В рождении и воспитании детей есть нечто высшее

Караван историйЗнаменитости

Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед»

«Мы, конечно, все умрем от усталости, но я считаю, чем больше детей, тем лучше. Они единственный способ полноценной реализации. С этим не сравнится ни наука, ни творчество — ничто вообще. Потому что это все частное дело, а в рождении и воспитании детей есть нечто высшее»

Беседовала Марина Лукьянчикова

Фото: Филипп Гончаров/«7 дней»

Иван Иванович, сейчас мир стремительно меняется. Что нового произошло в вашей жизни, а что осталось прежним? Например, вы сыграли в продолжении «Холопа», который выходит на экраны в первый день нового года, а Клим Шипенко за это время первым снял фильм в космосе, стал режиссером, можно сказать, межгалактического масштаба. Изменилась ли как-то в связи с этим работа над вашей картиной?

— Шипенко профессиональный человек, он прекрасно умеет организовывать съемочный процесс, поэтому почти никак. Работать было в целом очень приятно и комфортно, как и раньше. Творческая группа осталась практически неизменной, все мастера своего дела и при этом великолепные люди.

Произошло, правда, недоразумение: съемки нового «Холопа» начались позже, чем изначально планировались, и из-за этого у меня несколько графиков наложились друг на друга. Я как раз в «Полярном 3» начал сниматься, другие три проекта уже были в работе, и тут еще сверху меня прихлопнули «Холопом 2». Короче, пятилетка за три дня! А я же не могу подводить людей.

Иван Охлобыстин на съемках фильма «Холоп 2», 2023 год. Фото: пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

— Вы, конечно, проходили через многое, но как выжить при таком нечеловеческом графике?

— Только упование на Бога и ответственность перед комьюнити меня держали. Если бы что-то со мной случилось, я подвел бы и оставил без зарплаты огромное количество коллег. Это непозволительная роскошь. Я в кино уже 43 года, с 13 лет.

— Внушительный срок! С тех пор многое изменилось? Что вы чувствуете сейчас, спустя столько лет, когда вновь погружаетесь в съемочный процесс?

— Юношеское наивное ощущение, что ты принимаешь участие в сотворении чуда, никуда не делось. Но оно теперь уравновешивается профессионализмом и пониманием конечной цели.

Изменилась техническая составляющая, конечно. Прежде снимали на пленку, а ее надо было проявлять, поэтому процесс занимал куда больше времени. Вот, предположим, закончились съемки эпизода или кадра, и все с замиранием сердца ждали, что скажет второй оператор. Он священнодействовал с рамкой и кинокамерой, разглядывал получившееся, смотрел кадры на просвет на небо и выносил вердикт: соринка или все же нет. Если соринка — нужно переснимать. В этом для меня всегда присутствовал некий мистический компонент...

Сейчас, мне кажется, отношение к кино несколько изменилось в общем-то. Раньше у актеров, вне зависимости от заслуг, возраста и играемой роли, сохранялось крайне пиететное отношение к происходящему — в большинстве случаев. Для молодого поколения на первый план выступили деньги, популярность. Поколение постарше, кто снимается, имеет более высокие гонорары и вообще какие-то сбережения, может себе позволить роскошь по-прежнему работать на искусство. Теперь горят творчеством только процентов пятьдесят актеров. Раньше таких было 80, ну, 90.

Иван Охлобыстин, 2021 год. Фото: Филипп Гончаров/«7 дней»

— Но все равно прекраснее всего кино?

— Да. Это маленькая вселенная. Очень редко тот, кто даже случайно попадает в кино, оттуда куда-то уходит. Дело не только в каком-то внешнем выхлопе типа престижа, славы, премьер, заработка и тому подобных вещей, но и в общении внутри среды. Наверное, прежде всего в нем. Мы всякий раз попадаем в свой особенный мир. Нас связывают общие интересы, истории, знакомства.

Иван Охлобыстин с собакой Плюшей, 2021 год. Фото: Филипп Гончаров/«7 дней»

Я вот на каждой картине обязательно встречаюсь как минимум с двумя-тремя человеками из разных сфер, с которыми мне уже доводилось работать. Предположим, недавно столкнулся с двумя девчатами-гримерами, с которыми встречался до этого последний раз в дремучем 1993 году, во время съемок «Приюта комедиантов». Мы были ужасно рады друг друга видеть! Теперь они уже вовсе не девочки, а взрослые дамы. Подумать только, как нас жизнь носила. Такое ощущение, будто мы прилетели на космолетах из разных вселенных и вдруг встретились на межгалактической станции, где заправляются ядерным топливом. И так постоянно.

Да, в киношной семье живут-то, может быть, не все дружно, совсем как и в обычной, но это все-таки действительно семья!

— И этот особый мир оказывает какое-то особое влияние на личность человека? Как отличить киношника среди всех остальных? Есть какая-то профдеформация?. Может, нечто неуловимое, которое вы, уже побывав в этой среде, чувствуете, как радаром, даже если никогда не знали человека?

— Я навру, если скажу, что прямо настолько тонко чувствую коллег! Другое дело, что происходит у них внутри. Для нас весь мир — локация. Из какого бы цеха ни происходил киношник, оказываясь в том или ином месте, он порой автоматически прикидывает, что и как там можно было бы снять, даже оценивает, удобно ли здесь работать 24/7. Это, конечно, не носит патологический характер, но все-таки у очень многих присутствует.

— На этот раз вы снова встретились в галактике «Холоп» с Милошем Биковичем, Марией Мироновой, Александром Самойленко.

— Да. У нас там компания классная собралась. Они профессионалы и вообще дико комфортные люди. Мы с ними в очень теплых отношениях, почти родственных. Такое случается с людьми, работающими в одной отрасли десятилетиями. Возникает нечто большее, чем профессиональная или даже дружеская связь.

Я вот созванивался с Сашей, заказал ему чапан, халат узбекский. Простой, дешевый, но самый лучший на свете. Они выглядят как стеганые одеяла, но зато невероятно комфортные. Саша же родился в Ташкенте и периодически ездит туда к друзьям, и мне что-нибудь да привозит. У меня тоже с этим городом связано очень много. Меня там рукоположили в священники, сын Вася там родился. Он у нас Василий Алибабаевич. Куда бы нас ни заносила жизнь, мы всегда мотались туда всем табором: в Среднюю Азию — так в Среднюю Азию...

Александр Самойленко и Иван Охлобыстин на съемках фильма «Холоп 2», 2023 год. Фото: пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

— После съемок первого «Холопа» Маша Миронова стала мамой, она была с младшим сыном на площадке?

— Маша периодически приезжала с ним, но это, конечно, нелегко — с пупсами на съемках работать. Правда, она такая стальная птица. Мы, старая гвардия, скованы из древнего металла, из какого ковали олимпийские мечи. Сей материал диковинный не ломается, не сгорает. И у нас есть запас крепости. Бывало, довольно часто Маша сама из Москвы в Псковскую область на автомобиле пригоняла. Туда пилить часов десять без перерыва. Но водить она любит, как Ксанка моя.

— У Милоша Биковича тоже большие перемены в жизни. Он и его возлюбленная готовятся стать родителями.

— Да-да, слава Богу! Я невероятно рад за него, потому что он как человек абсолютно заслужил счастье и возможность любить и быть любимым. Наконец-то снялся вопрос семейной жизни, и Милош может полностью погрузиться в творчество.

Он словно из моего поколения, из стальных птиц! Работает на творчество, то есть для него вопрос заработка на 25-м месте стоит. Милош очень тщательно выбирает материал. Я ни одной картины с ним не видел ерундовой. Чего о себе сказать, к сожалению, не могу. Но здесь ничего нельзя угадать наверняка. Иной раз ты снимаешься, кажется, все прекрасно — и сценарий великолепный, и режиссер харизматичный, и актеры расчудесные, все сделано в срок, почти идеально... Смотришь, а на монтаже вдруг — опа! — выходит чушь какая-то...

Иван Охлобыстин на съемках фильма «Холоп 2», 2023 год. Фото: пресс-служба кинокомпании «Централ Партнершип»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ольга Лапшина: «Обожаю во время работы влюбляться в режиссера» Ольга Лапшина: «Обожаю во время работы влюбляться в режиссера»

Она согласна сыграть даже голос за дверью, если ее зовут друзья...

Караван историй
Точки роста Точки роста

В 2023 году особенно бурно росли фьючерсы на продовольствие

Монокль
Дочь и внук Эльдара Рязанова рассказывают о его первой семье Дочь и внук Эльдара Рязанова рассказывают о его первой семье

Жизнь родителей оказалась длиннее, чем одна любовь

Караван историй
Кто хочет стать триллионером Кто хочет стать триллионером

Почему 100 лет назад рухнула германская марка

Деньги
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
Гавань по имени БРИКС Гавань по имени БРИКС

БРИКС привлекает глобальные инвестиции в эпоху перемен

Деньги
Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!» Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!»

«Когда дел так много, иногда ощущаю себя "мамой-осьминожкой"»

Караван историй
Александр Ширвиндт Александр Ширвиндт

Александр Ширвиндт, актер, режиссер и писатель, Москва, 89 лет

Правила жизни
Елена Цыплакова: «Моя Зося из «Школьного вальса» стала для некоторых зрительниц примером» Елена Цыплакова: «Моя Зося из «Школьного вальса» стала для некоторых зрительниц примером»

В театре про меня сказали: «Наглая! Все киношники наглые»

Караван историй
Цветок по имени Настя Цветок по имени Настя

Об эмоциональном выгорании родителей, ухаживающих за неизлечимо больным ребенком

СНОБ
Пять ошибок Пять ошибок

Как Брут из властителя Рима превратился в государственного преступника?

Дилетант
Новые штаммы ускорят экономику Новые штаммы ускорят экономику

Как генно-модифицированные микроорганизмы повысят эффективность производств

Монокль
Ирина Темичева: «Дима Нагиев говорит: «Ты можешь поступать как угодно, но самое главное, не будь сволочью» Ирина Темичева: «Дима Нагиев говорит: «Ты можешь поступать как угодно, но самое главное, не будь сволочью»

«В 17 лет я поехала, как говорится, покорять Москву»

Караван историй
7 отличных современных детективов, которые нужно прочитать 7 отличных современных детективов, которые нужно прочитать

Сегодня мы обращаемся к детективам не за новым, а за уютным старым

Правила жизни
«Я всегда знала, что нельзя размениваться. И лучше быть одной, чем с тем, кого ты не любишь», — говорила Инна Макарова «Я всегда знала, что нельзя размениваться. И лучше быть одной, чем с тем, кого ты не любишь», — говорила Инна Макарова

Анжелика Пахомова рассказала о том, какой была актриса Инна Макарова

Коллекция. Караван историй
Как правильно выбрать пиво к блюду. Советы шеф-повара Beer Pairing Как правильно выбрать пиво к блюду. Советы шеф-повара Beer Pairing

Когда пиво должно служить лишь фоном для блюда?

РБК
Большой корабль без большого плавания Большой корабль без большого плавания

«Урал» для «Коралла» или «Коралл» для «Урала»

Наука и техника
«Стеклянный небосвод: Как женщины Гарвардской обсерватории измерили звезды» «Стеклянный небосвод: Как женщины Гарвардской обсерватории измерили звезды»

Как фотопластинка впервые помогла открыть новую звезду

N+1
Голова в тумане Голова в тумане

10 продуктов, которые могут нарушить работу мозга

Лиза
Антидворянец: «Вилла Родэ» Антидворянец: «Вилла Родэ»

Предлагаем вниманию читателя самые свежие слухи и сплетни столетней давности

Правила жизни
«Бытовой расизм в России существует, и это огромная проблема» «Бытовой расизм в России существует, и это огромная проблема»

Элла Манжеева о своем фильме «Белой дороги!» и калмыцком кинематографе

Weekend
Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...» Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...»

Вот уже много лет рождение кукол стало моим, пожалуй, самым любимым делом...

Караван историй
Раскрыть себя на почве быта Раскрыть себя на почве быта

Что нравится делать по дому лично тебе?

Лиза
Впереди — Москва: как устроена столичная система инноваций Впереди — Москва: как устроена столичная система инноваций

Москва начала создавать комплексную систему поддержки инновационного бизнеса

РБК
Почему дети не любят писать и как это исправить? Отвечает учитель Почему дети не любят писать и как это исправить? Отвечает учитель

Как научить ребенка писать сочинение

СНОБ
Аккуратнее с духовностью! История, как румынский гуру домогался до своих учеников в Париже Аккуратнее с духовностью! История, как румынский гуру домогался до своих учеников в Париже

Этот пожилой гуру йоги занимался сексуальной эксплуатацией своих учеников

ТехИнсайдер
«Как понять, что я навязываюсь?»: чек-лист от психолога «Как понять, что я навязываюсь?»: чек-лист от психолога

Как перебороть чувство, что мы «навязываем» свое общение другому

Psychologies
Все хотят Настю Ивлееву — самую горячую девушку декабря Все хотят Настю Ивлееву — самую горячую девушку декабря

Настя Ивлеева всенародно и единогласно избрана верховной фэшн-дивой!

Собака.ru
Федерико Арнальди: «Я не могу без любви» Федерико Арнальди: «Я не могу без любви»

Федерико Арнальди – о вкусной еде, русских девушках и любви

Добрые советы
Малопонятный государственный муж Малопонятный государственный муж

Портреты изображают Победоносцева человеком сухим и строгим, без тени улыбки

Дилетант
Открыть в приложении