Как Яна Гладких совмещает в себе две профессии — актрисы и режиссера

Караван историйЗнаменитости

Яна Гладких: "В МХТ я именно служила. Никаким другим словом это не назвать"

Беседовала Екатерина Филимонова

Яне Гладких всего тридцать один, а за ее плечами уже около тридцати киноролей, десять главных ролей в МХТ имени Чехова и пять режиссерских работ, среди которых есть один полнометражный фильм "Красотка в ударе" и сериал "Amore more". Как ей удается совмещать в себе две профессии — актрисы и режиссера, играть в театре и воспитывать двух маленьких сыновей, артистка рассказала в интервью "Каравану историй".

— Яна, актерская карьера с самого начала складывалась у вас очень удачно: крупные проекты в кино, главные роли в МХТ имени Чехова. Но вы решили сменить профессию и стать режиссером...

— Я по-прежнему остаюсь актрисой, мне нравится сниматься. Так что я бы не рассматривала это как смену профессии. Надеюсь, мне и дальше удастся совмещать профессию актрисы и режиссера. Хотя это очень сложно и постоянно приходится делать выбор — все на свете успеть невозможно. А режиссура меня всегда привлекала. Когда поступила в Школу-студию МХАТ на актерский, уже знала, что, отучившись, сразу буду поступать на режиссерский факультет. Но исполнить свою мечту удалось только через 10 лет.

После Школы-студии меня взяли в труппу МХТ. Мне очень нравилось работать в театре под руководством Олега Павловича Табакова. Это был прекрасный период в моей жизни. У меня было 10 ролей в театре, я поработала с огромным количеством режиссеров: Бутусов, Рыжаков, Шапиро, Богомолов, Сигалова, Пускепалис, Женовач. Эти фамилии составляют мой профессиональный багаж, которым я горжусь. Решение уйти из МХТ было трудным. Ведь мне пришлось не только расстаться с коллегами, со спектаклями, но и лишить себя стабильного заработка и привычного образа жизни, когда из года в год приходишь в театр утром и уходишь вечером. Было страшно, но я знала, что придется чем-то жертвовать. Чувствовала, что сделать такой радикальный шаг необходимо. Мне было важно получить качественное образование, и я посвятила этому все свое время. Играя параллельно в театре по 20 спектаклей в месяц, это было бы, конечно, невозможно. Я поступила на Высшие режиссерские курсы к Владимиру Ивановичу Хотиненко. У меня были очень крутые мастера — Владимир Алексеевич Фенченко, Павел Константинович Финн. Все они — мастодонты кинематографа, и я хотела взять от них все.

Яна Гладких в спектакле МХТ имени Чехова «Вишневый сад», 2012 год

— Не скучаете по театральным подмосткам? Вы все-таки служили в театре 10 лет. Кстати, служили или работали?

— Да, я именно служила. Никаким другим словом, как служение, это не назвать. Я скучаю по людям. Даже не по коллегам, с ними мы так или иначе встречаемся, а именно по людям, которые работали за сценой: гримерам, костюмерам, реквизиторам. Это все чрезвычайно культурные теплые люди, которые мне были как семья. Я очень скучаю по своей гримерке, куда приходила за час до спектакля и сосредотачивалась, настраивалась. Я очень скучаю по зданию театра. Помимо десяти лет, которые там работала, я еще и до этого четыре года училась в Школе-студии. То есть я каждый день в течение многих лет с девяти утра до одиннадцати вечера находилась там. По сути, это был мой второй дом. Ностальгия какое-то время была. Просто жизнь идет дальше, появляются какие-то другие вещи и замещают.

Но со сценой я до сих пор не рассталась. В театре Фоменко играю в «Пяти вечерах». А еще участвую в постановке «Поле» по Чингизу Айтматову в театре «Практика» — с моими однокурсницами и Сашей Урсуляк. Сейчас я не могу позволить себе репертуарный театр, потому что он отнимает слишком много времени. Да и мои интересы на сегодняшний день не лежат в этой плоскости. Я нашла баланс между театром, кино и режиссурой. Пока у меня получается.

— Вашей дебютной режиссерской работой стал дипломный короткометражный фильм «Яна — это Аня наоборот», который получил приз кинофестиваля «Движение». После этого вы еще сняли полнометражный фильм «Красотка в ударе» и короткометражку «Сексоголики». А недавно вышел сериал «Amore more»... Не было страха перед большим проектом?

— Нет, мне было очень интересно, я чувствовала в себе силы. Когда прочитала пилот сценария «Amore...», невероятно увлеклась этим сюжетом. В его центре — две пары (одну играют Александра Урсуляк и Юрий Чурсин, вторую — я и Андрей Бурковский), переживающие трудный период в отношениях. Мне показалось это чрезвычайно любопытным, дальше я уже принимала плотное участие в разработке. Для меня это первый сериал, новый этап, новый уровень, я очень вкладывалась в него.

Фильм о том, что происходит с институтом семьи в наши дни. В 2020 году распалось 73 процента браков, 70 лет назад было всего 4 процента. Динамика налицо. Многие молодые люди считают, что классический брак изживает себя, и ищут новые формы союза. Наш сериал о полиаморных отношениях. Мне было действительно любопытно разобраться, как же это бывает. Утопия ли это — попытка выстроить союз между более чем двумя людьми. Полиамория — это же не только свидания и секс, это еще и общие переживания, трудности, общий быт — в общем, это все очень сложно. Мне кажется, что если все в этой концепции довольны, никто не страдает, то почему нет. В конце концов, мы все стремимся быть счастливыми и сделать счастливыми любимых людей.

Яна Гладких и Артем Цуканов в спектакле театра «Мастерская Петра Фоменко» «Пять вечеров». Режиссер Виктор Рыжаков, 2011 год

— В этом проекте вы еще и сыграли главную роль...

— Это было сложно. Моя героиня задействована чуть ли не в каждой сцене, и надо было одновременно находиться как перед камерой, так и за ней. Невероятно трудно смотреть на себя одновременно со стороны и изнутри, делать роль, править саму себя. Благо у меня уже был опыт, я снималась в своей короткометражке «Сексоголики». Кстати, после нее я зареклась снимать саму себя. Но тут вынудили обстоятельства, Это было продюсерское решение, чтобы я снималась в роли Алисы. Сейчас не жалею об этом и рада, что рискнула.

Недавно был прецедент со вторым моим сериалом «Сексоголики» для платформы IVI. Поскольку в пилотной серии я сыграла главную роль, автор сценария и креативный продюсер Женя Хрипкова сказала, что больше никого в этой роли не представляет. Но я категорически отказалась: только что прошла этот путь с «Amore...» и понимаю, что это очень тяжело, да и совершенно незачем. Поражаюсь актерам-режиссерам, которые на постоянной основе практикуют обе должности на одном проекте. Это нереально сложно. Мне нравится разделять эти вещи. И полностью погружаться либо в одно, либо в другое. Еще одного такого опыта по собственной воле я бы не хотела. Кроме того, есть очень много режиссеров, с которыми я бы хотела поработать, помимо режиссера Гладких.

На данный момент существует только один проект, в котором я готова и сниматься, и снимать, — это второй сезон «Amore more». Но пойду на это при определенных условиях: если у меня будет хорошая организация работы и больше времени. И если это случится, то, пожалуй, снимусь. Я очень прикипела к этой истории.

— В одном интервью вы сказали, что утверждаете актеров без проб...

— В продюсерском кино это невозможно, ты всегда делаешь пробы. Но в случае «Amore...» было стопроцентное попадание: те артисты, которых я хотела и пробовала, тут же были утверждены. Я могу приглашать актеров без проб только в том случае, если надо мной нет продюсеров. Как это и было в моих коротких метрах — «Яна — это Аня наоборот» и «Сексоголики». И никогда не жалела о выборе! Вообще, когда я зову артистов, то руководствуюсь только одним принципом: это должны быть те актеры, которых я обожаю, практически боготворю. Случайных людей у меня на площадке не бывает. Чаще всего я еще до проб знаю, что человек мне подойдет. И когда пишу сценарий, изначально держу в уме этих людей.

— Легко соглашаются? Все-таки вы молодой, начинающий режиссер. Могут быть сомнения...

— Да, согласились мгновенно, никто не сомневался. Было абсолютное доверие ко мне как к режиссеру. Я уж и не знаю, чем заслужила его... Но по-человечески и профессионально наша совместная работа была абсолютным праздником. Я вообще могу работать лишь в ощущении всеобщей любви.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Владимир Вдовиченков: Владимир Вдовиченков:

"Хочу быть богатым и знаменитым и ничего для этого не делать"

Караван историй
Равные возможности для творчества. Как в России меняются библиотеки и создаются центры для развития талантов Равные возможности для творчества. Как в России меняются библиотеки и создаются центры для развития талантов

Как устроен формат новых модельных библиотек

СНОБ
Лионелла Пырьева. О друзьях и недругах Лионелла Пырьева. О друзьях и недругах

Жизнь и профессия Лионеллы Пырьевой

Коллекция. Караван историй
Лучшие масла для жарки: советы от экспертов Лучшие масла для жарки: советы от экспертов

Как сделать жареные продукты менее губительными для здоровья?

ТехИнсайдер
Дело вкуса Дело вкуса

Почему люди выбирают сознательные ограничения в питании, связанные с религией?

Seasons of life
Страхи, навязчивое желание или его отсутствие: как справиться с психологическим бесплодием Страхи, навязчивое желание или его отсутствие: как справиться с психологическим бесплодием

Что мешает нам стать родителями?

Psychologies
«Дома вообще нет никакой Елены Подкаминской как актрисы» «Дома вообще нет никакой Елены Подкаминской как актрисы»

Миллион неудобных вопросов и честные ответы — в интервью с Еленой Подкаминской

OK!
Кто больше страдает от нехватки спорта? Стоит узнать некоторые нюансы Кто больше страдает от нехватки спорта? Стоит узнать некоторые нюансы

Как фитнес влияет на людей разного возраста?

ТехИнсайдер
Вы не поверите, как на самом деле спали в Средневековье: удивительные факты Вы не поверите, как на самом деле спали в Средневековье: удивительные факты

Как нелегко приходилось людям 500 лет назад

ТехИнсайдер
Бодрой ночи Бодрой ночи

Что такое синдром «последнего дня года» и как с ним правиться?

Лиза
Снеживиночка и внучка Деда Мороза: что мы знаем о главном женском зимнем персонаже Снеживиночка и внучка Деда Мороза: что мы знаем о главном женском зимнем персонаже

Forbes Woman рассказывает о снегурочке и о других женских зимних персонажах

Forbes
Не романтика, а пытка: 4 причины, по которым ты бы убежала в ужасе с бала в Зимнем дворце Не романтика, а пытка: 4 причины, по которым ты бы убежала в ужасе с бала в Зимнем дворце

Думаешь, русские аристократки мечтали о балах?

VOICE
Самые дорогие королевские роды: Меган Маркл потратила больше, чем Кейт Миддлтон Самые дорогие королевские роды: Меган Маркл потратила больше, чем Кейт Миддлтон

Стоимости родов Меган Маркл, Кейт Миддлтон и других монарших особ

VOICE
Боже, прими короля. Почему футбол после смерти Пеле не будет прежним Боже, прими короля. Почему футбол после смерти Пеле не будет прежним

Разбираем феномен легендарного футболиста Пеле

Правила жизни
Гром среди ясного неба Гром среди ясного неба

В холодный день мы предлагаем вам погреться в лучах славы Тихона Жизневского

Men Today
Гены, дрожжи и… человек Гены, дрожжи и… человек

Интервью с Дмитрием Кнорре об исследовании дрожжей

Наука и жизнь
Больше не хочу. Почему пропадает либидо и может ли оно уйти навсегда Больше не хочу. Почему пропадает либидо и может ли оно уйти навсегда

Как устроено влечение, почему стресс убивает секс и при чем тут обиды

СНОБ
Ваша микроволновка может больше, чем просто разогреть еду: 10 лайфхаков, о которых вы не знали Ваша микроволновка может больше, чем просто разогреть еду: 10 лайфхаков, о которых вы не знали

Эта бытовая техника способна на многое!

ТехИнсайдер
Дед Потрошитель: история маньяка Виктора Фокина, который начал убивать на пенсии Дед Потрошитель: история маньяка Виктора Фокина, который начал убивать на пенсии

Фокин был уверен, что не сделал ничего плохого, ведь он убивал плохих женщин

VOICE
5 книг, которые считаются “проклятыми” 5 книг, которые считаются “проклятыми”

Книги, которые обвинялись в безумии и смертях своих хозяев

ТехИнсайдер
Михельсон и пустота: что не так с Домом культуры «ГЭС-2» за $470 млн Михельсон и пустота: что не так с Домом культуры «ГЭС-2» за $470 млн

Почему Дом культуры «ГЭС-2» называют мертворожденным и лишенным смыслов?

Forbes
Его судили за личную жизнь и его хвалил Тарковский. Факты о режиссере Сергее Параджанове Его судили за личную жизнь и его хвалил Тарковский. Факты о режиссере Сергее Параджанове

Сергей Параджанов — представитель волны украинского поэтического кино

ТехИнсайдер
Леденящая кровь история о «ядре демона» и ученых, ставших его жертвами Леденящая кровь история о «ядре демона» и ученых, ставших его жертвами

Создавшие этот объект ученые умерли мучительной смертью

ТехИнсайдер
Гормон стресса: как поддерживать уровень кортизола в норме — 5 советов врача Гормон стресса: как поддерживать уровень кортизола в норме — 5 советов врача

Чем грозит повышение или понижение уровня кортизола? Объясняет врач

Psychologies
Три раза встретил маньяка и не погиб: история мальчика, который помог поймать «Мосгаза» Три раза встретил маньяка и не погиб: история мальчика, который помог поймать «Мосгаза»

Владимир Ионесян стал первым серийным маньяком в СССР

VOICE
Тиран, бухгалтер и принцесса: 7 типов женщин, которые пугают мужчин Тиран, бухгалтер и принцесса: 7 типов женщин, которые пугают мужчин

Какие типы поведения могут отпугнуть вашего партнера?

Psychologies
Как привести в порядок пищевые привычки: советы диетолога Как привести в порядок пищевые привычки: советы диетолога

Как понять, что наш рацион изменился в худшую сторону?

Psychologies
«Письмо молодому мне»: трогательное послание футболиста Пеле «Письмо молодому мне»: трогательное послание футболиста Пеле

В 2016 году Пеле написал откровенное послание — самому себе в юности

Psychologies
Мышление трудоголика: 7 ошибок — как перестать работать на износ Мышление трудоголика: 7 ошибок — как перестать работать на износ

Типичные мыслительные паттерны, которые свойственны трудоголикам

Psychologies
Стабильность в эпоху потрясений Стабильность в эпоху потрясений

Как российские и мировые компании пытаются быть устойчивыми

РБК
Открыть в приложении