Какова настоящая роль Северного морского пути в развитии Российской Арктики?

МонокльБизнес

Миф глубокой заморозки

В официальных документах, заявлениях чиновников и общественном сознании прочно обосновался тезис о Северном морском пути как международной транзитной трассе. Это ложная цель, недостижимая в обозримой перспективе, подменяющая истинную задачу СМП — помогать освоению Российской Арктики

Татьяна Гурова, Александр Ивантер

Атомный ледокол «Урал» проекта 22220 за работой. Буксировка во льдах требует синхронной работы команд обоих судов

По итогам 2023 года оборот Северного морского пути поставил новый рекорд: по трассе перевезено 36,2 млн тонн грузов. Это в пять с половиной раз больше советского максимума (6,6 млн тонн в 1987 году). Рывок произошел пять лет назад, когда к горнорудной продукции Норильского промышленного района, на протяжении нескольких десятилетий составлявшей основу грузовой базы СМП, добавились сначала нефть Нового порта, а затем сжиженный природный газ с проекта «НоваТЭКа» «Ямал СПГ». В работе еще несколько крупных арктических ресурсных проектов, которые должны, по крайней мере в заявленных планах и стратегических документах, уже в ближайшей перспективе кратно увеличить объем перемещаемых по СМП грузов.

И это без учета транзитного грузопотока. В последние годы все активнее внедряется тезис о перспективности Северного морского пути как полноценного маршрута международной морской логистики, альтернативного сопряженным с природными и военно-политическими рисками южным маршрутам — через Суэцкий и Панамский каналы и вокруг Африки. Считается, что помимо репутационных очков Россия сумеет заработать на северном транзите через свои воды-льды серьезные деньги.

Имеют ли эти надежды под собой достаточную почву? Что собой представляет Северный морской путь в исторической перспективе? Какова его настоящая роль в развитии Российской Арктики?

Обсудить проблематику Севморпути с нами согласился один из лучших российских специалистов по данной теме Михаил Григорьев, директор и совладелец консалтинговой компании «Гекон», приглашенный ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Сверху: Татьяна Гурова, Александр Ивантер. Снизу: Михаил Григорьев

Татьяна Гурова: Это второй подкаст журнала «Монокль». Сегодня мы будем говорить про Северный морской путь. Благодаря йеменским хуситам сегодня весь мир понимает, насколько важна мировая логистика. На фоне фактического разрушения маршрута через Красное море начался дикий рост цен на логистику во всем мире, и с новой интенсивностью заговорили о востребованности Северного морского пути, что представляется достаточно неожиданным, потому что этот путь пролегает через арктические льды в очень тяжелых природных условиях, то есть никак не кажется удобным для больших логистических маршрутов. Однако об СМП как транзите мечтают уже очень давно.

Если оттолкнуться не от текущего момента, а от момента, когда впервые заговорили об арктических маршрутах, нашем и северо-западном, американском, на чем основывались те, кто заговорил о нем?

Михаил Григорьев: На алчности. Европейцев и североамериканских колонистов в Арктику всегда влекла нажива. Сначала это был морской зверь, рыба, потом рухлядь («мягкой рухлядью» называли в XVII веке пушнину. — «Монокль»), потом стали добывать руды, потом нефть и газ.

Если говорить об истории развития Северо-Западного и Северо-Восточного проходов, то все это уходит в шестнадцатый век. Это было инициировано португальцами, испанцами, их движением в южные экзотические страны за пряностями, золотом и прочими дарами. Стали искать более короткие пути.

Т. Г.: Более короткие пути куда?

М. Г.: В Индию. Основной целью движения по Северо-Западному проходу была Индия.

Откуда возник Северный морской путь, или Северо-Восточный проход, как его первоначально называли? Поскольку европейцы стали развивать свои колонии в Тихом океане, России необходимо было найти более короткий выход в Тихий океан. И знаменитая фраза Михаила Ломоносова о том, что Россия должна прирастать Сибирью, подразумевала, что надо продублировать сухопутный путь, который позволял достичь Охотского моря, но был очень долгим (это была смесь путешествий по внутренним водным путям, конные перевозки и так далее). Михаил Васильевич говорил, что Северный Ледовитый океан — это та возможность, благодаря которой укрепится могущество России на тихоокеанских просторах.

То есть это было чисто логистическое решение, основанное на том, что надо находить более короткие пути. Вспомним Крымскую войну, которая была не только в Крыму. Она была на Балтике, на Тихом океане — Петропавловск-Камчатский снабжался из Кронштадта. Тогда Суэцкого канала не было, представляете, сколько они мимо мыса Доброй Надежды плыли?

Североамериканская компания, которая была учреждена в конце восемнадцатого века (имеется в виду Российско-Американская компания, получившая монопольное право на торговлю, промыслы и добычу полезных ископаемых на Аляске. — «Монокль») тоже снабжалась из Кронштадта, с огромными транспортными издержками. И поэтому идея была в том, чтобы обеспечить выход именно на эти рынки.

Т. Г.: И несмотря на тяжелые климатические условия, даже тогда, при тех технических возможностях, это было более выгодно, чем традиционные «южные» маршруты?

Русское северное мореходство до Главсевморпути

М. Г.: Тогда это вообще невозможно было реализовать, потому что к этому времени у нас был опыт арктического плавания только из Архангельска до Обской губа. Там ходили поморы-ушкуйники (так именовались участники военных походов, предпринимавшихся жителями Новгородской республики в XIV — начале XV века на гребных речных судах, которые назывались «ушкуй». — «Монокль»).

Давайте определимся, что такое Северный морской путь. Есть Северо-Восточный проход и Северо-Западный. Северо-Западный, который вы упомянули, — это водный маршрут, который соединяет Атлантический океан, имеется в виду Море Баффина, и Северный Ледовитый — это Море Бофорта. Как таковой трассы Северо-Западного прохода не существует. Это такая сетка из проходов между островами.

Саша Вольский

Северный морской путь, или Северо-Восточный проход, выглядит более унифицированным. Суда идут либо севернее Новой Земли, либо южнее, через пролив Карские ворота. Либо они идут с севера Новосибирских островов, где более глубоководная трасса.

Но вернемся к началу. К тому времени, когда Михаил Ломоносов писал свою замечательную докладную, был накоплен очень большой опыт у архангельцев. Это торговые вояжи в Мангазею (Мангазея — существовавший в XVII веке русский город в Сибири на территории нынешнего Ямало-Ненецкого автономного округа на берегу реки Таз, центр оборота пушнины. — «Монокль»). Сначала они ходили через устье Оби, через Обскую губу и дальше поднимались по этой речке. Потом царь-батюшка запретил такие экзерсисы, опасаясь экспансии голландцев и англичан. Потому что в 1555 году англичане заехали в Архангельск будущий и основали русско-английское торговое взаимоотношение (впервые англичане прибыли в Россию в августе 1553 года, торговый корабль «Эдуард Бонавентура» вошел в устье Северной Двины и бросил якорь в 35 км от места, где в 1589 году будет основан Архангельск. Иван Грозный позволил англичанам торговать в России. В 1555 году в столице открылся Английский двор, а в Холмогорах и Вологде появились английские фактории. — «Монокль»).

Но Россия отдавала себя отчет в том, что это может плохо закончиться. Потом, когда мы закрыли этот ход, стали делать волок, через реку Юрюбей, через Ямал. И потом, к семнадцатому веку, все это в конце концов заглохло. В это время как раз и пишет Михаил Васильевич свою записку. Но технически тогда это было невозможно сделать. Это стало технически возможно только с появлением паровых судов c ледовым укреплением корпуса.

Т. Г.: Мы выяснили, что во времена Ломоносова это было невозможно. А стало возможно в первой трети двадцатого века. Но я так понимаю, что ничего не было сделано все равно.

Советский Союз в Арктике: промышленная и оборонная логистика

М. Г.: Ну что вы, нет. Когда в 1932 году создавалось Главное управление Северного морского пути, перед ним стояли четыре задачи.

Первая — экономическое развитие арктического региона. Вторая — обеспечение судоходства, которое позволит проводить эту манипуляцию. Дальше — развитие системы метеорологического наблюдения и радио. И четвертая задача — вовлечение коренных малочисленных народов в построение светлого будущего.

Более того, в 1934 году Главному управлению Северного морского пути был передан целый ряд предприятий, начиная со звероводческих колхозов и кончая добычей угля на Шпицбергене, добычей соли в устье Хатанги на Нордвике. И геологоразведочные работы тоже проводились Главсевморпутем. Вот я имел счастье двадцать лет отработать в Институте геологии Арктики, который как раз в 1948 году и отпочковался от горно-геологического отделения Главсевморпути.

Март 1938 г. Начальник дрейфующей станции «Северный полюс — 1» Иван Дмитриевич Папанин и Герой Советского Союза, действительный член Академии наук СССР, начальник Главного управления Северного морского пути Отто Юльевич Шмидт (слева направо) на ледоколе «Ермак». Точная дата и место съемки не установлены. ТАСС

Еще один момент, про который тоже не следует забывать: когда Алексей Максимович Горький организовал замечательную книгу про строительство Беломоро-Балтийского канала, там было сказано, что он был построен за год фантастически быстро и аккуратно. Задача заключалась в том, что одной из целей развития Северного морского пути была оперативная переброска военно-морского флота на дальневосточный театр военных действий.

И, кстати, первыми кораблями — не судами, а кораблями, — которые прошли по Беломоро-Балтийскому каналу, были эсминцы, подводные лодки и сторожевики. Сами понимаете, там ширина шлюзов 14 метров. Эсминцы не самые большие, но они туда пошли, сформировали Беломорскую флотилию.

Давайте зададим вопрос: почему в Арктической Канаде, почему у американцев на Аляске нет круглогодичного судоходства, почему у них нет ледоколов? По одной простой причине: у них нет задачи такой.

У американцев вообще только шахта цинковая Red Dog на Аляске, они вывозят летом руду через Берингов пролив. У канадцев это производство железной руды, производство концентрата в Milne Inlet на Земле Баффина. И тоже вывоз не более чем в течение пяти месяцев. Северо-Западный проход замирает на зиму. Там 36 тысяч человек живет на всем побережье. Он используется для чего? Это рыболовные суда, это круизники и местное судоходство.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как вести мировую экономическую войну Как вести мировую экономическую войну

О природе экономического роста, происходящего сейчас в России

Монокль
Ученые узнали эволюционное преимущество сплетен Ученые узнали эволюционное преимущество сплетен

Сплетни могут принести пользу социальным кругам

ТехИнсайдер
Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Вы — Дюма с Венерой во Льве: пятиминутный путеводитель по способам типирования личности Вы — Дюма с Венерой во Льве: пятиминутный путеводитель по способам типирования личности

Соционика, астрология, психоматрица: по чему именно сходят с ума доверчивые люди

Правила жизни
Стать тачкой номер один в России Стать тачкой номер один в России

Как в провинциальном городке за десять лет вызрело экономическое чудо

Монокль
Натан Эйсмонт: «Ракета Н-1 сильно превысила 30-процентный порог допустимой новизны» Натан Эйсмонт: «Ракета Н-1 сильно превысила 30-процентный порог допустимой новизны»

Задача изучения дальнего космоса людьми сегодня по-прежнему актуальна

Монокль
13 практических (и не очень) вопросов о шампанском 13 практических (и не очень) вопросов о шампанском

Вопросы про шампанское, которые вы всегда боялись задать

Maxim
История и характеристики двигателя ЗМЗ-402 История и характеристики двигателя ЗМЗ-402

Эксперт Autonews.ru назвал главные особенности легендарного двигателя ЗМЗ-402

РБК
Силой мысли, или что обещает нам Илон Маск Силой мысли, или что обещает нам Илон Маск

Чего же Маск хотел в сфере нейроинтерфейсов, что сделал и что сможет сделать

Популярная механика
Алексей Иванов: «Речфлот». Документальная основа романа «Бронепароходы» Алексей Иванов: «Речфлот». Документальная основа романа «Бронепароходы»

Как люди путешествовали и работали на пароходах в конце XIX века?

СНОБ
Своя обжарка Своя обжарка

Нам хотелось, чтобы гости могли проникнуться кофейной культурой

Bones
Пранкер XX века! Узнайте интересные факты о Марселе Дюшане и его Пранкер XX века! Узнайте интересные факты о Марселе Дюшане и его

Зачем новатор и художник-концептуалист Марсель Дюшан сделал фонтан из писсуара

ТехИнсайдер
О чем говорят машины? О чем говорят машины?

Автомобиль — не только средство передвижения, но и средство самовыражения

Men Today
Активное шумоподавление в наушниках: вред и польза Активное шумоподавление в наушниках: вред и польза

Как работает активное шумоподавление и безопасно ли оно?

ТехИнсайдер
Сказке конец Сказке конец

Как порой из-за одной нелепой мелочи рушатся крепкие отношения с близкими людьми

Лиза
Наталья Метелица Наталья Метелица

Наталья Метелица придумывает гениальные иммерсивные выставки

Собака.ru
У аппарата. 5 действий с телефоном, которые указывают на невротическое поведение У аппарата. 5 действий с телефоном, которые указывают на невротическое поведение

Как выявить склонность к неврозу и нездоровую привязанность к гаджету

Лиза
Первая леди Атлантики: история летчицы Амелии Эрхарт, которая пропала во время кругосветного перелета Первая леди Атлантики: история летчицы Амелии Эрхарт, которая пропала во время кругосветного перелета

Амелия Эрхарт стала первой женщиной-пилотом, перелетевшей Атлантический океан

СНОБ
Плюсы и минусы «Москвича 6»: лифтбек для депутата Плюсы и минусы «Москвича 6»: лифтбек для депутата

Покатавшись на «Москвиче 6» при минус 25, мы осознали все его плюсы и минусы

Maxim
Глюкометр: какой лучше выбрать для контроля сахара Глюкометр: какой лучше выбрать для контроля сахара

Разбираемся, какими бывают и какой выбрать глюкометр для дома

CHIP
Алирокумаб оказался эффективен и безопасен для детей с семейной гиперхолестеринемией Алирокумаб оказался эффективен и безопасен для детей с семейной гиперхолестеринемией

Алирокумаб эффективно снижает уровень холестерина у детей с гиперхолестеринемией

N+1
Детектив, боец и вышибала: лучшие фильмы Джейка Джилленхола Детектив, боец и вышибала: лучшие фильмы Джейка Джилленхола

Предлагаем пересмотреть работы Джейка Джилленхола

Правила жизни
Как вирусы могут изменить океан и помочь в борьбе с глобальным потеплением Как вирусы могут изменить океан и помочь в борьбе с глобальным потеплением

Ученые сосредоточились на вирусах, помогающих улавливать углекислый газ в море

ТехИнсайдер
«Сцены из супружеской жизни» — телеспектакль Ингмара Бергмана и его ремейк с Оскаром Айзеком и Джессикой Честейн «Сцены из супружеской жизни» — телеспектакль Ингмара Бергмана и его ремейк с Оскаром Айзеком и Джессикой Честейн

Психологическая драма Ингмара Бергмана и ее ремейк 2021 года

СНОБ
Команды, которые меняют мир: как трое друзей придумали агентство Setters Команды, которые меняют мир: как трое друзей придумали агентство Setters

Отрывок из книги «Setters. Команды, которые меняют мир»

Forbes
Учительница в США взимает со школьников «аренду» за место за партой! Бизнес или воспитание? Учительница в США взимает со школьников «аренду» за место за партой! Бизнес или воспитание?

Как в США преподавательница создала симуляцию экономики для своих учеников

ТехИнсайдер
Манимания Манимания

Некоторые из нас способны успешно решать финансовые вопросы, а другие наоборот

Psychologies
Техно-диджей Никита Забелин: Я хочу вывести электронную музыку из ночных клубов на концертные площадки Техно-диджей Никита Забелин: Я хочу вывести электронную музыку из ночных клубов на концертные площадки

Интервью с техно-диджеем Никитой Забелиным

СНОБ
Совсем рядом Совсем рядом

На самом деле мы хотим близости. Что это такое и как создать ее в паре?

VOICE
«Человек старый, разбитый, больной и медлительный» «Человек старый, разбитый, больной и медлительный»

Характеристика на первого председателя ЦИК СССР Наримана Нариманова

Дилетант
Открыть в приложении