Алексей Волков — о трудностях реализации туристических проектов

МонокльБизнес

«К 2030 году мы качественно изменим конъюнктуру рынка»

В ближайшие шесть лет в России планируется ввести в строй от 200 до 300 тысяч гостиничных номеров — это чуть меньше трети от всех существующих коллективных средств размещения в стране. Такую динамику стройки мы наблюдали только при подготовке к Олимпиаде в Сочи

Лина Калянина

Президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков: «В общей сложности в развитие туризма за последние три года бизнес и государство вложили порядка 200 миллиардов рублей». Фото: из личного архива Алексея Волкова

«Если строить, так сразу целую Анталию, не меньше, и при этом с олимпийской скоростью» — так сегодня профессиональное сообщество воспринимает планы российского правительства кардинальным образом изменить туристический ландшафт в стране. Государство приняло решение в короткие сроки ликвидировать гигантское отставание нашей страны от успешных туристических стран и регионов. Помимо государства индустрия гостеприимства сегодня привлекает и большое число инвесторов, как уже давно работающих на этом рынке компаний, так и представителей других — самых разных — отраслей. Туристический бизнес кажется сегодня перспективным и привлекательным: такого дефицита предложения и незанятых ниш нет, пожалуй, нигде в нашей экономике.

Однако с точки зрения экономической эффективности и возврата инвестиций туристическая отрасль — одна из самых сложных и плохо прогнозируемых. Не исключено, что сегодняшний ажиотаж среди инвесторов через некоторое время обернется охлаждением и скепсисом. О том, с какими трудностями может столкнуться государство и бизнес при реализации туристических проектов, об инвестиционной привлекательности отрасли и запланированных мегапроектах мы поговорили с одним из участников сегодняшних отраслевых дискуссий президентом Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексеем Волковым.

— Туристическая отрасль в последнее время находится в центре внимания властей и бизнеса. С чем связан этот ажиотаж?

— Внутри страны появился спрос на туристический продукт. Потребитель, который раньше выезжал за рубеж, сейчас ищет, куда поехать внутри страны. Эта тенденция еще больше усилилась в связи с последними геополитическими событиями. Появился запрос на инфраструктуру, качественный сервис и вообще на туристический продукт в целом. В плане продукта мы сильно отстаем от ведущих туристических стран. У нас есть отдельные классные отели, рестораны, у нас есть пара-тройка хороших горнолыжных курортов, есть два-три пляжных направления — Геленджик, Анапа, Сочи. Но в целом у нас в стране никогда не стояло задачи развития внутреннего туризма, 95 процентов всех туроператоров страны занимались выездным туризмом.

Понимая эту ситуацию и то, какие деньги наши граждане увозят за рубеж в турпоездках, правительство начало менять отношение к отрасли. Благодаря нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства» на развитие отрасли уже направлены дополнительные деньги. Сегодня разрабатывается концепция развития туризма до 2030 года. Впервые в истории в Государственной думе появился комитет по туризму — этого никогда раньше не было.

— А что дает нацпроект?

— Прежде всего государственную поддержку в плане льготного кредитования и различных других мер помощи инвесторам. Внутри национального проекта по туризму есть три федеральных проекта: первый — кадры, второй — развитие туристической инфраструктуры и третий — маркетинг, работа с туристическими продуктами. Развитие инфраструктуры курирует Минстрой России. Создана корпорация «Туризм. РФ», которая занимается сопровождением проектов, мастерпланированием территории, а также соинвестированием в туристических объектах.

— Каким образом происходит взаимодействие бизнеса с корпорацией?

— Если вы планируете развитие курорта или отеля более чем на 120 номеров, вы можете обратиться в корпорацию «Туризм.РФ», которая входит в ваш проект как миноритарный акционер — размер пакета зависит от конкретных параметров проекта — и помогает привлечь льготное кредитование от банков — до 80 процентов стоимости проекта. Этот механизм позволяет государству найти инвесторов на большие проекты, на несколько проектов одновременно.

— Сколько отелей будет построено с привлечением госкорпорации?

— Ожидаемая динамика такая: в ближайшие два года будет открываться по 40 тысяч номеров в год в отелях капитального строительства в проектах с привлечением «Туризм.РФ».

— А сколько всего номеров может быть построено в ближайшее время?

— До 2030 года добавится от 200 до 300 тысяч номеров к сегодняшнему миллиону в классифицированных отелях. Представьте себе, мы за всю нашу историю миллион номеров сделали, а сейчас за шесть лет хотим еще 300 тысяч сделать. И это не считая модульных отелей и глэмпингов, на развитие которых правительство тоже дает поддержку в виде грантов. В 2024 году откроется порядка 600 некапитальных объектов размещения.

— В прошлом году было целое поручение президента о развитии модульных отелей и выделении на эти цели восьми миллиардов рублей в виде субсидий. Почему вдруг такое внимание к этому сегменту?

— Модульные отели и глэмпинги позволяют быстро решить задачу увеличения количества мест размещения. Ведь капитальный отель строится от двух до пяти лет, в зависимости от размера проекта. И у большого проекта окупаемость может быть 20–25 лет, а рентабельность — два-три процента. Надо еще найти инвестора на такие проекты. А с модульным строительством все проще. Если мы, например, говорим о бюджете глэмпинга на 30 юнитов, это примерно 100 миллионов рублей. Но с некапитальным строительством есть проблемы нормативного плана, связанные с тем, что строительных норм и правил, требований, регламентов, противопожарных, противоэпидемиологических, антитеррористических и прочих, не предусмотрено ни по глэмпингам, ни по модульным отелям. Нет даже понятия и определения такого. Кто-то строит типа бытовок, а кто-то заморачивается и строит классно, качественно.

— Какой объем инвестиций в отрасль уже есть и какой запланирован на ближайшие годы?

— В прошлом году на развитие туризма государство потратило 28 миллиардов рублей, в этом году планирует потратить 43 миллиарда. Это только государство. В общей сложности на развитие туризма за последние три года бизнес и государство вложили порядка 200 миллиардов рублей.

— А государство во что вкладывает?

— Государство субсидирует кредитную ставку инвесторам, строит дороги, подводит коммуникации. Задача государства — сделать туризм инвестиционно привлекательным, чтобы инвесторы входили в это направление.

— А кто все-таки эти инвесторы? Ощущение некой консолидации рынка: есть определенный пул крупных компаний, которые давно на гостиничном рынке, и государство ведет с ними сегодня диалог, для того чтобы реализовывать туристические мегапроекты.

— Да, есть пул крупных компаний, которые находятся в авангарде процесса трансформации туристического рынка. Это такие компании, как «Васта Дискавери» Сергея Бачина — у нее много проектов: в Красной Поляне, на Дальнем Востоке, в центральных регионах страны. Компания «Мантера» Александра Ткачева, которая объединяет сегодня целый ряд активов: олимпийские отели в Красной Поляне, «Сочи Парк» с игорными зонами и большим тематическим парком. В прошлом году «Мантера» купила курорт «Архыз», где будет создавать новый горнолыжный кластер, есть проекты на Алтае, на Дальнем Востоке. Гостиничная компания «ГОСТ Отель Менеджмент», входящая в структуру холдинга Олега Дерипаски, владеет и управляет большим количеством отелей по всей стране. Есть «Космос Групп» — дочерняя структура АФК «Система» Владимира Евтушенкова, гостиничная сеть «Азимут» Александра Клячина — большая федеральная компания. Сегодня происходит экспансия крупных компаний, у которых есть опыт, кадры, компетенции.

— При этом в отрасль сегодня идет очень много непрофильных инвесторов. Откуда они?

— Инвесторы приходят из фармы, из строительного бизнеса, девелопмента, отовсюду. Все видят, что есть спрос на туристический продукт, есть поддержка этой отрасли государством.

— Как такой внешний инвестор может зайти в отрасль? Что он должен делать?

— Мы совместно с «Туризм.РФ» разработали план-схему для различных инвесторов с разными запросами. Например, есть деньги, но нет земли. Есть земля, но нет денег. Есть деньги, есть земля, нет идеи. Есть деньги, земля, идеи, но непонятно, как это реализовывается. Корпорация развития региона, правительство региона — они являются единым окном для инвесторов и помогают упаковать проект.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Робот в мобильных телефонах Робот в мобильных телефонах

Искусственный интеллект рвется в мобильную связь

Монокль
Что нужно знать о «первой кисти Политбюро» Дмитрии Налбандяне Что нужно знать о «первой кисти Политбюро» Дмитрии Налбандяне

«Сноб» рассказывает о творческом пути Дмитрия Налбандяне через его фотографии

СНОБ
Колыбель для ВПК Колыбель для ВПК

Академгородок как главная утопия Холодной войны

Weekend
Все ходы записаны: почему в соцсетях набирает популярность трекинг гардероба и какую пользу вам принесет новый тренд Все ходы записаны: почему в соцсетях набирает популярность трекинг гардероба и какую пользу вам принесет новый тренд

В чем суть трекинга гардероба и почему именно сейчас это популярно

Правила жизни
Гитлер. Поход во власть Гитлер. Поход во власть

Человек, создавший Третий рейх, был, несомненно, злым гением

Дилетант
4 проверенных способа не срываться на детей 4 проверенных способа не срываться на детей

Как вернуть в общение с детьми радость?

Psychologies
«Разговоры с таксистами об устройстве Вселенной» «Разговоры с таксистами об устройстве Вселенной»

Почему для выживания людям, вероятно, потребуется расселиться за пределы Земли

N+1
Новые французы Новые французы

Франция снова в гастрономическом тренде

Bones
Воззвание Минина Воззвание Минина

Картина Константина Маковского, изображавшая воззвание Минина

Дилетант
Труды Ньютона, магия и секс: кто и зачем крадет книги из библиотек — и что предпочитают воры? Труды Ньютона, магия и секс: кто и зачем крадет книги из библиотек — и что предпочитают воры?

Как библиотеки во всем мире борются с ворами?

Правила жизни
Астрономы нашли воду на поверхности астероидов Астрономы нашли воду на поверхности астероидов

Вероятно, большую часть воды занесли на Землю кометы и астероиды

ТехИнсайдер
Что хорошего и плохого в вариаторе и почему он всех бесит Что хорошего и плохого в вариаторе и почему он всех бесит

Почему вариатор стал синонимом вождения без удовольствия?

Maxim
На вахту заступает автоматика На вахту заступает автоматика

В СССР активно велись разработки проектов атомных подводных лодок II поколения

Наука и техника
«Есть у меня один человечек»: 5 особенностей речи, которые выдадут в вас недалекого человека «Есть у меня один человечек»: 5 особенностей речи, которые выдадут в вас недалекого человека

Давно ли вы анализировали свои речевые привычки: о чем и как вы любите говорить?

Psychologies
Приправы и специи Приправы и специи

Специи и приправы не только согревают, но и обладают уникальными свойствами

Здоровье
Подробная инструкция для хозяек: как почистить индукционную варочную панель разными способами Подробная инструкция для хозяек: как почистить индукционную варочную панель разными способами

Как правильно мыть индукционную плиту, чтобы её не повредить?

ТехИнсайдер
Если вас отвергли: 7 советов, как это пережить Если вас отвергли: 7 советов, как это пережить

Как пережить разрыв с близким человеком, если он произошел не по вашему желанию

Psychologies
Никогда не оставайся Никогда не оставайся

Мотивы и маршруты перемещения кинорежиссеров в пространстве

Weekend
Знаменитые фотографы, которых «отменили» Знаменитые фотографы, которых «отменили»

А вы знаете, что культура отмены коснулась и многих культовых фотографов?

Maxim
Почему женщины в России умирают от рака шейки матки, хотя есть эффективная вакцина Почему женщины в России умирают от рака шейки матки, хотя есть эффективная вакцина

Что важно знать о раке шейки матки взрослым женщинам и родителям девочек

Forbes
Удивительные путешествия обыкновенной кукушки Удивительные путешествия обыкновенной кукушки

Долгое время о путях миграции обыкновенной кукушки известно было очень мало...

Наука и жизнь
Как Lexus и Mercedes. Первый тест-драйв Hongqi HS5 Как Lexus и Mercedes. Первый тест-драйв Hongqi HS5

Китайская премиальная марка Hongqi расширяет модельный ряд в России

РБК
Уникальный российско-американский тепловоз ТЭРА-1 продается на «Авито» – почему он вам не знаком Уникальный российско-американский тепловоз ТЭРА-1 продается на «Авито» – почему он вам не знаком

ТЭРА-1: тепловоз с российской базой и американской начинкой

ТехИнсайдер
Родительская забота песочных ос не ограничилась кормлением Родительская забота песочных ос не ограничилась кормлением

Потомство ос, оставленное с едой, но без взрослых, погибало чаще

N+1
Харассмент в медицине: почему женщинам-врачам и медсестрам так сложно себя защитить Харассмент в медицине: почему женщинам-врачам и медсестрам так сложно себя защитить

Женщины-врачи и медсестры в России регулярно сталкиваются с домогательствами

Forbes
Сбросить кредитные кандалы Сбросить кредитные кандалы

Почему мы готовы вновь и вновь выплачивать высокие проценты по займам?

Psychologies
Как стать счастливее? Совет эксперта: сделайте жизнь более креативной! Как стать счастливее? Совет эксперта: сделайте жизнь более креативной!

По-настоящему креативные люди делают творчество неотъемлемой частью жизни

ТехИнсайдер
«Нечего надеть»: 7 главных причин этого состояния «Нечего надеть»: 7 главных причин этого состояния

Почему утром мы стоим перед раскрытым шкафом и не понимаем, что надеть

Psychologies
Лучшие брокерские приложения: как они изменились за последние два года Лучшие брокерские приложения: как они изменились за последние два года

Как брокерские приложения изменились за два года и какое теперь лучшее?

Forbes
Крик-менеджмент вместо эффективной стройки Крик-менеджмент вместо эффективной стройки

В чем особенности российской стройки и какова ее эффективность?

Монокль
Открыть в приложении