Кристина Кретова и Игорь Цвирко рассказывают о балете и своей любви

Караван историйКультура

Кристина Кретова и Игорь Цвирко: "Любовь лечит любую боль"

Давно мечтаем встретить человека, который расскажет нам, что ему реально подсыпали битое стекло в пуанты или резали костюмы. Мы таких историй не слышали, только в кино видели...

Екатерина Бойко

Фото: Кристина Лаптева/из архива К. Кретовой и И. Цвирко

рители приходят на балет, восхищаются мастерством артистов, но только сами исполнители знают, какой адский труд стоит за волшебной легкостью танца. Вы бы посоветовали отдать ребенка в балет?

Кристина: Знаете, самое ужасное, что дети страдают, как правило, по вине взрослых. Мы часто сталкиваемся с тем, что много частных школ открывается людьми некомпетентными. Они обещают поставить вашего ребенка на пуанты в три года. Зачастую в такие школы ходят дети довольно известных родителей, которые сами хотят немедленного результата. Хвастаются, что их чадо танцует на пуантах и крутит фуэте. Но мы всегда предупреждаем: если хотите, чтобы ваш малыш радовал маму с папой, пусть начнет с польки, с народного танца... Развивайте ребенка постепенно. Недавно подруга показывает нам запись отчетного концерта, мол, как вам моя на пуантах? Ужасно! Ребята, детей ставят на пуанты ближе к одиннадцати, и только после года серьезного обучения, когда у них сформировался скелет. В ином случае это грозит ребенку неправильным срастанием костей: голеностопа, коленного сустава, а дальше травма на всю жизнь...

Есть преподаватели, которые относятся к обучению ответственно, а есть такие, кто выпустился из училища и тут же открывает школу. Мне недавно рассказали про даму, которая открыла балетную студию в Барвихе, мол, она училась в Московской государственной академии хореографии. Мы примерно одного возраста и обязательно встретились бы там. Но я о ней даже не слышала. Если вы мечтаете о балетном будущем для ребенка, его надо подготовить. Для начала это могут быть танцы, спортивная гимнастика. Профессионалам детей отдают с десятилетнего возраста. Мы призываем: не калечьте своих малышей.

— А как вы с Игорем попали в балет?

— Я родилась в Орле, где на тот момент не было профессиональной балетной школы, только хореографическая студия. Единственная. Причем туда меня принимать не хотели: шея короткая, растяжки никакой... Но я была артистичной, и мама очень хотела, чтобы дочь танцевала. Она смогла договориться, чтобы мне дали шанс. Мама шила норковые шапки, в те времена на них был большой спрос. Кто-то из клиентов подарил ей банку дефицитного растворимого кофе, что тогда было редкостью. Вот за эту взятку — банку импортного кофе — меня и приняли.

Через три года мой педагог Ирина Евстафьевна Барашина посоветовала маме отдать меня в академию хореографии. Я вообще не понимала, куда еду, зачем десятилетнюю девочку везут в Москву и почему меня, раздев до трусиков, так досконально осматривают. В итоге из восьмидесяти человек поступили двое, в числе которых оказалась и я. Помню, мама собирала мне чемодан, а я спросила, положила ли она форму для физкультуры. «Ты вообще понимаешь, куда едешь? — удивилась мама. — Теперь вся твоя жизнь — сплошная физкультура и балет».

Занятия у нас начинались в девять утра, у одних — классика, у других народные танцы — потом пятнадцать минут перемена, чтобы переодеться и идти на общеобразовательные уроки. Дальше до шести вечера снова хореография и фортепиано. Потом час на домашние задания, ужин и отбой. Жизни за пределами интерната попросту не существовало. Но мы чувствовали себя комфортно в тесном коллективе, часто устраивали праздники, причем я всегда была старостой, постоянно организовывала какие-то концерты, вечеринки, кинопоказы...

Игорь: Я как-то спросил у мамы, почему меня отдали в балет. В юности она ходила на танцы и не раз замечала, что почти все мальчики стоят, прижавшись от стеснения к стене. И мама себе пообещала: «Мой сынок обязательно будет танцевать». Сначала она отдала меня в секцию спортивной гимнастики в Одинцово. Там посмотрели данные, попросили встать в пятую позицию — вроде бы получилось — и предложили попробовать силы в танцевальном кружке. Мне было лет шесть.

Однажды мама узнала от соседки, что в академию хореографии объявляется набор детей моего возраста. К тому времени я уже танцевал в студии при цирке на проспекте Вернадского, участвовал в концертах и даже немного там зарабатывал. Так в девять лет я поступил на подготовительные курсы, а через год удалось пройти отбор и в саму академию. Утром папа завозил меня на учебу, а вечером забирал. Я мечтал жить в интернате, но оказалось, что это недешевое удовольствие.

Кристина: Несмотря на то что родители расстались, когда мне не было еще и двух лет, оплачивать интернат помогал отец. Я сама его об этом попросила. Когда я поступала в академию, у меня родилась младшая сестра. Помню, приезжала домой, открывала холодильник, видела на полке шпроты и думала: «Нет, не буду просить. Вдруг это на Новый год». Родители отдавали все средства на мое обучение. Потом произошло обесценивание рубля, и некоторое время мы не могли оплачивать интернат. Родители нашли какую-то знакомую в Москве и попросили меня временно приютить.

— Игорь, в девяностые сверстники не особо принимали ребят, выбравших балет в качестве увлечения. Вам не доставалось за белые трико?

— Я довольно долго не подозревал о существовании трико. В студии в Одинцово мы занимались в спортивных трусиках, концертные номера танцевали в шароварах. В училище долго занимаешься в черных велосипедках. Трико надеваешь только на старших курсах. За годы в профессии я слышал миллионы вопросов о нетрадиционной ориентации артистов балета, но ирония в том, что серьезнее и сложнее профессии, на мой взгляд, не существует. Из зрительного зала кажется, что мы легко порхаем по сцене, но если бы вы знали, сколько труда и боли стоит за этой легкостью! Самое простое, что приходится делать, — надевать трико. А буллинг... он есть в любой сфере. В моем детстве чаще дразнили ребят, носивших очки. Да и потом у меня не было времени общаться с ровесниками, живущими обычной жизнью. Я приезжал в академию к девяти утра, домой возвращался в восемь вечера.

Из зрительного зала кажется, что мы легко порхаем по сцене, но если бы вы знали, сколько труда и боли стоит за этой легкостью. Фото: Дарья Глухова/Из архива К. Кретовой и И. Цвирко

— Получается, что у вас и детства-то не было?

Кристина: Оно было, просто другое и в другой среде. Помню, уже на старших курсах все ребята разъехались по домам и я осталась в интернате одна. Сидела смотрела в окно. Напротив находилась школа. Я наблюдала за компанией мальчишек и девчонок, собравшихся во дворе, кто-то из них меня заметил. Спросили, почему сижу одна, и пригласили погулять. Я впервые познакомилась с ребятами не из балета и узнала, что существует совсем другая жизнь. Мы подружились, даже Новый год вместе встречали.

Игорь: Наши ребята играли с учениками из этой школы в футбол, и тогда единственный раз произошел какой-то инцидент — они отпускали шутки по поводу того, что мы «балеруны». Но «балеруны» крепкие ребята, и быстро поставили всех на место. Когда меня отводили в студию, я поначалу не очень понимал, что такое балет — ну танцы и танцы... Родители считали, главное — ребенок занят и не слоняется на улице. Еще был огромный плюс в том, что заходя в академию, ребенок не может свободно оттуда выйти. По сути, дети постоянно под контролем, у них строгая дисциплина.

— После окончания академии вы сами выбирали театры?

Кристина: За полгода до выпуска руководитель театра «Кремлевский балет» Андрей Борисович Петров пригласил к нему в театр. Это было заманчивое предложение, я же прекрасно понимала, что в Большой театр, о котором мечтают все выпускники, попадут только сливки, но это кладбище талантов, поскольку прорваться смогут немногие. Я в принципе входила в эти «сливки», могла бы побороться, но Валерий Викторович Анисимов, тогдашний управляющий балетной труппой Большого, был другом Петрова, и они договорились, что я пойду в «Кремлевский балет», за что им огромное спасибо.

Фото: Александра Солозобова/Из архива К. Кретовой и И. Цвирко

В первый день работы Андрей Борисович вызвал меня в кабинет и спросил: «С кем ты хочешь работать? Есть Екатерина Сергеевна Максимова (для меня она — легенда) и Нина Львовна Семизорова, которая еще танцует, но уже закончила карьеру в Большом театре. Советую — иди к ней. Молодой педагог, у которого пока нет учениц, поэтому вложит в тебя все силы». И вот я уже двадцать лет работаю с Ниной Львовной. Когда начинали, мне было восемнадцать — пубертатный период и меня разнесло до пятидесяти пяти килограммов, сейчас я вешу сорок семь. Выросла довольно большая грудь. Прежде чем станцевала первую партию — Жизели, а она крестьянка и вполне могла быть пышной, Семизорова сказала: «Начнем с двоечки виллис» — то есть с небольших партий. В итоге я стала примой и в один прекрасный момент поняла, что достигла потолка в этой труппе. Знаете, когда уже не развиваешься и никто не приходит в театр, на кого можно с завистью смотреть, в хорошем смысле, соперничество ведь очень подстегивает на работу. Тогда я получила приглашение от Сергея Юрьевича Филина, который руководил балетной труппой Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Там проработала год в статусе примы-балерины. Позже Филина пригласили в Большой. Я спросила:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прерванная жизнь Прерванная жизнь

Первое интервью Вики Коротковой после ДТП со смертельным исходом

Tatler
Бывает ли безвредный алкоголь, что такое зомби-статистика и когда можно верить числам Бывает ли безвредный алкоголь, что такое зомби-статистика и когда можно верить числам

Отрывок из книги «Полный бред! Скептицизм в мире больших данных»

Forbes
Лукерья Ильяшенко: Лукерья Ильяшенко:

Лукерья Ильяшенко — о любимых ролях, стремлении к свободе и необычном имени

Караван историй
Больше всего веселятся во время кремации: как проходят похороны королевских особ на Бали Больше всего веселятся во время кремации: как проходят похороны королевских особ на Бали

Как смерть монарха может стать поводом для всенародного празднества

Вокруг света
Елена Яковлева: Елена Яковлева:

Я здесь абсолютно спокойно себя чувствую. Это мое место

Караван историй
Последнее плавание «Лузитании»: история загадочной морской трагедии Последнее плавание «Лузитании»: история загадочной морской трагедии

7 мая 1915 года затонул один из самых знаменитых пароходов своего времени

Вокруг света
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
10 современных романов, которые стоит прочитать на майских 10 современных романов, которые стоит прочитать на майских

Десять современных романов, которые помогут скоротать время

СНОБ
Мария Пилипенко. Вокруг книги: превратить библиотеку в культурный центр Мария Пилипенко. Вокруг книги: превратить библиотеку в культурный центр

Мария Пилипенко — о том, как в «некнижное» время вернуть читателей

Домашний Очаг
Как работает закон подлости с точки зрения математики: о коварстве географически карт Как работает закон подлости с точки зрения математики: о коварстве географически карт

Почему именно то место, куда вы направляетесь, часто оказывается на сгибе карты?

Вокруг света
Царская семья: последние дни Царская семья: последние дни

Расстрел царской семьи - вопрос, по которому появляются все новые подробности

Караван историй
Старые авто в состоянии новых. Как купить классическую машину без пробега Старые авто в состоянии новых. Как купить классическую машину без пробега

Автопроизводители взяли моду «допечатывать» тиражи старых машин

РБК
Надоедливые тараканы в голове Надоедливые тараканы в голове

12 советов, как перестать себя постоянно накручивать

Лиза
Измениться и выиграть Измениться и выиграть

Мир меняется — какие стратегии выбрать, а что лучше оставить в прошлом?

Psychologies
Жуткие фото, сделанные при еще более жутких обстоятельствах Жуткие фото, сделанные при еще более жутких обстоятельствах

Не всегда понятно, чего же страшного в этих снимках, но они реально пугают

Maxim
Как ученые отправляют послания иным цивилизациям и сколько нам ждать ответа? Как ученые отправляют послания иным цивилизациям и сколько нам ждать ответа?

METI — попытки передачи межзвездных посланий

Популярная механика
Тихая убийца отношений: 2 способа победить рутину Тихая убийца отношений: 2 способа победить рутину

Рутина — «тихая убийца отношений», которую мы замечаем слишком поздно

Psychologies
Почему при нагревании пища теряет свои полезные свойства, и как этого избежать Почему при нагревании пища теряет свои полезные свойства, и как этого избежать

Как приготовление продуктов сказывается на их полезных элементах?

ТехИнсайдер
Степень смешения: почему ушедшим западным брендам непросто придумать новые названия Степень смешения: почему ушедшим западным брендам непросто придумать новые названия

Как ни крути, McDonald's, SvetoCopy, OBI — теперь только за границей

Forbes
Суперфуд из болота: 4 удивительных свойства клюквы Суперфуд из болота: 4 удивительных свойства клюквы

Маленькие красные плоды — настоящий кладезь полезных веществ

Вокруг света
8 вещей, которые не так важны для отношений, как принято думать 8 вещей, которые не так важны для отношений, как принято думать

Восемь популярных мифов о гармоничных отношениях

Psychologies
Биоархеологи разобрались в рационе первых греческих земледельцев Биоархеологи разобрались в рационе первых греческих земледельцев

Биоархеологи повторно исследовали палеодиету людей Греции

N+1
Завтрак на балконе Завтрак на балконе

Волнующая история любви Александра Бенуа и Анны Кинд

Караван историй
О сложных чувствах, повторном браке и потере ребенка: 7 психологических книг О сложных чувствах, повторном браке и потере ребенка: 7 психологических книг

Подборка книг, которая поможет справиться с трудностями бережнее и эффективнее

Psychologies
Старение замедлилось: английские ученые протестировали на мышах «средство для вечной молодости» Старение замедлилось: английские ученые протестировали на мышах «средство для вечной молодости»

Трансплантация кишечных микробов замедлила старение у пожилых грызунов

Вокруг света
10 любимых фраз пассивного человека 10 любимых фраз пассивного человека

Фразы, которые может произнести только пассивный человек

Psychologies
Не опустевшее гнездо: почему выросшие дети продолжают жить с родителями? Не опустевшее гнездо: почему выросшие дети продолжают жить с родителями?

Почему порой дети не могут сепарироваться от родителей?

Psychologies
5 вредных привычек, которые делают нас раздражительными 5 вредных привычек, которые делают нас раздражительными

Вы стали чаще злиться по пустякам и начались резкие перепады настроения?

Psychologies
Сестра братьев Райт: история женщины, которая помогла первому самолету взлететь Сестра братьев Райт: история женщины, которая помогла первому самолету взлететь

Отсутствие денег и застенчивость могли поставить крест на бизнесе братьев Райт

Forbes
Неожиданные привычки, которые выдают в тебе интеллектуала Неожиданные привычки, которые выдают в тебе интеллектуала

Возможно, ты интеллектуал

Maxim
Открыть в приложении