Как и отец, я живу и работаю здесь и уезжать никуда не собираюсь

Караван историйЗнаменитости

Алексей Герман: «Отец не считал, что режиссеру нужно дружить с актерами»

Беседовала Марина Порк

Фото: Анатолий Антонов/photoxpress.ru

Алексей Герман — дважды лауреат Венецианского фестиваля, сын знаменитого режиссера Алексея Германа и внук известного советского писателя Юрия Германа, режиссер фильмов «Garpastum», «Бумажный солдат», «Довлатов» и «Дело», рассказал нашему журналу о своей последней работе — картине «Воздух», о сложностях, которые прошла съемочная группа, а также о своем отце.

— Алексей Алексеевич, начнем с приятного. Ваш фильм «Воздух» участвовал в конкурсной программе Токийского международного кинофестиваля. И это в то время, когда российские картины не берут на международные киносмотры. Как вы там показались?

— «Воздух» в Токио прошел хорошо. Я не могу сказать, что все было идеально, случалось, люди побаивались с нами общаться. Не японцы, надо сказать. Но в принципе зрители смотрели наше кино с большим интересом. В основном складывалось ощущение, что процентов на девяносто зал заполняли японцы, по понятным причинам не все коллеги из Европы и Америки пришли на наш показ. В принципе, это первый фестиваль в моей жизни, когда, ничего не получив, я уезжал, абсолютно не расстроившись. Я изначально и не предполагал, что мы получим какой-то приз, хотя многие здесь говорили: раз взяли в конкурс, значит, что-то дадут. Я же был уверен: не дадут ничего.

Нас пригласили на фестиваль с картиной о советских военно-воздушных силах, сражавшихся с нацистами во время Великой Отечественной войны (достаточно вспомнить, что Япония тогда воевала на стороне гитлеровской Германии), с картиной, которая не играет в игру, что у всех участников тех событий: и у немцев, и у советских людей — была своя правда. В фильме нет ни намека на то, что все воевавшие оставались по сути прекрасными людьми, просто между ними почему-то случилось недопонимание.

Елена Лядова на съемках фильма «Воздух», 2023 год. Фото: НМГ Кинопрокат/metrafilms

В свое время я снимал картину «Последний поезд» на немецком языке, где интеллигентные немцы, попавшие на Восточный фронт, высказывали свое представление о войне, когда наконец стали понимать, что сражение проиграно, что они здесь занимались чем-то не тем, что незачем им было вообще приходить на российскую территорию. Фильм даже получил приз Венецианского кинофестиваля.

А «Воздух», как всякий военный фильм, как мне кажется, должен говорить о том, что испытывали военнослужащие Советской армии. А иначе его не снять. Он рассказывает о блокаде Ленинграда, о кровопролитной Сталинградской битве, он весь соткан из эмоций, ощущения героизма, боли потерь и ярости с нашей стороны. Поэтому то, что мы вообще попали с таким фильмом, да еще где много батальных сцен, на достаточно крупный кинофестиваль в нынешнем контексте, когда русскому кино приходится в мире довольно сложно, во всяком случае, уж точно трудно в Европе и Америке, это вообще чудо.

— Как пришло это приглашение, учитывая, что Япония сегодня не входит в число дружественных России стран?

— Могу рассказать. Мы прекрасно понимали, что у фильма, в международную судьбу которого инвесторы вложили немало денег еще в 2021 году и который очень многим нравится, нет шансов выйти в прокат в Европе в нынешней ситуации. И по совету одного нашего большого друга-европейца (не стану называть фамилию, чтобы ему не навредить) мы отправили просмотровку на Токийский кинофестиваль, и фактически сразу оттуда пришел ответ: нам очень нравится фильм, берем его в конкурс.

Кристина Лапшина на съемках фильма «Воздух», 2023 год. Фото: НМГ Кинопрокат/Metrafilms

— Вы упомянули об инвесторах, они тоже из Европы?

— Нет. У картины есть крупный даже не инвестор, а партнер. Продюсеры фильма были абсолютно убеждены, что его ждет успешная прокатная судьба в мире, с учетом этого в съемки были вложены большие деньги и много частных инвестиций. К сожалению, сегодня возврат их представляется маловероятным. Сейчас уже можно сказать, что мы планировали выйти в прокат с «Воздухом» в Америке и очень верили в проект. Не случилось, но ничего страшного, уверен, что фильм со временем доберет в других странах. Да и рано или поздно все изменится, такова жизнь, нет ничего вечного, меняется история, меняется мир. К картине проявили интерес в Китае, огромное по численности население которого по-прежнему ходит в кино. Мы сейчас этим занимаемся, посмотрим, что получится.

— Как известно, «Воздух» снимался достаточно долго. А в какой момент у вас возникла идея обратиться к военной истории?

— Строго говоря, она возникла не у меня. Один человек предложил мне снять картину о девушках-летчицах, и я долго обдумывал предложение, потому что изначально не был уверен, что у меня получится сделать это достойно. За последнее время у нас вышло множество фильмов, касавшихся этой тематики. Много очень неудачных фильмов, которые, на мой взгляд, сделаны спустя рукава. Когда я вижу, что в кадре у летчика на построении не застегнута гимнастерка или пилоты носят американские куртки, которые появились в Советском Союзе значительно позже, или насколько безобразно плохо пошиты костюмы, или замечаю, как неумело сделаны самолеты и в кадре видно, что они фанерные, или наблюдаю стыдную компьютерную графику, хотя авторы фильма придумали объяснение: ой, мы специально так сделали, хотели, чтобы это было похоже на комикс, — у меня возникают вопросы.

В общем, я очень боялся, что со мной случится то же самое, и сначала довольно долго не соглашался, потому что не понимал, какую технологию надо использовать, не знал, как это снять по-другому. А потом согласился. И мы с Леной Киселевой сели писать сценарий. Лена — соавтор Андрона Кончаловского, работала с ним над сценариями фильмов «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Рай», «Грех», «Дорогие товарищи». Мы довольно неторопливо писали сценарий «Воздуха», потом я еще долго его модернизировал. И потихоньку придумал технологию съемок, потихоньку проект, что называется, поехал.

Нас ждала масса всяких сложностей, я не мог подумать, что в России нет самолетов Як-1 и Як-1Б «на крыле», их нет в принципе. У нас имеется много модификаций самолетов Як, но модификаций, летавших в 1941-м, 1942-м вообще нет в живых, их не осталось даже в музеях. Есть лишь более поздние модификации. Я не ожидал, что у нас или где-то поблизости нет «мессершмиттов» «на крыле». Я много чего не предполагал. Все это выяснилось, когда проект был запущен и отступать стало некуда.

В картине реально много эпизодов воздушных боев, бомбардировок, танковых атак. Но мы решили минимизировать компьютерную графику и пережили немало сложностей, придумывая, как это снять. Летающие Яки и «мессершмитты» отыскались в Чехии и Польше. Ребята придумали, что мы будем использовать LED-экраны. Тогда это было в новинку, тогда еще не вышел американский космический сериал «Мандалорец», снятый на LED-экранах. Мы это придумали и протестировали. Наш SFX-, CG- и VFX-продюсер Федор Журов разработал инжиниринг специальных устройств, которые поднимают полноразмерную модель самолета на большую высоту. Большая высота нужна затем, что самолет двигается, летит вверх, вниз, LED-экран тем временем проецирует изображение за кабину. Это не «зеленка», которую надо потом дорисовывать.

Мы все построили, начали снимать. Картина должна была быть летней, но оказалась зимней из-за задержек с финансированием. Я придумал тогда, что аэродром у нас расположится на льду озера, поскольку многие сцены фильма разворачивались на Дороге жизни блокадного Ленинграда. Мы все подготовили, много чего построили, в том числе пункты обогрева. Но та зима в Питере оказалась теплой, снег не лег, не стал лед. Соответственно пришлось переносить аэродром на берег, но в январе-феврале неожиданно разразился сезон штормов — сносило самолеты, нас затапливало. Мы строили взлетные полосы, их заливало водой. Из-за чудовищной погоды приходилось отменять съемки. Мы часто снимали и с самолетов, где были закреплены специальные камеры, но легли плотные туманы, начались аварийные посадки. В общем, огребли чудовищный погодный набор.

Дальше случилась пандемия. Мы остановились посреди снятой на 40 процентов картины, вынуждены были временно распустить группу, а это 250 человек. Ликвидировали декорации, отправили много реквизита в места, где он должен был храниться, и плотно встали. Карантин отменили, но летом мы ничего доснять не смогли, картина ведь была зимне-осенней. Потом мы поняли, что не можем снять настоящие исторические самолеты, потому что ковидные ограничения в Чехии продолжались дольше всего. Через какое-то время перестал выходить на связь один из пилотов Яка, который был принципиально важен в кадре. Через год мы перезапустились, но уже по другой технологии, решили все-таки добавлять компьютерную графику, когда поняли, что не сможем снять настоящий самолет. Надежда на это еще оставалась, но началась СВО, все связи были разорваны.

То есть картина с точки зрения производства оказалась крайне непростой. По большому счету, произошло все то, чего я боялся, поэтому так долго не соглашался ее снимать. Но поскольку мне уже не так мало лет и я отнюдь не дебютант в кино, заложил в бюджет такой процент резервирования, то есть наработки на отказ, что оставшегося ресурса хватило, чтобы завершить съемки. И создать фотореалистичные воздушные бои. Потом долго и мучительно монтировал фильм. Но наши усилия того стоили.

Елена Окопная, Анастасия Талызина, Алексей Герман, Аглая Тарасова и Елена Лядова на Токийском кинофестивале, 2023 год. Фото: НМГ Кинопрокат/Metrafilms

— Как выбирали актеров?

— Девочек искали по всей стране, пересмотрели множество актрис. Кристину Лапшину нашли в Омске, с Аглаей Тарасовой все понятно, Настю Талызину мне посоветовал Константин Эрнст. Было много дебютантов. В эпизодах у нас снимались курсантки академии МВД, академии МЧС, они больше похожи на девочек-летчиц, чем артистки, мне кажется, это очевидно.

Я долго думал, кто сыграет командира полка, потом сказал: а давайте попробуем Сергея Безрукова. Мне всегда казалось, что в нем есть какая-то неукротимая энергия и вообще он большой артист. Всегда относился к шуточкам в его адрес довольно неприязненно. И он действительно великолепно попробовался, в пару к нему, на роль его заместителя, мы позвали артиста Олега Гринченко из Хабаровска. С Леной Лядовой было сразу все понятно. Как и с Антоном Шагиным, мы уже работали вместе.

— Как известно, съемки — процесс нервный и непредсказуемый, режиссер посвящает своему детищу 24 часа в сутки и не имеет возможности отвлечься на что-то постороннее. Что вам потребовалось в себе мобилизовать, чтобы преодолеть все сложности?

— С одной стороны, когда снимаешь картину, ты в концентрации, ты упираешься и толкаешь. С другой — со мной работает прекрасная команда, хороший оператор, моя жена Лена Окопная, выдающийся художник, которая взвалила на себя огромный пласт работы, и если бы она этого не сделала, я бы картину не вытянул. Послушайте, снять фильм — это то же самое, что построить завод.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!» Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!»

Я привыкла рассчитывать на себя, мне так проще

Коллекция. Караван историй
5 недорогих альтернатив психотерапии 5 недорогих альтернатив психотерапии

Можно ли заменить психотерапию?

Psychologies
Соль фа. Что такое фашизм и почему он не нужен ни в каком виде Соль фа. Что такое фашизм и почему он не нужен ни в каком виде

Что представляет собой фашизм с философской и идеологической точки зрения

Maxim
Кесарево сечение и стимуляция окситоцином: как способ рождения влияет на будущее здоровье Кесарево сечение и стимуляция окситоцином: как способ рождения влияет на будущее здоровье

Как обезопасить малыша во время кесарева сечения?

Psychologies
Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас» Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас»

«Когда соглашалась на эту роль, даже не думала, с чем столкнусь»

Караван историй
«Анатомия падения»: гендерная сегрегация на рынке труда как повод для сюжета «Анатомия падения»: гендерная сегрегация на рынке труда как повод для сюжета

История семьи, в которой каждый из супругов вынужден идти на жертвы

Монокль
Охота Дантеса Охота Дантеса

Жорж Дантес — лихой офицер, планировавший себе блестящее будущее в России

Дилетант
Полеты в кино и наяву: как снимали драму «Воздух» Полеты в кино и наяву: как снимали драму «Воздух»

Фильм «Воздух»: как снимали воздушные бои и создавали спецэффекты

ТехИнсайдер
Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были» Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были»

Шакуров очень крутого нрава мужик, а с Наташей у него была полная гармония

Караван историй
Жертва цензуры: как диктатора Антониу Салазара сгубило его любимое детище Жертва цензуры: как диктатора Антониу Салазара сгубило его любимое детище

Глава из книги «Диктатор, который умер дважды» об Антониу Салазаре

Forbes
Александра Ревенко: «Я очень люблю абсурд» Александра Ревенко: «Я очень люблю абсурд»

Александра Ревенко — о восточном подходе к работе и личных границах

Grazia
ТОП-10 самых счастливых стран в мире: новый отчет за 2023 год ТОП-10 самых счастливых стран в мире: новый отчет за 2023 год

Центр Гэллапа оценил, какие страны являются самыми счастливыми в мире

ТехИнсайдер
Могут наследовать имущество и диагностировать болезни: самые необычные факты о собаках. Их нужно знать каждому хозяину! Могут наследовать имущество и диагностировать болезни: самые необычные факты о собаках. Их нужно знать каждому хозяину!

Собаки — поистине удивительные и уникальные существа

ТехИнсайдер
«Мастер и Маргарита»: писатель, его муза и его дьявол «Мастер и Маргарита»: писатель, его муза и его дьявол

«Мастер и Маргарита» Михаила Локшина — лучший фильм для тех, кто не читал роман

Монокль
Принц и нищий: почему скандальный «Солтберн» — хороший фильм? Принц и нищий: почему скандальный «Солтберн» — хороший фильм?

Почему злая сословная драма «Солтберн» стал таким популярным?

Правила жизни
А вы пробовали? Вот как анаболические стероиды вредят здоровью! А вы пробовали? Вот как анаболические стероиды вредят здоровью!

Чем ААС могут быть опасными и почему риски обычно перевешивают любую пользу

ТехИнсайдер
Получите, распишитесь Получите, распишитесь

Как оформить электронную подпись и где ей можно пользоваться

Лиза
Женщина купила брошь за гроши, но украшение стоит десятки тысяч долларов! История удачи Женщина купила брошь за гроши, но украшение стоит десятки тысяч долларов! История удачи

Купленная на ярмарке брошь оказалась дизайнерским украшением

ТехИнсайдер
Вложиться в квадраты. Что нужно знать тем, кто планирует купить жилье в Дубае Вложиться в квадраты. Что нужно знать тем, кто планирует купить жилье в Дубае

Как правильно инвестировать в недвижимость в Дубае

СНОБ
«Утро пчеловода» «Утро пчеловода»

8 непростительных ошибок, из-за которых ты встаешь с утра с отеками

Лиза
Аннелиза Мишель: вся правда о первом в мире задокументированном случае изгнания дьявола Аннелиза Мишель: вся правда о первом в мире задокументированном случае изгнания дьявола

Аннелиза сражалась с демонами большую часть своей жизни

ТехИнсайдер
Chevrolet Silverado. Четыре поколения легендарного пикапа Chevrolet Silverado. Четыре поколения легендарного пикапа

Что сделало дерзкий пикап Chevrolet Silverado таким популярным?

4x4 Club
«Лицо не соответствует душе»: как распознать серийного маньяка — 10 признаков «Лицо не соответствует душе»: как распознать серийного маньяка — 10 признаков

Глава из книги Антуана Касса и Ирины Капитановой «Феномен российских маньяков»

Psychologies
Высшее образование значительно сокращает риск смерти Высшее образование значительно сокращает риск смерти

Образование спасает жизни независимо от возраста, пола и местоположения

ТехИнсайдер
О чем расскажет дом: 5 неочевидных аспектов, которые раскрывают личность хозяина О чем расскажет дом: 5 неочевидных аспектов, которые раскрывают личность хозяина

Как дом характеризует нас в глазах окружающих?

Psychologies
Зачем вино выдерживают в бочках Зачем вино выдерживают в бочках

Почему белые вина выдерживают в дубовых бочках реже красных?

СНОБ
Болиды на солнечных батареях, роботы-гуманоиды и бактерии для добычи алмазов: какими изобретениями запомнился 2023 год Болиды на солнечных батареях, роботы-гуманоиды и бактерии для добычи алмазов: какими изобретениями запомнился 2023 год

Какими изобретениями запомнился 2023 и какие гаджеты доступны человечеству

ТехИнсайдер
Когда нужно отменить запись на маникюр и педикюр: 5 ситуаций, в которых гель-лак не будет держаться на ногтях Когда нужно отменить запись на маникюр и педикюр: 5 ситуаций, в которых гель-лак не будет держаться на ногтях

Ситуации, когда нельзя делать маникюр и педикюр с покрытием

VOICE
«Если любовь требует усилий, она ненастоящая»: 2 типичные ошибки «Если любовь требует усилий, она ненастоящая»: 2 типичные ошибки

Если у нас проблемы, значит, не стоит быть вместе, верно?

Psychologies
«Я все»: зачем маркетологи убеждают нас, что выгорание — это общественная эпидемия «Я все»: зачем маркетологи убеждают нас, что выгорание — это общественная эпидемия

Глава из книги «Я все! Почему мы выгораем на работе и как это изменить»

Forbes
Открыть в приложении