Полет нормальный: сможет ли «Суперджет» окончательно приземлиться в России?

МонокльHi-Tech

«Суперджет» стал еще роднее

Первый полет самолета «Суперджет» с отечественными двигателями ПД-8 — значимый этап проекта по превращению его в российское воздушное судно и важный шаг на пути к возрождению авиационной отрасли, основой которой должны стать собственные технологии и изделия. Теперь важно не споткнуться

Николай Ульянов

Двигатель ПД-8: от старта проекта до первого полета прошло всего шесть лет. ОАК

«Суперджет» постепенно «русифицируется». В августе 2023 года взлетел борт с российскими авиационными системами и агрегатами (см. «Русский авиапром отвоевывает небо», «Монокль» № 36 за 2023 год). Сейчас на летные испытания в Комсомольске-на-Амуре вышел самолет, укомплектованный отечественными двигателями ПД-8 (производитель НПО «Сатурн», г. Рыбинск), которые встали под крыло на смену французскороссийским SaM146.

Первый полет был выполнен экипажем в составе летчиков-испытателей Дмитрия Деменева и Игоря Гревцева, а также бортового оператора Максима Грюканова. После посадки командир воздушного судна Дмитрий Деменев рассказал, «что полет прошел замечательно, но был напряженным; задание выполнено полностью; взлет, посадка все было выдержано согласно заданию; режимы выполнены в полном объеме, к двигателям и самолетным системам замечаний никаких нет».

Как сообщил «Ростех», самолет находился в воздухе около сорока минут, достиг скорости 500 км/ч и высоты 3000 метров. В госкорпорации также отметили, что силовая установка отработала стабильно, в процессе была проведена оценка газодинамической устойчивости двигателей на постоянных и переменных режимах.

В рамках программы импортозамещения «Суперджет» предполагается заменить порядка 40 импортных систем и агрегатов на российские. Помимо двигателя это авионика, шасси, вспомогательная силовая установка, комплексная система управления, системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и ряд других. Причем упор делается на то, чтобы российские комплектующие не были прямыми аналогами иностранных, а качественно превосходили их, поскольку технологии в авиастроении развиваются и ранее установленное на самолеты оборудование постепенно морально устаревает.

Сейчас в программе летных испытаний задействованы два борта — один с российскими моторами и иностранными авиационными системами, второй — с иностранными моторами, но российскими системами и агрегатами. В планах — вывести на испытания максимально импортозамещенный самолет — не только с российскими двигателями, но и с прочими агрегатами и системами российского производства. Все это, по мнению первого вице-премьера, главы наблюдательного совета ГК «Ростех» Дениса Мантурова, должно интенсифицировать сертификационные испытания и приблизить сертификацию технологически независимой версии самолета «Суперджет».

Был вашим — станет нашим

Концепция, заложенная в этот самолет, предполагала широкую международную кооперацию в процессе его производства, что, в свою очередь, должно было бы способствовать продажам собранного в России самолета на зарубежных рынках.

Напомним, что создавать пассажирский узкофюзеляжный ближнемагистральный самолет корпорация «Сухой» под руководством Михаила Погосяна начала в инициативном порядке в 2000 году. Сначала лайнер получил название Russian Regional Jet (RRJ), затем был переименован в Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Первый полет он совершил в 2008 году, а сертификат типа на него был получен в 2011-м, после чего началось серийное производство.

По словам руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрия Ядрова, сегодня в гражданском флоте эксплуатируется порядка 150 таких самолетов. Однако, как сейчас любят говорить, есть нюанс. По оценкам, порядка 70% систем и агрегатов в этих воздушных судах — иностранного производства.

В связи с введением в 2022 году санкций возникли проблемы с обслуживанием этих лайнеров. И одна из главных проблем — двигатель SaM146. Да, он выпускался на нашей территории, в Рыбинске, на совместном предприятии НПО «Сатурн» и французской компании Safran Aircraft Engines (ранее Snecma). Safran производила для него так называемую горячую часть: газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеру сгорания и турбину высокого давления. В свою очередь «Сатурн» изготавливал «холодную часть» (вентилятор и турбину низкого давления) и осуществлял сборку всего изделия. После разрыва отношений с французской стороной самостоятельно выпускать его и ремонтировать «горячую часть» уже выпущенных моторов российское предприятие не может.

События 2022 года просто подтвердили верность курса на увеличение доли российских систем и агрегатов в этом самолете. Впрочем, процесс импортозамещения гражданской авиационной техники идет, что называется, широким фронтом. В разной степени готовности находятся несколько самолетов различных типов — и магистральных, и для местных линий.

Разработка двигателя ПД-8 как замена SaM146 началась в 2019 году. К этому времени, в октябре 2018 года, был сертифицирован двигатель ПД-14, предназначенный для среднемагистрального узкофюзеляжного самолета МС-21. Этот самолет изначально тоже предполагалось комплектовать иностранными двигателями от американской Pratt & Whitney. Правда, заказчику самолета планировалось представить возможность выбора, с какими моторами купить — российскими или американскими.

Двигатель ПД-14 разработан пермской компанией «ОДК-Авиадвигатель» под руководством Александра Иноземцева. ПД-14 задуман как головной в семействе авиационных двигателей, базой для которых должен стать унифицированный газогенератор. Работа над ПД-14 началась в 2008 году, то есть на все про все ушло десять лет.

Получение сертификата типа на ПД-8, как говорит генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Грачев, запланировано на осень текущего года. Если это произойдет, то получится, что двигатель будет сделан за шесть лет. Конечно, он создавался, что называется, не на пустом месте. Был использован опыт, полученный и при разработке ПД-14, и при освоении производства SaM146.

«Если мы говорим о схеме двигателя, то речь идет о самобытной конструкции. То есть это не масштабирование в нижнюю сторону ПД-14 и не копирование SaM146. Но когда речь идет о каких-то отдельных технологиях или о ноу-хау в организации процесса создания нового изделия, конечно, это было перенесено», — говорит исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Впрочем, изначально был расчет на то, что двигатель получится сделать быстрее. Так, в середине 2023 года на тот момент глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что двигатель планируется сертифицировать до конца того же года.

«В ОДК были оптимистичны и полагали, что применение передовых информационных технологий, цифровых двойников, новых методов проектирования позволит создавать двигатели быстрее, чем за пять лет, — рассказывает Олег Пантелеев. — Мы видим, что примерно в эти сроки двигатель был создан, поработал на стенде и даже полетал на летающей лаборатории. Но в ходе испытания были выявлены недостатки конструкции, которые потребовали вернуть его на доработку. Какие конкретно технические проблемы были выявлены и сколько их? Эта информация не раскрывается».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В авиастроении сменился командный состав В авиастроении сменился командный состав

Чем спровоцированы кадровые перестановки в российском авиастроении

Монокль
Саша плюс Таша Саша плюс Таша

Брак Первого Поэта и Первой Красавицы начали обсуждать задолго до венчания

Дилетант
Пирамида Солнца. Как бывший автомеханик создал аферу, жертвой которой стал холдинг Баффета Пирамида Солнца. Как бывший автомеханик создал аферу, жертвой которой стал холдинг Баффета

Бывший автомеханик втянул инвесторов в пирамиду

Forbes
Смена поколений на арт-рынке Смена поколений на арт-рынке

Как смена поколений влияет на рынок искусства и люкса

Ведомости
Наталья Зубаревич: «Произошло перераспределение инвестиционных потоков между регионами» Наталья Зубаревич: «Произошло перераспределение инвестиционных потоков между регионами»

Наталья Зубаревич — к какому кризису стоит готовиться бизнесу

РБК
Есть контакт! От клеточной адгезии к нетоксичной терапии рака Есть контакт! От клеточной адгезии к нетоксичной терапии рака

Есть ли вещества, которые могут содействовать здоровой адгезии при лечении рака?

Наука и жизнь
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
«Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло» «Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло»

Режиссер Петр Шерешевский между двух премьер

Weekend
Случайный поцелуй: измена или нет? Случайный поцелуй: измена или нет?

Пользователи Reddit ломают голову: можно ли считать изменой случайный поцелуй

Psychologies
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия

Чем груминг отличается от растления или домогательства?

Psychologies
Женcовет: эксперты оценили потенциал российского фемтеха Женcовет: эксперты оценили потенциал российского фемтеха

Рынок фемтеха в России в перспективе пяти-семи лет может вырасти до 110 млрд

Forbes
Мечты вредят вашему здоровью Мечты вредят вашему здоровью

Говорят, мечтать не вредно. А что, если наоборот?

СНОБ
Развлекая, вовлекай Развлекая, вовлекай

Как женщины создают мир, где новое поколение раскрывает таланты

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Начальник или наставник? Начальник или наставник?

Законодатель впервые дал официальное определение наставничества. Что это значит?

Ведомости
Теория крохотных черных дыр Стивена Хокинга, нашла подтверждение на дне моря Теория крохотных черных дыр Стивена Хокинга, нашла подтверждение на дне моря

Ученые, кажется, нашли крошечную черную дыру, о которой писал Стивен Хокинг

ТехИнсайдер
Москва дерется в перчатках Москва дерется в перчатках

Новый викторианский сериал Стивена Найта на ВВС One

Weekend
Его звали Олег. Воспоминания об Олеге Стриженове Его звали Олег. Воспоминания об Олеге Стриженове

Многие называли Олега Стриженова гордецом, а он просто был свободным человеком

Караван историй
Программа «12 шагов»: как она работает и кому может помочь Программа «12 шагов»: как она работает и кому может помочь

Как программа «12 шагов» помогает избавиться от зависимости?

Psychologies
Местоимение первого лица единственного числа Местоимение первого лица единственного числа

В русском языке «я» подозрительно похоже на детское «ай»

Seasons of life
ИИ предсказывает столкновения нейтронных звезд ИИ предсказывает столкновения нейтронных звезд

Команда астрономов обучила нейросеть предсказывать столкновение нейтронных звезд

ТехИнсайдер
Странный, но очень важный аспект: почему спринтеры начинают свой забег с низкого старта Странный, но очень важный аспект: почему спринтеры начинают свой забег с низкого старта

Каково преимущество низкого старта и почему его не используют марафонцы

ТехИнсайдер
Кавказские бородачи Кавказские бородачи

Одна из визитных карточек Кавказа — орлы или грифы. Но разве только они?!

Наука и жизнь
Ломать не строить Ломать не строить

Что делать при покупке квартиры с неузаконенной перепланировкой

Лиза
Сергей Курехин Сергей Курехин

Правила жизни музыканта, актера и сценариста Сергея Курехина

Правила жизни
Зачем вам секс? Зачем вам секс?

16 основных мотивов для секса

Men Today
Надежда Бабкина: «У меня нет времени на зависть» Надежда Бабкина: «У меня нет времени на зависть»

Надежда Бабкина — о возрасте, внуках и критике

Лиза
Научная мозаика Научная мозаика

Взаимосвязь картофеля с гипертонией, польза сиесты и разница между звездами

Санкт-Петербургский университет
Классицизм и котлеты Классицизм и котлеты

Торжок, где творил русский Леонардо да Винчи

Weekend
Конкурс страшных рассказов: «Чуткая», Марина Бутусова Конкурс страшных рассказов: «Чуткая», Марина Бутусова

Рассказ о загадочных ночных превращениях мужа и странностях семейной жизни

VOICE
Открыть в приложении