О логике Трампа и о возможных последствиях его действий

МонокльОбщество

«Трамп считает, что либерализация торговли закончилась»*

Академик, руководитель направления «Наука и инновации» ИМЭМО РАН Наталья Иванова — о логике Трампа, о том, почему он человек XIX века, и о возможных последствиях его действий

Александр Механик

Наталья Иванова

Есть ли, на ваш взгляд, у Трампа какая-то сугубо экономическая, а не только политическая логика при введении тарифов? И чего он сможет добиться, если введет все меры, которые обещает?

— Об экономической логике Трампа судить довольно трудно, потому что вообще в его логических построениях все сомневаются. Тем более что он говорит одно, делает другое, решения свои меняет, что-то не исполняет, что-то исполняет очень решительно. Вероятно, его логика проистекает из того, что очевидно и ему, и экономистам: у США большой торговый дефицит, причем со многими странами. В том числе с Китаем, Мексикой, Канадой, Евросоюзом. И растет он высокими темпами, хотя с Китаем, кстати, рост дефицита замедлился. При этом, замечу, в целом экономическая ситуация в США неплохая: низкая безработица, умеренный экономический рост, бодрая динамика фондовых рынков. Но двойной дефицит, внешнеторговый и государственного бюджета, — хроническая проблема. Долги растут.

— Трамп уже пытался с этим бороться…

— Да, на его первом сроке показатели были похожие, такие же были проблемы. И уже тогда нужно было реализовывать лозунг Make America Great Again. С чего тогда начал Трамп? С одной стороны, угрозы и санкции, особенно в адрес китайских компаний, с другой — были подготовлены и подписаны два больших торговых соглашения, о которых сейчас не вспоминают. Большое торговое соглашение с Китаем в 2020 году предусматривало упорядочивание торговли по конкретным отраслям (фарма, сельское хозяйство) и по крупным проблемам (интеллектуальная собственность, иностранные инвестиции). В какой-то мере это соглашение работает, китайцы пошли навстречу.

В том же году Трамп преобразовал NAFTA, зону свободной торговли North American Free Trade Agreement, в USMCA — United States —Mexico — Canada Agreement. Оно включало учет новых реалий, например электронной торговли, а также требовало от партнеров США существенных уступок в торговле традиционными товарами. То есть это не совсем Free Trade, участникам нового соглашения пришлось пойти на уступки партнерам. Например, канадцам нужно было отказаться от свободной продажи молочных продуктов. И кое-где были введены дополнительные тарифы. Но, видимо, сейчас, с его точки зрения, это все как-то громоздко, бестолково, никто решения не соблюдает. Не случайно он называет себя Tariff Man.

— Прямо так и сказал?

— Прямо так и говорит, да. То есть, похоже, у него какая-то абсолютно иррациональная вера в то, что тарифы — простая, но эффективная мера. Но вся экономическая наука, вся академическая, экспертная публика Соединенных Штатов дружно пишет, что это приведет к негативным последствиям.

Возвращаясь к экономической логике Трампа: в известном смысле можно сказать, что он человек девятнадцатого века. Тогда США бурно развивались, становились новой мастерской мира, перехватили лидерство экономического развития у Англии, а протекционистские тарифы были огромные. Они снижались перед Первой мировой войной, потом опять поднимались в депрессию, и это было признано неудачным моментом защиты американского производителя, усилившим негатив депрессии 1930-х годов. После Второй мировой войны был длительный период плавного снижения всех видов тарифов, до значений первых процентов. И это работало на экономику США и ускорило глобальную торговлю. Но Трамп утверждает: «Как же это сработало, когда у нас такие большие долги?» Он так воспринимает процессы либерализации торговли и считает, что эта модель закончилась. Он все время говорит об уязвимости американской экономики в новых условиях.

Хуже будет всем, но США чуть лучше

— Что произойдет дальше, если Трамп не отступит?

— Расчеты профессиональных экономистов, например специалистов Института мировой экономики Питерсона (Peterson Institute for International Economics), доказывают, что результатом будет инфляция и замедление экономического роста. Потом все выровняется, но долгосрочная траектория ухудшится. Когда авторам задали вопрос: «А если другие страны примут ответные меры, что будет?» — они сделали эти модели с ответными мерами, и показали, что ситуация будет еще хуже, причем она будет хуже и для Мексики, Китая и Канады, но чуть лучше для Соединенных Штатов.

Я не думаю, что Трамп погружается в эти модельные расчеты, поскольку он говорит: «Я верю в то, что тарифы сработают». Хотя, быть может, эта его вера основана на понимании поведения каких-то отраслей, каких-то компаний, потому что тарифы — это «средняя температура по больнице». Пошлины по-разному действуют в отношении и разных стран, и разных отраслей и компаний. Кроме того, Трамп собирается ослабить торговый дефицит и рассчитывает путем сбора тарифов увеличить поступления в бюджет, а за счет этого сделать налоговые льготы для бизнеса, который заработает более активно. Как я понимаю, у него такая логика. И тут экономисты разделяются: одни считают, что это так просто не работает, что тарифы — это налог на потребителей, а значит, реально налоговые поступления в бюджет не увеличатся и рост дефицита продолжится. Ведь Трамп в первую свою каденцию снижал налоги на бизнес, тот действительно активизировался, и это все одобрили, хотя рост бюджетного дефицита продолжился.

Еще один экономический аргумент, который связан с тарифами, следует из опыта стран, у которых очень большой положительный торговый баланс. Это, например, Германия и Китай — страны, где экспорт долгое время превышает импорт, но со структурными проблемами. Они теряют динамику экономического роста, которая все еще наблюдается в Соединенных Штатах. На эти факты Трампу, видимо, кто-то тоже указывает.

— То есть точного ответа ни у кого нет.

— В современной глобализированной мировой экономике, я думаю, экономическая наука отвечает не на все вопросы. И не все модели адекватно отражают сложность глобальных цепочек создания стоимости.

А еще у Трампа есть предложение к компаниям других стран увеличить инвестиции в США: «Вы не хотите тарифов? Приходите, производите у нас. Добро пожаловать». Эта логика, в том числе и мода на технонационализм — «все должно быть у нас на территории», — отчасти реакция на последствия ковида, когда нарушались цепочки поставок, когда главным нарушителем стал Китай и когда невозможно было привезти никакие товары. Значит, нужно какой-то критический объем производства иметь на своей территории. Еще один экономический аргумент, который, как я понимаю, важен, но о котором мало говорят, заключается в том, что зона преференциальной торговли между Мексикой, Канадой и США привела к тому, что китайцы очень много производств развернули в Мексике и в Канаде, особенно в Мексике, где правительство предоставило им производственные площадки. И поэтому, на самом деле, экспорт из Мексики в США — это не всегда экспорт мексиканских товаров. Как это все разруливать — большой вопрос.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Крик-менеджмент вместо эффективной стройки Крик-менеджмент вместо эффективной стройки

В чем особенности российской стройки и какова ее эффективность?

Монокль
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Почему пароход был «философским»? Почему пароход был «философским»?

Почему пароход был философским и что собой вообще представляла русская философия

Дилетант
Лавка древностей Лавка древностей

Геоглифы Наски, древо тысячелетий и гробница Грааля

Знание – сила
17 мгновенных фактов про «Семнадцать мгновений весны» 17 мгновенных фактов про «Семнадцать мгновений весны»

Рассказываем максимально интересное про «Семнадцать мгновений весны»

Maxim
Мода или роскошь? Право или мода? Мода или роскошь? Право или мода?

Что было в обществе до понятия моды и что такое роскошь?

Знание – сила
Закрытие сезона Закрытие сезона

Какие ошибки часто совершают дачники в конце сезона и как их исправить

Лиза
Авторство жизни: как предпринимателю выйти из тоннеля и найти для себя новый смысл Авторство жизни: как предпринимателю выйти из тоннеля и найти для себя новый смысл

Как предпринимателям найти себя в новом мире: на что надеяться и что делать?

Forbes
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
Что такое бескамерная шина и как отличить ее от камерной Что такое бескамерная шина и как отличить ее от камерной

Все про бескамерные шины: чем отличаются, плюсы и минусы, стоит ли покупать

РБК
«Слон во Вселенной. 100 лет в поисках темной материи» «Слон во Вселенной. 100 лет в поисках темной материи»

Как дисковые галактики сохраняют устойчивость

N+1
Сами с усами Сами с усами

Составляем европротокол: как правильно оформить ДТП без полиции

Лиза
Чудесная Чудесная

В созвездии Кит расположилась одна из самых удивительных звёзд нашего неба, Мира

Наука и жизнь
Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь

Когда нет благодарности у обоих, тогда и случаются эти кризисы

Караван историй
Загадка сфинкса на берегу залива Загадка сфинкса на берегу залива

О восстановлении усадьбы «Тихий берег» и разорванности семейной истории

Afternoon Seasons of life
9 шагов навстречу велнесу 9 шагов навстречу велнесу

Как вернуть себе хорошее самочувствие

Лиза
Безалкогольное вино: что это такое и почему оно становится все популярнее Безалкогольное вино: что это такое и почему оно становится все популярнее

В чем причины взрывного роста безалкогольного вина на рынке

РБК
Техника уступила еде Техника уступила еде

Как вырос объем интернет-торговли в России

Ведомости
Герой любого времени Герой любого времени

Кирилл Кяро — о долге и ответственности перед людьми

OK!
Газировке несладко Газировке несладко

Почему россияне переходят на лимонад без сахара?

Ведомости
Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов

Арт-директор Ruarts Катрин Борисов — о любви к российской фотографии и вине

СНОБ
Композиторы из будущего: как изменилась музыка за последние 100 лет Композиторы из будущего: как изменилась музыка за последние 100 лет

Как композиторы с академическим образованием пришли к постцифровой эстетике

СНОБ
Фундамент будущего Фундамент будущего

Блиц-интервью с учеными, лидерами мнений в своей профессии

OK!
Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии

О том, как в «Заводном апельсине» рассматривается тема насилия

СНОБ
Женщины для женщин: как Наталья Водянова и Серена Уильямс инвестируют в фемтех Женщины для женщин: как Наталья Водянова и Серена Уильямс инвестируют в фемтех

Стартапы в области женского здоровья, в которые инвестируют знаменитые женщины

Forbes
История Pony Express, недолговечной, но запоминающейся службы доставки Дикого Запада История Pony Express, недолговечной, но запоминающейся службы доставки Дикого Запада

В 1860-х на американском Диком Западе существовал свой сервис доставки писем

ТехИнсайдер
Холодная элегантность Холодная элегантность

Обновление интерьера квартиры в современном стиле и элементами ар-деко

SALON-Interior
«Я очень скупой на оценки» «Я очень скупой на оценки»

Какова цена входа в виноделие и стоит ли обижаться на оценки в гиде

РБК
«После введения санкций приходится самим закупать инвентарь» «После введения санкций приходится самим закупать инвентарь»

Биатлонист Даниил Серохвостов — о мотивации, доходах и проблемах с патронами

Ведомости
Винное литературознание Винное литературознание

Как винный дух гуляет по истории литературы, в каких сюжетах и характерах

РБК
Открыть в приложении