«Хотелось сделать театр, про который зритель знает: там будет ярко, зрелищно»

Караван историйКультура

Дмитрий Астрахан: «Страшно не объясниться в любви, может порушиться жизнь»

«Свет погас, фильм начался. Изображения столь высочайшего качества я не видел больше ни в одном зале. Рэдли не ошибся. Когда картина закончилась, зрители поднялись с мест и зааплодировали мне. Поинтересовался: кто эти люди? Гордон ответил: вот у того два «Оскара», а у этого — один… Сам Лукас позже посмотрел мой фильм отдельно».

Беседовала Марина Порк

Фото: из архива Д. Астрахана

Дмитрий Хананович, два года вы руководите Театром на Трубной. Как видели его будущее, какие задачи решали, когда соглашались его возглавить?

— Я пришел в театр, в котором сложился коллектив с определенными традициями. Там ставили только современные пьесы, что, конечно же, очень сужало актерские и режиссерские возможности. Хороших, ярких современных авторов не так много.

А артист растет в хорошей драматургии. Мне прежде всего хотелось, ничего не поломав, расширить возможности этого театра, сделать репертуар разнообразным. На этой сцене никогда не ставили русскую и западную классику, современные западные пьесы. Теперь репертуар театра составляет бесспорная, опробованная временем драматургия. Так, на нашей афише появились «Красавец мужчина» Островского, «Тетка Чарлея» Брэндона Томаса, «Безумные влюбленные» Лопе де Веги, «Час тишины» Флориана Зеллера, «Семейный шкаф и его обитатели» Орена Сафди, «Мой дом — твой дом» Иана Огилви, «Чужой ребенок» Шкваркина.

В наше время позитивный настрой, свет в конце тоннеля очень важны. Хотелось сделать театр, про который зритель знает: там будет ярко, зрелищно, интересно, нескучно. На праздничной природе театра настаивал еще Евгений Багратионович Вахтангов, он считал: если нет праздника, нет и спектакля.

Мне самому всегда было близко сочетание психологического театра с подробной, максимально реалистичной манерой актерского существования с очень острой, иногда гротескной театральной формой. Театр, где главенствует артист, а режиссер, ставя спектакль, через артиста раскрывает идеи, заложенные автором пьесы, через актерскую игру решает художественные задачи. У нас во главе угла не концепция, которую в том или ином виде декларирует режиссер, а живой человек, герой, за которым нам интересно следить: мы хотим переживать, волноваться, сочувствовать ему и через поступки героев понимаем смысл пьесы, спектакля. Нам кажется, на подобный театр есть большой зрительский запрос.

Выполнять такую творческую программу мне помогает Илья Макаров, которого я знаю много лет как прекрасного режиссера, сценариста, продюсера. Вместе мы работали в Театре комедии в Ленинграде, в кино. Мы оба — выходцы из ленинградской театральной школы, оба в свое время окончили ЛГИТМиК, оба ученики Александра Александровича Музиля, ценители режиссуры Георгия Александровича Товстоногова. Мы — последователи определенного направления театра, где во главе угла стоит Автор. Могут быть любые режиссерские приемы для раскрытия смысла, заложенного автором, но... в итоге зритель приходит смотреть на актерскую игру. И умение работать с актером, через его игру открывать для зрителя смыслы, заложенные автором, и есть главное для режиссера.

Это особенно важно для Театра на Трубной, где, по сути, мы имеем небольшую сцену, где достаточно ограниченные постановочные возможности, где главное наше оружие — интересная пронзительная история и актерская игра.

Дмитрий Астрахан на съемках фильма «Изыди!», 1991 год. Фото: из архива Д. Астрахана

При этом мы понимаем, как важна зрелищная составляющая для современной постановки — красивые декорации, костюмы. Мы стараемся для каждого спектакля найти свое максимально яркое постановочное решение, экспериментируем с пространством, трансформируя зрительный зал. Мы пригласили работать художника Анастасию Глебову, я ставил с ней «Леди на день» в Театре Российской армии и «Доходное место» в «Ленкоме». Позвали Василия Ложкина — художника с ярким сатирическим взглядом на мир, что было важно для постановки пьесы Зеллера «Час тишины».

Если мы обращаемся к какой-то исторической эпохе, то стараемся максимально в нее погружаться. На нашей сцене яркие, красивые костюмы становятся, по сути, частью декораций. Понимая это, мы привлекли к работе театрального художника Андрея Климова и известного модельера Дмитрия Логинова, которым близка такая точка зрения.

— «Красавец мужчина», «Тетка Чарлея» миллион раз шли на сценах множества театров. Не боялись, что в очередной раз зрители на них просто не пойдут?

— «Красавец мужчина» обычно ставится как водевиль про легковесного альфонса, ловеласа, который пользуется своей красотой, обманывает глупеньких девушек, играет их чувствами, влюбленностью и беззастенчиво на этом наживается.

Когда я начал работать над спектаклем, понимал, что мне необходимо найти новое, современное решение широко известной классической пьесы Островского.

Мне показалось, что, сохранив весь юмор, надо рассмотреть эту историю как драматическую, исследовать человеческое падение главного героя, который проделывает эту аферу в первый раз и, став на этот путь, постепенно на наших глазах теряет человеческий облик и превращается в фигуру страшную, почти зловещую.

Мне хотелось, чтобы Аполлон Евгеньевич Окоемов стал сложным персонажем, узнаваемым, рефлексирующим человеком, который понимает, что он творит, мучается, но жажда денег, хорошей жизни толкает его на этот путь.

Всех героинь тоже хотелось сделать более сложными, драматичными, они тоже осознают, что любимый мужчина их использует, но губительное понятие «любовь» заставляет и их творить безумные вещи.

Драматическую окраску постановке дала итальянская любовная музыка, красивые арии из опер, которые исполняет на сцене оперный певец.

Плюс пришло решение с целой бандой красавцев-мужчин, которые пытаются себя продать состоятельным дамам, как-то устроиться в этой жизни. Наш Аполлон возглавляет эту банду красавцев, он современный альфонс, который мечтает жить богато и ничего не делать, получая от жизни только материальные удовольствия, и ради этого готов на все.

Все это есть у автора, просто нужно было это вытащить с помощью актерского исполнения.

Текст пьесы звучит со сцены в абсолютно оригинальном виде, но есть дополнения. Эти придуманные нами интермедии, которых не было у Островского, прекрасно работают на идею и органично вплетены в спектакль.

«Тетка Чарлея» стала нашей совместной с Ильей Макаровым постановкой. Мы прекрасно понимаем, что спектакли в репертуаре театра должны быть разными. А добиться этого можно только одним: внимательно читать автора, пытаясь вскрыть суть им написанного.

«Тетка Чарлея» отсылает зрителей к Викторианской эпохе. Я смотрел многие фильмы, поставленные по этой пьесе, в том числе «Здравствуйте, я ваша тетя!» с Александром Калягиным. Обнаружил, что все режиссеры все-таки не избежали искушения перенести эту историю во времени. Я не встречал фильмов, где действие разворачивалось бы в викторианские времена.

Дмитрий Астрахан и Александр Абдулов на съемках фильма «Фабрика грез», 2004 год. Фото: из архива Д. Астрахана

История вроде бы очень простая: мужчина переоделся в женщину. В этом заключается комедийный ключ, камертон пьесы. Мировая драматургия знает сотни произведений с подобным сюжетом с переодеваниями. Какие-то канули в прошлое, а «Тетка Чарлея» остается шедевром, она в топе спустя столетия, не уходит из театрального репертуара. Мы задали себе вопрос: почему, в чем же тут дело? В чем ее прелесть? Почему вроде бы простая история про переодевание тем не менее пережила время? И пришел такой ответ: потому что в ней затронута очень важная тема. В Викторианскую эпоху мужчина и женщина не могли оставаться наедине. Юноша и девушка не имели права сидеть рядом и держаться за руки, поэтому вопрос объяснения в любви стоял остро, им было сложно это сделать.

Автор как раз и написал о том, как страшно не объясниться в любви. Если ты вовремя этого не сделал, может порушиться вся твоя жизнь. Человечество знало это во все времена — почти у каждого из нас была ситуация, когда мы совершили или не совершили этот шаг. А потом всю жизнь жалели и сокрушались: почему же я тогда на вечеринке не подошел к девушке, которая мне очень нравилась, почему побоялся? Почему я сидел с ней рядом, разговаривал, но не признался в своих чувствах? Страх быть отвергнутым может разрушить всю жизнь, как случилось с донной Люцией Д’Альвадорес, той самой тетушкой из Бразилии, и полковником Чеснеем, которых играют в разных составах Таня Веденеева, Джульетта Шабанова, Вадим Андреев и Вадим Колганов.

У героев вся жизнь рухнула, потому что они вовремя не объяснились в любви. Оба были несчастны, она прожила свою жизнь, а он — свою. Гениальность автора в том, что он нашел тему, которая пережила столетия и продолжает волновать людей сегодня. Понятно, что спектакль поставлен в комедийной форме, тем не менее зрители должны понимать, про что мы играем эту комедию, над чем смеемся и по поводу чего плачем. Нам важно было сохранить историю в той эпохе, перенос во времени убивал бы главную коллизию. И художник Мария Митрофанова предложила решение декораций в виде английского парка. Андрей Климов показал разные варианты очень красивых костюмов, но в итоге мы пришли к тому, что они должны отражать викторианскую Англию. Тогда все мотивации пьесы работают, тогда понятно, зачем мальчишкам потребовалось переодевать своего товарища-студента в тетку. Во всех фильмах этот момент приходилось оправдывать — Калягин, к примеру, играл бродягу, за которым гонятся полицейские. А мы решили погрузиться во времена, которые описал автор, и получился совершенно оригинальный спектакль.

Когда мы стали работать над «Безумными влюбленными», решили сравнить перевод пьесы Лопе де Веги «Изобретательная влюбленная» с оригиналом, и неожиданно выяснилось: в оригинале нет части сцен, которые есть в переводе, в переводе их больше, в переводе другой финал. Это стало большим открытием, неожиданностью. Почему? Мотивы могли быть разными. За переводы раньше платили постранично, возможно, переводчик пьесы решил что-то дописать, добавить от себя. Мы заказали новый поэтический перевод, где язык стал более живым, текст получился легким, это было сделано талантливо. Ставить решили в стиле испанского театра Corral de comedias, предполагающего открытое общение со зрителем.

И снова задавались вопросом: про что это пьеса? Понимали: это снова история любви. История, в свое время звучавшая очень новаторски, где женщина в средневековой Испании сама выбирала себе мужа и добивалась его, плела сумасшедшие интриги, чтобы заполучить любимого. Эмансипированная героиня действовала во времени, совсем к тому не располагавшем.

Дмитрий Астрахан на съемках фильма «Все будет хорошо», 1995 год. Фото: из архива Д. Астрахана

Эта история, по сути, учебник для девушки, как надо выходить замуж, помня: ваше счастье в ваших руках. Мы подумали, что стоит назвать спектакль «Безумные влюбленные», потому что поступки героев оправдывает только безумная влюбленность. Влюбленный человек впадает в состояние своего рода психического помешательства, это известно. Он способен совершать отчаянные шаги для достижения цели, чтобы найти свое счастье. Таким образом сложилась и эта постановка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кристина Бродская: «Мастер говорил, что характер для артистки — это плохо» Кристина Бродская: «Мастер говорил, что характер для артистки — это плохо»

«Я выбрала правильный путь: у меня дети, семья, любящий муж»

Караван историй
Илон Маск или Китай. Кто первым совершит посадку на Марсе Илон Маск или Китай. Кто первым совершит посадку на Марсе

Кто победит в гонке по покорению Марса: Илон Маск или Китай?

ТехИнсайдер
Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение» Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение»

Любознательность — то, что в себе нужно культивировать, развивать

Караван историй
Электроусилитель руля. Как он работает и чем отличается от гидроусилителя Электроусилитель руля. Как он работает и чем отличается от гидроусилителя

Как электроусилитель руля помогает водителю?

РБК
12 способов продлить молодость 12 способов продлить молодость

Рекомендации для того, чтобы увеличить шансы прожить дольше

Лиза
Утро вечера на самом деле мудренее! Ученые выяснили, как сон влияет на решения Утро вечера на самом деле мудренее! Ученые выяснили, как сон влияет на решения

«Переспать с мыслью» действительно помогает делать более рациональный выбор

ТехИнсайдер
Нелли Борисюк: «Я никогда не стремилась быть идеальной мамой» Нелли Борисюк: «Я никогда не стремилась быть идеальной мамой»

Нелли Борисюк - любящая жена и мама семерых детей

Караван историй
Что сильнее губит экологию: электрокары или двигатели внутреннего сгорания Что сильнее губит экологию: электрокары или двигатели внутреннего сгорания

С ростом популярности электромобилей появляются сомнения насчет их экологичности

Maxim
Все в шоколаде? Все в шоколаде?

Когда невинная тяга к сладкому перерастет в нездоровую зависимость?

Psychologies
Владимир Фокин: «Вячеслав Тихонов отказывался сниматься, просил: «Освободите меня, я так этого наелся!» Владимир Фокин: «Вячеслав Тихонов отказывался сниматься, просил: «Освободите меня, я так этого наелся!»

Владимир Фокин — о съемках фильма «ТАСС уполномочен заявить...»

Коллекция. Караван историй
Зачем нужна астробиология? Зачем нужна астробиология?

Чем занимается астробиология, когда и как она выделилась в отдельную науку?

Знание – сила
Ложь, чертеж и провокация Ложь, чертеж и провокация

Auto Union Typ 52 Schnellsportwagen – автомобиль, которого не было

Автопилот
30 лет альбому Nirvana — Unplugged in New York: история легендарной записи в цитатах очевидцев 30 лет альбому Nirvana — Unplugged in New York: история легендарной записи в цитатах очевидцев

Запись Nirvana для MTV Unplugged: как это было на самом деле?

СНОБ
(Не) привязаться к психотерапевту (Не) привязаться к психотерапевту

Стоит ли привязываться к психологу и бороться с возникшей привязанностью?

Psychologies
По кругу По кругу

На краю деревни, среди леса стоит дом, в который хочется привести каждого

Seasons of life
Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь

Аддитивные технологии обещают приспособить под производство идеальной обуви

Монокль
Таиланд на любой вкус Таиланд на любой вкус

Гастрономическое путешествие по королевству в Юго-Восточной Азии

Добрые советы
Тайна Ивана Павлова Тайна Ивана Павлова

Аспекты научной биографии Ивана Павлова, которые обычно остаются за кадром

Знание – сила
Вы поразитесь, почему люди любят боль! Узнайте интересный ответ эксперта Вы поразитесь, почему люди любят боль! Узнайте интересный ответ эксперта

Почему люди испытывают наслаждение от процессов, которые приносят боль?

ТехИнсайдер
Не только радуют мелодичными песнями, но и атакуют пометом: 50 познавательных и забавных фактов о дроздах Не только радуют мелодичными песнями, но и атакуют пометом: 50 познавательных и забавных фактов о дроздах

Повадки и поведение дроздов заслуживают отдельного внимания!

ТехИнсайдер
Читаем этикетки Читаем этикетки

Что скрывают модные надписи на упаковках продуктов?

Добрые советы
Манипуляции и травмы: пять книг о груминге и насилии Манипуляции и травмы: пять книг о груминге и насилии

Что помогает насилию и грумингу совершаться? Расскажут эти книги

Forbes
Сделано в Питере. Сделано по-питерски… Сделано в Питере. Сделано по-питерски…

Как «питерский вайб» влияет на дизайн в бизнесе

Монокль
Григорий Сергеев: Ищу человека Григорий Сергеев: Ищу человека

История-поиск о тех, кто потерялся и нашел (в том числе себя)

Maxim
Комната ученика Комната ученика

Интерьеры, в которых ребенку комфортно не только учиться, но и играть, и мечтать

Новый очаг
Музыкант Сергей Сироткин: Помню, что «Велит нам петь» придумал после того, как прослушал несколько книг Стивена Кинга Музыкант Сергей Сироткин: Помню, что «Велит нам петь» придумал после того, как прослушал несколько книг Стивена Кинга

Интервью с музыкантом Сергеем Сироткиным

СНОБ
Испанец срывает чужие свадьбы за деньги. Психолог рассказала, кто пользуется его услугами Испанец срывает чужие свадьбы за деньги. Психолог рассказала, кто пользуется его услугами

Испанец Эрнесто, работа которого — срывать свадьбы

Psychologies
«Холли»: драма о девочке со сверхспособностями, одиночестве и жажде признания «Холли»: драма о девочке со сверхспособностями, одиночестве и жажде признания

«Холли» — нетривиальная драма взросления с мистическим уклоном

Forbes
Синдром главного героя в психологии: признаки и как от него избавиться Синдром главного героя в психологии: признаки и как от него избавиться

Почему иногда люди ведут себя так, будто они главные герои фильма или сериала?

Psychologies
Кто такой пополамщик: 7 причин такого поведения со стороны мужчины Кто такой пополамщик: 7 причин такого поведения со стороны мужчины

Кто такой пополамщик и почему мужчины придерживаются такой модели поведения

Psychologies
Открыть в приложении