Актриса Наталья Гвоздикова вспоминает о Любови Полищук

Караван историйЗнаменитости

Наталья Гвоздикова. Как молоды мы были...

Полищук считалась ведущей артисткой театра "Эрмитаж". Ее романтические отношения с главным режиссером ни для кого не были секретом. Люба его очень любила, мечтала выйти замуж. Но жена Левитина Оля Остроумова тогда родила второго ребенка и он остался в семье. Полищук это тяжело переживала.

Записала Марина Порк

Фото: Е. Сухова/7 дней

По молодости лет я не понимала, насколько точно строки поэта Роберта Рождественского будут отражать состояние моей души:

Воспоминания глядят в глаза,
Воспоминаний обмануть нельзя.
Они по самой сути —
Мои друзья и судьи...

Сегодня я хочу поделиться ими с читателями. Грех жаловаться: судьба постоянно сводила меня с очень интересными людьми — на съемочных площадках, концертах... Особенно много друзей я обрела, участвуя в популярной программе «Товарищ кино». Попали мы в нее с мужем Евгением Жариковым после того, как в 1977 году снялись в многосерийном фильме о нашей милиции «Рожденная революцией», стали лауреатами Государственной премии и нами заинтересовалось Бюро пропаганды советского киноискусства.

После того как в 1977 году мы с мужем Евгением Жариковым снялись в многосерийном фильме «Рожденная революцией», нас пригласили в популярную программу «Товарищ кино», которая устраивала концерты артистов по всей стране. Фото: КП/Global Look Press

Мы приглянулись режиссеру этих сводных концертов Юрию Николаевичу Левицкому и их потрясающему директору Матвею Абрамовичу Кацнельсону. На таких вечерах сначала показывали фрагменты из фильмов, а после на сцену выходили артисты — читали стихи, монологи, пели, показывали концертные номера, посвященные кино.

Концерты неизменно собирали аншлаги, поскольку желающих увидеть звезд вживую находилось немало в любом городе. К артистам нередко присоединялись певцы, например великолепный Ермек Серкебаев, известные композиторы, много писавшие для кино, — Френкель, Баснер, Аедоницкий, Богословский, Бабаджанян, Саульский... Были с нами и балетные — любимые ученики Галины Улановой Малика Сабирова и Музаффар Бурханов. Помню, «Умирающего лебедя» великолепно исполняла Лена Рябинкина. Зрители тепло встречали «Кармен-сюиту».

Майя Михайловна, понятно, на такие гастроли не ездила, но ее партнер Сережа Радченко показывал потрясающий номер: он выступал на сцене, а на большом экране шли кадры с танцующей Плисецкой. Мы работали под живой оркестр, что не сравнится ни с какой самой качественной фонограммой. На экраны тогда только вышел фильм «Мой ласковый и нежный зверь». Вальс из него проходил на ура, тем более что за роялем сидел сочинивший его Евгений Дога. Поскольку он из Молдавии, поначалу композитора объявляли как Эужена.

Со стороны может показаться, что все артисты как одна семья. Но это совсем не так, часто они пересекаются всего на несколько дней во время съемок — и все. А вот на гастролях совсем другое дело. Пока группа колесила по стране, участники близко знакомились друг с другом, вместе отмечали дни рождения, ставили смешные капустники, хотя давали по три, а то и пять концертов в день. Конечно, кто-то кого-то недолюбливал, но ссор не помню. Никто никогда не скандалил, как нередко бывает у эстрадников, из-за очередности выступлений. Первым ты выступал или двадцать первым, в финале вместе со всеми выходил на поклон, это было железное правило. Зрители устраивали овацию, аплодировали стоя, несли подарки.

Наталья Фатеева, Любовь Полищук и я в ожидании выхода на сцену. Фото: из архива Н. Гвоздиковой

Нередко нас принимали первые лица республик. Меня совершенно поразил Гейдар Алиев: когда приезжали в Баку, он непременно устраивал в нашу честь роскошный прием, на который приглашал множество гостей. При этом ни разу не перепутал, как кого зовут, — у него была уникальная память. Под занавес такого приема всех артистов одаривали, каждый непременно уносил корзину с фруктами.

В стране тогда жилось нелегко: просто купить продукты в магазине и накрыть стол не представлялось возможным, так что к гастрольным поездкам готовились заранее, кооперировались. Композитор Фрадкин очень нежно относился ко мне и Жене, Людмила Улицкая сочинила для нас одиннадцатиминутный номер, который начинался и заканчивался его песней «А годы летят». Фрадкин звонил и спрашивал:

— Что берем в поезд?

— Марк Григорьевич, вот рыбу фарширую.

— О, ты еще и еврейская жена! Тогда иду в «Березку» (были такие валютные магазины, куда допускались обладатели чеков Внешпосылторга), покупаю бутылку хорошей водки.

— Купите, пожалуйста, еще ливерной яичной колбасы.

Выдающийся танцор Махмуд Эсамбаев возил с собой огромные коробки снеди. Накрывал столы у себя в люксе и приглашал тех, кто ему приятен. Мы с Жариковым, попавшие в число избранных, часто над ним подтрунивали. Дело в том, что Эсамбаев ничего не ел, только выпивал: он очень заботился о своей осиной талии, боялся поправиться.

После выступлений артисты часто устраивали посиделки. Например у Махмуда Эсамбаева. Фото: Г. Темкин/из архива Н. Гвоздиковой

Конечно, выручали продуктовые рынки, но не всегда было время туда сбегать, поэтому после концерта шли в гостиничный буфет, а там шаром покати! Однажды помог Николай Рыбников, позвал в ресторан: «Ребята, там сегодня гуляла свадьба, может, что-то осталось?» Девчонки-официантки, увидев артистов, забегали и, как в «Вокзале для двоих», стали предлагать «не объедки, а остатки, а это принципиальная разница»: «Вот нетронутый салат, вот котлета по-киевски, берите, ешьте». Голодными не отпустили никого.

Если в период поста кто-то переходил на овощи-фрукты, Николай Афанасьевич Крючков недоумевал: «Ну вы дурные! В стране и так есть нечего, а они еще и сами на морковке да яблоках сидят!»

На одном из таких концертов сошлись с Полищук. Помню, автобус доставил артистов в гостиницу. Расходиться по номерам не хотелось, решили с друзьями через полчаса собраться у нас. Рядом была Люба. Говорю ей:

— Ты тоже приходи.

— Спасибо.

В тот вечер мы и подружились. Она сразу становилась своей в любой компании, в ней не было пафоса, желания показать: я — звезда!

С Любиным мужем художником Сережей Цигалем — другая история. Сначала Женя познакомился с его отцом. Жариков по линии Союза обществ дружбы отправился в Испанию. Вернувшись, поделился: «В нашей делегации был художник Виктор Ефимович Цигаль, потрясающе интересный человек, столько всего знает! А какой скромный!»

Позже Сережа вспоминал: отцу присвоили звание народного художника Российской Федерации за три года до смерти. Они тогда отдыхали в Коктебеле. Сергей налил по рюмке, подошел к Виктору Ефимовичу:

— Давай праздновать!

А отец ответил:

— Дорога ложка к обеду.

Более счастливо профессиональная судьба сложилась у его брата, скульптора-монументалиста Владимира Ефимовича Цигаля — народного художника СССР, лауреата Ленинской премии, чьи памятники стоят в разных городах мира. Правда, по словам Сережи, отец не сильно переживал, что признание пришло поздно, по большому счету ему было на это наплевать, он просто делал свою работу.

Воевал, дошел до Берлина, остались потрясающие военные рисунки и зарисовки. Вокруг одной картины Цигаля разразился серьезный скандал: он изобразил водителя, молодого парня, заснувшим за баранкой. Как ни смешно звучит, Виктора Ефимовича тогда осудили за правду жизни, которую подсмотрел живописец. Его работы хранятся в разных музеях мира, в том числе в Третьяковке.

Женой Виктора Ефимовича была Мирэль Яковлевна Шагинян. Тоже художник, многие картины которой посвящены Черному континенту — она шестнадцать раз ездила в Африку. В свое время ее мать, известная писательница Мариэтта Шагинян, в честь окончания дочерью Суриковского института (к слову, Мирэль Яковлевна училась у Александра Дейнеки) подарила ей домик в Коктебеле, в котором потом выросло не одно поколение их большой семьи. Стоил он как пара туфель на шпильке.

В юности и мне довелось побывать у них в гостях. Абрам Роом снимал в Крыму фильм «Яков Богомолов» (в прокат он вышел под названием «Преждевременный человек»). Декорации выстроили прямо на берегу моря, главных персонажей играли Анастасия Вертинская, Игорь Кваша, Нина Шацкая, Валентин Смирнитский... Требовалась девушка на роль прислуги, позвали меня. Отказать знаменитому создателю «Гранатового браслета» я не могла. Приехала, сняли эпизод. Через день вызвал Роом: «Девочка, очень жаль, но нам нужна простушка, а ты на экране составляешь конкуренцию Вертинской. Совсем непонятно, кто из вас прислуга! Так что снимать тебя не буду, однако в знак благодарности, что тут же прилетела на съемки, предлагаю: оставайся в Коктебеле, отдыхай, купайся, все оплатим».

Главную роль в фильме «Преждевременный человек» Абрама Роома играла Анастасия Вертинская... Фото: Г. Тер-Ованесов/Global Look Press
...меня же позвали на роль горничной. Фото: из архива Н. Гвоздиковой

Жена Абрама Матвеевича актриса Ольга Жизнева (зрители помнят ее по роли матери героя Вячеслава Тихонова в картине «Доживем до понедельника») тоже отнеслась ко мне по-доброму. Однажды она предложила: «Хочешь познакомиться с Мариэттой Шагинян?» Еще бы не хотеть! И Ольга Андреевна привела меня в дом, где позже я неоднократно проводила время в компании Любы и Сережи, пила вино, ела потрясающее мясо, приготовленное Цигалем, щелкала семечки...

Дом напоминал декорацию из фильма «Казаки»: снаружи выглядел как одноэтажная хибарка, обнесенная забором из камешков, а внутри, застеленный вязаными коврами, был очень уютным. В тот раз в гостях у Шагинян собралось много известных гостей, но мое внимание было приковано только к Мариэтте Сергеевне: ее глаза буквально притягивали. А какой она была рассказчицей! Я сидела не шелохнувшись, впитывая каждое слово.

Окончив ВГИК, я вышла замуж за Жарикова, родила Федора. Как-то муж приехал домой и говорит: «Предложили три путевки в Коктебель, в дом отдыха «Голубой залив». Женя, сын литератора, неоднократно бывал в детстве в Доме творчества писателей и очень полюбил Коктебель. Я обрадовалась:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Слово редактора Слово редактора

Мария Порошина — давний друг журнала и регулярно появляется на его страницах

Караван историй
Михаил Шуфутинский:  «Я ежедневно открываю для себя что-то новое!» Михаил Шуфутинский:  «Я ежедневно открываю для себя что-то новое!»

Интервью с Михаилом Шуфутинским

Лиза
Без церемоний Без церемоний

Актриса Саша Бортич – о безумстве ради искусства и всепоглощающей силе любви

VOICE
Между нами любовь Между нами любовь

Тутта Ларсен – о роли мужчины в современной семье и отношениях с детьми

Домашний Очаг
Кто вы, мистер Освальд? Кто вы, мистер Освальд?

В биографии Ли Харви Освальда всё ещё очень много белых пятен и мифов

Дилетант
Защита от интернет-вымогателей Защита от интернет-вымогателей

Как защититься от таких угроз и как удалить троян-вымогатель

CHIP
Август и сентябрь Август и сентябрь

Рассказ Евгения Водолазкина

Esquire
Иметь или не иметь Иметь или не иметь

Когда секс полезен для здоровья

Glamour
Анна Пескова: Медаль МЧС мне дороже «Оскара» Анна Пескова: Медаль МЧС мне дороже «Оскара»

Интервью с Анной Песковой

Лиза
Так сло­жи­лись звезды Так сло­жи­лись звезды

Зое Кравиц и ее путь к успеху

Glamour
И пришел Паук И пришел Паук

«Человек-паук: Возвращение домой»: американская трагикомедия о взрослении

Правила жизни
Некроманты из Простоквашино: 16 совершенно жутких героев русских сказок Некроманты из Простоквашино: 16 совершенно жутких героев русских сказок

Настоящая русская народная сказка – это сплошной секс и насилие.

Maxim
За столом у Калигулы За столом у Калигулы

Пиры Калигулы вошли в историю отнюдь не кулинарными изысками

Дилетант
Карл Фаберже. Подарок с секретом Карл Фаберже. Подарок с секретом

Удивительное искусство Карла Фаберже

Караван историй
Висконти: Послесловие к мифу Висконти: Послесловие к мифу

«Смерть в Венеции» не дождалась своего выхода на экран при жизни Лукино Висконти

СНОБ
Соседи, будем дружить! Соседи, будем дружить!

Как ужиться с соседями на даче

Лиза
Борис Ливанов: Борис Ливанов:

Готов ждать. Все равно выиграю — рано или поздно

Караван историй
Новые законы робототехники Новые законы робототехники

Должны ли роботы получить правовой статус электронных лиц?

Популярная механика
Skoda Octavia – Mazda3 Skoda Octavia – Mazda3

Выбирая автомобиль среднего класса, стоит присмотреться к обеим моделям

АвтоМир
Вера Васильева: Вера Васильева:

Никогда не считала себя красивой

Караван историй
Fait Accompli Fait Accompli

Экспериментальный рассказ Джонатана Литтелла

Esquire
Девица за стеклом Девица за стеклом

Рассказ Азамата Габуева

Esquire
Паоло Веронезе. Приглашение на пир Паоло Веронезе. Приглашение на пир

История известного художника эпохи Ренессанса Паоло Веронезе

Караван историй
5 китайских секретов долголетия 5 китайских секретов долголетия

Китай на первом месте по численности населения. Не только из-за высокой рождаемости, как принято считать, но и из-за высокой продолжительности жизни. Специалист по традиционной китайской медицине профессор Ли Цзюньи раскрывает основные национальные принципы сохранения молодости и здоровья.

Psychologies
Renault Koleos Renault Koleos

Новый флагманский кроссовер Renault уже официально продается в России

АвтоМир
Михаил Козырев Михаил Козырев

Надо же, такой молодой, а уже пятьдесят!

Maxim
Урок эволюции Урок эволюции

Рассказ Анны Козловой

Esquire
Пого­во­рим об этом Пого­во­рим об этом

Вся правда об интимном омоложении

Glamour
Вера + надежда = любовь? Вера + надежда = любовь?

Надежда и утешение, которые приносит вера, – усиливают ли они любовь к жизни?

Psychologies
7 мифов о воде, которую мы пьем 7 мифов о воде, которую мы пьем

Насколько верны наши представления о воде?

Лиза
Открыть в приложении