Шесть российских стриминговых платформ, у которых есть будущее

МонокльКультура

Охота за интересным

Шесть довольно успешных онлайн-платформ снабжают нас неплохим кино. Но сделать кино, которое мы бы не забыли через неделю, пока никому из них не удалось

Андрей Полонский

«Майор Гром» — наш ответ вселенным с супергероями

Самые обаятельные собеседники часто признаются, что просьба «расскажи что-нибудь интересное!» часто ставит их в тупик. Категории «интересного» и «хорошего» — одни из самых условных не только в повседневной жизни, но и в культуре. Особенно если речь заходит о таком массовом развлечении, сложном производстве, прибыльном бизнесе и элитарном искусстве, как кино, — с его постоянно обновляющимися способами самопрезентации и распространения.

Конечно, можно считать признаком качества кассовые сборы фильма или награды на фестивалях, то есть корпоративное поощрение, но и здесь критерии настолько расходятся, что единой оценки нет и быть не может. Кино сорока- или пятидесятилетней давности, которое мы смотрим сейчас, скорее всего, не было популярным в те годы. Время меняет и критерии оценки, и сам подход.

В сети каталога

Постоянно расширяющиеся возможности интернета все больше уводят кино в сферу индивидуального досуга, частной жизни. Мы стали выбирать фильм почти так же, как книгу, превращая поход в кинотеатр в отдельное событие, выпадающее из повседневного круговорота. Домашний же экран, мерцающий глаз Всемирной паутины, оказался в этот круговорот идеально вписан — точно так же, как когда-то было вписано телевидение.

У интернета есть одно неоспоримое преимущество перед телевизором и кинозалом: зрителю кажется, что здесь он выбирает фильм сам. Это территория свободы, на которой — как всегда, когда речь заходит о свободе, — существуют свои обманки и ловушки.

Фактически интернет способен предложить все наследие мирового кинематографа по каталогу — от классики немых фильмов до новинок, выпущенных не только в Голливуде и Болливуде, но и в Тегеране или Буэнос-Айресе. Достаточно владеть искусством поиска — и современное кино, точно так же как музыка или текст, явится к тебе домой. В этом отношении и киноманы, и рядовые зрители могут быть совершенно спокойны. На их излюбленный вопрос «почему становится меньше интересных и хороших фильмов?» существует только один ответ.

Вы не там и не то ищете, господа.

Сделать и продать

Развитие потокового вещания столкнуло киноиндустрию с новыми вызовами еще в самом начале века. Сеть размывала аудиторию, в области авторских прав царил хаос. Одно за другим государства начали борьбу с интернет-пиратством — в законопослушном мире, где граждане привыкли за все платить, достаточно успешную.

Киноплатформы и стриминговые сервисы, специализирующиеся на кино, идеально вписались в пищевую цепочку между кинопроизводством и аудиторией. Они предлагали широкий выбор за вполне вменяемые деньги, обеспечивая легальность потребления и меняя сам подход к дистрибуции разнообразного кинопродукта. А их собственная продюсерская деятельность изменила пейзаж индустрии до неузнаваемости.

А что дома?

Появившиеся после 2013 года отечественные онлайн-кинотеатры не только сделали кино и сериалы более доступными — они еще и убрали оттуда навязчивую рекламу. Неожиданно появилась возможность просто смотреть хорошее кино дома, не злясь на долгие рекламные паузы по ТВ и не вглядываясь в мутные экранки пиратских сайтов. Во время пандемии такое легкодоступное счастье стало бесценным, и число подписчиков на десятке киноплатформ увеличилось в разы. То была золотая эра стриминга; столько кино, прежде всего голливудского, мы не потребляли никогда.

В 2022 году одним из результатов санкций стал уход с российского рынка Голливуда вместе с его контентом. Публика стала жаловаться, что «нечего смотреть». Нужно было искать выход.

«В 2020 году стриминги переживали золотой век — общая выручка легальных онлайн-видеосервисов в России выросла на рекордные 14 млрд руб. (это сопоставимо со всем оборотом отрасли в 2018 году) и составила 60,3 млрд руб. Динамике способствовали не только продолжающиеся из-за пандемии ограничения, но и выгодные предложения от стримингов, входящих в крупные экосистемы. А в 2022 году российский рынок онлайн-кинотеатров показывает худшую за всю историю динамику. Прирост выручки платформ составляет всего 5%. Кроме того, работу в России прекращают Netflix, отказавшийся от совместного с Россией сериала “Анна К”. Из-за отказа западных мейджоров продлевать контракты на старые библиотеки фильмов онлайн-кинотеатры теряют половину голливудского контента. Стриминги пытаются компенсировать это закупкой контента из Южной Кореи и Турции, который сразу же занимает лидирующие позиции в рейтингах», — писала корреспондент РБК Евгения Стогова.

Ей вторил и техноблогер Сергей Романов: «Все очень просто. За эти полтора года мы столкнулись с тем, что стриминги, к которым мы привыкли, лишились всего и смотреть там просто нечего. Я сам отменил подписку на несколько российских стриминговых сервисов просто потому, что понял: нет контента. А нам нужен контент! Если он будет, то никто не станет искать альтернативу».

Здесь интересны два предубеждения. Первое — что нам никогда не удастся заменить Голливуд собственным кинематографом. И второе — что кинематограф за пределами западного мира априори уступает европейскому и американскому. На фоне бума восточного кино по всему миру, острого интереса к Болливуду, Китаю, арабским странам, Латинской Америке и ЮАР подобного рода инерционные суждения, транслировавшие культурную ситуацию прошлого века, были на редкость «обаятельны для тех, кто понимает».

Однако последствия ухода голливудского формата удалось преодолеть на удивление быстро. Уже в 2023 году ситуация в корне поменялась. Вернулись подписчики, появился контент, журналисты стали много писать о хорошем российском кино, в том числе региональном, авторском, об оригинальных проектах киноплатформ. Можно было выдохнуть: наконец-то.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Виталий Терлецкий Виталий Терлецкий

Виталий Терлецкий — талантливый комиксист, один из тех, кто развивает индустрию

Правила жизни
Что такое Германская Новая Медицина и чем она опасна: объяснение врача Что такое Германская Новая Медицина и чем она опасна: объяснение врача

Германская Новая Медицина — метод лечения, считающийся шарлатанством

Psychologies
Футбольно-магнитная аномалия Футбольно-магнитная аномалия

Как Сергей Галицкий сделал «Краснодар» лучшим российским клубом

Деньги
Вторая личность Вторая личность

Ужасно интересная премьера Haval F7

Автопилот
Под крышей Под крышей

Это пространство — помещение без окон и вне времени — превратили в мастерскую

Seasons of life
Опубликованы первые результаты лабораторных исследований грунта с обратной стороны Луны Опубликованы первые результаты лабораторных исследований грунта с обратной стороны Луны

Что из себя представляют образцы грунта с обратной стороны Луны?

N+1
В чем поэзия, брат? В чем поэзия, брат?

Борис Рыжий как поэт и как персонаж

Weekend
Из разведчиков в «шпионы» Из разведчиков в «шпионы»

При сталинской диктатуре государство всегда с подозрением относилось к гражданам

Дилетант
Эффект Расемона: что это означает и как с ним бороться Эффект Расемона: что это означает и как с ним бороться

Эффект Расемона: разбираем происхождение термина и причины этого феномена

Psychologies
Дорого-богато Дорого-богато

Что сделать, чтобы гостиная смотрелась солиднее

Лиза
Инженеры строят новую Атлантиду: как мы незаметно оказались на пороге эры подводных городов Инженеры строят новую Атлантиду: как мы незаметно оказались на пороге эры подводных городов

Похоже, в текущем десятилетии человечество все же сделает шаг в воду

ТехИнсайдер
Скажите «Нихао!» Скажите «Нихао!»

Правила этикета сделают переговоры с китайскими партнёрами более эффективными

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Зачем нужна астрохимия? Зачем нужна астрохимия?

Чем занимается астрохимия, когда и как она выделилась в самостоятельную науку

Знание – сила
Домашняя роскошь Домашняя роскошь

Тонкий баланс между уютом и роскошью — золото, натуральные материалы

SALON-Interior
Москвич установил камеры в квартире (даже в ванной!), чтобы следить за арендаторшами Москвич установил камеры в квартире (даже в ванной!), чтобы следить за арендаторшами

Почему людям нравится подглядывать за другими: мнение психологов

Psychologies
Антик с гвоздикой Антик с гвоздикой

В наше время ароматная гвоздика из драгоценного товара стала заурядной пряностью

Наука и жизнь
Товарищ Тело Товарищ Тело

«Субстанция»: еще один важный боди-хоррор

Weekend
Ученые описали новую систему групп крови после 50 лет поисков Ученые описали новую систему групп крови после 50 лет поисков

Ученые описали новую систему групп крови. Она получила название MAL

ТехИнсайдер
Названы 4 секрета вечной любви Названы 4 секрета вечной любви

Какие мысли и поступки помогут создать вечную любовь?

Psychologies
Гастромир изнутри Гастромир изнутри

Что делает гастросцену России такой уникальной и успешной?

Men Today
Как не дать детям от первого брака разрушить семью: 5 ситуаций Как не дать детям от первого брака разрушить семью: 5 ситуаций

Знакомо ли вам такое понятие, как «лоскутная» семья?

Psychologies
За кино, против критики За кино, против критики

Если кто и спорит о вкусах, так это кинокритики

СНОБ
«Все полюбили лицо, а не искусство»: Егор Зайцев — о Борисе Рыжем «Все полюбили лицо, а не искусство»: Егор Зайцев — о Борисе Рыжем

Борис Рыжий: понимаем ли мы, что стоит за любимым лирическим героем?

РБК
11 ложных представлений о любви, которые нам часто навязывают 11 ложных представлений о любви, которые нам часто навязывают

Действительно ли произносящий слова о чувствах человек искренне нас любит?

Psychologies
Руками трогать Руками трогать

Массаж лица: теория и практика

Новый очаг
Связь одиночества с риском заболеваний назвали не причинной для большинства из них Связь одиночества с риском заболеваний назвали не причинной для большинства из них

Действительно ли одиночество и различные болезни взаимно влияют друг на друга?

N+1
Расхламляйся! Расхламляйся!

Как расстаться навсегда с ненужным скарбом?

Лиза
Абьюзивные отношения в советском кино: разбор на примере Гоши и Кати из фильма «Москва слезам не верит» Абьюзивные отношения в советском кино: разбор на примере Гоши и Кати из фильма «Москва слезам не верит»

Как «Москва слезам не верит» рассказывает историю абьюзивных отношений

Psychologies
Тяжелые эвакуационные машины с колесной формулой 8х8 Тяжелые эвакуационные машины с колесной формулой 8х8

Особенности эвакуационных тягачей

Обозрение армии и флота
Не только скорость Не только скорость

Скорость у лодок Pershing не является альтернативой эстетики и комфорта

Y Magazine
Открыть в приложении