Образы, созданные Иваном Лапиковым в кино стали народными, любимыми

Караван историйКультура

«Вернуть жену Ивану Лапикову помог Олег Ефремов»

Записала Анжелика Пахомова

Фото: Георгий Тер-Ованесов/РИА Новости

«Как-то в беседе папа поделился своей трагической семейной историей с Олегом Николаевичем. Тот, сам по характеру решительный, удивился: «И чего же ты ждешь? Почему не едешь в Москву, к жене?» — «Кому я там нужен?» — «Ты хороший артист! У тебя получится!» Именно Ефремов вселил в отца веру, что он сможет найти работу в одном из столичных театров и вернуть жену...» — рассказывала дочь актера Елена Лапикова.

Сейчас трудно себе представить наш кинематограф без Панкрата Назарова в «Вечном зове», Семена Трубникова в «Председателе», Кирилла в «Андрее Рублеве» или старшины Поприщенко в фильме «Они сражались за Родину». Но всех этих ролей могло бы и не быть, потому что актер провинциального театра Иван Лапиков в Москву даже не собирался.

Образы, созданные Иваном Лапиковым в кино, не просто вошли в золотую коллекцию кинематографа, а стали народными, любимыми. Они словно уже отделились от актера и живут своей жизнью, сохраняя память о нем. И наверное, когда говорят «актер от Бога», то это как раз тот случай, потому что Иван Герасимович был напитан этой атмосферой, этими людьми, которых он сыграл. Его талант строился на наблюдательности, которая была свойственна ему с детских лет. Я много лет готовилась к тому, чтобы написать об этом актере, потому что в нашей семье Панкрат Назаров, старшина Поприщенко — это просто словно какие-то родственники, из года в год пересматривались «Вечный зов», «Они сражались за Родину» и другие фильмы, в полной мере представившие талант Лапикова. Но я столкнулась с тем, что уже не осталось в живых тех, кто дружил с актером. Ведь он ушел в 1993 году, а я писала о нем спустя почти два десятилетия. Да и нельзя сказать, что у Лапикова было много друзей. Мне стоило большого труда отыскать контакты дочери актера, которая с радостью согласилась рассказать об отце.

Иван Лапиков с женой Юлией Фридман и дочкой Еленой, 50-е годы. Фото: из архива Е. Лапиковой

«Когда отца спрашивали, как ему удается так правдоподобно представлять на экране простых русских людей «от сохи», он обычно отвечал: «Я вырос среди них, я знаю, как думают и что чувствуют эти люди...» — рассказывает Елена Лапикова. — На хуторе Заячий, неподалеку от села Горный Балыклей, где родился отец, вековые крестьянские устои сохранили свое влияние и во времена моего детства. Я до 13 лет не знала цвета волос собственной бабушки Марины Елисеевны — все женщины ходили в строгих платках. А уж во времена отцовского детства вся крестьянская жизнь шла по патриархальному образцу, тем более что у Лапиковых была большая работящая семья, хозяйство, они считались зажиточными. Бабушка беременной работала, родила сына Ивана в поле. Чем-то перерезали пуповину, как-то перевязали... Когда в 30-е годы началось раскулачивание, семью брата деда выслали в Сибирь. Дед с бабкой решили запутать следы, стали переезжать с места на место и как-то сбили со следа НКВД. Но этот страх в отце, который прекрасно помнил, как они прятались, как бросали все нажитое, настороженность к незнакомцам, по-моему, остался в нем на всю жизнь.

Почему папе пришло в голову стать актером? Просто в деревню часто привозили комедии с популярными актерами, и он влюбился в кино. Иван из Сталинграда, где учился в школе и занимался в драмкружке, самовольно уехал в Харьков, там поступил в театральное училище. Бабушка рассказывала, что с дедушкой у папы по этому поводу был спор. Ему оставалось доучиться год, но началась война. Дед вызвал сына домой телеграммой. Отец вернулся на родину, сам пришел в военкомат, был мобилизован, попал на Сталинградский фронт. Сначала его саперное соединение бросили на рытье противотанковых заграждений. Потом, когда начались тяжелые бои, отец организовал целую флотилию из лодок, собранных по деревням. На передовую они перевозили солдат и боеприпасы, а назад раненых. Отец сам управлял лодкой под обстрелами, перевез много человек, за что был награжден медалью «За оборону Сталинграда».

Иван Лапиков с женой Юлией Фридман, 60-е годы. Фото: из архива Е. Лапиковой

Тут стоит сказать о том, как боевой опыт Лапикова помог ему в съемках фильмов о войне. А съемки эти представляли серьезную нагрузку для актеров. Когда Сергей Бондарчук создавал свой фильм «Они сражались за Родину», актеры месяцами жили на теплоходе, а порой ночевали и в степи, где проходили длительные съемочные смены. Бондарчук хотел максимальной достоверности и не щадил актеров. Съемочная группа отправилась к станице Клетской в 150 километрах от Волгограда, где летом 1942 года шли бои, а Шолохов, автор романа, был свидетелем тех событий. Тем летом, как и по сюжету фильма, на Дону стояла страшная жара. А актеры передвигались по степи в полной выкладке. Для съемок Бондарчуку выделили сводный полк из пехоты, кавалерии, танковой и саперной частей, которые отправились на берег Дона по распоряжению Минобороны. Для массовых сцен откомандировали две тысячи солдат, к которым добавились местные жители. Так что можно сказать, что актеры попали в обстановку, максимально приближенную к боевой. Рядом с ними были профессионалы, а у многих исполнителей не было такой хорошей физической подготовки. Например, тяжело было Василию Шукшину, который не планировал сниматься в картине. Он был весь поглощен будущими съемками собственного фильма о Степане Разине. Но Бондарчук его заполучил: в Госкино Василию Макаровичу сказали — дадим снимать, если снимешься в киноленте «Они сражались за Родину». Как позже стало известно, Шукшина уже тогда подводило здоровье... Ему тяжело давались изматывающие переходы...

На этом фоне Иван Лапиков втянулся в «строевую» службу так, будто всю жизнь был в ней. С виду некрепкий, неказистый, он обнаружил потрясающую выносливость и помогал молодым актерам. Например, умел мастерски наматывать портянки под сапоги, обращаться с ружьем в кадре так, чтобы это выглядело достоверно, профессионально «зарывался» в землю при взрывах. Режиссер его выделял и ценил. Больше всего ценил самоотверженность Лапикова: надо — так надо, сделаем! У актера не было слова «нет» для режиссера. А Бондарчук не любил это слово слышать. О чем говорить, если для съемок он реально спалил целый хутор, расселив всех жителей по другим местам и компенсировав стоимость жилья. Только одна жительница отказалась переезжать, объяснив: «Да мой дом в войну выжил!» Она пряталась во время «бомбежек» в погребе, и только ее дом остался цел после съемок. «Они сражались за Родину» стал лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран». В кинотеатры военный фильм пришли посмотреть больше 40 миллионов зрителей. И в этом есть вклад Лапикова. После этого режиссеры стали охотно приглашать Ивана Герасимовича в фильмы о войне. Стоило на него надеть форму, дать ему ордена, как, казалось, перед вами стоял реально воевавший человек, который только вчера вернулся с фронта. «В твоем лице запечатлелась вся Россия», — сказал один режиссер Лапикову.

Иван Лапиков и Алина Покровская в фильме «Нежданный гость», 1972 год. Фото: «Советский экран»/Fotodom

«После окончания войны он так и остался в городе на Волге, — продолжает рассказ дочь актера. — Несмотря на то что папа окончил всего два курса театрального училища, его приняли в Сталинградский драматический театр имени Максима Горького. Режиссер разглядел в молодом актере яркий комедийный талант, что, наверное, многих удивит, ведь позже отец прославился в серьезных ролях. А тогда, в театре, Лапиков часто играл стариков, и никто не догадывался, что перед ними молодой человек. Он был душой компании, умел рассказать анекдот, знал цыганские песни. И когда в театре появилась красавица Юлия Фридман, папа сумел завоевать ее сердце.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Домогаров: Александр Домогаров:

Из театра я не уходил и надеюсь, что мне хватит моральных и душевных сил не уйти

Караван историй
MAXIM разузнал, на что способен AI в современной журналистике и развлечениях MAXIM разузнал, на что способен AI в современной журналистике и развлечениях

Мария Демина рассказала о возможностях AI

Maxim
Виктор Раков: «Захаров мне сказал: «Принимайте волевое решение — или в кино сниматься, или в театре работать» Виктор Раков: «Захаров мне сказал: «Принимайте волевое решение — или в кино сниматься, или в театре работать»

«В нашей профессии в любом возрасте чему-то учишься»

Караван историй
Кинотехника: на грани третьей весны Кинотехника: на грани третьей весны

Как начинался кинематограф и какие потрясения он пережил

Знание – сила
Татьяна Кравченко: «Я сейчас абсолютно довольна своим одиночеством. Не стала ни для кого музой» Татьяна Кравченко: «Я сейчас абсолютно довольна своим одиночеством. Не стала ни для кого музой»

«На третьих «Сватах» я влюбилась в Федора Добронравова. Но зря я открылась ему»

Караван историй
Трансформирующие, междисциплинарные и «без стен» | Transformative, Interdisciplinary, and “Without Walls” Трансформирующие, междисциплинарные и «без стен» | Transformative, Interdisciplinary, and “Without Walls”

Обзор стратегии развития европейских университетов до 2030 года

Позитивные изменения
Переутомление в квадрате: что такое выгорание, как его распознать и победить? Переутомление в квадрате: что такое выгорание, как его распознать и победить?

Как распознать выгорание и отличить от обычной усталости или депрессии?

Правила жизни
5 экранизаций триллеров, обязательных к просмотру 5 экранизаций триллеров, обязательных к просмотру

Созданные на основе книг триллеры, за которые, как минимум, не стыдно

Maxim
Тайный план Гельмута Коля Тайный план Гельмута Коля

26 ноября 1989 года в маленьком местечке в Пфальце вершилась история

Дилетант
Английский джентльмен и главный хулиган: фильмы Гая Ричи от худшего к лучшему Английский джентльмен и главный хулиган: фильмы Гая Ричи от худшего к лучшему

Непредвзятая оценка фильмографии британца Гая Ричи

Правила жизни
Тренд на проявленность. В чем его суть и нужно ли это тебе Тренд на проявленность. В чем его суть и нужно ли это тебе

Быть проявленным – это значит быть собой, быть заметным, видимым для других

Лиза
Исследование подтверждает: собачники проявляют больше заботы о своем питомце, чем кошатники Исследование подтверждает: собачники проявляют больше заботы о своем питомце, чем кошатники

Люди больше привязываются к собакам, нежели к кошкам

ТехИнсайдер
Синдром Аспергера у взрослых: 12 признаков Синдром Аспергера у взрослых: 12 признаков

Как понять, что у кого-то из ваших близких синдром Аспергера

Psychologies
Как выбрать внешний жесткий диск: наши советы и рекомендации Как выбрать внешний жесткий диск: наши советы и рекомендации

Какие бывают внешние HDD, на какие их характеристики нужно обратить внимание?

CHIP
«Где разговор найду непринужденный, Блистательный, веселый, просвещенный?» Светские салоны XIX века «Где разговор найду непринужденный, Блистательный, веселый, просвещенный?» Светские салоны XIX века

Роль светского салона в первой половине XIX века в России невозможно переоценить

Караван историй
Как избавиться от страха за пять минут Как избавиться от страха за пять минут

Откуда «растут ноги» и как справиться с любым страхом за пять минут?

VOICE
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Величественный Амбуаз, окруженный парком Шамбор и охотничий замок Франциска I

Знание – сила
Режиссер Алексей Золотовицкий — о черном юморе и (не)возможности доброты Режиссер Алексей Золотовицкий — о черном юморе и (не)возможности доброты

Режиссер Алексей Золотовицкий о жанре мюзикла, его приметах и чувстве юмора

РБК
Как самки учат друг друга выбирать Как самки учат друг друга выбирать

Самки животных учатся у других выбирать в качестве партнеров "особенных" самцов

ТехИнсайдер
Муж не хочет детей Муж не хочет детей

Почему мужчины могут не хотеть детей и что с этим делать?

Лиза
Основано на (не)реальных событиях. Как братья Коэн придумали «Фарго» Основано на (не)реальных событиях. Как братья Коэн придумали «Фарго»

Как режиссеры братья Коэны придумали оригинальный фильм «Фарго»

СНОБ
С чем это связано С чем это связано

Скромный трикотажный свитер не теряет популярности

Robb Report
Как носить кардиган, если тебе за 50: советы стилистов Как носить кардиган, если тебе за 50: советы стилистов

Кардиган — универсальная вещь в гардеробе любой женщины

VOICE
Даже эту проблему можно решить: как закрасить пятна от отбеливателя на цветной и белой одежде Даже эту проблему можно решить: как закрасить пятна от отбеливателя на цветной и белой одежде

Как спасти одежду от светлых или желтых пятен от отбеливателя

ТехИнсайдер
На скульптурах Парфенона нашли следы инструментальной обработки и сложного цветного орнамента На скульптурах Парфенона нашли следы инструментальной обработки и сложного цветного орнамента

При росписи статуй Парфенона художники широко использовали египетский синий

N+1
Skoda Kodiaq 2024. Всё, что вам нужно знать о новом семейном кроссовере Skoda Kodiaq 2024. Всё, что вам нужно знать о новом семейном кроссовере

Новое поколение Skoda Kodiaq стало длиннее своего предшественника

4x4 Club
Женское чутье: как работает обоняние и почему во время беременности от всего тошнит Женское чутье: как работает обоняние и почему во время беременности от всего тошнит

Отрывок из книги «Суперчувства» о том, как женщины воспринимают вкус и запах

Forbes
В ритме трендов: как Фаррелл Уильямс, Канье Уэст и звезды K-pop меняют индустрию моды В ритме трендов: как Фаррелл Уильямс, Канье Уэст и звезды K-pop меняют индустрию моды

Музыка и мода: где заканчивается творчество и начинается суровый бизнес

Forbes
Маленькая и победоносная Маленькая и победоносная

Война между Францией и Пруссией стала триумфом Бисмарка

Дилетант
Мышиный мозг очистился от гриба благодаря грибковым ферментам и бета-амилоидам Мышиный мозг очистился от гриба благодаря грибковым ферментам и бета-амилоидам

Гриб может играть роль в нейродегенерации при нарушениях нейроиммунитета

N+1
Открыть в приложении