Гарик Сукачёв: «Что бы я ни создал, всегда критика была со знаком минус»

Караван историйРепортаж

Гарик Сукачёв: «Я одновременно и оптимист, и пессимист»

«Что бы я ни создал — пластинку, фильм, спектакль, — всегда критика была со знаком минус».

Беседовала Нелли Скогорева

Фото: Сашау/Предоставлено пресс-службой Гарика Сукачёва

Игорь Иванович, вы, без условно, легенда русского рока. А вокруг легенды всегда витают слухи...

— Слухи — это обратная сторона таланта и успеха. Все мы читаем какие-то слухи. Все любят подглядывать в замочную скважину за соседями, что они там делают на кухне. (Смеется.) Многие думают, что полжизни был алкоголиком и вообще ударялся во все тяжкие. Это очень забавно наблюдать, особенно в моем возрасте. Но людям нужны слухи, нужна неправда, иногда она даже бодрит тебя самого. Когда чья-то жена кричит: «Да ты посмотри на себя!» — муж может ей спокойно ответить: «Ладно я, ты на Сукачёва посмотри!» (Смеется.) И это для него оправдание. И я не против такого. Это восстанавливает равновесие в мире. Более того, для возникновения этих слухов я приложил много усилий. В какой-то момент они были мне необходимы, а все и поверили!

— То есть было время, когда слухи про себя вы сами и создавали?

— Огромное количество людей, занимающихся современным искусством, провоцируют. Я в том числе. Чтобы вы меня запомнили на какое-то время, я должен сделать несколько телодвижений. А если я сделаю яркие телодвижения, которые вызовут у вас оторопь и даже чувство отторжения, то вы меня уже очень долго не забудете, а может быть, и никогда. Вопрос, как именно вы ко мне относитесь — хорошо или плохо, — вообще не стоит! Это как продюсеру все равно, понравилось вам его кино или нет. Ему важно, купили вы билет или нет, а ушли ли вы через 20 минут или досидели до конца, его это вообще никак не интересует. Так этот мир существует.

Фото: С. Скрыль/Предоставлено пресс-службой Гарика Сукачёва

Я всю жизнь это знал. Слишком много было вокруг примеров. Кроме того, я занимаюсь не чем-нибудь, а рок-н-роллом. А это веселое и провокационное дело. Ты восстаешь против общества в той или иной сфере. Ничего нового я не изобретаю. Так все устроено — ребята и девчонки, которые идут к успеху, бунтуют, начиная с одежды, с проколотых ушей, выкрашенных в черный или зеленый цвет ногтей, нестриженых волос. Так было во все времена. Мода изменяется и первично существует как провокация. Потом это становится трендом, все начинают так ходить, с такими прическами. А начинается с альтернативы, с отвержения. Это касается и искусства, и науки, и всех аспектов человеческой деятельности. Только молодежь создает что-то новое, отвергая предыдущее. И это абсолютная базаровщина, это нигилизм. Но давайте вспомним Базарова. Чем закончилась жизнь человека, который отвергал все, который восставал не только против морали своих родителей, но и против морали общества и отвергал вообще человеколюбие? Он умер оттого, что спасал жизнь другому человеку.

— Что вы делали конкретно, чтобы люди вас запомнили, — бросали телевизоры из окон, крушили гитары на сцене?

— Это все было. Но началось с того, что я оставил свою фамилию. Это фамилия моего отца. Первые 16 лет моей жизни она была крайне неудобна для меня. При получении паспорта я хотел сменить ее, взяв мамину. Но в это время уже появились первые слабые группы, в которых я участвовал или сам сколотил. Пришло понимание, что буду этим заниматься. И что фамилия может мне в этом помочь. Она мгновенно запоминающаяся, редкая. Чтобы мальчики и девочки меня запомнили, я оставил ее. И хотя уже плохо помню себя в 16 лет, но муки были большие — взять мамину фамилию или оставить эту. Хотя мотивация была именно такая.

— А откуда появилось имя Гарик?

— Я уже не помню, я ли к этому приложил руку или нет. (Смеется.) Меня в детстве никто так не называл, называли по имени. Кто-то написал это имя на первых плакатах. Это были еще даже не плакаты, а объявления, написанные от руки, перед андерграундными концертами в доперестроечный период. Может быть, это кто-то написал, а я этим воспользовался или я сам себя так назвал — за давностью лет не помню. Это как если вы сейчас спросите, как ты познакомился со своим лучшим другом. А черт его знает, такое ощущение, что мы всю жизнь вместе. Такая же история. Слишком много впечатлений.

Фото предоставлено пресс-службой Гарика Сукачёва

— Слухи бывают и со знаком «плюс». Говорят, вы очень трогательный и нежный папа...

— Это как раз не слух, а чистая правда. Я вообще люблю детей, а своих — тем более.

— Игорь Иванович, вы своих детей тоже заставляли учиться музыке, как ваш папа — вас?

— Они музыкой не занимались. Мои дети взрослые уже. Сыну скоро будет 40 лет, дочери — 21 год. Сын — кинорежиссер. Мы редко видимся, давно живем не вместе. Когда Саша учился еще, у нас было много тем для разговоров, например мы больше говорили о творчестве, а сейчас нет. У нас, конечно, бывают профессиональные разговоры, касающиеся каких-то фильмов, которые хочется обсудить, но не более того. У каждого своя судьба, свой путь. Дочка с нами живет, учится в университете, пока не замужем.

А мой папа — да, он заставлял меня учиться музыке. Я окончил музыкальную школу. По баяну курс был пять лет, а я учился семь. Потому что отец хотел, чтобы поступил в музыкальное училище. Я не хотел, и баян мне совершенно не нужен был, особенно в том подростковом возрасте. Все играли тогда на гитаре, и я научился в 12 лет на ней играть. И делал это с удовольствием с утра до ночи. Мне нравилось. Сейчас, кстати, все чаще и чаще играю на баяне. Жизнь сделала свой круг — закольцевалась в этом смысле. Спасибо папе.

— Еще слух: говорят, вы любите роскошь...

— Что вы имеете в виду? Какую из роскошей?

— У вас, например, есть своя яхта...

— Яхта есть. Сзади вас стоит кубок, врученный мне за победу в регате. Я не занимаюсь регатами, но иногда в них участвую. Тут важно, что считать роскошью. Является ли яхта роскошью? Наверное, да. Но кто-то хочет купить себе квартиру, а кто-то — яхту. Я из вторых. Родился и вырос на реке, жил около воды, прямо на берегу Химкинского водохранилища. Поэтому для меня вода очень близкая среда, я ее обожаю. Моя жизнь проходит в море последние 25 лет, и яхту я не считаю роскошью, это просто часть моей жизни. Для меня это увлечение. Все это время я занимаюсь дайвингом вместе с женой, хотя вообще-то это опасное для жизни занятие. И даже моя дочь Настя умеет нырять с аквалангом и ходит под парусами, потому что с семи лет посещала парусную школу ЦСКА. Конечно, это было скорее увлечение мое и жены. Но то, что мои дети умеют это делать, совсем неплохо. Отсюда и лодка.

Гарик Сукачёв и Михаил Ефремов
во время пресс-показа спектакля
«Анархия» по пьесе Майка Пэкера
«Дисфункциональные», театр
«Современник», 2012 год. 

Еще у меня есть мотоцикл Harley-Davidson — тоже роскошь с чьей-то точки зрения. Я падал с него, пять ребер и ноги поломаны, но все равно продолжаю ездить. Есть поговорка: «Если парашют не раскрылся, значит, этот спорт не для вас». (Смеется.) Кстати, к парашютному спорту, например, я холоден, хотя прыгал два раза в своей жизни. Кроме ужаса, ничего не испытал. В первый раз прыгнул ради любопытства, а второй — сдуру. Это был чистый авантюризм. Потом жалеешь, но деваться уже некуда — рядом с тобой люди... А жить очень хочется.

Кто-то строит квартиры, дачи, а я строю лодки. Я их строю больше двадцати лет. Первая моя лодка связана с моей дочерью, я строил для нее, и следующую, и последнюю тоже. Не знаю, останется это для нее как память, когда меня уже не станет, или нет — одному Богу известно. Для меня это важная вещь, которая касается меня, моей семьи и моих привязанностей.

— В строительстве лодки вам помогло первое образование — техникум железнодорожного транспорта?

— Конечно. Лодка строится как здание. Есть лодки, которые можно купить, а есть те, которые можно построить по своему макету. Сидишь с чертежами, думаешь, как осуществить все, что тебе необходимо. Обсуждаешь это все. История эта небыстрая. Всего у меня в жизни было семь лодок.

— Игорь Иванович, вы же, кстати, еще и здание спроектировали?

— Моя трудовая деятельность началась в НИИ, продолжилась на Московской железной дороге. Пассажиропоток в то время сильно возрос, и в стране открылась программа по строительству и реконструкции станций. Почти то же, что сейчас делает Сергей Собянин — строятся новые станции метро. До 1980 года электрички были длиннее, и они были восьмивагонные, а после 1980 года стали 12-вагонными. Я принимал участие в осуществлении этого проекта. Мой начальник, Андрей Иванович Серов, жил в Опалихе, а я жил в Тушине. Он решил взять себе для реконструкции Опалиху, а я попросил его взять себе Тушино. Нам дали это направление. Так по моему проекту была построена железнодорожная станция и платформа Тушино. Правда, она уже давно перестроена. Надо сказать, Андрей был прекрасным инженером — в отличие от меня. Он всегда закрывал глаза на то, что я бесконечно сижу на служебном телефоне, и много еще на что. Говорил мне: «Я чувствую, что ты говоришь по-русски, но не понимаю ни слова, о чем ты». (Смеется.) Там было много музыкальных терминов. Он понимал, что мне эта работа не нужна, что я просиживаю штаны, что я другой человек. И позволял не приходить на работу. Единственным требованием было к концу месяца сделать весь намеченный объем работ.

Фото: Сашау/Предоставлено пресс-службой Гарика Сукачёва

Не один я был в таком положении. А сколько домов построил Володя Шахрин! Он окончил техникум и работал прорабом на стройке в Екатеринбурге. Сергей Галанин работал в Метрострое. Мы все ходили на работу до перестройки и все ненавидели эту работу. Вся наша музыка не приветствовалась, мы были в подполье. Перспектив никаких не было. Ты любил эту музыку, она была тебе близка, но никаких денег тебе не платили, ты даже не предполагал, что когда-нибудь за это заплатят. Это к разговору о роскоши. Если тебя приглашал какойто институт, все ехали в общем вагоне, жили в восьмером в одной комнате, тебя подкармливали девчонки-студентки, было сплошное безденежье.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Василий Мищенко: «Табаков не отпустил меня сниматься к Михалкову» Василий Мищенко: «Табаков не отпустил меня сниматься к Михалкову»

Василию Мищенко сказали на экзаменах: «По-моему, это сумасшедший, надо брать!»

Коллекция. Караван историй
Оппонента не выбирают Оппонента не выбирают

Как изменилась политическая картина в Турции после ареста мэра Стамбула

Эксперт
Лариса Голубкина: «Я очень много молчу. Вот вы уйдете, я ни с кем не заговорю» Лариса Голубкина: «Я очень много молчу. Вот вы уйдете, я ни с кем не заговорю»

«Я больше 30 лет никогда ни с кем не обнималась. А это очень хорошая штука»

Караван историй
Зарплатно-гендерный вопрос Зарплатно-гендерный вопрос

Удовлетворенность размером зарплаты среди мужчин и женщин практически сравнялась

Ведомости
«О самом лютом из владык» «О самом лютом из владык»

В том, что Влад Дракул был реальной исторической личностью, сомнений нет

Дилетант
Учеба без отрыва от работы Учеба без отрыва от работы

Выстроить систему обучения сотрудников можно и без корпоративного университета

Ведомости
Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла» Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла»

Когда ты встаешь на какую-то определенную дорогу, нельзя быть трусом

Коллекция. Караван историй
«Мы можем подобрать рекламные механики для любого бизнеса» «Мы можем подобрать рекламные механики для любого бизнеса»

Дмитрий Константин о том, как создать эффективную рекламную платформу

Деньги
Троцкизм, как и было сказано Троцкизм, как и было сказано

Как с помощью «троцкизма» Сталин решил подорвать авторитет Троцкого

Дилетант
Почему карманы в мужских брюках глубже, чем в женских Почему карманы в мужских брюках глубже, чем в женских

Причины, по которым модельеры отказываются от глубоких карманов в женской одежде

ТехИнсайдер
Выстрел в финале пьесы Выстрел в финале пьесы

Кадровый дефицит в милиции: что говорят архивы и уголовные дела

Дилетант
Петербург будущего Петербург будущего

Экскурсия по Северной столице от Льва Лурье и новое поколение гидов-урбанистов

Собака.ru
Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым» Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым»

Никита Ефремов о том, что общего между актерским ремеслом и дзен-буддизмом

Ведомости
Революция как массовый психоз? Революция как массовый психоз?

Учёный или шарлатан? Как разбирали труды Чижевского в 1940 году

Дилетант
«Мамонты следующие»: Colossal Biosciences вернула к жизни вымерших 10 тысяч лет назад лютоволков «Мамонты следующие»: Colossal Biosciences вернула к жизни вымерших 10 тысяч лет назад лютоволков

Как ученым Colossal Biosciences удалось произвести на свет щенков лютоволка

VC.RU
Как преобразить ногти за 30 дней: советы мастера маникюра Как преобразить ногти за 30 дней: советы мастера маникюра

Как укрепить и подпитать ногти всего за четыре недели?

VOICE
Терапия CRISPR/Cas помогла снизить «плохой» холестерин при семейной гиперхолестеринемии Терапия CRISPR/Cas помогла снизить «плохой» холестерин при семейной гиперхолестеринемии

Как помогла терапия CRISPR/Cas при семейной гиперхолестеринемии

N+1
Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум

И спустя 200 лет пьесы Дениса Фонвизина остаются интересны и востребованы

Знание – сила
Падая в пропасть Падая в пропасть

Страхи мешают жить? Познакомьтесь с ними и попытайтесь приручить

Psychologies
10 спортсменов, построивших бизнес на игровых номерах: от Овечкина до Джордана 10 спортсменов, построивших бизнес на игровых номерах: от Овечкина до Джордана

Как спортсмены увековечивают в брендах не только свое имя, но и игровой номер

Forbes
Коллекция суеверий Коллекция суеверий

Угличский музей мистики Дарьи Чужой переосмысляет фольклор

Отдых в России
Проникает ли лак для ногтей в ногтевую пластину: объяснение химика-косметолога Проникает ли лак для ногтей в ногтевую пластину: объяснение химика-косметолога

Действительно ли лаки способны проникнуть в структуру ногтя и нанести ему ущерб?

VOICE
Жизнь на свободную тему Жизнь на свободную тему

Как вырастить ребенка уверенным, жизнерадостным и устойчивым?

Psychologies
Созданы в России Созданы в России

Доля семян российской селекции в посевах приблизилась к 68%

Агроинвестор
Тот актер из «Большого куша»: как Стивен Грэм придумал сериал «Переходный возраст» Тот актер из «Большого куша»: как Стивен Грэм придумал сериал «Переходный возраст»

Как «бандит с экрана» смог снять сложную и злободневную картину?

Forbes
11 натуральных чистящих средств, которые найдутся у тебя на кухне 11 натуральных чистящих средств, которые найдутся у тебя на кухне

Если жизнь подкинула тебе лимон, почисти им смеситель!

VOICE
Система Юпитера: Ганимед и Каллисто Система Юпитера: Ганимед и Каллисто

Что делает Ганимед и Каллисто очень интересными космическими телами?

Наука и техника
Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика? Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика?

Чем интересна перспектива использования ядерного двигателя в космосе?

Наука и техника
Самый красивый кулич – у меня Самый красивый кулич – у меня

Как украсить кулич, чтобы он стал настоящим шедевром на праздничном столе?

Лиза
Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое» Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое»

Актриса Мария Мацель — о том, как снимаются фильмы-сны

Ведомости
Открыть в приложении