Марк Андриссен однажды уже перевернул устои венчурного рынка

ForbesБизнес

Миллиардер и революционер: новая жизнь главного инвестора Кремниевой долины Марка Андриссена

Марк Андриссен и его партнер Бен Хоровитц однажды уже перевернули устои венчурного рынка и заработали для инвесторов более $10 млрд. Где партнеры ищут новую золотую жилу и почему предпочитают «несогласных» предпринимателей?

Алекс Конрад, перевод Натальи Балабанцевой

unnamed_1.jpg__1555274215__71962.jpg
Фото Getty Images / Марк Андриссен готов рисковать ради поиска новых «цукербергов»

Марк Андриссен и Бен Хоровитц, основатели венчурного фонда Andreessen Horowitz, покорили Кремниевую долину после кризиса 2008 года благодаря оригинальной стратегии. Их питч для потенциальных партнеров в 2009-м обещал найти предпринимателей-«мегаломаньяков»: амбициозных, уверенных в себе и сфокусированных людей, которые, подобно Стиву Джобсу, хотят «оставить след во Вселенной». Стратегия сработала: Andreessen Horowitz вовремя инвестировал во множество стартапов, выросших в многомиллиардные бизнесы: Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Twitter и другие.

Спустя десять лет после запуска фонда Андриссен, чье состояние Forbes оценивает в $1,4 млрд, дает первое за два года интервью в офисе в калифорнийском Менло-Парке. Инвестор, который стал звездой технологического бизнеса после сверхуспешного IPO браузера Netscape в 1990-х, теперь считает неактуальными слоганы 2009-го. Его новый питч: «XXI век — век несогласия». В эпоху социальных сетей и избытка информации именно «несогласные» бросят вызов стагнирующему миропорядку и создадут новые бизнесы-гиганты, объясняет Андриссен. Эго больше не в моде, а вот гнев — или, по крайней мере, инакомыслие — то что надо, постулирует он.

Невенчурные капиталисты

Прислушиваться к прогнозам Андриссена стоит внимательно. Он не только эффективно выписывает чеки, но и имеет репутацию одного из самых влиятельных революционеров Долины. Рупором 47-летнего инвестора стал аккаунт в Twitter (более 700 000 подписчиков), а рабочим инструментом — сеть специалистов узкого профиля для помощи перспективным стартапам. Влияние монетизируется: Андриссен вместе со своим партнером Хоровитцем уже принес инвесторам фонда более $10 млрд прибыли, и 2019-й обещает значительно увеличить эту сумму. В плане — не менее пяти IPO стартапов-«единорогов» с присутствием Andreessen Horowitz в капитале: до биржи уже добралось приложение для вызова такси Lyft, на очереди сервис аренды жилья Airbnb, корпоративный мессенджер Slack, визуальная соцсеть Pinterest и разработчик софта PagerDuty.

«Какой главный конкурентный признак в любой отрасли? Лидерство», — уверенно вещает с высоты своего почти двухметрового роста бритоголовый Андриссен (одну из самых узнаваемых лысин Долины жена Марка, меценат Лаура Аррилага-Андриссен, любовно называет «мое яйцо»).

Но даже его уверенность сегодня проходит серьезное испытание. Оптимистичная вера 2000-х, будто технологии изменят мир к лучшему, подрастеряла последователей после серии утечек пользовательских данных Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Андриссен как ранний инвестор все еще входит в совет директоров компании Марка Цукерберга, но с каждым новым скандалом ему все труднее прикладывать к реальности постулаты своего техно-евангелизма. Равно как и находить новых «цукербергов»: конкуренция за перспективные стартапы стала гораздо острее и даже Andreessen Horowitz тяжело бороться с мегафондом от владельца Softbank Масайоши Сона на фантастические $100 млрд. Одной только визионерской риторики о желании «починить отрасль», тем более идущей вразрез с фактами, теперь недостаточно: слова пора подкреплять делами.

Ради этой цели Андриссен и Хоровитц, номера 55 и 73 рейтинга самых успешных венчурных инвесторов по версии Forbes 2019 года, готовы сами возглавить ряды «несогласных». Они только что собрали средства для нового фонда на $2 млрд (благодаря чему под их управлением будет находиться около $10 млрд) и планируют вкладываться по-крупному в собственные портфельные компании и не замеченных своевременно «единорогов». Andreessen Horowitz при этом превращается из венчурного фонда в финансового консультанта — перерегистрация юридического лица со сменой статуса всех 150 сотрудников дорого обойдется партнерам, но необходима в рамках новой стратегии.

Стратегия эта — вкладываться не только в привычные модели частных технологических компаний на ранних стадиях, но и в духе эпохи рискованно инвестировать суммы от $1 млрд в криптовалюты и токены или даже покупать доли в публичных компаниях. Главное — опередить другие венчурные фонды, которые останутся связаны по рукам регулированием Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC).

«Зачем вообще нужны перья? Чтобы их потрепать, — ухмыляется Андриссен. — Выделяются те, кто поступает иначе».

Связные Долины

Andreessen Horowitz всегда придерживался простого кредо, говорит в интервью Forbes Хоровитц: «Мы хотели создать венчурный фонд, у которого бы сами хотели занимать средства». Он тоже начинал в Netscape и тоже заработал много денег благодаря IPO компании. Андриссену досталась еще и слава — в 24 года он появился на обложке журнала Time. После 1995-го партнеры создали компанию, которая в итоге превратилась в Opsware и в 2007 году была поглощена HP за $1,7 млрд.

Прежде чем основать венчурный фонд два года спустя, они пробовали себя в «ангельском» инвестировании, где заработали репутацию нарушителей принятых в индустрии правил. Андриссен первым придумал публично консультировать стартапы — через блог pmarca. Позднее этот жанр переехал в его Twitter-аккаунт, который прославился микроэссе в 140 символов на темы в диапазоне от экономической теории до сетевого нейтралитета (Андриссену приписывают популяризацию термина «твитшторм»). Хоровитц же более известен умением цитировать рэперов и любовью к невезучей команде НФЛ Oakland Raiders.

При создании фонда партнеры выстраивали стратегию в подражание не лидерам венчурной индустрии, а корпорации Oracle Ларри Эллисона с его агрессивным маркетингом эпохи войн софтверных разработчиков. Андриссен и Хоровитц много общались с медиа, устраивали мероприятия с участием звезд и ругали конкурентов. И хотя их фонд начинал с мелких посевных вложений в компании вроде Okta (сейчас ее капитализация превышает $10 млрд) и Slack (оценка инвесторами — $7,1 млрд), партнеры вопреки принятым на рынке моделям решили финансировать и компании вроде Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Twitter, которые на тот момент уже стоили миллиарды. Один из инвесторов Andreessen Horowitz, директор по инвестициям Принстона Эндрю Голден со смехом вспоминает недовольство других игроков рынка: «На то, чтобы начать жаловаться [на Andreessen Horowitz], поначалу требовалась пара минут».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вход в провал: какие гаджеты опередили свое время и потерпели неудачу Вход в провал: какие гаджеты опередили свое время и потерпели неудачу

Гаджеты, которые обещали перевернуть нашу жизнь, но в итоге потерпели крах

Forbes
Гарвард для домохозяек: как самый демократичный университет США заработает $1 млрд Гарвард для домохозяек: как самый демократичный университет США заработает $1 млрд

Университет Южного Нью-Гэмпшира — хедлайнер высшего онлайн-образования в США

Forbes
Зарабатываете на пельменях, а просите денег на ПО: 7 причин, почему инвестор может отказать стартапу Зарабатываете на пельменях, а просите денег на ПО: 7 причин, почему инвестор может отказать стартапу

Семь причин, по которым инвестиционные фонды отказывают стартапам

Inc.
Как 29-летний уроженец Владивостока помогает корпорациям нанимать тысячи сотрудников Как 29-летний уроженец Владивостока помогает корпорациям нанимать тысячи сотрудников

Как Владимир Свешников создал робота-рекрутера Веру

Forbes
Мозг, исцеляющий себя Мозг, исцеляющий себя

Реальные истории людей, которые победили болезни и преобразили свой мозг

kiozk originals
«Наше счастье — в животе»: могут ли микробы влиять на настроение? «Наше счастье — в животе»: могут ли микробы влиять на настроение?

Как микрофлора влияет на эмоциональное состояние людей

Psychologies
Генерал Ермолов: умиротворитель или душитель? Генерал Ермолов: умиротворитель или душитель?

Алексей Ермолов — герой или представитель агрессивного колониализма?

Дилетант
Как совладелец китайской сети кофеен создал конкурента Starbucks и стал миллиардером Как совладелец китайской сети кофеен создал конкурента Starbucks и стал миллиардером

Всего за полтора года Luckin Coffee расширилась от первой точки до 2370 кофеен

Forbes
BMW X7 BMW X7

Здесь даже пассажиры третьего ряда отнюдь не обделены комфортом

Quattroruote
Алла навсегда Алла навсегда

О своих встречах с Аллой Борисовной Пугачевой рассказывает главный редактор ОК!

OK!
Шейха Аль-Маясса о том, как сделать Катар арт-центром мира Шейха Аль-Маясса о том, как сделать Катар арт-центром мира

Одна из самых влиятельных женщин в искусстве — в интервью Vogue

Vogue
Горит и показывает: 11 примеров грандиозных пожаров Горит и показывает: 11 примеров грандиозных пожаров

Посмотри для устрашения 11 буйств огня. Сделай выводы и прими меры

Maxim
В лучах солнца В лучах солнца

Альбина Джанабаева легко загорается сама и зажигает других

OK!
Эд Стоппард: «Одна из главных причин смотреть «Падение ордена» — моя солидная борода!» Эд Стоппард: «Одна из главных причин смотреть «Падение ордена» — моя солидная борода!»

Во всю мощь разворачивается второй сезон «Падения ордена»

Maxim
7 признаков, что вы не готовы дружить с бывшим 7 признаков, что вы не готовы дружить с бывшим

После расставания часто возникает искушение остаться друзьями

Psychologies
Как сын миллиардера Фетисова хочет приумножить состояние отца в 10 раз Как сын миллиардера Фетисова хочет приумножить состояние отца в 10 раз

Миллиардер Глеб Фетисов убедил сына заняться собственным бизнесом

Forbes
Мордашов купил долю в «Ленте» Мордашов купил долю в «Ленте»

Компания Алексея Мордашова «Севергрупп» завершила покупку 41,9% акций Lenta Ltd

Forbes
Четыре стихии Четыре стихии

Практика развития баланса женской силы

Yoga Journal
Вот мой дом родной! Вот мой дом родной!

Фотограф Михаил Степанов возвел на подмосковной даче дом своей мечты

AD
Таймлайн: история рэпа от Гарлема до красных дорожек и миллионных контрактов Таймлайн: история рэпа от Гарлема до красных дорожек и миллионных контрактов

Путь хип-хопа из гетто на красные дорожки

Esquire
Стас Михайлов: «Детей воспитываю в строгости!» Стас Михайлов: «Детей воспитываю в строгости!»

Артист о семье, стиле и цензуре в современной музыке

StarHit
Как забыть девушку, от которой ты без ума: 12 самых верных способов Как забыть девушку, от которой ты без ума: 12 самых верных способов

Страдать будешь в другой раз

Playboy
10 привычек людей, которые все успевают 10 привычек людей, которые все успевают

Суматошный мир заставляет нас постоянно увеличивать скорость

Psychologies
Стражи Галактики Стражи Галактики

Александр Фридман дал Tatler Teen свое первое в жизни интервью

Tatler
Подушка-невидимка: зачем Банку России 390 тонн наличной валюты Подушка-невидимка: зачем Банку России 390 тонн наличной валюты

Банк России активно готовится к возможным санкциям

Forbes
Как носить олимпийки этой весной Как носить олимпийки этой весной

Они давно перестали быть атрибутом дачников и гопников

GQ
Тяжелая артиллерия Тяжелая артиллерия

Начало 2019 года было горячим – звезды выясняли отношения друг с другом

StarHit
Удивительное – рядом Удивительное – рядом

В обычных больницах сегодня применяют уникальные технологии

Лиза
Citroën C5 Aircross Citroën C5 Aircross

Если твоя эмблема — двойной шеврон, ты обязан быть комфортным

Quattroruote
Жена Билла Гейтса раскрыла главный секрет 25-летнего брака с миллиардером Жена Билла Гейтса раскрыла главный секрет 25-летнего брака с миллиардером

Как Мелинда Гейтс построила крепкие отношения с богатейшим человеком планеты

Cosmopolitan
Открыть в приложении