Ирина Апексимова — о работе в театре и критике

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Ирина Апексимова. Живу как хочу

После спектакля ко мне подошла женщина: "Мы так переживали за всех ваших героинь... Особенно за "Зимнюю вишню"!" - "Зимняя вишня" - это не я, а Лена Сафонова. - Женщина посмотрела на меня так, будто я ее дурю. Замолчала. - А я Ирина Апексимова - "День рождения Буржуя"..." Она вздрогнула: "Ой, какой ужас!"

Алла Занимонец

На Ирине: пальто Tegin

— Ирина Викторовна... Ирина... Как вам больше нравится?

— Никак не могу привыкнуть к «Ирине Викторовне» — подташнивает даже. Похоже на подобострастное, в стиле «как бы чего не вышло».

— Вы редко даете интервью. Давайте сразу определимся, какие вопросы вас раздражают, чтобы случайно их не задать.

— Если что, скажу: «Раздражает!» Но если серьезно, то я очень не люблю вопросы о личной жизни. Мужчинах, маме-папе... Должно оставаться что-то свое, не вынесенное на рассмотрение посторонних. То, до чего не долетают чужие взгляды, и неважно — добрые они или злые. Да, у меня, конечно, публичная профессия, но это не предполагает публичность личностную. По ролям в кино об актере как о человеке ничего понять нельзя, но в театре — наоборот. Что бы мы ни играли, все и всегда пропускаем через себя.

— Вам самой интересно читать о других известных людях — коллегах, друзьях? Открываете Интернет, а там, к примеру: «Лариса Долина развелась!» Кликнете? Все же Лариса Александровна — ваша троюродная сестра.

— Никогда в жизни! Потому что, как правило, все написанное под подобными заголовками — неправда. Или человек обезумел, раздает глупые интервью и несет, мягко говоря, чушь.

— Постараемся с вами сделать правдивое интервью, где вы — настоящая. Ирина, скажите, когда появилось понимание, что в публичном пространстве не стоит быть распахнутой? Вы ведь пришли в профессию в начале девяностых, когда никто еще не слышал о личных границах и молодые актеры были весьма откровенны. Что-то конкретное заставило «захлопнуться»?

— Я просто никогда не открывалась. Даже когда мне было семнадцать. Вы не найдете ни одного моего интервью, где я рассказываю о своей частной жизни, взаимоотношениях с мужчинами, свадьбах-разводах. Ни одного! Спасибо за это родителям: воспитали в традициях прошлого, когда неприлично делиться со всем миром горем, радостью, страхами, сомнениями.

— Ирина, я очень удивилась тому, что вас назначили директором еще одного театра, причем накануне нового, 2021 года. Уже шесть лет вы возглавляете Театр на Таганке и меньше года — театр «Содружество актеров Таганки». Как вы сами расценили это назначение? Как подарок Санта-Клауса или челлендж?

— Я понимаю, что значит назначение директором в коллектив, который меня не знает, поэтому отношусь к нему как к «подарку». Всегда все можно исправить: в любой день напиши заявление об уходе — и свободен.

— Вопрос «А почему я?» не возник? Что для театров на Таганке Апексимова?

— Не знаю! Могу говорить только о себе. Как творческая единица на культурной карте столицы театр давно не существовал, зато был популярен в судах, прокуратуре и желтой прессе. Горжусь тем, что удалось сделать двадцать два успешных спектакля из двадцати пяти постановок за пять лет. Первый сезон у меня ушел на ремонт и ответы на жалобы.

— Как искать деньги на тот же ремонт? Ходить по спонсорам и торговать лицом?

— Лицо никому не интересно, это не работает. Пока не вышел первый спектакль — «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит», на который департамент культуры выделил грант, — со мной никто не разговаривал. Для начала надо было предъявить и труппу, и режиссеров, и новые интересные постановки. Вот когда все это я смогла показать спонсорам, те начали давать деньги.

На Ирине: платье-смокинг Tegin

— В одном из интервью ваша дочь Даша, говоря о назначении вас директором, сказала, что маме «повезло». В чем?

— Думаю, речь о том, что артистка расширила личные горизонты и разобралась в непростых экономических вопросах: федеральных законах, законах о закупках и так далее.

— Вы открыли двери молодым режиссерам, которые стали экспериментировать с разным материалом — от мюзикла до экзистенциальной психологии.

— Да, именно этим Таганка и стала интересна зрителям, особенно молодым.

— А что с труппой? В последнее время худруков и директоров театров все чаще обвиняют в том, что они увольняют всех подряд, особенно пожилых.

— У нас на Таганке осталась прежняя, «старая» труппа. И в «Содружестве» — все на месте. Осенью там запускаем режиссерскую лабораторию «Открытые репетиции».

— Ох, Ирина, не избежите критики и обвинений во вкусовщине!

— Именно поэтому я никогда сама не делаю распределение ролей. Режиссеры смотрят спектакли, актеров и сами же проводят отбор. Иногда кастинги бывают открытыми, когда просто приходит информация: требуется актриса такого-то возраста и такого-то амплуа. На одну роль в этом случае претендует сразу много людей. Мы отправляем на просмотр несколько человек из нашей труппы, но на то, кого в итоге выберут, я никак не влияю. Всего дважды спорила, настаивая на том, чтобы взяли именно этого актера. И не проиграла! Режиссер остался доволен.

— На сайте театра три ветерана сцены — Полицеймако, Трофимов, Смирнов. В одном из своих редких интервью вы говорили, что судьба состарившегося актера страшная: забвение под хештегом «кумир прошлого». Как поступаете со своими старшими коллегами? Если они уже не играют, платите зарплату?

— Их больше, не три. Активно играют Селютина, Трофимов, Смирнов, Сидоренко. Последняя, кстати, недавно присоединилась к играющим актерам — Смирнову и Трофимову. Иногда играет Полицеймако. Остальные не в состоянии работать и в конце концов заслуживают того, чтобы получать зарплату не выходя на сцену.

Несколько лет назад на совещании мэра с руководителями московских театров Николай Николаевич Губенко произнес речь, в которой сказал, что в труппах очень много стариков, которые реально не могут работать — здоровье не позволяет. Уволить их нельзя, поскольку это означало бы обречь на нищету в буквальном смысле слова. Это не самый большой балласт, и если кто-то выходит на сцену хотя бы раз в сезон — большое спасибо за это.

На Ирине: блуза Tegin

— В кино с актерами зрелого возраста — совсем беда. На них не пишут сценариев. Вообще! В театре та же проблема?

— В кино после тридцати лет ты никому не нужен. Активно сниматься я перестала после того, как однажды мне прислали предложение сыграть «маму Зины». У героини даже имени не было!

Я была страшно возмущена. У нас действительно нет сценариев для женщин «сорок плюс», гори они огнем! В отличие от них мужчины в этом возрасте расцветают. Нечего играть, кроме «мамы Зины». Я уже даже не читаю то, что присылают. Да и раньше предложения не радовали — все что-то вроде того, что уже играла в «Дне рождения Буржуя»: роли стерв, убийц, агентов спецслужб. Иногда режиссеры, имен которых я никогда не слышала, предлагают записать самопробы. Это же унизительно! Не буду я этого делать! В моем идеальном мире режиссеру стоит поговорить с актером, потратить на него время и записать его хотя бы на мобильный телефон. Если не знаешь, кто он такой, и не видел его ролей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Панайотов: Александр Панайотов:

Александр Панайотов оказался в нужное время в нужном месте

Караван историй
Пинг на орбите: как космический интернет сплотит, а затем разъединит человечество Пинг на орбите: как космический интернет сплотит, а затем разъединит человечество

Развитие коммуникаций – неизменный спутник прогресса

Популярная механика
Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону» Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону»

По себе знаю, что либо артиста рвут на части, либо он никому не интересен

Караван историй
В Италии нашли самую большую коллекцию костяных орудий возрастом 400 тысяч лет В Италии нашли самую большую коллекцию костяных орудий возрастом 400 тысяч лет

Древние люди систематически обрабатывали останки слонов

N+1
Людмила Савельева: «Надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают» Людмила Савельева: «Надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают»

Характером я совсем не напоминала Наташу Ростову

Караван историй
Как скрыть шрамы, родинки и раны: остроумные тату реальных людей Как скрыть шрамы, родинки и раны: остроумные тату реальных людей

Тату, которые не просто скрыли несовершенства, а превратили их в изюминку

Cosmopolitan
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
Популярные нарушения в городе, за которые лишают прав. Подробности Популярные нарушения в городе, за которые лишают прав. Подробности

Нарушения автомобилистов, которые могут привести к лишению прав

РБК
Римма Маркова: «Леню я всю жизнь берегла, да не уберегла...» Римма Маркова: «Леню я всю жизнь берегла, да не уберегла...»

Римма Маркова — о жизни и своем брате Леониде Маркове

Караван историй
От Maybach с золотом до BMW из вторсырья: 7 необычных концепт-каров От Maybach с золотом до BMW из вторсырья: 7 необычных концепт-каров

Концепт-кары Мюнхенского автосалона

РБК
Ванесса Кирби. Фрагменты женщины Ванесса Кирби. Фрагменты женщины

Не было в ее жизни за все тридцать три года роли страшнее и трагичнее

Караван историй
Девушки с обложки: культовые актрисы, которые начинали карьеру как модели Девушки с обложки: культовые актрисы, которые начинали карьеру как модели

Некоторые актрисы добились успеха в глянце, а затем начали сниматься в кино

VOICE
Основы практической магии Основы практической магии

То, что делает с нами заветная дата, ничем, кроме магии, объяснить невозможно

Домашний Очаг
Бадди-муви. Тест-драйв Defender и Jeep Wrangler на танковом полигоне Бадди-муви. Тест-драйв Defender и Jeep Wrangler на танковом полигоне

Два самых харизматичных внедорожника современности там, где ездят танки

РБК
Улица как место для современного искусства. Куратор Николай Палажченко о стрит-арте, вандализме и дворниках Улица как место для современного искусства. Куратор Николай Палажченко о стрит-арте, вандализме и дворниках

Во дворе Музея Москвы появилась новая работа художника Романа Ермакова

СНОБ
Что посмотреть и попробовать во Владивостоке. Гид «РБК Стиль» Что посмотреть и попробовать во Владивостоке. Гид «РБК Стиль»

Владивосток: увидеть маяки и мосты, выйти в Японское море и попробовать гребешка

РБК
Автор «Утраченного Леонардо» — о «Спасителе мира» и бизнесе на картинах Автор «Утраченного Леонардо» — о «Спасителе мира» и бизнесе на картинах

Режиссер Андреас Кефед — об миллиардерах, искусствоведах и арт-дилерах

РБК
Изысканный и бодрящий колд брю: пошаговая инструкция по приготовлению холодного кофе Изысканный и бодрящий колд брю: пошаговая инструкция по приготовлению холодного кофе

Чем отличается кофе, приготовленный по методу колд брю?

Playboy
MAXIM рецензирует самый обсуждаемый российский фильм года «Петровы в гриппе» MAXIM рецензирует самый обсуждаемый российский фильм года «Петровы в гриппе»

«Петровы в гриппе» — не фильм, а квинтэссенция всего, что ты любишь в нашем кино

Maxim
8 потрясающих приключений 8 потрясающих приключений

8 маршрутов, наполненных активными развлечениями и экстримом

Playboy
Что значат славянские имена Что значат славянские имена

Тайны древних славянских имен

Культура.РФ
Крах BlackBerry и триумф Apple: как гибкость мышления помогает предпринимателям создавать великие компании Крах BlackBerry и триумф Apple: как гибкость мышления помогает предпринимателям создавать великие компании

Отрывок из книги Адама Гранта «Подумайте еще раз» — как научиться мыслить гибко

Inc.
Блогерка публикует честные фото материнства, чтобы поддержать других женщин Блогерка публикует честные фото материнства, чтобы поддержать других женщин

Бриан Картер решила выложить снимки, чтобы выступить против фотошопа

Cosmopolitan
7 страшных событий, происшедших на киносъемках 7 страшных событий, происшедших на киносъемках

Порой съемки бывают намного страшнее самого фильма

Maxim
Голубика: польза и вред, советы нутрициолога Голубика: польза и вред, советы нутрициолога

Голубика — настоящий суперфуд

РБК
У вас такие странные взрослые — с ними даже можно разговаривать У вас такие странные взрослые — с ними даже можно разговаривать

Наталья Вираховская о плейбэк-театре в «Большой Перемене»

ПУСК
Без побочных эффектов Без побочных эффектов

Почему антибиотики перестают помогать, и как снизить вред при их приеме

Лиза
4 совета для секса втроем 4 совета для секса втроем

Эти советы спасут тебя от серии конфузов и промахов в групповом сексе

Maxim
У женщины отобрали приемную дочь, но она все же смогла стать мамой… трижды У женщины отобрали приемную дочь, но она все же смогла стать мамой… трижды

Сару Хоуэлл лишили приемной дочери, но она стала счастливой мамой троих сыновей

Cosmopolitan
Никогда такого не было, и вот опять: как устроен ледокол «Виктор Черномырдин» Никогда такого не было, и вот опять: как устроен ледокол «Виктор Черномырдин»

Один из старейших ледоколов отправится на пенсию. Ему на смену уже вышел новый

Популярная механика
Открыть в приложении