Большое интервью с Тамарой Гвердцители

Караван историйЗнаменитости

Тамара Гвердцители: "Кто вкусил настоящий успех - и слез много выплакал"

Я очень люблю домашний уют и готова его создавать для близких, но когда из трехсот шестидесяти пяти дней в году триста - гастроли, это сложно для всех. Илья Резник написал в стихах к песне "Мой путь": "соленый вкус аплодисментов". Он в душу артистов залез и оттуда эти слова вынул. Правда: кто вкусил настоящий успех - и слез много выплакал.

Елена Фомина

ак вы себя чувствуете в роли члена жюри «Голоса 60+»?

— Очень волнуюсь! Причин для переживаний много, они наслаиваются друг на друга. Быть членом жюри вообще нервная и ответственная работа, а тут ее усложняет фактор возраста. Делать замечания и высказывать пожелания приходится людям, которые старше меня, что трудно и как грузинской женщине и просто как интеллигентному человеку. Еще и «слепые прослушивания» — непростая форма: сидишь спиной к поющему, ориентируешься только на звук голоса и должен принять решение очень быстро — максимум за две минуты. Конечно, я боюсь ошибиться, пропустить талантливого человека! И переживаю за людей, ведь участие в таком конкурсе в любом случае подвиг — выйти на большую сцену, зная, что в зале на тебя будут смотреть сотни зрителей, а по телевизору — десятки миллионов. Я уважаю каждого, кто просто на такое решился, независимо от того, повернулась ли к нему, и удивляюсь, как на такой шаг хватило смелости.

— В одном из прошлых сезонов «Голоса» на «слепых прослушиваниях» был сын Александра Градского Даниил — и Градский мало того что не повернулся, еще и не узнал собственного сына. Объяснил потом, что не слышал, как Даня поет. Если вам устроят такой сюрприз, узнаете по пению близких?

— Всех родных узнаю. При мне и со мной все поют! Мы с мамой Инной Владимировной поем дуэтом — дуэт возник практически сразу после моего рождения. Любим романсы, грузинские застольные и эстрадные песни. Мама — одесситка и знает все одесские песни: «Лимончики», «Мурку», «Семь сорок» и многие другие, но они у нас исполняются вне основного репертуара, исключительно на бис. Сын Александр тоже хорошо поет, только немного стесняется. Мой младший брат Павел в детстве тоже стеснялся. Честно признаюсь: в том, что он не пел, невольно виновата я. Когда мне было три года, а Павлику два, нас отобрали в садике выступить на местном телевидении. Под мамин аккомпанемент мы должны были исполнить «Топ, топ, топает малыш». Прямая трансляция. Мама заиграла на фортепиано, я запела, а братик... пришел в такой восторг от моего вокала, что замолчал! С тех пор Павлик мой преданный слушатель. У него через несколько лет обнаружился талант к математике — и тут уже я им восхищаюсь. Со временем Павел расслабился и стал петь просто для удовольствия. Кстати, на самом деле у него не было реальных причин для комплексов: у брата хорошие голос и слух — как и у всех в семье. Как и у многих в Грузии.

— Мне кажется, Грузия должна быть главным поставщиком участников «Голоса 60+». Сколько долгожителей — и большинство невероятно музыкальны. А среди прекрасно поющих членов вашей семьи были долгожители?

— Прабабушка княгиня Мария Ильинична Хидирбегишвили-Амилахвари прожила девяносто четыре года. Когда думаю о ней и людях похожей судьбы, не укладывается в голове: столько пережили — революцию, две войны и во время и после каждого из потрясений голод и разруху. Они все это выдержали и остались людьми — фантастика! Особая закалка и особенное отношение к жизни — к миру, войне, семье, родине, детям и внукам.

— Мария Ильинична была веселой или строгой?

— В ее характере гармонично сочетались сдержанность, эмоциональность, деликатность, упорство, демократичность и умение держать дистанцию.

— Чему-то она вас учила?

— Хотела, чтобы все ее внуки и правнуки читали наизусть стихи на грузинском и русском языках, и я их учила с пяти лет. Она читала нам, а мы с Павликом и двоюродными братом и сестрой запоминали. Устраивала чудесные вечера поэзии, которых я ждала и в пять лет, и когда училась в школе. Все, что закладывается в нежном возрасте, остается с тобой навсегда. И прабабушка отлично понимала, какую важную вещь для нас делает, что в нас взращивает. Она обожала собирать семью за чаем. И это всегда превращалось в настоящую чайную церемонию, только не китайскую и не японскую, а грузинскую. Помню, с каким восторгом мы, маленькие, смотрели на своих прекрасных, добрых и умных взрослых.

Мария Ильинична до революции училась в Париже и когда рассказывала про Францию, мы слушали раскрыв рты. Особенно сильное впечатление на меня производили ее воспоминания о Париже. Она показала кружевные перчатки, купленные во Франции, я в свои шесть или семь лет была потрясена. Еще прабабушка жила в Ленинграде, который привыкла называть Петроградом, там учился на военного врача ее сын, мой дедушка. О петроградском периоде, как и о революции, войне и разных бедах, она говорила мало и сдержанно, но я впитывала каждое слово. Она для меня была эталоном человека и женщины, таких людей больше не встречала. Я испытывала к ней пиетет именно как к личности — не потому что прабабушка, а старших надо уважать.

— Похожи вы на нее?

— Говорят, да — характером. Она же не покорилась ситуации, но ее непокорность, упорство сочетались с интеллигентностью и деликатностью. Такое сочетание есть и во мне.

— А долгожители мужчины в вашем роду есть?

— Дядя Павлик, мамин брат Павел Владимирович, прожил девяносто пять лет. Его не стало в прошлом году. Ох, у него тоже была невероятная судьба. Ушел на фронт в шестнадцать лет из Одессы, в 1945-м, после победы над Германией, его перебросили на другой фронт, так что в Советский Союз он вернулся только в 1947 году. Причем не в Одессу, а в Тбилиси — семью сюда эвакуировали. Дядя каждый день говорил, что внес свою лепту в победу над фашизмом, но в подробности вдавался с большой неохотой. Он стал физиком, кандидатом наук. Был красавцем, пел потрясающе, а уж о теплоте, широте души, чувстве юмора и говорить нечего — одессит же!

У людей из Одессы особая жизненная энергия. Когда в человеке сочетаются две — грузинская и одесская, он это чувствует очень явственно. Он — в данном случае я. Обе энергии настолько непохожие и яркие и так крепко и затейливо сплелись во мне. В детстве и юности к этому относишься просто как к данности, а с возрастом все интереснее вглядываться туда, вглубь. Это придает устойчивость и силы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лионелла Пырьева. О друзьях и недругах Лионелла Пырьева. О друзьях и недругах

Жизнь и профессия Лионеллы Пырьевой

Коллекция. Караван историй
«Спаси себя сам!» – фильм о диджитал-детоксе как оружии против инопланетного вторжения «Спаси себя сам!» – фильм о диджитал-детоксе как оружии против инопланетного вторжения

«Спаси себя сам!» – фильма о хипстерах, которые пропустили вторжение инопланетян

GQ
Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться» Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться»

Екатерина Вилкова о том, как однажды ей стало тесно в этом мире

Караван историй
Карикатура вместо притчи: каким получился четвертый сезон «Фарго» про войну итальянских и темнокожих гангстеров Карикатура вместо притчи: каким получился четвертый сезон «Фарго» про войну итальянских и темнокожих гангстеров

Рецензия на четвертый сезон сериала «Фарго»

Esquire
Наталия Белохвостикова. Защищаю любовь Наталия Белохвостикова. Защищаю любовь

Наталия Белохвостикова рассказывает о своей жизни и сложностях усыновления

Караван историй
Страх и ненависть в сети Страх и ненависть в сети

Как справиться с кибербуллингом

Лиза
Михаил Галустян. История смешного мальчишки Михаил Галустян. История смешного мальчишки

Главы из книги Михаила Галустяна «Знак отличия. История смешного мальчишки»

Караван историй
На одной ноте На одной ноте

Что помогло Майклу Джексону 5 раз получить премию «Грэмми»

Вокруг света
Гарик Сукачев Гарик Сукачев

Правила жизни Гарика Сукачева

Esquire
37 вещей, которые не должен делать мужчина 37 вещей, которые не должен делать мужчина

Чего настоящему мужчине не стоит делать?

Maxim
Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром» Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром»

Подлинный триумф Татьяны Лютаевой состоялся на кинофестивале в Афинах

Караван историй
Шпаргалка влюбленных: 50 вопросов для первого свидания Шпаргалка влюбленных: 50 вопросов для первого свидания

Эти вопросы помогут вам почувствовать себя увереннее и лучше узнать собеседника

Psychologies
Римма Маркова: «Леню я всю жизнь берегла, да не уберегла...» Римма Маркова: «Леню я всю жизнь берегла, да не уберегла...»

Римма Маркова — о жизни и своем брате Леониде Маркове

Караван историй
100 самых честных правил мужского гардероба! Часть 1: верхняя одежда, пиджак, рубашка 100 самых честных правил мужского гардероба! Часть 1: верхняя одежда, пиджак, рубашка

Как быть, если хочется добавить в образ солидности?

Maxim
«Женщины должны работать, потому что у них есть мозг». Как Барбара Джадж боролась с гендерным неравенством в юриспруденции «Женщины должны работать, потому что у них есть мозг». Как Барбара Джадж боролась с гендерным неравенством в юриспруденции

Итоги длинной и полной достижений карьеры Барбары Джадж

Forbes
Ученые построили веревочные мосты для самых редких гиббонов Ученые построили веревочные мосты для самых редких гиббонов

Конструкция помогла хайнаньским гиббонам справиться с последствиями тайфуна

N+1
Жидкокристаллические эластомеры с градуированными свойствами приспособили для 3D-печати Жидкокристаллические эластомеры с градуированными свойствами приспособили для 3D-печати

Ученые нашли способ использовать жидкие кристаллы для 3D-печати

N+1
Больной человек Европы Больной человек Европы

История прокладки Багдадской железной дороги, приблизившей Первую мировую войну

Forbes
Ренэ Герра. Ангел-хранитель Ренэ Герра. Ангел-хранитель

Шагал дарил ему рисунки, Кшесинская поила чаем, Одоевцева посвящала стихи

Караван историй
Стрит-арт-художница Faith XLVII: Гендер — это не более чем категория, мысленный конструкт Стрит-арт-художница Faith XLVII: Гендер — это не более чем категория, мысленный конструкт

Стрит-арт-художница о том, как искусство помогает бороться со стереотипами

СНОБ
Правила жизни Кэрри Фишер Правила жизни Кэрри Фишер

Правила жизни актрисы Кэрри Фишер

Esquire
«Вольная вода. Истории борьбы за свободу на Дону» «Вольная вода. Истории борьбы за свободу на Дону»

Отрывок из книги Амирана Урушадзе об истории борьбы за свободу донских казаков

N+1
Не по инструкции: почему из двоечников получаются отличные предприниматели Не по инструкции: почему из двоечников получаются отличные предприниматели

Многие участники списка Forbes признаются, что в школе учились не очень хорошо

Forbes
Найден материал, сверхчувствительный к свету: техника будущего Найден материал, сверхчувствительный к свету: техника будущего

Ученые Университета ИТМО обнаружили сверхчувствительный к свету материал

Популярная механика
Раки, не лгите, Скорпионы, верьте интуиции: гороскоп на 5–11 октября Раки, не лгите, Скорпионы, верьте интуиции: гороскоп на 5–11 октября

Астрологический прогноз для всех знаков Зодиака на 5-11 октября

Cosmopolitan
Автоматизация права: какие возможности пандемия открыла для LegalTech Автоматизация права: какие возможности пандемия открыла для LegalTech

Как технические инновации влияют на правовой сервис и экспертизу

Forbes
ВИЭ в России: первый шаг сделан, что дальше? ВИЭ в России: первый шаг сделан, что дальше?

Энергетика на возобновляемых источниках уверенно теснит традиционную

Forbes
8 невероятных материалов, из которых изготавливают одежду 8 невероятных материалов, из которых изготавливают одежду

Можно ли гладить утюгом паучий шелк, сядет ли шапка из шерсти мамонта

Maxim
Как молоды мы будем Как молоды мы будем

Какие антивозрасные пластические операции существуют и какую лучше выбрать вам?

Добрые советы
Сильные мира сего Сильные мира сего

Безопасный способ обретения нечеловеческой силы

GQ
Открыть в приложении