Исламабад выбрал гибкую внешнюю политику

МонокльОбщество

Курс «Страны чистых»: стоит ли бояться ядерной дубинки Пакистана

Исламабад выбрал гибкую внешнюю политику, которая позволяет сохранять стратегическое партнерство с конкурирующими сторонами, укреплять политическую и экономическую стабильность и отстаивать право на ответственное обладание ядерным арсеналом

Леонид Цуканов, кандидат политических наук, эксперт Российского совета по международным делам, консультант ПИР-Центра.

Новая мечеть в Исламабаде. Фото: Эдуард Песов/ИТАР-ТАСС

Недавний военный конфликт Пакистана и Индии вновь заставил обратить внимание на регион с тлеющим многие десятилетия территориальным конфликтом и соперничеством двух ядерных держав. К счастью, стороны не стремятся расчехлить запасы сверхоружия и всегда пытаются искать варианты урегулирования пограничных споров. Однако всегда сохраняется опасность перехода конфликта в терминальную стадию, радикализации части общества либо попадания ядерных боеголовок в руки террористов. И кажется, что менее развитый, не столь преуспевающий и богатый Пакистан ближе к этому опасному сценарию.

В то же время, несмотря на закрепившуюся за Пакистаном славу «регионального хулигана», Исламабад вовсе не стремится ввергнуть Южную Азию (а затем и весь мир) в анархию. Напротив, страна ищет свое место в новом миропорядке. Такое, чтобы оно полностью соответствовало мировоззрению и национальной идентичности жителей страны.

Пакистан: основа основ

Поскольку подавляющее большинство населения Пакистана составляют мусульмане-сунниты, основой мировоззрения новой страны закономерно стал религиозный национализм, корни которого уходят в эпоху колониальной борьбы. Ее постулаты сформулировала Всеиндийская мусульманская лига. С 1906 года она боролась за суверенитет Индии, а когда это стало реальным — за отделение исламских регионов в отдельное государство.

Идеологи партии делали ставку на «Теорию двух наций» — концепцию, согласно которой именно религия, а не язык или этничность определяли самоидентификацию населения, а значит, общество Индии следовало бы делить на мусульманское и индуистское. Сто лет назад подавляющее большинство жителей страны не видело в этом резона. Мусульманская лига сталкивалась с сопротивлением и крестьянства, и интеллигенции. Сегодня же эта идеология горячо поддерживается в Пакистане и частично в Индии.

Своеобразную услугу Лиге оказали британцы, которые планировали продвигать свои интересы, стравливая индуистские и мусульманские общины. Взращенные при участии Короны националисты, по духу близкие к Мусульманской лиге, стали движущей силой, обеспечившей постепенный дрейф будущего Пакистана из состава единой Британской Индии.

Само название «Пакистан» переводится с урду как «Земля чистых», что должно подчеркивать духовную чистоту местного населения и его приверженность исламскому вероучению. Есть, впрочем, и другая версия — будто бы это акроним из названий пяти северных регионов Британской Индии: Пенджаб (П), Афгания (А), Кашмир (К), Синд (С) и Белуджистан (ТАН). Идея принадлежала идеологам Мусульманской лиги и, в теории, должна была подчеркнуть крепкую связь мусульманских провинций.

Как бы то ни было, в 1947 году Пакистан оформился в независимое государство. И какое-то время даже мирно сосуществовал с Индией — пока их интересы не столкнулись вокруг формально независимого Джамму и Кашмира. Спровоцированное пакистанскими агентами восстание мусульман в туземном княжестве толкнуло местные элиты в орбиту влияния Нью-Дели, а Джамму и Кашмир стал яблоком раздора между соседями на ближайшие полвека.

Разногласия вокруг бывшего княжества, впоследствии разделенного между странами, спровоцировали ускоренный отход пакистанской культуры от наследия Британской Индии. Если в первые годы история молодого Пакистана была вписана в общеиндийскую, то уже в начале 1950-х постановка вопроса изменилась. Исламабад стал продолжателем традиций не Британской Индии, а средневековых мусульманских королевств, которые правили на этих землях столетия назад. Сам же факт общего с Нью-Дели прошлого старательно ретушировался, как и доисламские традиции народов Индийского субконтинента.

Теперь, по прошествии многих лет, убедить рядового пакистанца в том, что он является во многом «единокровным братом» Индии, уже вряд ли получится. Конструкт об обособленной истории Пакистана настолько силен и живуч, что предшественником Пакистана будет названа, скорее, империя Великих Моголов, чем Британская Индия.

И официальный Исламабад продолжает укреплять эту убежденность, тем самым «углубляя» национальную историю независимого Пакистана как минимум на несколько веков.

Вся власть — военным

Армия и спецслужбы исторически имели сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Пакистана, считаясь одним из столпов государственности — наравне с законом и порядком.

Они же выступают своего рода «экстренным противовесом» гражданским институтам. В истории Пакистана было как минимум четыре случая, когда армия в последний момент брала власть в свои руки и спасала страну от коллапса. По крайней мере, так считают сами военные. До середины 2000-х годов без ведома пакистанского генералитета не решался ни один значимый военно-политический вопрос.

Генерал Первез Мушарраф, последний президент Пакистана из военных. Фото: AP Photo/B.K.Bangash

Во второй половине 2000-х ситуация, казалось бы, изменилась. С приходом к власти в 2008 году журналиста Юсуфа Резы Гилани (2008–2012), сместившего очередную «вечную хунту», в премьерское кресло больше не садились профессиональные военные. Руль перехватили бизнесмены Раджа Первез Ашраф (2012–2013) и Миан Мохаммад Наваз Шариф (2013–2017), инженер Шахид Хакан Аббаси (2017–2018), профессиональный спортсмен Имран Ахмед Хан Ниязи (2018–2022) и искусствовед Шехбаз Шариф (с 2024 года). И хотя полный срок смогли отработать далеко не все, даже самым провальным управленцам удавалось избежать новых вмешательств армии в политику страны.

Впрочем, из массового сознания лозунг «Народ и армия едины» никуда не делся. Рядовые пакистанцы по-прежнему с уважением и трепетом относятся к «мундирам» и видят в них «стоп-кран», с помощью которого в любой момент можно остановить движение Исламабада по ложному курсу.

Гражданские власти хорошо понимают это и стремятся максимально «делить» с военными ответственность за самые значимые решения. Не случайно во время майского приграничного конфликта между Индией и Пакистаном официальный Исламабад почти сразу дал военным карт-бланш на выбор стратегии действий против индийцев. С началом острой фазы ирано-израильского конфликта в июне 2025 года армия также высказала позицию раньше гражданских, выразив поддержку иранским «побратимам».

Число действующих военнослужащих в Пакистане составляет около 650 тыс. человек. Фото: AP Photo

Национальная разведка (или Межведомственная разведка, более известная как ISI, по первым буквам английского названия) держится от «мундиров» особняком и пытается играть роль «третьей силы». Такому позиционированию во многом способствуют созданный вокруг нее ореол повышенной секретности, а также нежелание ее руководства напрямую вмешиваться в противостояние военных и гражданских.

Кроме того, за ISI тянется шлейф неоднозначных операций и проектов — будь то поддержка афганских партизан-моджахедов в 1980-е годы или обучение боевиков «Аль-Каиды»* в начале 2000-х, а после терактов 11 сентября еще и сокрытие на своих территориях тогдашнего лидера и идеолога террористов

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стоит ли рвать Конституцию морей? Стоит ли рвать Конституцию морей?

Какие выгоды и издержки влечет выход из-под режима Конвенции по морскому праву

Монокль
Мухи распространили украденные у муравьев семена мирмекохорных растений Мухи распространили украденные у муравьев семена мирмекохорных растений

Как двукрылые насекомые распространяют семена

N+1
Мирные переговоры войне не помеха Мирные переговоры войне не помеха

История завершения военных конфликтов с участием СССР и США

Монокль
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Социально-платформенное страхование Социально-платформенное страхование

Социальное страхование в России не отвечает потребностям современной экономики

Ведомости
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего» Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего»

Татьяна Андреева о том, как поймать неуловимое и о новом большом проекте

РБК
«О, тепленькая пошла» «О, тепленькая пошла»

В какой части Арктики лед тает быстрее

Санкт-Петербургский университет
Нежелательных бобров переселили на умирающую реку в пустыне. Через 6 лет она превратилась в зеленый оазис Нежелательных бобров переселили на умирающую реку в пустыне. Через 6 лет она превратилась в зеленый оазис

Почему бобры – яркий пример того, что экологи называют «ключевыми видами»

ТехИнсайдер
Палеогенетики уточили популяционную историю Таримской впадины Палеогенетики уточили популяционную историю Таримской впадины

Как ученые анализировали геномы древних людей из Таримской впадины

N+1
Регионы России, которые сильнее всего пострадали от внутреннего туризма Регионы России, которые сильнее всего пострадали от внутреннего туризма

Россияне открывают Алтай и Калининград... но не везде к этому готовы

Maxim
Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений

Эффективный комплекс упражнений для укрепления мышц, которые можно делать дома

РБК
Что о вас говорит ваше любимое спортивное упражнение? Что о вас говорит ваше любимое спортивное упражнение?

Наши любимые упражнения могут зависеть от типа нашей личности!

ТехИнсайдер
Уйди, нечистая! Уйди, нечистая!

Домовые, кикиморы, лешии: откуда взялись и чему служили

Лиза
Не все идеи Генри Форда были гениальными: история о том, как предприниматель хотел построить город на Амазонке Не все идеи Генри Форда были гениальными: история о том, как предприниматель хотел построить город на Амазонке

Как Генри Форд решил построить целый город в Амазонии и добывать там каучук

ТехИнсайдер
Как правильно есть устрицы: короткая инструкция для начинающих гурманов Как правильно есть устрицы: короткая инструкция для начинающих гурманов

Как подступиться к устрицам тем, кто давно хочет их попробовать

Правила жизни
Главными последствиями засух последних лет назвали голод и кризис гидроэнергетики Главными последствиями засух последних лет назвали голод и кризис гидроэнергетики

Какие ужасные вещи назвали главными последствиями засух

N+1
Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру

Как фестиваль Live Aid стал поворотной точкой для благотворительности в музыке

Forbes
Как уйти от экономических парадоксов Как уйти от экономических парадоксов

Ресурс прежней экономической модели исчерпан — на повестке новые вызовы

Ведомости
Юрий Васильев: «Некто Ширвиндт» Юрий Васильев: «Некто Ширвиндт»

Александра Анатольевича все в Театре сатиры называли просто Шурой

Коллекция. Караван историй
Поп-стоицизм: как античная философская школа стала модной в современном мире Поп-стоицизм: как античная философская школа стала модной в современном мире

Как учение стоиков стало трендом и причем тут КПТ?

Forbes
«Если какие сложности, основной груз на мне»: как женщины воспитывают приемных детей «Если какие сложности, основной груз на мне»: как женщины воспитывают приемных детей

Forbes Woman исследовал гендерные аспекты приемного родительства

Forbes
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Путь гайдзина Путь гайдзина

Деловой этикет для тех, кто собирается делать бизнес с японскими партнерами

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Марк Цукерберг раскрыл свою ИИ-стратегию: миллиарды на вычисления, гонка за талантами и новое видение Meta* Марк Цукерберг раскрыл свою ИИ-стратегию: миллиарды на вычисления, гонка за талантами и новое видение Meta*

Марк Цукерберг вкладывает сотни миллиардов в сверхинтеллект

Inc.
Болит слева, но не сердце! Болит слева, но не сердце!

Боль в груди: сердечные и несердечные причины – как различить?

Здоровье
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
Третий межзвездный объект оказался слабоактивной кометой Третий межзвездный объект оказался слабоактивной кометой

Астрономы подтвердили обнаружение третьего межзвездного объекта

N+1
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Открыть в приложении