Федор Федотов — о победе в «Ледниковом периоде» и о «Серебряных коньках»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Федор Федотов. Мой "Ледниковый период"

Я заставил себя успокоиться, записал в дневнике: "Федя, тут никто с тобой не соревнуется. Все делают общее интересное для всех дело, хотят сделать его хорошо. И никто не собирается тебя потопить, не бойся".

Виктория Катаева

Фото: Мари Маркина/из архива Ф. Федотова

«Ледниковый период» наступил в моей жизни совершенно неожиданно. Это был настоящий снег на голову. Еще в середине лета я и подумать не мог, что осенью мне предстоит на три месяца перебраться в Москву и сменить размеренный питерский ритм на бешеный московский, с которым, честно говоря, не очень-то справляюсь психологически и физически.

Ничего не имею против Москвы, да и странно было бы: столица, настоящий мегаполис, жизнь здесь кипит, и актерской работы гораздо больше, чем в моем родном и обожаемом Питере. Но постоянно жить в Москве мне было бы тяжело. Я бы очень быстро сошел с ума от этих неохватных расстояний, которые надо ежедневно одолевать, от толчеи, шума всего этого общего московского...

А самое главное — я страшно скучал по своим, они же все у меня в Питере: родители, брат, бабушка с дедушкой. Настя, моя жена, несколько раз меня навещала, но потом-то она все равно уезжала, а я оставался один в съемной квартире. Конечно, старался быть на связи, но каждый раз брал в руки телефон и думал: вот сейчас они спросят «Ну как там у тебя?» — а что я отвечу? Про тренировки стану рассказывать? Это процесс рабочий, будничный, совсем не романтичный. А кроме тренировок (ну и выступлений под эфир раз в неделю, конечно) в моей жизни в эти три месяца больше ничего не происходило.

Будни буднями, но с другой стороны — все это стало для меня настоящей сказкой. Ведь правда сказочная история получилась! Я же смотрел «Ледниковый период» по телевизору в детстве, да и студентом тоже им очень интересовался: кто с кем катается, кто побеждает. А теперь сам сижу на диванчике для участников со своей прекрасной партнершей Таней Волосожар, слышу похвалу Татьяны Анатольевны Тарасовой, ее щедрые «шесть-ноль с плюсом», и не верю ни ушам своим, ни глазам. И тем более я даже мечтать не мог, вот честное слово, что мы выйдем победителями.

Слышу похвалу Татьяны Анатольевны, ее щедрые «шесть- ноль с плюсом», и не верю ни ушам своим, ни глазам. Председатель жюри проекта «Ледниковый период» Татьяна Тарасова. Фото: Максим Ли/Пресс-служба Первого канала

— Мне всегда казалось со стороны, что самое сложное и страшное в фигурном катании — это поддержки. Действительно так?

— В театральной академии (Федор окончил РГИСИ — Российский государственный институт сценических искусств — в Санкт-Петербурге. — Прим. ред.) у нас были среди прочего занятия акробатикой, и там мне доводилось поднимать однокурсниц. Правда не на коньках, не на льду, а в гимнастическом зале и на полу — на спортивных матах для страховки. Обстоятельства разные, но техника по сути одна и та же. Надо понять эту технику, поймать ее, физически усвоить, закрепить на постоянных тренировках — и тогда поддержка перестанет казаться такой уж сложной задачей. Хотя спина после нее порой побаливала, а времени на массаж и расслабляющие процедуры просто не оставалось.

Физические нагрузки на «Ледниковом периоде» оказались, конечно, колоссальными, но я был к ним готов, потому что с детства серьезно занимался спортом. На тренировках сначала самостоятельно разминался, потом приезжала моя прекрасная олимпийская партнерша — и тогда уже начиналась плотная работа с постановщиками или наша с ней вдвоем. Проходили новый номер раз за разом, что-то меняли, усложняли. И так три месяца — неделя за неделей. Ну и что такого увлекательного я мог рассказывать своим родным? Сам номер они потом все равно видели по телевизору.

— Приезжая на съемки «Ледникового периода» как журналист, я слышала, что некоторые актрисы — участницы проекта ворчали за кулисами, мол, конечно, он спортсмен с опытом на льду, а мы без опыта, нечестное получается соревнование. «Кроме того, — говорили они, — у Федора за плечами проект «Серебряные коньки», где он отточил навыки катания». Что скажете на это?

— Хоккейный опыт у меня был, это правда: я играл в команде «Смена» в Петербурге, даже был капитаном. В «Серебряных коньках» снимался в привычных мне хоккейных коньках, а в некоторых сложных ледовых сценах меня, как это часто бывает в кино, заменял дублер.

Важно понимать, что хоккейные и фигурные коньки совсем не одно и то же, и перейти с одних на другие — это не просто переобуться у бортика. В каком-то смысле переучиваться даже труднее, чем начинать с нуля. Там же совсем разная «физика», и если ты, не подумав, поставишь ногу как привык в хоккее, а не как надо в фигурном катании — сразу полетишь на лед носом вперед. Я и летал поначалу на тренировках, ох как летал...

Кстати, у великого нападающего Алексея Яшина, игрока НХЛ и чемпиона мира, хоккейные навыки куда основательнее, чем у меня, но не думаю, что несколько лет назад, участвуя в «Ледниковом периоде», он оказался на особом положении. Нет, Яшин сражался со всеми на равных. Вот и я тоже.

Спору нет, «Ледниковый период» — это соревнование: пары выступают поочередно, судьи их оценивают, кто-то выбывает, кто-то продолжает. Но для меня, вот честно, с самого начала главным было не «кто кого». Это же не футбол и не хоккей. Мы не в чемпионате участвуем, а исполняем свои маленькие ледовые спектакли — судьи их смотрят, замечают, кто из артистов «забыл свои слова», кто «спутал мизансцену» или вышел сегодня играть не с той ноги... Ну и художественные пристрастия у судей разные, как и у зрителей. То есть я внутренне перевел не очень знакомый мне язык фигурного катания на родной и понятный язык театра. И сам для себя разбирал каждое свое выступление, как делаю это после спектакля: что пропустил, где недобрал, за чем нужно в дальнейшем последить.

Профессионалам фильм тоже понравился: «Серебряные коньки» удостоились награды престижной кинопремии «Золотой орел» как лучший полнометражный фильм года. Слева направо: Михаил Шеломенцев — Граф, я в роли Матвея, Василий Копейкин — Муха и Бато Шойнжонов — Чингиз. Фото предоставлены пресс-службой компании «Централ партнершип»

— А какая обстановка в целом царила за кулисами проекта?

— В отличие от интернет-страниц, где кипели страсти и шли чуть ли не военные действия, у нас, участников, сложились не просто мирные, а доброжелательные и порой дружеские отношения. Никаких интриг, злорадства, сплетен за спиной. Я, во всяком случае, ничего такого не замечал.

Особенно подружился с Гелой Месхи. Он и артист потрясающий, и человек прекрасный — открытый, способный искренне сопереживать и радоваться за другого. Я смотрел все его выступления, а он смотрел мои, после очередного номера мы звонили друг другу и делились впечатлениями. Как раз Гела впервые встал на коньки — и падал на тренировках так, что я, видя это, порывался бежать и вызывать скорую помощь. Но он всякий раз поднимался со словами «я в порядке» и, сжав зубы, продолжал. Гела мог сколько угодно раз упасть на прогоне, а потом выходил на выступление и делал все блестяще.

С остальными участниками у меня тоже сложились прекрасные отношения.

— Мне показалось, что в «Ледниковый период» вас изначально пригласили благодаря успешной ленте «Серебряные коньки», в которой вы сыграли главную роль. Это действительно так?

— Успех этого фильма заметно повлиял на мою актерскую занятость: предложений стало гораздо больше. Но когда меня пригласили в сериал «Последний аксель» (он вышел в декабре на интернет-платформе MEGOGO), мы с моим агентом Митей Савельевым поначалу сомневались, стоит ли принимать это предложение. Так ведь недолго заработать амплуа «актер на коньках». Потом посовещались и решили, что опасаться нам пока нечего.

На съемках сериала «Последний аксель» с Еленой Подкаминской. Я сыграл фигуриста одиночника и вот там впервые встал на фигурные коньки. Вернее, пытался на них стоять в кадре. Фото: Илья Галстанг/Пресс-служба компании «Megogo Россия»

В «Последнем акселе» я сыграл фигуриста-одиночника и вот там впервые встал на фигурные коньки. Вернее, пытался на них стоять в кадре. Получалось плохо, и я, тогда еще не понимая разницы между коньками фигурными и хоккейными, о которой уже сказал, искренне недоумевал: как так?! Я же всю жизнь на льду, папа привел меня в секцию, когда мне было три года, даже чуть меньше. И тут вдруг ничего не выходит. Было обидно до слез!

Делать из меня профессионального фигуриста у съемочной группы «Акселя» времени не было, так что опять выручали дублеры. Хореографа в этом сериале играл Алексей Ягудин. Он наблюдал за моими ледовыми потугами, я примерно представлял, что он о них думает, — и поэтому сильно удивился, когда после одной смены он вдруг сказал мне: «Завтра позвоню Илье Авербуху, чтобы он позвал тебя в «Ледниковый период». Видимо, слово сдержал, потому что через неделю раздался звонок из штаба Авербуха: меня пригласили на встречу с ним.

Хореографа в этом сериале играл Алексей Ягудин. Он наблюдал за моими ледовыми потугами, я примерно представлял, что он о них думает. Фото: Юрий Феклистов/7 дней

Я прилетел в Москву, пришел на каток. Подошел Илья, предложил мне сделать кружок на коньках. Я прокатился как умел. Он снял это на видео и сказал: «Все понятно. Работаем». Наша установочная встреча уложилась минуты в четыре с половиной, сложности начались потом.

У меня в тот момент было в работе несколько проектов, я не мог отказаться от взятых обязательств, да и не хотел. Мы с агентом трезво прикинули свои возможности и поняли, что графики не разрулить. Митя поделился нашими трудными обстоятельствами с менеджерами «Ледникового периода». На следующий день звонок. Номер неизвестный, но голос я раньше уже слышал: «Федя, привет, это Илья Авербух. Я в курсе твоей ситуации. Не волнуйся, подстроим график тренировок под твою занятость. Хочу, чтобы ты участвовал, ты нам нужен».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вера Майорова-Земская: «Учитесь у нее, как надо играть», — говорил Пырьев на съемочной площадке Вера Майорова-Земская: «Учитесь у нее, как надо играть», — говорил Пырьев на съемочной площадке

Актриса Театра на Бронной Вера Майорова-Земская — уникальный свидетель эпохи

Коллекция. Караван историй
Прекрати самобичевание: 6 шагов к избавлению от чувства вины Прекрати самобичевание: 6 шагов к избавлению от чувства вины

Можно ли как-то избавиться от чувства вины?

VOICE
Александра Урсуляк: «С возрастом становлюсь все смешнее и смешнее» Александра Урсуляк: «С возрастом становлюсь все смешнее и смешнее»

Иногда надо выплывать из своего аквариума в открытое море

Караван историй
Как работают текстовые психологические консультации Как работают текстовые психологические консультации

Не все из нас готовы общаться с психологом напрямую

Psychologies
Елена Блиновская. Больше всех я люблю скептиков Елена Блиновская. Больше всех я люблю скептиков

Большое интервью с создательницей «Марафона желаний» Еленой Блиновской

Коллекция. Караван историй
Что такое MVP и зачем он нужен: рассказываем о тонкостях создания цифрового продукта Что такое MVP и зачем он нужен: рассказываем о тонкостях создания цифрового продукта

MVP — это готовый к использованию продукт с ограниченным функционалом

Популярная механика
Рожденная свободной Рожденная свободной

Оперная певица Аида Гарифуллина  — это уже бренд

OK!
Как внимание к женским потребностям помогает находить идеи для бизнеса Как внимание к женским потребностям помогает находить идеи для бизнеса

Шансы на бизнес возрастают, когда идея рождается из реальной необходимости

Forbes
Дарья Мельникова: «Я мечтаю обрести равновесие» Дарья Мельникова: «Я мечтаю обрести равновесие»

Придумщица и бунтарка, мама двух сыновей, жена и актриса

Psychologies
Многоразовые кофе-капсулы: стоит ли использовать? Многоразовые кофе-капсулы: стоит ли использовать?

Разбираемся в преимуществах и недостатках многоразовых кофе-капсул

CHIP
Убийца — садовник? 10 детективов, которые отлично тренируют мозг Убийца — садовник? 10 детективов, которые отлично тренируют мозг

Детективные истории дают нам возможность ответить на этот вопрос раньше сыщика

VOICE
Дети и подростки в эпоху перемен Дети и подростки в эпоху перемен

Как воспитывать детей и подростков в условиях нестабильности

СНОБ
Принятие неизбежного Принятие неизбежного

Как российский бизнес погружался в новую экономическую реальность

Forbes
Five Nights at Freddy's: Security Breach — о чем игра и какие системные требования Five Nights at Freddy's: Security Breach — о чем игра и какие системные требования

ФНаФ 9 — с виду детский проект, в который играют в основном взрослые. Почему?

CHIP
6 признаков того, что в вашей квартире плохое качество воздуха 6 признаков того, что в вашей квартире плохое качество воздуха

Как понять, что в вашей квартире высокая концентрация загрязняющих веществ?

Популярная механика
Кто проживает на дне Марианской впадины: обитатели глубин Кто проживает на дне Марианской впадины: обитатели глубин

Рассказываем все, что известно о таинственных существах, обитающих на глубине

ТехИнсайдер
8 дешевых способов спасти машину от угона. Советы экспертов 8 дешевых способов спасти машину от угона. Советы экспертов

Как обезопасить авто от угона с помощью обычного светодиода?

РБК
Молекулярное распознавание ускорилось под действием электронов Молекулярное распознавание ускорилось под действием электронов

Химики нашли первый общий метод катализа молекулярного распознавания

N+1
5 продуктов, которые помогут сбросить вес 5 продуктов, которые помогут сбросить вес

Какие продукты помогут не набирать вес и даже сбросить его

Популярная механика
Палеонтологи впервые обнаружили в Монголии останки верблюда Кноблоха Палеонтологи впервые обнаружили в Монголии останки верблюда Кноблоха

Верблюд Кноблоха жил на территории Монголии в эпоху позднего плейстоцена

N+1
Британский художник Мэт Коллишоу — о метавселенной и поведении птиц Британский художник Мэт Коллишоу — о метавселенной и поведении птиц

Художник Мэтом Коллишоу — как манипулирование связано с эволюцией

РБК
Супермаркет Chanel и демоны Маккуина: 5 показов, которые заставят задуматься Супермаркет Chanel и демоны Маккуина: 5 показов, которые заставят задуматься

Модные показы превратились в скандальные и противоречивые перформансы

Cosmopolitan
Самые большие клетки на Земле: таких крупных одноклеточных вы точно еще не видели! Самые большие клетки на Земле: таких крупных одноклеточных вы точно еще не видели!

Рассказываем о рекордсменах среди одноклеточных

Популярная механика
Ко всем — нежно: как наладить отношения в паре. Интервью с психологом Ко всем — нежно: как наладить отношения в паре. Интервью с психологом

С какими трудностями встречаются влюбленные и как их правильно решать

РБК
Как воспитывать мальчиков? Как воспитывать мальчиков?

Что женщина может дать сыну и в какие вопросы ей лучше не встревать

Psychologies
Как понять свои ограничения и найти новые ресурсы Как понять свои ограничения и найти новые ресурсы

В реализации задуманного чаще всего мешают установки, заложенные в детстве

Psychologies
«Дядя Ваня» по-японски: зачем смотреть фильм «Сядь за руль моей машины» «Дядя Ваня» по-японски: зачем смотреть фильм «Сядь за руль моей машины»

«Сядь за руль моей машины» — история о молчании, словах и всем, что между

РБК
Андердог Apple: что вы не знали о Стиве Возняке? Андердог Apple: что вы не знали о Стиве Возняке?

Стив Возняк: пранкер и гик!

Популярная механика
Легенда о «Стерегущем» Легенда о «Стерегущем»

Памятник «Стерегущему» — миноносцу, погибшему во время Русско-японской войны

Дилетант
Уничтожат или отдадут слугам: какие подарки нельзя дарить королевской семье Уничтожат или отдадут слугам: какие подарки нельзя дарить королевской семье

Протоколы – неотъемлемая часть жизнь британских монархов и членов их семей

Cosmopolitan
Открыть в приложении