Почему айтишники считают премьера Михаила Мишустина главным CIO страны

ForbesHi-Tech

Системный администратор

Почему айтишники считают премьера Михаила Мишустина главным CIO страны.

Текст Сергей Титов

В середине января 2020-го у заместителя руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Алексея Оверчука ночью зазвонил мобильный. На экране высветился номер его шефа Михаила Мишустина, на часах было два ночи. Мишустин сбивчиво извинился за поздний звонок и попросил давнего соратника подменить его на панели Гайдаровского форума, посвященной цифровизации налоговой службы. На подготовку оставалось несколько часов, но Оверчук согласился. Во-первых, причина была вполне уважительной: с утра Мишустина ждали в Думе, а во-вторых, об одолжении просил без пяти минут премьер-министр. Назначение Мишустина принято объяснять его успехами в реформировании ФНС и сборе налогов. Достичь этого во многом удалось за счет любви Мишустина к технологиям. Новый премьер начинал карьеру айтишником и, несмотря на 20-летний стаж чиновника, считается в IT-сообществе своим человеком. Как Мишустин заслужил славу главного CIO (chief information officer, директор по IT) страны?

Силовая тяга

Будущий премьер родился в подмосковной Лобне, где традиционно жили работники аэропорта Шереметьево. Родители Мишустина не были исключением: отец был начальником службы бортпроводников «Аэрофлота», а мать — медсестрой, она проводила медобследования пилотов перед вылетом. По словам знакомого Мишустина, его отец возглавлял в Шереметьево партком бортпроводников, а до «Аэрофлота» работал комендантом посольств СССР в Афганистане и Болгарии.

Мишустина авиация не интересовала. После школы он поступил в Московский станкостроительный институт (Станкин) на кафедру автоматизированного проектирования и управления (сейчас кафедра информационных технологий и вычислительных систем). Профессор Евгений Фролов, дипломный руководитель Мишустина, запомнил его как энергичного «математически грамотного» парня с темными кучерявыми волосами, который постоянно рассказывал о своем компьютерном клубе: «Было необычно: студент, а чем-то руководит».

В Международный компьютерный клуб (МКК) Мишустина позвал выпускник экономфака МГУ и однокурсник Егора Гайдара Левон Амдилян. Идея клуба родилась в стенах Всесоюзного общества «Знание» в 1988-м. Для многих советских предприятий, особенно оборонных, доступ к передовым западным технологиям был осложнен. Мостиком должен был стать МКК, созданный с разрешения КГБ и под эгидой «Знания», замглавы которого был бывший руководитель КГБ Владимир Семичастный. Амдилян, который курировал в «Знании» научно-технический прогресс, стал гендиректором, а учредителями выступили около 20 госучреждений, внесшие в капитал 6 млн рублей.

«Это были бешеные деньги», — говорит Амдилян. Для сравнения: аренда ТУ-134 для полета на выставку в Минск и обратно обошлась МКК в 2000 рублей. С Мишустиным он познакомился в 1988 году на компьютерной выставке в московском Центре международной торговли (ЦМТ). Там Амдилян договорился с английской JBL Electronics о передаче МКК нескольких компьютеров для тестов. Мишустин же молниеносно организовал доставку техники на Лубянку в Политехнический музей, где располагалось «Знание». Молодой айтишник с несколькими однокурсниками ночи напролет просиживал в Политехе за компьютерами, изучая MS-DOS и программы. Как-то раз в Политех нагрянули чекисты, вспоминает Амдилян: центральное здание КГБ находилось в 20 м от Политеха, и их аппаратура засекла подозрительную активность электроники в музее по ночам. Чтобы уладить дело, пришлось привлекать Семичастного. Впрочем, на Мишустине скандал не сказался, и вскоре он возглавил тестовую лабораторию МКК.

IT-конференции свели Мишустина с российскими и зарубежными игроками (на фото с вице-президентом IBM Джоном Сойрингом)

IT-тусовка в Сочи

Шел сильный дождь, капли безжалостно били по лобовому стеклу и крыше автомобиля. Поздней осенью 1989 года Мишустин и Амдилян везли дочь последнего в детский сад. В дороге Амдилян делился впечатлениями от поездки на зарубежную конференцию со звездами мирового IT. И вдруг предложил Мишустину организовать нечто подобное в СССР. Тот без раздумий согласился.

Первую IT-конференцию МКК провел в июне 1990 года. На открытие в ЦМТ приехал Филипп Кан, глава компании Borland (тогдашний конкурент Microsoft) и «Илон Маск того времени в программном и компьютерном мире». Была и «мама русского интернета» Эстер Дайсон, а также представители IBM, Apple, Intel. Успех был оглушительным, вспоминает Амдилян. В МКК же не все шло гладко, рассказывает Амдилян: у учредителей было свое видение, как тратить вложенные средства, и они то и дело вмешивались в работу. Вопрос решился сам собой, когда инфляция, захлестнувшая страну после распада СССР, «превратила 6 млн рублей в труху». Тогда Амдилян зарегистрировал новый МКК и стал самостоятельно проводить IT-конференции. И снова позвал Мишустина.

Из рядового сотрудника Мишустин быстро превратился в «генератора идей»: придумывал тематику конференций, искал и приглашал спикеров, привлекал участников. Для статуса Амдилян назначил его председателем правления: «Мы же общались с иностранцами, они все были CEO, Chairman’ы». Вскоре интерес зарубежных IT-звезд к зарождающемуся российскому рынку ослаб. Зато на нем появились игроки, которые могли делиться опытом, говорит Амдилян: «Как они возят, таможат, выстраивают цепочки дистрибуции». Ежегодные форумы МКК переориентировались на Россию и переехали в Сочи, где незадолго до этого открылась гостиница «Рэдиссон Лазурная».

Там собиралась вся «IT-тусовка Москвы», рассказывает сооснователь «Параграфа» Георгий Пачиков. По его словам, Мишустин умудрялся собрать вместе самых разных людей: «Даже тех, кто друг друга терпеть не могли». Мишустин знал «буквально всех», подтверждает гендиректор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов: «Был плоть от плоти этого сообщества». Это было уникальное место, вспоминает основатель

ABBYY Давид Ян: «Конкуренты, партнеры, все на два дня собирались и неформально общались, пели песни под гитару». К вечеру, после панельных дискуссий гости перемещались в лобби гостиницы, где Мишустин мог сесть за рояль и начать играть джаз. При этом, как говорят его знакомые, он не учился нотной грамоте, а мелодии подбирал на слух. По словам Ашманова, форум «бурлил» около десяти лет, но популярность его упала после того, как фокус IT-индустрии сместился в сторону интернета. Впрочем, организаторы успели заработать «приличные деньги», считает Ашманов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Великий и сбежавший Великий и сбежавший

Бывший глава Renault Карлос Гон снова готовится покорить мир

Forbes
Одиночки не одиноки Одиночки не одиноки

Нам часто кажется, что те, у кого нет семьи, страдают от одиночества

Psychologies
Кризис управления Кризис управления

Государство не может потратить триллионы рублей, но продолжает отъем денег

Forbes
Как уложить волосы, если вы только начали их отращивать Как уложить волосы, если вы только начали их отращивать

Разбираемся, что делать, когда ваша шевелюра напоминает львиную гриву

GQ
Мировой уровень Мировой уровень

Пять глобальных предпринимателей из России, известных далеко за пределами Рунета

Forbes
Поколение девяностых: особенности и пунктики Поколение девяностых: особенности и пунктики

Кто они, дети Интернета, мобильника и безоблачного кондиционера над головой?

Maxim
Уроки испанки Уроки испанки

Как экономика переживет «неожиданную остановку»

Forbes
Каково это — побывать на миланской неделе моды, не имея никакого отношения к миру моды Каково это — побывать на миланской неделе моды, не имея никакого отношения к миру моды

Мир моды — он правда такой загадочный?

Esquire
Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
Как стать бодипозитивной за 60 секунд (даже если ты против) Как стать бодипозитивной за 60 секунд (даже если ты против)

Как быстро и просто стать сторонником бодипозитива и зачем это нужно

Cosmopolitan
Настоящий полковник Настоящий полковник

Строительный и вещевой рынки сделали Владимира Лещикова миллиардером

Forbes
Пять самых дальнобойных супер-винтовок в мире Пять самых дальнобойных супер-винтовок в мире

Мы отобрали пять крутейших винтовок всех времен и народов

Популярная механика
Бедный мальчик Бедный мальчик

Кто помогает Абрамовичу-младшему заниматься бизнесом

Forbes
Закон и порядок Закон и порядок

Потомственный юрист показала квартиру своей семьи на Котельнической набережной

AD
Kosmo как предчувствие Kosmo как предчувствие

Как реконструкция офисного здания может способствовать его выгодной продаже

Forbes
«Придут и затопчут»: почему стартапы не выдерживают конкуренции с «Яндексом», Mail.Ru Group и Сбербанком «Придут и затопчут»: почему стартапы не выдерживают конкуренции с «Яндексом», Mail.Ru Group и Сбербанком

Почему конкурировать с гигантами оказалось не под силу независимым игрокам?

Forbes
Большой развод Большой развод

Почему адвокат Александр Добровинский неизменно появляется на публике в бабочке

Forbes
Визажист Рианны — о том, как выбирать тон и что будет в моде в 2020 году Визажист Рианны — о том, как выбирать тон и что будет в моде в 2020 году

Интервью с визажистом Рианны — Присциллой Оно

Cosmopolitan
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
«Позвольте, я вас покритикую»: как распознать и остановить хамство на рабочем месте «Позвольте, я вас покритикую»: как распознать и остановить хамство на рабочем месте

Хамство — самый доступный способ самоутвердиться за счет другого человека

Forbes
Game over Game over

Как разработчик игр компания Nexters за год выросла в 15 раз

Forbes
Однажды в Голливуде Однажды в Голливуде

Дизайнер Келли Уирстлер для своей книги обновила дом в Беверли-Хиллз

AD
Кино, кино и домино Кино, кино и домино

Два брата дают вторую жизнь заброшенным советским кинотеатрам в Москве

Forbes
Нужно ли вам с девушкой расстаться? 4 признака, что это лучший выход Нужно ли вам с девушкой расстаться? 4 признака, что это лучший выход

Пора признаться себе, что все кончено

Playboy
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф

Очерк второй. Эйнштейн против Паули. Единая теория поля

Наука и жизнь
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Страйкбол: что это за игра и чем отличается от пейнтбола Страйкбол: что это за игра и чем отличается от пейнтбола

Что нужно для страйкбола, если ты захочешь попробовать поучаствовать

Playboy
Минимализм для миллениалов Минимализм для миллениалов

Новый дизайн упаковки увеличил продажи Брянского молочного комбината

Forbes
10 фактов о Бобе Марли 10 фактов о Бобе Марли

Вспоминаем самые интересные эпизоды из биографии Боба Марли

GQ
Открыть в приложении