«Я долго не могла переступить порог моего любимого МХАТа после его раздела»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа»

Беседовала Ирина Зайчик

Фото: И. Озерский/РИА Новости

«Я долго не могла переступить порог моего любимого МХАТа после его раздела. И только спустя 11 лет, на 100-летии театра, выступила на прославленной сцене с поздравлением от труппы МХАТа имени Горького. Олег Ефремов после моей речи обнял меня и сказал: «Эх, не тех я выбрал!»

— Светлана Ивановна, была ли у вас в детстве мечта стать актрисой? Кто вам подсказал, что сцена — ваша судьба?

— Я даже помню этот день. Мама сдавала комнату семье военных с двумя детьми. Как-то я учила стихотворение Некрасова. И вдруг жена военного, услышав в соседней комнате, как читаю стихи, мне сказала: «Светочка, тебе надо в артистки идти». Я была то ли в шестом, то ли в седьмом классе. Так она невольно зародила во мне эту мечту...

Я росла мечтательной девочкой, всегда любила одиночество, все время что-то фантазировала и сторонилась людей. Помню, в детсадике выдержала всего один день, мне там не понравилось. И мама поняла, что меня нельзя отдавать ни в садики, ни в пионерлагеря. Это было счастье! Я до сих пор люблю быть одна, и всех домашних с кухни выгоняю. Это моя вотчина: там я могу готовить, учить роль, могу молиться или разговаривать с воображаемым собеседником. Одиночество — это моя природа...

Светлана Коркошко с сестрой Лидой (справа), 1948 год

Как мечтательная барышня, я много читала. Первой моей книжкой был томик Чехова. С тех пор это мой любимый писатель. А еще я играла наивно, по-детски в театр. Ловила мотыльков и прикалывала их булавкой к стене. Это было завораживающее зрелище — они так красиво хлопали разноцветными крылышками! Я искренне не понимала, что им больно. Так создавала свой театр, в котором мотыльки были актерами. Однажды в наш Дом культуры Криворожский театр привез спектакль для детей. В одном действии артисты ели настоящие пирожки с повидлом. Я смотрела на сцену как завороженная. И окончательно убедилась, что во что бы то ни стало буду артисткой.

Ну а когда в нашем летнем кинотеатре выступила Татьяна Окуневская, я поняла, куда мне надо ехать. Она была прекрасна, как небожительница. Вот и мне захотелось туда, где живут эти небожители, играют красивых людей, которые красиво любят и красиво страдают...

— «В Москву, в Москву, в Москву!» — как в «Трех сестрах» написал ваш любимый Чехов?

— В Москву, в Москву, точно. Я часами смотрела в окошко в сторону, где находилась Москва, и мечтала. Поезда возили в столицу руду, которая у нас добывалась, и часто останавливались на нашей маленькой железнодорожной станции под названием Терны.

Когда в 16 лет я объявила маме, что хочу стать актрисой, она пыталась меня отговорить: «Иди лучше в медицинский!» Мои родители были простые люди, им хотелось нам, детям, дать высшее образование. Но я была непреклонна. Тем более что при поступлении в театральный институт не требовалось сдавать математику и физику, которых не понимала.

— В общем, выбрали для себя легкий путь, а он оказался нелегким...

— Да, да, да. Когда я поступила в Харьковский театральный институт и жаловалась маме, как же тяжело учиться, она в ответ говорила: «Ты сама это выбрала, никто тебя не заставлял».

Я никогда не жалела, что моя мечта сбылась. Моя любовь к театру не проходит до сих пор, кажется, что эту профессию усовершенствовать невозможно, она бесконечная, как вглубь, так и ввысь, во все стороны. Каждый человек индивидуален, а актер свою индивидуальность вкладывает в роли, поэтому надо не только их шлифовать, но и себя всю жизнь. В этом смысле, конечно, замечательная профессия. Актеры так боятся уйти на пенсию, потому что из-под тебя словно убирают фундамент.

Светлана Коркошко — пионервожатая, сразу после окончания школы, 1959 год. Фото: из архива С. Коркошко

— А с кем вы учились в Харьковском театральном институте? Он ведь выпустил целую плеяду звезд...

— В нашем институте до меня училась Наташа Фатеева. А вот Нину Русланову я хорошо помню, она была на курс младше. Проучилась там два года, а потом уехала в Москву, в Щукинское училище. А я не решилась, думала: «Как это, меня тут так любят, так чествуют, а я поеду в Москву?»

В институте мы очень дружили с Таней Ткач, она была на курс младше. Хотя, казалось, мы обе были красавицами, и на первый взгляд это странно. По идее, должны стать соперницами, а мы были не разлей вода! Все дело в том, что Таня — очень хороший человек. Однажды мы с моей подружкой поклялись в вечной дружбе. И в знак этого, уколов пальцы иголкой, выпили кровь друг друга.

Но жизнь, увы, нас разбросала. Таня оказалась в Ленинграде, а я в Москве. И больше мы не виделись, к сожалению. Хотя я всегда следила за ее творчеством и радовалась успехам.

Я огорчилась, когда она рано похоронила мужа. Приезжала в Ленинград с театром на гастроли, но Таня не приходила к нам на спектакли. Видимо, есть какое-то стеснение: столько лет не виделись, да и тем общих уже нет. Разве что вспоминать наши чудесные студенческие годы...

— А вы приезжали из Харькова в Москву? Ходили в столичные театры?

— Конечно, когда я ездила в Москву на пробы. Первым театром был «Современник», который меня потряс больше, чем Художественный театр. Это где-то 1963 год, «Современник» тогда был в расцвете, я попала на спектакль «Назначение» с Евстигнеевым, Ефремовым и Волчек. Неизгладимое впечатление он на меня произвел! И я поняла, что мое место — это сцена! Хотя на «Мосфильме» мне все советовали: «Иди во ВГИК, с твоими данными надо в кино! Какой Харьков?» Но я человек, преданный одному месту...

— Светлана Ивановна, признайтесь, вы в институте были первой красавицей?

— Ну наверное. Во мне, знаете, была такая энергетика, я была очень заводная. Это и подкупало. Так что скорее эти внутренние качества отражались на моей внешности, наверное. А так я бы не сказала, что была какой-то особенной красавицей. Но то, что я попала в свой мир, что выбрала свою специальность, меня очень подогревало, я горела, и этот огонь очень привлекал к себе. А так все мы красивые в молодости.

Надо сказать, что до самого института я донашивала одежду за своими старшими сестрами. А уехав из дома, словно с цепи сорвалась. Перекрашивалась чуть ли не каждую неделю — из брюнетки в блондинку и обратно. Черные стрелки, туфли на шпильках! Я буквально летала на крыльях. В институте шутили: «Когда Коркошко идет по Сумской, даже деревья к ней гнутся...» Как смешно сказала одна зрительница, когда я играла дипломный спектакль: «У вас блеск в глазах и обаяние в зубах!»

Фото: из архива С. Коркошко

— Вас педагоги в институте, наверное, готовили в героини?

— Мой мастер Александр Иванович Сердюк мне и старух давал играть. Он был, между прочим, лауреатом двух Сталинских премий. Я играла мать Раскольникова и Федру расиновскую в дипломном спектакле. Так что он меня ломал, давал пробовать разные амплуа.

Кстати, когда я окончила институт, Александр Иванович мне посоветовал: «Уезжай куда-нибудь, не надо оставаться в Харькове».

— Вы жили в студенческом общежитии?

— Нет, я не могла жить в общежитии и всегда снимала угол. Попробовала на первом курсе и поняла, что не могу. Я очень чуткая, мгновенно просыпаюсь, если кто-то поздно пришел и ходит по комнате. Мне старшая сестричка присылала 15 рублей втихаря от мужа, и я снимала на эти деньги комнату. Теперь стараюсь ее детям тоже помочь, потому что сестры нет уже на свете. Такое, конечно, не забывается. Сначала воспринимаешь это как должное, а потом понимаешь, что она эти деньги от сердца отрывала, от двух детей.

— Кто в итоге перетащил вас во МХАТ? Это был не Борис Ливанов?

— Нет. В конце учебы я начала сниматься, меня утвердили в фильм Киевской студии «Гибель эскадры» на главную роль комиссара. Там играли Гера Мартынюк, Борис Николаевич Ливанов, который потом «Чайку» поставил со мной во МХАТе, Николай Гринько. Все думают, что это Ливанов, в то время режиссер прославленного театра, меня во МХАТ пригласил. Но он меня даже не запомнил на съемках этого фильма.

До МХАТа я работала в Киеве. Драматург Александр Корнейчук, по пьесе которого снимали фильм, обо мне рассказал в Киевском драматическом театре, меня пригласили туда по направлению из института. Мне надо было пять лет там отработать. Я сыграла сразу несколько ролей, вторая роль, самая главная, была Антигона в спектакле по пьесе Софокла на украинском языке. Это был потрясающий перевод Бориса Тена.

Спектакль очень гремел, поставил его Додо Алексидзе. Дмитрий Александрович — известный грузинский режиссер и друг театра. Антигона, конечно, — одна из лучших моих ролей в жизни. Пожалуй, сейчас только Фаина из спектакля «Фаина. Птица, парящая в клетке» — на таком же высоком уровне...

В 1966 году нас со спектаклем «Антигона» пригласили в столицу на гастроли. Афиши с моим портретом были расклеены по всей Москве...

Мне многие потом говорили, что видели эту постановку. Однажды Олег Табаков, когда мы работали уже вместе во МХАТе, сказал: «Ты не поверишь, но я видел тебя в «Антигоне», мне так понравилось».

Именно в этой роли меня увидел на сцене Павел Александрович Марков, он служил заведующим литературной частью Художественного театра еще при Станиславском, уже старичком был. Павел Александрович и посоветовал руководству Художественного театра: «Возьмите эту артистку, а то она на галушках форму потеряет там».

Светлана Коркошко в спектакле «Антигона», Киевский драматический театр имени И. Франко, 1965 год. Фото: из архива С. Коркошко

И только я вернулась с гастролей в Киев, как мне позвонили из МХАТа: «Мы хотим вас пригласить в труппу театра». Но я отказалась. Честно говоря, испугалась, потому что у Алексидзе столько на меня было планов — и это буду я играть, и вот это, и это. А что я стану играть в таком прославленном театре, где одни звезды? Додо очень убедительно меня отговаривал: «Во МХАТе старухи играют молодых, тебе там не пробиться. Ты что, будешь ждать, пока состаришься, чтобы играть?»

А во МХАТе действительно был такой период, когда 60-летние народные артистки выходили в роли молоденьких героинь. Одним словом, я отказалась.

— Как вы могли отвергнуть такое предложение? В это трудно поверить!

— И тем не менее. Где-то через полгода я сама позвонила в дирекцию МХАТа. В театре у меня все было благополучно: я играла «Патетическую сонату» Кулиша в постановке Алексидзе, мне уже квартиру выделили в Киеве и на звание подали. Но толчком послужила одна история. Как-то я давала интервью, и мне стали приходить письма с упреками: «А чего это вы, украинка, даете интервью на российской мове?» Вот это мне не понравилось. Мое чутье меня подтолкнуло принять предложение от МХАТа.

Чутье, кстати, меня и сейчас спасает. Я больше, чем врачам, доверяю себе, своей интуиции: что она скажет, то и делаю...

— Как вас приняли коллеги во МХАТе?

— В труппу МХАТа войти было непросто. Помню, как я споткнулась при входе в театр в Камергерском проезде и подумала: «Это плохой знак». Вспомнила об этом, когда дожила до раздела театра...

Во МХАТе я была совсем чужая, у всех связи — дружеские, семейные, — а я совершенно со стороны. Но надо сказать, режиссеры меня сразу приметили и стали вводить в свои спектакли. Виктор Станицын в «Марию Стюарт», а Борис Ливанов поставил со мной «Чайку». Моими партнерами были Андрей Мягков и Ангелина Степанова.

Как-то у Бориса Николаевича спросили: «Не слишком ли актриса крупная и мощная для Нины Заречной?» Он ответил так: «Мне нужна не чайка. Мне нужен орел!» Потом у меня были спектакли «Три сестры», «Соловьиная ночь». Я укрепилась в театре, хотя шепот за спиной слышала: «Она же русского не знает».

«Чайка» Бориса Николаевича Ливанова у зрителей вызвала фурор. Спектакль потом даже был снят на пленку творческим объединением «Экран». Музыка Скрябина, которая стала лейтмотивом всей постановки, делала пьесу романтической драмой. А в театре ее другие режиссеры не приняли. Ведь во главе МХАТа фактически стояли трое — Борис Ливанов, Виктор Станицын и Михаил Кедров. У Ливанова я играла, у Станицына была любимой артисткой, а у Кедрова нет, потому что он дочку свою тащил. Но с ним не очень хотели актеры работать, потому что спектакли ставил по два-три года. Классно ставил, но, пока ты три года репетируешь, успеешь состариться.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Формула любви Александра Абдулова Формула любви Александра Абдулова

«Герой должен умереть молодым» — старая японская пословица. Он жил всего 54 года

Коллекция. Караван историй
Вселенная, возможно, вращается, но очень медленно Вселенная, возможно, вращается, но очень медленно

Как открытие вращения Вселенной может решить загадку «напряжения Хаббла»

ТехИнсайдер
«Лаврова не могла выбрать между Смоктуновским и Баталовым», — рассказывала подруга актрисы «Лаврова не могла выбрать между Смоктуновским и Баталовым», — рассказывала подруга актрисы

Роднило ее избранников только одно — все они были талантливы, неординарны

Коллекция. Караван историй
Пишем красиво Пишем красиво

Надо ли тратить силы и время, чтобы научить ребенка красиво писать?

Лиза
10 мыслей, чтобы вернуть себе равновесие 10 мыслей, чтобы вернуть себе равновесие

Что делать, если переживания становятся тяжелым испытанием

Psychologies
Коллеги, не ссорьтесь! Коллеги, не ссорьтесь!

Какие могут быть эффективные способы разрешения у разных рабочих конфликтов?

Лиза
Красная машина Красная машина

Советский автопром глазами ЦРУ

Автопилот
Мяч в кольце Мяч в кольце

Спортивные события второго года Великой Отечественной войны

Ведомости
Лев Дуров был по натуре дуэлянт. Рассказ друга Лев Дуров был по натуре дуэлянт. Рассказ друга

Я вызываю вас на дуэль. Оружие выбирайте сами

Коллекция. Караван историй
Премьеры отменяются Премьеры отменяются

Темпы выхода новых проектов девелоперов замедляются

Деньги
Так буллинг приводит к трагедии: почему сериал «Переходный возраст» стал откровением для родителей Так буллинг приводит к трагедии: почему сериал «Переходный возраст» стал откровением для родителей

Чему нас может научить сериал о психологии насилия «Переходный возраст»

VOICE
3 бизнес-ошибки основателя фастфуд-сети Mary Wong 3 бизнес-ошибки основателя фастфуд-сети Mary Wong

Основатель Mary Wong — о шишках, которые набил в процессе развития фастфуд-сети

Inc.
Василий Мищенко: «Табаков не отпустил меня сниматься к Михалкову» Василий Мищенко: «Табаков не отпустил меня сниматься к Михалкову»

Василию Мищенко сказали на экзаменах: «По-моему, это сумасшедший, надо брать!»

Коллекция. Караван историй
Развитие вместо красивых отчетов Развитие вместо красивых отчетов

Как Intelligence Top 100: Global NOC & IOC отражает работу нефтегазовых компаний

Эксперт
У себя дома У себя дома

Современный европейский интерьер с арт-объектами

SALON-Interior
Почему беспроводные наушники быстро разряжаются Почему беспроводные наушники быстро разряжаются

Причины, по которым беспроводные наушники быстро разряжаются

CHIP
52 дня под водой: чем закончился рекордный эксперимент советской глубоководной станции «Черномор» 52 дня под водой: чем закончился рекордный эксперимент советской глубоководной станции «Черномор»

Как проходил эксперимент по самому длительному пребыванию акванавтов под водой

ТехИнсайдер
Ушедшее в народ Ушедшее в народ

Как сон мастера картонажа прославил духов Мексики?

Вокруг света
Гарегин Тосунян: «В силу непонятных нам причин рынок сжимают» Гарегин Тосунян: «В силу непонятных нам причин рынок сжимают»

Как оценивается состояние экономики и банковского сектора

Монокль
Олег Липовецкий: Режиссер – это бог в пределах своих компетенций Олег Липовецкий: Режиссер – это бог в пределах своих компетенций

Олег Липовецкий рассказал, как руководящая должность сделала его мизантропом

Ведомости
Осень картеля Осень картеля

Почему ОПЕК+ решил ускорить восстановительный рост нефтедобычи

Монокль
От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования

О том, как избежать образовательных продуктов, которые не несут ценности

Forbes
Как люди хоронят дружбу и отношения в переписках Как люди хоронят дружбу и отношения в переписках

Как цифровой мир лишает нас друг друга

Men Today
Налетели на ось: за что перевозчиков сыпучих грузов штрафуют на миллионы Налетели на ось: за что перевозчиков сыпучих грузов штрафуют на миллионы

Перевозчики сыпучих грузов сообщают о тяжелой ситуации в отрасли

Forbes
Индейка на взлете Индейка на взлете

Российское производство мяса индейки выросло почти на 4%

Агроинвестор
Зал ожиданий Зал ожиданий

Для психического здоровья фитнес даже полезнее, чем для физического

VOICE
Ярмарка тщеславия Ярмарка тщеславия

В детстве тебе говорили, что хвастать нехорошо, но как же всё-таки правильно?

VOICE
Реклама для женщин: как фемвертайзинг ломает стереотипы и увеличивает прибыль брендов Реклама для женщин: как фемвертайзинг ломает стереотипы и увеличивает прибыль брендов

Почему фемвертайзинг становится трендом

Forbes
Революция со счастливым концом Революция со счастливым концом

Рубеж XIX и XX веков отмечен бурными событиями в целом ряде наук

Знание – сила
Детка, ты просто космос Детка, ты просто космос

Анна Завтур доказывает: не стоит видеть в ней только лирическую героиню

VOICE
Открыть в приложении