отличный выбор для бездорожья

Porsche Cayenne – отличный внедорожник для всех

4x4 Club
Как набрать мышечную массу согласно науке: секреты рельефного тела Как набрать мышечную массу согласно науке: секреты рельефного тела

Набор мышечной массы – это не просто про штангу и куриную грудку

ТехИнсайдер
Открыть в приложении