Как Валишев и Иванниковы придумали онлайн-чаты Jivo

ForbesБизнес

Как два выпускника Бауманки построили компанию на полмиллиарда и продали ее «Сберу»

Анна Левочкина

Сооснователи Jivo Николай Иванников (слева) и Тимур Валишев (Фото DR)

Выпускник Бауманки Тимур Валишев хотел вести «живые» беседы с посетителями сайта телеком-компании «Октолайн», которой руководил. Вместе с однокурсником Николаем Иванниковым в 2011 году он придумал онлайн-чат для сайтов Jivo и за 10 лет без внешних инвестиций сделал его крупнейшим в России и одним из самых популярных в мире. Сервис заинтересовал покупателей, и в августе 2021-го Jivo купил «Сбер» за 1,8 млрд рублей.

«Напишите нам, мы онлайн!» — всплывает окошко с зеленым лепестком в правом нижнем углу сайта одного из гипермаркетов с товарами для творчества. Это виджет Jivo, который, по словам его создателя Тимура Валишева, установлен на 256 164 сайтах по всему миру.

Онлайн-чат для общения с посетителями сайтов Валишев вместе с однокурсником Николаем Иванниковым разработал в 2011 году. Сервис почти сразу стал прибыльным и приносил своим основателям сначала десятки, а затем и сотни миллионов рублей выручки в год. Партнеры принципиально не брали деньги у инвесторов, но в августе 2021-го полностью продали Jivo «Сберу» за 1,8 млрд рублей.

Forbes поговорил с сооснователями сервиса и узнал, как двум выпускникам Бауманки удалось без внешних инвестиций построить бизнес на более чем 450 млн рублей на обычном софте и продать его «Сберу» почти за 2 млрд рублей.

Живой сайт

В 2005 году, будучи студентом факультета информатики и систем управления МГТУ имени Баумана, москвич Тимур Валишев устроился программистом в компанию-разработчика решений для IP-телефонии «Светец». Через два года он предложил владельцу этой компании запустить еще один бизнес — услуги виртуальной телефонии и колл-центра для малых и средних предприятий. Так в 2007 году появилась компания «Октолайн», которая вошла в «Светец». На последних курсах университета Валишев стал ее гендиректором и совладельцем: по данным СПАРК, в 2007 году он получил 0,96% юрлица «Новион», под которым работает «Октолайн» (впоследствии его доля увеличилась до 8%).

В 2011 году Валишев заметил, что большая часть пользователей, которые попадают на сайт «Октолайна» по ссылке в рекламных сообщениях, уходят, так и не заказав услуги виртуальной телефонии. Он начал искать онлайн-чат, который позволил бы напрямую спрашивать у пользователей, что не так, и помогать им разобраться в структуре сайта.

По словам предпринимателя, самым популярным российским онлайн-чатом в то время был LiveTex, запущенный петербуржцем Владимиром Бакутеевым в 2011 году. На рынке также существовали зарубежные сервисы Zopim, LiveChat и другие, перечисляет Валишев. LiveTex, по его словам, работал в основном с крупными клиентами и стоил дорого — около 1700 рублей в месяц за одного оператора, который отвечает пользователям в чате. «Сервис [LiveTex] был в два раза дороже простых аналогов», — утверждает в беседе с Forbes основатель сервиса RedHelper (в 2017 году его купил LiveTex) Антон Чернятин. Кроме того, Валишеву не нравился дизайн всех существующих чатов. «Я могу сделать лучше», — решил он и поделился идеей со своим однокурсником и руководителем отдела разработки «Светец» Николаем Иванниковым.

Осенью 2011 года партнеры решили создать собственный сервис — удобный и недорогой чат для общения с посетителями сайтов. Своими клиентами предприниматели видели компании из сферы малого и среднего бизнеса. Название JivoSite, созвучное со словом «живой», предложил Валишев: «Потому что без нашего виджета сайт мертвый, а с ним — живой».

Ради идеи партнеры в том же году ушли из компаний, в которых работали. Бросать стабильно оплачиваемое дело было «боязно, но интересно», признается Иванников. По данным СПАРК, Валишев по сей день владеет 8% «Октолайна». За три месяца вдвоем они разработали первую версию онлайн-чата: Валишев отвечал за интерфейс для пользователей, а Иванников — за внутреннюю часть сервиса. На запуск Валишев потратил около 200 000 рублей из собственных накоплений — они пошли на аренду серверов и покупку макета готового сайта компании на WordPress.

В январе 2012-го, когда первая версия JivoSite была готова, партнеры зарегистрировали юрлицо «Живой сайт». Три четверти в нем получил Валишев, 25% — Иванников. «В нашем тандеме предприниматель — это Тимур, а я скорее исполнитель», — объясняет Иванников.

Сооснователь Jivo Тимур Валишев

Механизм с шестеренками

Партнеры решили работать по модели freemium — часть функций сервиса предоставлять бесплатно, а полную версию продукта сделать доступной по платной подписке. Валишев называет эту бизнес-модель «часовым механизмом с большим количеством шестеренок»: чтобы сделать ее прибыльной, нужно хорошо настроить соотношение платных и бесплатных функций — сервис должен быть полезным для клиента, но при этом выгодным для продавца.

Сперва Валишев придумал сделать платную версию в виде чек-листа, где клиент отмечал нужные ему «фичи» и платил за каждую в отдельности. Но продавать «фичи» при таком формате оказалось сложно — средний чек был низким, признается Валишев. «Каждая галочка в этом листе — дополнительный барьер, надо совершить десять продаж вместо одной каждому клиенту», — объясняет он. Через полтора года Валишев заменил чек-лист на два тарифа — бесплатный и платный, за 490 рублей за одного оператора, который отвечает в чате. Продажи сразу выросли на 30%, уверяет предприниматель.

Первыми клиентами стали знакомые Валишева. На его предложение установить онлайн-чат, к примеру, откликнулся предприниматель Георгий Терновский — на сайтах его магазинов бытовой техники Hausdorf и эллиптических тренажеров «Элептика» до сих пор стоят виджеты Jivo.

Отчетности за 2012-й и 2013 годы работы «Живого сайта» в базе СПАРК нет. Несмотря на долгие поиски удачной модели монетизации, JivoSite почти сразу стал прибыльным и начал окупать сам себя, уверяет Валишев: уже на третий месяц после запуска стартап заработал около 200 000 рублей. Причиной быстрого выхода в прибыль он считает высокую маржинальность своего сервиса и быстрый рост числа клиентов за счет органического трафика. Чтобы привлекать как можно больше клиентов бесплатно, партнеры стали оставлять в бесплатной версии виджета логотип JivoSite и ссылку на собственный сайт (в платной версии логотип можно отключить). В 2013-м к логотипу виджета добавился зеленый лепесток, который нельзя убрать даже платным клиентам. Иванников говорит, что это помогло сделать виджет еще более узнаваемым и закрепить ассоциацию с JivoSite — посетители сайтов стали привыкать к виджету и чаще им пользоваться. По словам Валишева, 70% платных клиентов пришли в Jivo из бесплатных каналов привлечения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Отцы-основатели: почему конфликт наследника с родителями из-за передачи дел неизбежен Отцы-основатели: почему конфликт наследника с родителями из-за передачи дел неизбежен

Наследники обязаны быть непохожими на родителей

Forbes
«Паутинки» и «звездочки»: что такое купероз и как его лечить «Паутинки» и «звездочки»: что такое купероз и как его лечить

Почему появляются звездочки из сосудов и что с ними делать?

РБК
Земля – Орбита. Как отправить свое имя в космос? Земля – Орбита. Как отправить свое имя в космос?

Пластина — 10 на 15 мм, а имен — 22 772. Как всё уместить, Карл?

Популярная механика
«Я не знаю, кто такой Юра Борисов, — в этом весь прикол» «Я не знаю, кто такой Юра Борисов, — в этом весь прикол»

Юра Борисов о фильмах «Бык», «Брат» и «Купе номер 6»

Weekend
Оценивали в $1 млрд, а продадут за $300 млн: почему развалился бизнес магазина матрасов Casper Оценивали в $1 млрд, а продадут за $300 млн: почему развалился бизнес магазина матрасов Casper

История Casper: фирма хотела стать Nike в индустрии сна, но не смогла

VC.RU
Певица года: Манижа Певица года: Манижа

Манижа показала российскому обществу его лицо

Glamour
5 самых странных вещей, которые отдыхающие встречали на пляже 5 самых странных вещей, которые отдыхающие встречали на пляже

Подборка 5 самых странных находок туристов на пляжах

Playboy
Как быть с другом, который пытается сделать из вас своего психотерапевта Как быть с другом, который пытается сделать из вас своего психотерапевта

Наверняка у вас есть такой друг, но вы вряд ли ему противостоите

GQ
Нюхай апельсины, полюби лаванду: 5 привычек, которые изменят жизнь к лучшему Нюхай апельсины, полюби лаванду: 5 привычек, которые изменят жизнь к лучшему

Каждая из этих привычек поможет тебе изменить жизнь к лучшему в рекордные сроки

Cosmopolitan
Пепел миров: как мертвые звезды помогли заглянуть в недра далеких планет Пепел миров: как мертвые звезды помогли заглянуть в недра далеких планет

Американские ученые всмотрелись в остывающие звезды

Forbes
5 ошибок Игоря Яременко, сооснователя AppScience 5 ошибок Игоря Яременко, сооснователя AppScience

Пять самых критичных ошибок сооснователя AppScience

Inc.
Кадровый город: как устойчивая городская среда помогает бизнесу Кадровый город: как устойчивая городская среда помогает бизнесу

Чем комфортнее город, тем вероятнее компания решит проблему дефицита кадров

Forbes
«Ленин» жив. Уроки истории в Мурманском областном театре кукол «Ленин» жив. Уроки истории в Мурманском областном театре кукол

История о корабле и столичные гастроли Мурманского областного театра кукол

СНОБ
Подавленные эмоции: почему они мешают жить и как с этим справиться Подавленные эмоции: почему они мешают жить и как с этим справиться

Подавленные эмоции — это настоящий ящик Пандоры

СНОБ
Физика черных списков: к чему приведет попадание МФТИ под санкции США Физика черных списков: к чему приведет попадание МФТИ под санкции США

МФТИ попал в американский черный список конечных военных пользователей

Forbes
Археологи нашли в Южном Туркменистане поселение цивилизации Окса Археологи нашли в Южном Туркменистане поселение цивилизации Окса

Археологи обследовали участок В Южном Туркменистане

N+1
Под штукатуркой в британском поместье нашли настенные росписи XVI века Под штукатуркой в британском поместье нашли настенные росписи XVI века

Три стены комнаты поместья полностью украсили еще во времена Тюдоров

N+1
Лифт для корабля: как работают судоподъёмники Лифт для корабля: как работают судоподъёмники

Как и когда люди придумали судоподъемники?

Популярная механика
Корейский мастер-класс Корейский мастер-класс

Сияющие ухоженные лица жительниц Кореи – визитная карточка этой страны

Здоровье
5 самых дорогих вещей из знаменитых научно-фантастических фильмов и сериалов 5 самых дорогих вещей из знаменитых научно-фантастических фильмов и сериалов

Самые дорогие кинематографические реликвии

Популярная механика
5 странных поводов для ареста в Японии 5 странных поводов для ареста в Японии

В России на эти преступления не обратили бы внимания. Но не в Японии

Лиза
«Муж отказывается вставать ночью к ребенку, и я пошла на хитрость» «Муж отказывается вставать ночью к ребенку, и я пошла на хитрость»

История героини, на которую обиделся её муж из-за ребенка

Psychologies
Животные и люди: почему разговаривать с домашними питомцами — это нормально? Животные и люди: почему разговаривать с домашними питомцами — это нормально?

Все владельцы домашних животных привыкли разговаривать с любимцами. Но почему?

Cosmopolitan
Комфорт, безопасность и динамика: компания INFINITI представляет в России новый автомобиль QX55 Комфорт, безопасность и динамика: компания INFINITI представляет в России новый автомобиль QX55

INFINITI представляет в России новую модель премиальных кроссоверов QX55

СНОБ
Отвечают головой Отвечают головой

Ruslan Baginskiy – один из самых узнаваемых в мире украинских брендов

Harper's Bazaar
«Создавала такие произведения, что мужи удивлялись»: девять художниц эпохи Ренессанса «Создавала такие произведения, что мужи удивлялись»: девять художниц эпохи Ренессанса

Художницы, которые добились успеха во времена Тинторетто и Питера Класа

Forbes
Чудеса из ничего. Как живет и работает Астраханский ТЮЗ Чудеса из ничего. Как живет и работает Астраханский ТЮЗ

Детские театры: кто в них работает, что там ставят и чем они удивляют

СНОБ
Невеста попросила подруг похудеть к свадьбе, и они обиделись Невеста попросила подруг похудеть к свадьбе, и они обиделись

В погоне за свадьбой мечты легко обидеть гостей

Psychologies
Производители дешёвых «умных» телевизоров зарабатывают больше на торговле данными, чем на продаже техники Производители дешёвых «умных» телевизоров зарабатывают больше на торговле данными, чем на продаже техники

Производители телевизоров сохраняют информацию о действия пользователей

VC.RU
Открыть в приложении