Уродливый гриб в банке неожиданно захватил мир

ForbesЗдоровье

Кому от комбучи жить хорошо: как чайный гриб захватил мировой рынок

Уродливый гриб в банке, который когда-то стоял на подоконнике вашей бабушки, неожиданно захватил мир: по прогнозам аналитиков, продажи комбучи (его международное название) в мире к 2022 году могут вырасти до $2,5 млрд. Постоянный гастрономический обозреватель Forbes Life Иван Дубков разбирается, как этот удивительный продукт стал популярным и есть ли на самом деле польза от чайного гриба

Иван Дубков

gettyimages-696029940.jpg__1572449047__95068.jpg

Его международное название — «комбуча» — пришло из Китая, где напиток готовят тысячелетиями. На территории СНГ он известен под названием «чайный гриб» всем старше 30: в детстве бабушки держали 3-литровую банку, покрытую марлей, с медузообразным питомцем у себя на кухне. Раз в неделю туда подливали свежую заварку с сахаром, а потом пили сами и угощали гостей. Лихие 1990-е пошатнули эту славную традицию, когда на рынок хлынули радости свободной экономики: Coca-Cola и детское шампанское потеснили гриб в его власти над умами и столами. А в конце 2000-х случилось его триумфальное возвращение на фоне популярности ЗОЖ — суперфуды, авокадо, медитации привели с собой и комбучу.

Мировой бум продаж комбучи случился в 2016 году — они составили $1,06 млрд, а к 2022 году могут вырасти до $2,5 млрд, считает консалтинговая компания Zion Market Research. По последним данным Nielsen, самый большой рынок в США — $475 млн. Пионеры бизнеса становятся миллиардерами, а мастодонты рынка стремятся войти на быстрорастущую территорию: так, в 2016 году PepsiCo купила одного из крупнейших производителей комбучи в США — компанию KeVita. Медиадиректор Smartfetch Марина Мифтахудинова приводит цифры из отчета по глобальному рынку потребления за 2016 год, согласно которым в России объем продаж комбучи составил примерно $14,25 млн. При этом совокупный среднегодовой темп роста держится на уровне 19,3-23,1% в 2017-2020 годах. По мнению эксперта, данные вполне соответствуют мировым трендам потребления напитка.

На российском рынке, несмотря на общее прошлое, чайный гриб пока не настолько популярен. «Рынок комбучи огромный, но российские реалии очень скромны: у нас даже не все знают это слово, — объясняет Илья Девиджиан, основатель марки «Карибу Комбуча», которая производит напиток на основе чайного гриба. — Наверное, поэтому во «ВкусВилле» этот напиток продается под наименованием «чайный гриб». Smartfetch в 2016 году посчитал внутренний рынок комбучи и пришел к цифре в $14,25 млн, что я считаю полным бредом. Если представить что одна бутылка стоит 100 рублей, то получается 10 млн бутылок в год. Из чего я делаю вывод, что либо мы занимаемся ерундой, в то время как все наши конкуренты заваливают страну продуктом, либо цифры не очень проработаны. Фактически таких продаж нет, потенциально — рынок готов. За 2018 год, например, мы удвоили объем выпуска. В будущем я вижу развитие так, что в условной «Азбуке Вкуса» появятся холодильниками с подборкой крутых ферментированных напитков, каких сейчас много в Европе и Америке: интересными квасами, лимонадами».

Однако даже крупные российские ретейлеры видят в комбуче потенциал. «Большинство трендов здорового питания приходят с Запада, — объясняет Лидия Макшейн, руководитель направления «Здоровье» торговой сети «Перекресток». — В случае с комбучей тренд усиливается тем, что напиток знаком с детства многим россиянам как «чайный гриб». В «Перекрестке» мы следим за современными трендами, и, конечно, в ассортименте присутствует комбуча. Думаю, ее популярность будет и дальше расти: у нее доступный и понятный вкус, натуральный состав. Комбуча стала достаточно популярным напитком, заменяющим сладкую газировку и в некоторых случаях даже алкоголь. Это продукт естественной ферментации с низким содержанием остаточного сахара, без аспартама и кофеина. Таким образом, комбуча имеет высокий потенциал развития как напиток для

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Четыре реалистичных правила самопомощи Четыре реалистичных правила самопомощи

Правила, которые помогут убедиться, что мы способны поддержать себя

Psychologies
Дом солнца Дом солнца

Место силы: Доминиканская Республика

Psychologies
Переменная величина Переменная величина

Насколько важен для нас секс

Psychologies
Айза Анохина показала квартиру и рассказала, почему в ней не живет ее муж Айза Анохина показала квартиру и рассказала, почему в ней не живет ее муж

Айза Анохина переехала в новую квартиру и не планирует делить ее со своим мужем

Cosmopolitan
Мясо Мясо

Eating animals

kiozk originals
Комфортный стиль: как правильно закатывать рукава на рубашке Комфортный стиль: как правильно закатывать рукава на рубашке

Согласись, длинные рукава – это красиво, но не всегда удобно

Cosmopolitan
Как кофеин влияет на мозг и тело: неожиданные факты Как кофеин влияет на мозг и тело: неожиданные факты

Исследования выявили ряд интересных фактов, связанных с кофеином

Psychologies

Какие мифы о мужчинах могут испортить женщинам жизнь

Cosmopolitan
«Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса «Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса

Как риск отключения от глобального интернета влияет на российский бизнес?

Forbes
Джуд Лоу. Воскрешение Джуд Лоу. Воскрешение

Джуд Лоу за двадцать пять лет актерской карьеры доказал, что может все

Караван историй
6 женщин, которые обманули судьбу 6 женщин, которые обманули судьбу

Благодаря силе воли и стойкости духа героини этого материала добились успеха

РБК
20 вопросов Клаве Коке 20 вопросов Клаве Коке

Playboy «достал» певицу Клаву Коку занудными вопросами…

Playboy
Четвертый — крайний? Чего ждать от саммита в нормандском формате Четвертый — крайний? Чего ждать от саммита в нормандском формате

Украина наконец-то дождалась проведения очередного раунда саммита

СНОБ
Леон Фелипе Леон Фелипе

Леон Фелипе - нормальный трагический поэт, обычный такой гений

Дилетант
Заметки о Каппадокии Заметки о Каппадокии

Поездка в Каппадокию в ноябре

Наука и жизнь
Начни с исподнего: как выбрать лучшее термобельё для холодной погоды Начни с исподнего: как выбрать лучшее термобельё для холодной погоды

Термобельё – то, что помогает сохранить тепло даже в особо морозные дни

Cosmopolitan
Верность как выбор: все о «новой» моногамии Верность как выбор: все о «новой» моногамии

Верность сама по себе еще не делает брак счастливым

Psychologies
5 музыкантов, чье творчество живет после их смерти, — от Лил Пипа до Леонарда Коэна 5 музыкантов, чье творчество живет после их смерти, — от Лил Пипа до Леонарда Коэна

Современным музыкантам становится сложнее не выпускать альбомы даже после смерти

Esquire
Витамины в косметике Витамины в косметике

Новый бьюти-тренд: крем, обогащённый витаминами, и приём витаминных добавок

Худеем правильно
Маленький патчевый заводик: как Тина Канделаки строит многомиллионный косметический бизнес Маленький патчевый заводик: как Тина Канделаки строит многомиллионный косметический бизнес

История создания косметического бренда Ansaligy Тины Канделаки

Forbes
Сексуальные внучки российских звёзд: как выглядят и чем занимаются Сексуальные внучки российских звёзд: как выглядят и чем занимаются

Как живут и чем занимаются самые эффектные внучки знаменитостей

Cosmopolitan
Геймер — не диагноз! Геймер — не диагноз!

Если подросток увлечен компьютерными играми, это не повод тащить его к психиатру

Psychologies
Тренировки для лица: фейс-фитнес Тренировки для лица: фейс-фитнес

Укрепи овал и подтяни проблемные зоны всего за несколько минут в день

Cosmopolitan
Правила жизни Марины Абрамович Правила жизни Марины Абрамович

Художница, автор перформансов

Esquire
Дэвид Лорен — о фильме «Very Ralph», своем отце и развитии компании Дэвид Лорен — о фильме «Very Ralph», своем отце и развитии компании

В 2018 году бренду Ralph Lauren исполнилось 50 лет

РБК
Если быть точнее: как выбрать лазерную рулетку для дома Если быть точнее: как выбрать лазерную рулетку для дома

Как выбрать лазерную рулетку и для дома, и для работ по заказам?

CHIP
Предновогодний шопинг: как нас обманывают интернет-магазины Предновогодний шопинг: как нас обманывают интернет-магазины

В разгар предпраздничной горячки легко попасться на удочки маркетологов

Psychologies
7 спектаклей, на которые можно пойти всегда 7 спектаклей, на которые можно пойти всегда

Самые популярные спектакли-долгожители, остающиеся надолго в репертуаре театров

GQ
Узнай, как стирать куртку в стиральной машине Узнай, как стирать куртку в стиральной машине

Сезон холодов диктует свои правила: приводим тёплые вещи в должный вид

Cosmopolitan
«Пророк от поколения миллениалов»: как предприниматель, мечтавший стать первым триллионером, превратился в изгоя «Пророк от поколения миллениалов»: как предприниматель, мечтавший стать первым триллионером, превратился в изгоя

Rfr Адам Нойманн потерял все — бизнес, репутацию и любовь подчиненных

Forbes
Открыть в приложении