«Только сейчас начал понимать, как мне везло в жизни»

Коллекция. Караван историйКультура

Авангард Леонтьев. Счастливчик

Только сейчас начал понимать, как мне везло в жизни. Моими учителями и партнерами были величайшие люди. Боже мой, ведь этого могло попросту и не случиться!

Записала Елена Редреева

Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

После того как Олег Табаков устроил праздник в честь моего 60-летия, я пообещал себе: никогда в жизни ничего подобного не повторится. Поэтому упросил нынешнего руководителя МХТ имени Чехова Константина Хабенского мое 75-летие в театре никак не афишировать. Не хотелось, чтобы из-за меня кто-то беспокоился, готовил поздравления. «Хотите сухим пайком все получить?» — спросил Хабенский. Можно расценивать и так.

Когда мне исполнилось шестьдесят, я в сотый раз сыграл с Евгением Мироновым спектакль «№ 13». В праздничном капустнике один за другим выступали все мои выпускники, шли поздравления и от театра «Современник», на сцене которого я начинал, и от МХТ имени Чехова, где к тому времени работал уже три года. И пели, и плясали, а Табаков стоял, опершись на спинку моего кресла, и категорически отказывался садиться: «Сегодня не меня гуляем!»

А потом был банкет — человек на двести! И все сидели — никакого фуршета. Я чувствовал себя неловко — не по чину пир. Но Табакову очень хотелось сделать все именно так — роскошно. И он полностью оплатил банкет.

Театр «Современник». С Валентином Гафтом, Мариной Нееловой, Галиной Волчек и Сергеем Гармашом. Фото: Сергей Петров/из архива театра «Современник»

Мне иногда говорят, что скромничаю, что даже по имени мне положено быть впереди — Авангард. Только вот Авангард я не всамделишный. Настоящим был мой старший брат — симпатичный парень, высокий здоровяк. Мама рассказывала, что когда шла с ним по улице, на него все девчонки заглядывались — думали, что брат с сестрой идут. Мама тогда была еще молоденькой и очень хорошо выглядела. Гибель сына, конечно, страшно подкосила ее здоровье...

Когда началась война, Авангард-первый учился в восьмом классе. Из Москвы семья поехала в эвакуацию в Сарапул. Там уже брату исполнилось восемнадцать лет, и его призвали в армию. Военное училище, куда его направили, находилось в семидесяти километрах от Сарапула — в городе Воткинске. По железной дороге, забитой военными эшелонами, мама с трудом добиралась проведать сына. Из училища за полгода Авангард написал ей 90 писем. И в каждом было столько нежности, столько ласки: «Здравствуй, моя маленькая мамочка...», «Мамочка, почему ты мне так редко пишешь?», «Мамулечка, пришли, пожалуйста, сухариков». Два года он не дожил до Победы — погиб в1943-м, в первом же своем бою, командуя взводом, защищавшим Курск. Для семьи его гибель была катастрофой, пережить которую трудно. Спасало то, что у мамы на руках был маленький ребенок — трехлетний Валерий.
Меня же мама родила через два года после Победы, когда ей было сорок три. Как бы назло врагам, убившим моего старшего брата. И назвали меня в честь него — Авангардом. Каждый раз, когда по радио звучала песня Александрова «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...», родители плакали. Особенно у отца были близкие слезы. Он плакал, даже когда рассказывал о хорошем. Например, о памятнике архитектуры, который мне показывал. «Вот здание в классическом стиле...» — дальше голос у него начинал дрожать, он замолкал. Я сейчас сам себя ловлю на этом: рассказываю о чем-нибудь хорошем — и тоже горло перехватывает. Наследственность.

Фото: Георг Тер-Ованесов/Global Look Press

Способность к переживанию — необходимый элемент актерской профессии. Поэтому Табаков наших студентов всегда гнал на похороны. Когда умирал какой-нибудь корифей МХАТа, Олег Павлович говорил: «Я отменяю занятия. Пойдите проводите. Это полезно для артистов». Не всякому дано — сопереживать. Многие черствы, холодны, железобетонны. А другие — раз! — и в слезы. Такие годятся в артисты. Помню, в «Современнике» служила Нина Дорошина, запомнившаяся зрителям по фильму «Любовь и голуби», — от природы блистательная актриса. У нее были близкие слезы — если мало-мальски что-то могло им соответствовать, ручьями заливалась просто.

Вот и мой папа имел склонность к драматическому искусству. После его смерти я нашел в шкафу его фотографию с товарищами из орловского драматического кружка. На обороте было написано: «Дорогой Коля! Ты один из наших лучших кружковцев. Мы все тебя поддерживаем в твоем стремлении поехать в Москву и учиться в театральном институте».

В столицу папа приехал вслед за мамой, с которой познакомился в самодеятельности в Орле. А она в Москве оказалась по семейным обстоятельствам. Ее брат, член ВКПб с 1916 года, получил в столице работу в партийных органах и выписал к себе всю орловскую семью.
В Москве папа поступил на высшие режиссерские курсы к самому Мейерхольду. Но сделаться режиссером ему было не суждено — мама отговорила его от творческой профессии, и он пошел учиться на инженера-строителя. Думаю, мама ревновала папу — возле режиссеров всегда же какие-то артистки крутятся. А вообще любовь у родителей была настоящая. До сих пор сохранились интимные записочки, которые они друг другу писали — с виньеточками, цветочками. «Кошечка моя, вернусь сегодня в семь», — у папы был очень красивый почерк.

Съемки фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино». Фото: Киноконцерн «Мосфильм»

Однажды родители пришли в Художественный театр на спектакль «Три толстяка», где я, студент, играл трусливого гвардейца, а Вячеслав Невинный — продавца воздушных шаров. В конце первого акта он на связке шаров сначала прилетал в торт, а потом оттуда взмывал вверх, под колосники — на глазах изумленной публики и моей мамы. Чтобы исполнить это, Вячеслав Михайлович надевал цирковой корсет, трос перекрывался шарами и зрители его не видели. Но мама понимала, что это сложнейший трюк, и отец мне потом рассказывал, что в антракте она плакала, видимо, предвидя мою тяжелую актерскую судьбу.

Мама не хотела, чтобы я был артистом. После войны она сильно хворала и мечтала, чтобы я стал врачом. Как, например, хирург Бориса Ливанова в фильме «Степень риска». Очевидно, Ливанов лично знал великих медиков — Петровского и Вишневского, и между актером и образом не было никакого зазора. В фильме есть сцена: нянечка, подавая хирургу стакан чая, говорит: «Ручки у вас золотые, золотые ручки!» Но мамина мечта не сбылась — у меня были другие планы.

Каждое лето родители вывозили нас с братом Валерием на дачу. Это была халупа при солидных казенных домах — маленький сарай, который папе разрешили приспособить под жилье. И там одна из дачниц, интеллигентная старушка, устраивала детские спектакли. Между двух елей натягивалась бельевая веревка, через нее перекидывалось одеяло — это был занавес. И я играл муравья в басне Крылова «Стрекоза и Муравей»: «Ты все пела? Это дело: так поди же, попляши!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
«Хотел попробовать девственность»: история маньяка Романа Бурцева, который охотился на девочек «Хотел попробовать девственность»: история маньяка Романа Бурцева, который охотился на девочек

Роман Бурцев — самый яркий маньяк 90-х

VOICE
Екатерина Гусева: «Муж наконец-то сделал мне предложение» Екатерина Гусева: «Муж наконец-то сделал мне предложение»

Мне всегда было очень важно, чтобы и на работе, и дома меня окружали родные души

Караван историй
Как выглядит и живет женщина с ногтями длиной 130 сантиметров Как выглядит и живет женщина с ногтями длиной 130 сантиметров

Диана Армстронг отращивает ноги уже 25 лет

VOICE
Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо

Лариса и Лина Долины: мы выходили на замкнутый круг

Коллекция. Караван историй
Больше боли. Шмели умеют терпеть. Значит ли это, что им бывает больно? Больше боли. Шмели умеют терпеть. Значит ли это, что им бывает больно?

Шмели умеют терпеть. Значит ли это, что им бывает больно?

N+1
Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого» Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого»

Вы что? У вас есть артистка, которая хочет сама прыгнуть! Пользуйтесь этим

Караван историй
Режиссер Келли Райхардт — о фильме «Первая корова», внутренней кухне кино и о том, как снимать кино об Америке начала XIX века Режиссер Келли Райхардт — о фильме «Первая корова», внутренней кухне кино и о том, как снимать кино об Америке начала XIX века

Вспоминаем наше интервью с Келли Райхардт о картине «Первая корова»

Правила жизни
История Лии Заурбековой: как одна болезненная сепарация за вечер всколыхнула всю Россию История Лии Заурбековой: как одна болезненная сепарация за вечер всколыхнула всю Россию

Почему дети сбегают из родительского дома? Дело Седы Сулеймановой

Psychologies
«Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви»: история самой известной работы Дмитрия Врубеля «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви»: история самой известной работы Дмитрия Врубеля

История работы, ставшей символом воссоединения Германии

СНОБ
Думай как женщина Думай как женщина

Ирина Старшенбаум о мужчинах, съемках по любви и жизни на грани фантастики

Cosmopolitan
Наушники со встроенным локатором распознали выражение лица по форме щек Наушники со встроенным локатором распознали выражение лица по форме щек

Инженеры разработали наушники, способные распознавать мимику лица пользователя

N+1
Василий Ливанов: Василий Ливанов:

Интервью с киноактером и писателем Василием Ливановым

Караван историй
Гид по метаверсу от Покраса Гид по метаверсу от Покраса

Покрас Лампас — о метаверсе, метаценностях и метамодернизме

Собака.ru
Пространство для роскоши. Очень крутые минивэны из Китая Пространство для роскоши. Очень крутые минивэны из Китая

Шику и пафосу этих китайских автобусов позавидуют многие лимузины

РБК
Взрослеть не спешат: большинство россиян не ощущает себя на свой возраст Взрослеть не спешат: большинство россиян не ощущает себя на свой возраст

Больше половины 40-летних причисляют себя к молодежи

Psychologies
Фарт инженера Павлуцкого Фарт инженера Павлуцкого

В местах этих на долю человека выпадет немало испытаний

Наука и жизнь
6 фруктов, которые богаты белком 6 фруктов, которые богаты белком

Если вы следите за потреблением белка, обратите внимание на эти фрукты

ТехИнсайдер
В Казахстане раскопали погребения восьми мужчин-воинов и женщины-жрицы эпохи ранних кочевников В Казахстане раскопали погребения восьми мужчин-воинов и женщины-жрицы эпохи ранних кочевников

Эти номады умерли в конце VI – начале V века до нашей эры

N+1
Спасти отношения с любимым человеком: 10 шагов Спасти отношения с любимым человеком: 10 шагов

Стоит ли сохранять отношения, когда они трещат по швам?

Psychologies
Почему императоров убивают? Пример из истории России Почему императоров убивают? Пример из истории России

Почему убили императора Павла I

ТехИнсайдер
Убивший 100 женщин: история орского маньяка, который до сих пор на свободе Убивший 100 женщин: история орского маньяка, который до сих пор на свободе

Валерий Андреев — один из самых опасных убийц в России

VOICE
Сойти за своего: как адаптироваться к жизни в другой стране Сойти за своего: как адаптироваться к жизни в другой стране

Как интегрироваться в новое общество и преодолеть культурные барьеры?

Psychologies
С кем из знаменитостей знакома королева Елизавета: от Мэрилин Монро до Леди Гаги С кем из знаменитостей знакома королева Елизавета: от Мэрилин Монро до Леди Гаги

Елизавета II за 70 лет в статусе королевы повидала немало знаменитостей

VOICE
Александр Асмолов — Forbes: «Молодежь выходит за рамки тоталитарных матриц» Александр Асмолов — Forbes: «Молодежь выходит за рамки тоталитарных матриц»

Психолог Александр Асмолов — о грехе самосбывающихся пророчеств

Forbes
Шансы выжить невелики: что будет, если человека ударит молнией Шансы выжить невелики: что будет, если человека ударит молнией

Электрические разряды редко проходят для людей без последствий

Вокруг света
Надежда Батоева Надежда Батоева

Балерина Надежда Батоева — о том, как она стала примой Мариинского театра

Собака.ru
Жизненные, провокативные, смешные: лучшие мультсериалы, которые понравятся взрослым больше, чем детям Жизненные, провокативные, смешные: лучшие мультсериалы, которые понравятся взрослым больше, чем детям

Мультфильмы, которые созданы скорее для взрослых

VOICE
«Боже, помоги мне убить маму»: история нижегородского маньяка Олега Белова «Боже, помоги мне убить маму»: история нижегородского маньяка Олега Белова

Олег Белов — «нижегородский детоубийца»

VOICE
В 19 лет прославилась, в 20 убита мужем: трагическая судьба звезды Playboy Дороти Страттен В 19 лет прославилась, в 20 убита мужем: трагическая судьба звезды Playboy Дороти Страттен

В свои 20 лет Дороти Страттен имела всё — мужа, популярность, работу мечты

VOICE
Открыть в приложении