Морозов ревновал, устраивал дикие сцены, выливал свои страдания на бумаге

Караван историйИстория

Михаил и Маргарита Морозовы. Кентавр и сказка

Михаил ревновал, устраивал дикие сцены. Пытался вылить свои страдания на бумагу. Написал роман о том, как муж избил изменщицу-жену, а потом пережил нравственный переворот. К счастью, сочинение его так и не издали — запретила цензура.

Ирина Стрельникова

Фото: Wikipedia/Shakko

Этой встречи ждала вся Москва. Зная буйный характер Михаила Абрамовича Морозова, совладельца богатейшей Тверской мануфактуры, прогнозировали грандиозный скандал. Как бы еще он не побил драматурга Сумбатова-Южина, автора пьесы «Джентльмен»! Ведь и впрямь это дерзость — изобразить Михаила Морозова в своей пьесе так узнаваемо и так беспощадно зло... В Москве его теперь иначе и не называли как Джентльмен. А поставили пьесу где? На сцене Малого театра, который Михаил Абрамович страстно обожал и всячески ему покровительствовал! И вот наконец в фойе театра «Парадиз» они столкнулись нос к носу. Вокруг мгновенно стала собираться толпа. «Миша-то, Джентельмен-то за себя постоит!» — шептали друг другу в предвкушении...

Грузный Михаил Абрамович — человек совсем молодой — выглядел гораздо старше своих лет, что не мешало москвичам звать его за глаза просто Мишей. В отличие от брата, который был и младше, и ниже ростом, и вообще как-то тише, — а вот его, поди ж ты, все величали исключительно Иван Абрамычем.

Видимо, сказывалось внешнее сходство Михаила с дядюшкой и тезкой — буяном, пьяницей, бравым воином, ресторанным скандалистом и любителем прогуливаться по улицам Москвы с ручным тигром. Брата матери тоже всегда звали просто Мишей. Белая горячка свела его в могилу полтора десятка лет назад. Теперь на радость москвичам куролесил племянник.

Недаром художник Серов сказал как-то про Михаила Морозова: «Он такой, будто им только что выстрелили из Царь-пушки». Огромного роста и неуемной энергии, говорил он громко, пил и ел без меры, а азартен был до того, что за одну ночь как-то раз проиграл в карты в Английском клубе более миллиона табачному фабриканту Бостанжогло. Если Морозов где-то останавливался в гостинице — всенепременно требовал выселить со своего этажа всех постояльцев, платил втридорога. Приходил с приятелями в ресторан — велел нести все устрицы и шампанское, какие только у них есть. В его особняке на Смоленском бульваре имелись помпейская и мавританская комнаты, а в египетском холле среди ярких лотосовидных колонн и каменных сфинксов рядом со стойкой с новомодным телефоном стоял древний египетский саркофаг с настоящей мумией. И когда к кому-то в доме из-за отравления — развеселая компания Морозова эксперимента ради поела мяса рыси, считающегося несъедобным, — потребовалось вызвать лучшего в Москве врача Захарьина, вышло недоразумение.

Фото: В. Гревцов

— Зачем в доме покойник? — строго спросил Захарьин.

— Где покойник?

— А это, по-вашему, кто? Чтобы в следующий раз безобразия не было, а то не приду.

Так у Морозова возникла идея мумию похоронить. Торжественно. От намерения подкупить попа и отпеть, правда, пришлось отказаться: неизвестно же, как мумию зовут, и даже насчет того, раб это или раба Божья, оставались сомнения. Так что ограничились гражданской панихидой с речами — о тирании, фараонах, невольниках и тяжелой доле египетских крестьян. На поминках гуляла все та же едва оправившаяся от рысьего мяса компания. На сей раз ели уху и блины с черной икрой. Поминки же...

С морозовскими деньгами ничего невозможного не было. Однажды Михаил, не будучи человеком сколь-нибудь религиозным, вдруг захотел заделаться старостой Успенского собора Кремля — главного православного храма империи, в котором короновались российские государи. Несколько щедрых пожертвований церкви — и дело слажено. Миша по-мальчишески радовался: «Пусть мамаша и ее либералишки побесятся, на хвостах повертятся от злости».

Мамаша Варвара Алексеевна, известная московская благотворительница, действительно увлекалась политикой — особенно с тех пор, как после смерти мужа сошлась без венчания с публицистом Василием Соболевским. И произвела на свет двоих незаконнорожденных детей, единоутробных Мишиных брата и сестру — вдобавок к родным братьям и сестрам, детям покойного Абрама Абрамовича Морозова. Впрочем, Варвара Алексеевна больше интересовалась другим своим детищем — они с Соболевским издавали либеральную газету «Русские ведомости». Дома на Воздвиженке у Варвары Алексеевны то и дело проводились политические собрания: то Лев Толстой устраивал судьбы преследуемых властью духоборов; то из революционеров кого-то надо подпольно переправить за границу; то решить, не пора ли призвать рабочих к забастовкам. Варвара Алексеевна давно уже состояла под тайным надзором полиции, но недаром она была урожденная Хлудова, а Хлудовы люди страстные. Буйная натура требовала напряженной деятельности на общественном поприще, семья и дети ее занимали мало. К тому же Варвара Алексеевна, много жертвовавшая на благотворительность, считала необходимым экономить на домашних расходах. Михаил, пока ему не исполнился двадцать один год и он не сделался одним из самых богатых людей России, довольствовался скромными семьюдесятью пятью рублями, выдаваемыми ежемесячно матерью.

Фото: Vostock Photo/Фото репродукции картины К. Маковского «Портрет В.А. Морозовой». 1884 Г. Государственная Третьяковская Галерея

Вступив в права наследства и получив свою часть отцовского капитала, конечно, он захотел покуражиться. Делал это, впрочем, куда менее размашисто, чем дядюшка Михаил Хлудов, с поправкой, так сказать, на образование и культурный уровень. Он ведь был не просто миллионером, а миллионером с университетским образованием. Сначала предполагалось, что Михаил как старший наследник будет управлять Тверской мануфактурой. Однако он не проявлял к коммерции ни малейшего интереса, и мать это довольно рано подметила. Решили, что фабрикой займется брат-погодок Иван. Именно его определили в реальное училище, поскольку управление производством требовало практических знаний. А гуманитарий Михаил учился себе в гимназии, штудировал латынь и греческий. Затем — в Московском университете на историко-филологическом факультете, который, между прочим, окончил с дипломом первой степени. Куда дальше? Ну, немного попреподавал, далее директорствовал в Николаевском детском приюте по ведомству императрицы Марии Федоровны, получив чин коллежского асессора. На службе появлялся редко, зато красивый чиновничий мундир и треуголку носил постоянно. Много жертвовал, но исключительно учреждениям под патронажем царской семьи. Имел ордена — Станислава и Анну, рассчитывал вскоре получить Владимира, дававшего право на потомственное дворянство. Словом, жил в свое удовольствие и в пику либералке-матери. Настоящей же его страстью оказалось искусство — театр, живопись, к которым Варвара Алексеевна, кстати говоря, была равнодушна, так что когда Станиславский с Немировичем-Данченко явились к ней просить денег на МХТ — вежливо спровадила гостей: в тот год изрядно потратилась на учреждение больниц, читален, университетов и курсов для рабочих.

Фото: из коллекции М. Золотарева

Михаил часто печатал в газетах свои критические статьи, особенно о постановках любимого Малого театра. Под псевдонимом, конечно, — Михаил Юрьев. Рецензии отличались парадоксальностью и необычностью взгляда. Что касается наук — понемногу он занимался и ими. Во всяком случае, написал и опубликовал за свой счет исторические труды «Спорные вопросы западноевропейской исторической науки» и «Карл V и его время». Последний опус Морозов имел неосторожность послать в дар любимому драматургу Сумбатову-Южину. Тому работа не понравилась. Уловил он там презрение к родовитым феодалам и воспевание нарождающейся буржуазии. В самом желчном настроении драматург принялся воображать, кто такой этот Михаил Юрьев, столь претенциозно истолковавший эпоху Карла V... А воображение у драматургов буйное! Как потом уверял Сумбатов-Южин — своего персонажа купца Рыдлова он придумал из головы, исходя исключительно из образа, навеянного историческим трудом о Карле V, мол, знать не знал, что автор — Миша Морозов. И только когда читал почти готовую пьесу «Джентльмен» родственнику Немировичу-Данченко, тот заметил, что в Рыдлове легко узнается Морозов и что Михаил Юрьев — именно его псевдоним. После чего Немирович-Данченко якобы поразился силе таланта драматурга, так точно воспроизведшего образ автора «Карла V...» по тексту. Скорее всего, Сумбатов-Южин слукавил, что знать не знал, в кого метил. А пьеса между тем получилась злой. Герой то и дело разражается самодовольными монологами вроде: «От нас, третьего сословия, теперь вся Россия ждет спасения. Ну-ка, мол, вы, миллионщики, обнаружьте ваш духовный капитал. Прежде дворянство давало писателей, а теперь, уж извините, наша очередь. (Загибая пальцы.) Позвольте, во-первых, за нами свежесть натуры. Мы не выродились, как дворяне. Во-вторых, обеспеченность, это тоже важное условие: творить человек может только на свободе. А какая же это свобода, ежели у человека — pardon! — и подметки даже заложены? Наконец, я так свою книгу издам, что одной внешностью всякого ушибу. Вот и выходит, что сливки-то общества теперь мы. Дудки! Нас уж не затрешь. Теперь вокруг капитала все скон-цен-три-ровано».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ян и Елизавета Цапник: «В нашем доме никакие темы не замалчиваются» Ян и Елизавета Цапник: «В нашем доме никакие темы не замалчиваются»

Мне главное, чтобы Лизочка была счастлива

Караван историй
Амбарцум Кабанян: «Что такое успех? Это когда узнают на улице?» Амбарцум Кабанян: «Что такое успех? Это когда узнают на улице?»

Амбарцум Кабаняна — о театре и кино, а заодно об «авгиевых конюшнях» наших дней

РБК
Одна вокруг света. Как проехать через самый опасный перевал в Ливане Одна вокруг света. Как проехать через самый опасный перевал в Ливане

60-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
«Мы не имеем права быть другими» «Мы не имеем права быть другими»

Денис Нурулин — перспективный артист Московского Губернского театра

OK!
Неон-киллер Неон-киллер

Евгения Крегжде поразила нас в самое сердце

Maxim
Как изменились Райдер, Сарандон и другие звезды фильма «Маленькие женщины» Как изменились Райдер, Сарандон и другие звезды фильма «Маленькие женщины»

Как изменились актрисы «Маленьких женщин» спустя четверть века

Cosmopolitan
Правила жизни Брижит Бардо Правила жизни Брижит Бардо

Актриса, модель, защитница животных

Esquire
Бри Ларсон. Возмутительница спокойствия Бри Ларсон. Возмутительница спокойствия

Бри Ларсон — женщина-боец, нравится это кому-то или нет

Караван историй
История счастливого брака, или эссе о простых радостях жизни История счастливого брака, или эссе о простых радостях жизни

Отрывок из книги писательницы Энн Пэтчетт

Forbes
Диета после удаления аппендицита: лечебное меню на каждый день Диета после удаления аппендицита: лечебное меню на каждый день

Основные правила, продукты и меню для пациентов, которым удалили аппендикс

Cosmopolitan
Мама, папа, я – контрактная семья Мама, папа, я – контрактная семья

Каковы перспективы у института семьи в ближайшем будущем?

Psychologies
Архимандрит Кирилл Говорун: Украинского раскола больше нет Архимандрит Кирилл Говорун: Украинского раскола больше нет

О том, чего удалось добиться созданием признанной автокефальной церкви

СНОБ
Кажется, второй сезон «Чудотворцев» еще лучше первого Кажется, второй сезон «Чудотворцев» еще лучше первого

Первые эпизоды «Темных времен» это правда восторг

GQ
Иосиф Романовский Иосиф Романовский

Один из первых в СССР программистов, известный математик и преподаватель СПбГУ

Собака.ru
Как брендам работать с поколением Z Как брендам работать с поколением Z

Поколение Z сейчас становится все более активным потребителем

Esquire
Маска, бывший спецназовец и два черных ящика: как экс-глава Renault сбежал из Японии за $20 млн Маска, бывший спецназовец и два черных ящика: как экс-глава Renault сбежал из Японии за $20 млн

История с бегством Карлоса Гона от судебного процесса напоминает детектив

Forbes
Минимализм Минимализм

Минимализм — уже не просто один из стилей, а целая философия

AD
Сам себе садовод: как вырастить домашний цветок Сам себе садовод: как вырастить домашний цветок

Чтобы стать успешным цветоводом, необходимо знать некоторые хитрости

Cosmopolitan
Олег Меньшиков: “Я был категоричен и спокойно рвал с людьми” Олег Меньшиков: “Я был категоричен и спокойно рвал с людьми”

Что чувствует и о чем думает один из самых закрытых для публики актеров

Psychologies
7 острых вопросов про ЭКО 7 острых вопросов про ЭКО

ЭКО до сих пор рождает немалое количество домыслов и заблуждений

Лиза
Советский автомобиль-амфибия, которую построил музыкант Советский автомобиль-амфибия, которую построил музыкант

Самая продвинутая амфибия в истории автомобиля

Maxim
Художник, придумавший человечков, которых ты видишь на всех знаках и указателях Художник, придумавший человечков, которых ты видишь на всех знаках и указателях

Впервые фирменные пиктограммы Отто Эйчера появились на Олимпиаде в Мюнхене

Maxim
Главная хищница по гороскопу: как знаки зодиака охотятся на мужчин Главная хищница по гороскопу: как знаки зодиака охотятся на мужчин

Кто самая опасная хищница в гороскопе?

Cosmopolitan
«Лолита». Опера. Мариинский. Премьера. Что это будет? Знакомьтесь, в главной партии — Пелагея Куренная «Лолита». Опера. Мариинский. Премьера. Что это будет? Знакомьтесь, в главной партии — Пелагея Куренная

В судьбе солистки Мариинки Пелагеи Куренной не обошлось без феи-крестной

Собака.ru
ЭКО: непорочное зачатие и победа над бесплодием ЭКО: непорочное зачатие и победа над бесплодием

Открытие, которое сделало счастливыми многих людей и подарило тысячи жизней

СНОБ
Как лучше позвать девушку на свидание — звонком или сообщением? Как лучше позвать девушку на свидание — звонком или сообщением?

Какой вариант продолжения знакомства эффективнее: звонок или сообщение?

Maxim
Как выбрать автомобиль Как выбрать автомобиль

Какой автомобиль следует выбрать начинающему водителю?

Maxim
Члены королевских семей, которые добровольно отказывались от статуса Члены королевских семей, которые добровольно отказывались от статуса

Кто из представителей монархии складывал с себя полномочия

Cosmopolitan
Рыжебородый против Льва Рыжебородый против Льва

XII век — период расцвета рыцарства, грандиозных походов и великолепных турниров

Дилетант
Мамина школа Мамина школа

Актриса Дарья Мороз о воспитании подростка, статусе и новых витках в карьере

OK!
Открыть в приложении