Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Во МХАТ я пришла невесткой Ефремова, соответственно, было много недовольных. Олег Николаевич говорил: "Ну а кто может лучше? Скажите мне... Вот поэтому она и играет".
Ему ни разу не было за меня стыдно или неловко, в этом уверена. С "дедовщиной" я сталкивалась - как без этого.

Беседовала Алла Занимонец

На Евгении: серьги Ювелирочка, часы Casio Vintage

еня, как вам кажется — сценарий жизни мы сочиняем сами?

— Поскольку мысли высказанные есть ложь, стараюсь глубоко не погружаться в раздумья на тему, почему мир такой, а не другой, как все устроено и зачем. С одной стороны, я верю в то, что человеку доступно практически все, если он знает, куда и зачем идет, умеет правильно мечтать, не предает себя и других, живет по совести. С другой стороны — не раз видела подтверждение, что нас ведет кто-то сверху. Вдруг попадаются на пути люди, которые неожиданно помогают, вмешиваются, протягивают руку. Поддержка приходит оттуда, откуда и не ждешь. Необязательно материальная, часто в виде дельного совета или примера от человека, которым стоило последовать. Но не прикладывать усилия, когда «все само собой произошло», — это не про меня. Всю жизнь почему-то приходится очень много работать и вообще шевелиться, чтобы получить то, что хочу.

— Женя, а как правильно мечтать? Вы умеете?

— Мне кажется, да. Оформляю мысли в конкретную форму и посылаю наверх! Любому человеку по силам стремиться к тому, чтобы его желания исполнялись. Или хотя бы избегать того, чего не хочешь видеть в своей жизни. «Здесь и сейчас, ни о чем не думая» — это что-то животное, на мой взгляд.

— Чего конкретно вы избегаете?

— Стараюсь не соглашаться на предложения, которые по разным причинам не нравятся. «Нет» дается нелегко, но первые результаты есть. Во всяком случае, я перестала влезать в те ситуации, которые не откликаются изначально. Даже если кто-то уговаривает. Жизнь коротка, и тратить время на ненужное теперь не хочется.

— В этом большой плюс зрелости. В юности на нас постоянно кто-то давит: родители, значимые взрослые, педагоги, наставники... Независимость — это роскошь, доступная лишь состоявшимся людям.

— Но только не актерам! Наша профессия — самая зависимая. При внешнем лоске самая бесправная. Обывательский взгляд — «О-о, артисты, вам все дозволено!» — ошибочный. Мы всю жизнь зависим от режиссеров, продюсеров, партнеров, даже от собственного самочувствия. Поэтому большинство из нас подвержены приступам неуверенности и депрессиям. Хотя если пофилософствовать, в неуверенности таится большой потенциал. Смоктуновский любил повторять: если артист не сомневается, то как профессионал он умер.

— Можете привести пример, когда вы поступали, казалось бы, вопреки всему, а в итоге получали вознаграждение?

— Например, когда я решила идти в театральный институт. Родители не давили, но явно не верили в саму возможность — и в меня. Наша семья не творческая, с чего вдруг простая девчонка решила стать актрисой? Но в юности я вообще никого не слушала! Никаких авторитетов не существовало в принципе. Шла туда, куда вело. Кто вел, что — не знаю... Но ощущение такое было.

Ужасная девчонка! Маме со мной было непросто. Выскочила из дома и пропала до глубокой ночи. Забыла позвонить, предупредить. В то время не было мобильных телефонов, разных радаров, которые определяют местоположение ребенка. Это теперь я понимаю тревогу родителей, а тогда мне казалось, что их переживания совершенно беспочвенны, зря только себя накручивают.

Я была увлечена театром, в свободное время пропадала в молодежной студии Спесивцева «На Красной Пресне». Вот там была ЖИЗНЬ! А не в школе... Хотя училась я хорошо. Не шаталась по подворотням, а была погружена в Дело. Мое ли оно, и что дальше, и как сложится судьба — не задумывалась. Жила как хотела, стараясь не потеряться, не сломаться.

— Но во МХАТ попали легко и просто. С 1991 года, то есть уже ровно тридцать лет, вы актриса прославленной труппы.

— Это отдельная история... После окончания ГИТИСа я поступила во МХАТ имени Горького. Это был первый год после разделения двух Художественных театров.

Спустя год перешла в труппу Театра-студии под руководством Олега Табакова. И еще через год — в «Современник-2» (им руководил Михаил Ефремов. — Прим. ред.). Летом мы уехали на гастроли в Крым и из газет узнали, что Волчек нас закрыла. Потом позвонила Алла Борисовна Покровская, Мишина мама, и спросила: «Что же вы теперь будете делать?»

Но мы же молодые, азартные! Никто особенно не переживал. Считали, что работа есть всегда. А театр все равно не приносил каких-то особенных заработков, при этом требуя больших эмоциональных затрат и ресурсов.

На Евгении: жакет, блузка и юбка Снежная Королева, серьги и ожерелье Ювелирочка

— Извините, что перебиваю, но при Табакове зарплаты в Московском Художественном театре были прекрасные.

— Были... Олег Павлович и сам любил хорошо жить, и хотел, чтобы вокруг него тоже все жили хорошо. И так было всегда, начиная с его первых студентов, которым он из-за границы привозил фирменные джинсы. Вообще, Табаков был отцом родным для всех нас.

Так вот, возвращаясь в девяностые. Мы не успели испугаться и попереживать, как Мише позвонил Олег Николаевич Ефремов (в те годы он возглавлял МХАТ имени Чехова. — Прим. ред.) и сообщил, что всех нас берет к себе. Предполагалось, что мы станем играть на Малой сцене.

Начали с «Последней ночи Отто Вейнингера» в постановке израильского режиссера Гедалии Бессера. Был большой успех! Хотя не скажу, что мы тогда мерились успехами. Просто была классная работа для всех нас. Миша остался руководителем нашей студии и поставил порядка пяти спектаклей. С ним мне вообще повезло. Мы прожили совершенно немыслимые совместные годы, когда было и весело, и страшно одновременно.

— И даже в начале девяностых вы не играли при пустом зале?

— Пустые залы МХАТа невозможны. Вспомнила, как однажды приехали в Саратов на гастроли с «Борисом Годуновым». Неожиданно нас попросили прийти ранним утром на эфир местного телевидения и дать интервью. Оказалось, что народ просто не поверил афишам и тому, что небожители — да еще в таком количестве! — приехали в их город. Ефремов, Любшин, Невинный, Мягков, Вознесенская, Киндинов, Кашпур... А мы, молодые артисты, были активно заняты в массовке.

Но больших ролей я ждала недолго. Нина Заречная стала настоящим подарком, ведь мои педагоги, в том числе Татьяна Васильевна Доронина, говорили:

— Непонятно, кого ты вообще можешь играть... Не инженю и не героиня.

В те годы с амплуа было строго. Я отвечала:

— Много чего могу! И комедийного, и трагедийного. Я синтетическая!

На мое счастье, в «Чайке» сменили Треплева, его стал играть Миша Ефремов. Потребовалась невысокая героиня. Кроме меня ему никто не подходил. Следом меня утвердили на главные женские роли в «Кабале святош» и «Амадее».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Илья Авербух и Лиза Арзамасова: Илья Авербух и Лиза Арзамасова:

Мы вообще не понимаем, что такое ссориться

Коллекция. Караван историй
Как страх помогает нам выжить, но мешает жить лучше Как страх помогает нам выжить, но мешает жить лучше

Отрывок из книги психолога Фрэнка Фаранда «Парадокс страха»

Inc.
«Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...» «Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...»

Петр Кислов о Полине Гагариной

Коллекция. Караван историй
Лучшие пляжные фото звезд фильма «Родные»: Пеговой, Монеточки и других Лучшие пляжные фото звезд фильма «Родные»: Пеговой, Монеточки и других

Актрисы семейной комедии воплотили запоминающиеся образы русских женщин

Cosmopolitan
Анна Большова: Анна Большова:

У нас в театре такого еще не было, это беспрецедентный случай

Коллекция. Караван историй
Как это работает: вечный двигатель Как это работает: вечный двигатель

Вечных двигателей не существует. Тем не менее они делятся на несколько типов

Вокруг света
Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
Как укрепить личные границы, не теряя связи с близкими и оставляя место для себя Как укрепить личные границы, не теряя связи с близкими и оставляя место для себя

Если вам сложно определить свои личные границы, тогда эта статья для вас

Домашний Очаг
Альбина Джанабаева: Альбина Джанабаева:

Откровенное интервью с Альбиной Джанабаевой

Караван историй
С Рианной, но без Риз Уизерспун: кто вошел в американский рейтинг богатейших self-made женщин Forbes С Рианной, но без Риз Уизерспун: кто вошел в американский рейтинг богатейших self-made женщин Forbes

Седьмой ежегодный список самых богатых женщин Америки

Forbes
Антон Васильев. Катя и мужчины, которые ее любили... Антон Васильев. Катя и мужчины, которые ее любили...

Брат актрисы Екатерины Васильевой рассказывает о своей знаменитой семье

Коллекция. Караван историй
«Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир» «Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир»

Как мозг — поврежденный и здоровый — определяет наше восприятие внешнего мира

N+1
Жанна Бадоева: Жанна Бадоева:

Жанна Бадоева: Раздражаться или расстраиваться нет смысла

Караван историй
Ян Гэ: «Я хочу, чтобы всё было в радость!» Ян Гэ: «Я хочу, чтобы всё было в радость!»

Актриса поговорила с Cosmo о любви – к маме, бойфренду, профессии и Брэду Питту

Cosmopolitan
Кристин Барански. Выбор цели Кристин Барански. Выбор цели

Кристин Барански — одна из знаменитых «некрасивых красавиц»

Караван историй
12 minutes — инди-триллер в стиле «Дня сурка», который озвучили Уиллем Дефо и Джеймс Макэвой. Рассказываем, чем так хороша эта игра 12 minutes — инди-триллер в стиле «Дня сурка», который озвучили Уиллем Дефо и Джеймс Макэвой. Рассказываем, чем так хороша эта игра

Как игра 12 minutes умудряется интересно повторить один и тот же момент 25 раз

Esquire
Юлия Волкова: «Так получилось, что почти каждая моя роль — испытание» Юлия Волкова: «Так получилось, что почти каждая моя роль — испытание»

На «Фабрике» я, конечно, делала шоу. Меня называли девочка-скандал

Караван историй
7 самых дорогих фильмов Netflix 7 самых дорогих фильмов Netflix

Самые дорогие фильмы Netflix – от меньшего бюджета к большему

GQ
Виктор Началов. Колыбельная для дочки Виктор Началов. Колыбельная для дочки

История Юлии Началовой, рассказанная ее отцом

Коллекция. Караван историй
Регина Тодоренко: «Мне всегда нужна какая-то встряска» Регина Тодоренко: «Мне всегда нужна какая-то встряска»

Регина Тодоренко рассказала о своих путешествиях, любви к фолку и друзьях

Cosmopolitan
Михаил Турецкий: «Я там, где я нужен» Михаил Турецкий: «Я там, где я нужен»

Отец мой спрашивал: «Твои артисты довольны тем, как ты им платишь?»

Коллекция. Караван историй
Система ценностей Система ценностей

Почему так сложно быть довольными собой?

Psychologies
Ход Козыревым Ход Козыревым

Почему Михаил Козырев не может гордиться своим культовым саундтреком к «Брату 2»

Esquire
Астрономы решили парадокс солнечного натрия Астрономы решили парадокс солнечного натрия

Парадокс солнечного натрия существовал более 20 лет

N+1
Они настоящие! Фильмы про маньяков, основанные на реальных событиях Они настоящие! Фильмы про маньяков, основанные на реальных событиях

Жизнь иногда подкидывает такие сюжеты, которые не придумает и сценарист

Cosmopolitan
Дина Саева: «Хочу стать мировой звездой» Дина Саева: «Хочу стать мировой звездой»

Дина Саева — о приоритетах в жизни, равнодушии к деньгам, отношении к негативу

ЖАРА Magazine
Молодильные яблоки Екатерины Златорунской. Рассказ из сборника «Но случается чудо» Молодильные яблоки Екатерины Златорунской. Рассказ из сборника «Но случается чудо»

Сборник под названием «Но случается чудо». «Сноб» публикует один из рассказов

СНОБ
Волшебный мир с реальным эффектом Волшебный мир с реальным эффектом

Как культура аниме влияет на судьбы людей

Лиза
Самый мрачный год в истории Лондона XX века. Глава книги «Страх и Надежда: как Черчилль спас Британию от катастрофы» Самый мрачный год в истории Лондона XX века. Глава книги «Страх и Надежда: как Черчилль спас Британию от катастрофы»

Отрывок из книги «Страх и Надежда: как Черчилль спас Британию от катастрофы»

Esquire
Страх пропустить жизнь – что такое синдром FoMO? Страх пропустить жизнь – что такое синдром FoMO?

Почему люди боятся упустить важные моменты и как с этим связаны соцсети

Playboy
Открыть в приложении