Cтриминговые сервисы множатся и производят огромное количество контента

GQСобытия

Платформы говорят

Российские стриминговые сервисы множатся и производят огромное количество контента. Почему они все равно не оправдывают наших ожиданий и доживут ли они (и мы заодно) до великого кинобудущего?

Текст: Егор Беликов

Весь мир ушел из офлайн-кинотеатров, хлопнув дверью, — теперь там если не опасно, то в любом случае как-то тревожно. И даже если не преувеличивать, то паттерн потребления развлечений определенно сместился в сторону домоседства: каждый уважающий себя консьюмер научился привязывать банковскую карточку к аккаунту Netflix. Теперь осталось понять, зачем платить за расплодившиеся российские онлайн-кинотеатры — все эти наши ответы Западу. Ответы на вопросы, которые России, строго говоря, никто и не задавал.

Возможно, вы удивитесь, но зарубежные игроки (Netflix, Amazon Prime) присутствуют в нашей стране скорее номинально, не на первых местах по доле охвата платящей аудитории. Правят здесь огромные российские капиталы, которые решили по-быстрому отхватить большой кусок от новой пользовательской базы. У «Яндекса» есть «КиноПоиск HD», у «Сбера» — Okko, у «Гапром-Медиа» — Premier, у «Национальной Медиа Группы» — more.tv. МТС основал для себя карманный Kion, «Мегафон» приобрел долю в Start, а в ivi (лидера в этом списке, если судить по текущим замерам) инвестируют Роман Абрамович и ВТБ. Символично, что в данный бизнес решило зайти довольно много компаний, так или иначе сочлененных с государством, но пока что это схватка гигантских и временно невозвратных вложений в какое-то далекое будущее. Так же в свое время действовали первые инвесторы Uber и все того же Netflix, и это дальновидно, ведь главное, что сейчас можно сделать, — выработать у потребителя новые поведенческие привычки. Если люди запомнят, что за вечерней порцией даже не кино или сериалов, а контента надо лезть не на привычный YouTube, а на условный ivi, то это будет намного ценнее, чем сиюминутная прибыль. Совершенно точно можно сказать, что ни один российский онлайн-кинотеатр еще не перешел на самоокупаемость — но при этом надо понимать, что наши нетфликс-эпигоны вслед за своим вдохновителем по минимуму делятся собственной статистикой и финансовыми результатами.

Сегодня, по сути, золотые времена для всех российских кинопродюсеров, и неизвестно, сколько такая лафа еще продлится. Несмотря на турбулентный прокат полного метра, несмотря на то что на сериал куда сложнее получить дотации от Минкульта и Фонда кино, на стадию производства сейчас переходит какое-то рекордное число проектов, а значит, для них для всех находится некая кормовая база. Возможно, раньше все это снималось для ТВ и теперь просто стало заметнее для зрителя, окончательно расквартировавшегося в интернете, — но ощущение переполненности эфира однозначно есть. Разные сервисы перебирают все подходящие варианты по производству контента — именно контента, потому что это уже не только кино. В ход идут и артхаус, и телетеатр (Okko пытался снимать на камеру несколько спектаклей, спродюсированных Иваном Вырыпаевым), и стендап, и документалистика уровня YouTube-расследований, и спортивные трансляции. Впрочем, этот путь не нов: Netflix тоже промышляет подобным, заказывая себе иногда пошлейшие (по-ожеговски) реалити-шоу в духе Too Hot to Handle. Печально лишь, что за всем этим радостным производственным бумом упускается что-то важное. Конечно, не было больших надежд, что за разливом бюджетов последует расцвет отечественного киноискусства, но то, что происходит, — это все же неправильно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Внимание на экран Внимание на экран

Почему человеческое внимание теперь ценится больше человеческой жизни

Esquire
5 сериалов, которые помогут перенести новый локдаун 5 сериалов, которые помогут перенести новый локдаун

Несколько сериалов, остановиться смотреть которые практически невозможно.

GQ
Вид сверху: как и зачем кино летает над землей Вид сверху: как и зачем кино летает над землей

Фильмы о полетах и пилотах

GQ
Поезд с двумя неизвестными Поезд с двумя неизвестными

«Купе номер 6» как финский взгляд на русские 90-е

Weekend
Тимоти Шаламе Тимоти Шаламе

Правила жизни актера Тимоти Шаламе

Esquire
Не выходит: 7 причин возникновения запора и как с ними бороться Не выходит: 7 причин возникновения запора и как с ними бороться

Какими могут быть причины запора и что с этими причинами делать

Cosmopolitan
15 мыслей Игоря Бутмана 15 мыслей Игоря Бутмана

Игорь Бутман — о возрасте, тишине, кино и Моргенштерне

GQ
Профессия – стример: как делать деньги на прямых эфирах Профессия – стример: как делать деньги на прямых эфирах

Как стать стримером

Cosmopolitan
Цой жив Цой жив

Виктор Цой погиб в автокатастрофе в Юрмале 15 августа 1990 года

Esquire
Что недоговаривают производители умных телевизоров: учимся читать между строк Что недоговаривают производители умных телевизоров: учимся читать между строк

Что нужно учесть при покупке Смарт-ТВ

CHIP
Марк Цукерберг Марк Цукерберг

Правила жизни создателя Facebook Марка Цукерберга

Esquire
Я бы в блогеры пошел… Я бы в блогеры пошел…

Как выстроить отношения с юным блогером, который живет в соседней комнате?

Psychologies
Без маски Без маски

Совсем другой Уилл Смит

GQ
Наталия Мещанинова — о сериале «Пингвины моей мамы», преследовании комиков, женском кино и приемных детях Наталия Мещанинова — о сериале «Пингвины моей мамы», преследовании комиков, женском кино и приемных детях

Режиссер Наталия Мещанинова — о юморе, школе и о непрофессиональных актерах

Esquire
Девушка Мороз Девушка Мороз

Короткая платиновая стрижка, точеные скулы, шрам, похожий на иероглиф

Esquire
«Я больше не боюсь ездить в лифте»: как гипноз спасает от панических атак «Я больше не боюсь ездить в лифте»: как гипноз спасает от панических атак

Как работает гипноз и может ли он действительно помочь?

Psychologies
Владимир Сорокин Владимир Сорокин

Правила жизни Владимира Сорокина

Esquire
Фантастические беспилотники и где они обитают Фантастические беспилотники и где они обитают

Если вы давно хотели прокатиться на беспилотнике, мы расскажем, где их искать

Популярная механика
Сам себе режиссер Сам себе режиссер

История самого кинематографичного во Франции побега из тюрьмы

GQ
Последнее свободное место Америки. Фотоистория Последнее свободное место Америки. Фотоистория

Город-призрак Слэб-Сити — трейлеры, скитальцы и разбитые надежды

Esquire
Разгадки природы Разгадки природы

Семь чудесных тайн природы, которые перестали быть тайнами

Maxim
Тебе уже 18, мне — всего 36! Особенности отношений с женщинами младшего возраста Тебе уже 18, мне — всего 36! Особенности отношений с женщинами младшего возраста

Как выстроить отношения с девушкой, которая сильно моложе тебя?

Maxim
К чему приведет одержимость соцсетями. Меган Анджело: Подписчики К чему приведет одержимость соцсетями. Меган Анджело: Подписчики

Отрывок из антиутопии «Подписчики» о разрушительном влиянии соцсетей

СНОБ
Советская ведьма: как графиня Мария Капнист после ГУЛАГа сделала карьеру в кино Советская ведьма: как графиня Мария Капнист после ГУЛАГа сделала карьеру в кино

Она видела, как убивали ее родственников, прошла ГУЛАГ и стала знаменита

Cosmopolitan
7 самых скандальных секс-обычаев древнего Египта 7 самых скандальных секс-обычаев древнего Египта

Клеопатра не просто так стала одной из самых знаменитых любовниц в истории

Maxim
Фильмы и сериалы, которые — случайно или нарочно — учат зрителей плохому Фильмы и сериалы, которые — случайно или нарочно — учат зрителей плохому

Иногда киноделы могут случайно научить опасным вещам

Maxim
Край гор и долин Край гор и долин

Почему Судеты стали яблоком раздора

Дилетант
Дал бог зайку, но за что? Честные сериалы про материнство Дал бог зайку, но за что? Честные сериалы про материнство

Подборка честных сериалов о материнстве, которые рассказывают все как есть

Cosmopolitan
Состав косметики: на что обращать внимание при выборе Состав косметики: на что обращать внимание при выборе

Каждый потребитель косметических средств хотя бы раз ошибался при выборе

РБК
Страховка «без границ» Страховка «без границ»

К 2030 году Россия должна войти в число мировых лидеров по экспорту

РБК
Открыть в приложении