Какова роль «Роснефти» в успехе партнеров Сергея Сударикова и Романа Авдеева

ForbesБизнес

Правильная прикормка

Финансист Сергей Судариков объединил свой бизнес с Романом Авдеевым и тоже стал миллиардером. Какова роль «Роснефти» в успехе партнеров?

Текст Дмитрий Яковенко

Владелец инвестгруппы «Регион» Сергей Судариков очень любит рыбалку. Первую рыбу он поймал в трехлетнем возрасте вместе с отцом, сейчас предпочитает вылавливать тайменя и семгу, добычу часто выпускает обратно в реку. Ментальная связь с друзьями на рыбалке, уверен Судариков, помогает не только хорошо провести время, но и начать новый бизнес. У его партнера миллиардера Романа Авдеева иные интересы: йога, триатлон и турпоходы с семьей — у бизнесмена 23 ребенка, из них 17 усыновлены.

Что их объединяет? Несколько лет назад Московский кредитный банк Авдеева начал тесно сотрудничать с «Роснефтью», а «Регион» Сударикова уже не менее десятилетия структурирует для нефтяной компании важные сделки. Полтора года назад бизнесмены договорились объединить бизнес. В 2021-м Forbes оценивает состояние Сударикова в $1,2 млрд. Как доверие крупнейшей нефтяной компании России помогло ему войти в глобальный список Forbes?

Кузбасс на связи

Звонок из Москвы заставил сотрудников кемеровской компании «Ценные бумаги Кузбасса» (ЦБК) основательно понервничать. Собеседник в трубке сообщил, что представляет инвесткомпанию «Регион», и предложил сотрудничать. Дело в том, что буквально за несколько часов до этого офис «Региона» покинул сотрудник ЦБК с пачкой векселей, после чего на связь не вышел. Шел 1996 год, и сотрудники инвесткомпаний нешуточно рисковали, перемещаясь по стране с ценными бумагами на сотни тысяч долларов в кожаных портфелях. Вскоре все прояснилось. Оказалось, что менеджер ЦБК отлучился из офиса «Региона» и забыл свой портфель с кемеровскими газетами у стола нового сотрудника Сергея Сударикова, а тот о визите человека из Кемерова ничего не знал, заинтересовался региональной прессой и, найдя на полосах объявление о том, что ЦБК торгует ценными бумагами, не преминул им воспользоваться.

Судариков пришел в «Регион» по приглашению основателя инвесткомпании Александра Рудика, с которым учился на мехмате МГУ и жил в одной комнате в общежитии. До прихода в «Регион» Судариков пробовал силы в книжном бизнесе и недолго работал в небольшом Элком-банке. Будущий миллиардер начинал как обычный трейдер: делал в день десятки звонков по телефону с предложением продать или купить ценные бумаги. В 1990-х в ходу было много долговых ценных бумаг, например векселей или казначейских обязательств, вспоминает Судариков. Их выпускали и Минфин, и региональные предприятия, в том числе для взаиморасчетов. Из провинции в Москву постоянно приезжали сотрудники региональных банков и предприятий, чтобы продать или купить такие бумаги. Многие из них шли в офис «Региона».

Через пару лет Судариков стал коммерческим директором «Региона», а в 2002-м возглавил компанию. Собеседники Forbes вспоминают «Регион» той поры как по-хорошему агрессивную компанию, лидера вексельного рынка. Среди ее клиентов были региональные правительства и средние компании, например «Ютэйр», «Адмиралтейские верфи», «Красная орхидея». Для них «Регион» организовывал облигационные займы и вексельные программы.

Параллельно компания развивала бизнес по управлению активами. В 2002 году начал формироваться рынок негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — правительство ввело понятие накопительной пенсии и позволило гражданам самостоятельно распоряжаться деньгами, идущими на ее формирование. «НПФ по своей природе консервативный инвестор. А поскольку мы всегда в большей степени занимались долговым рынком, нам быстро удалось собрать клиентскую базу. В какой-то момент с нами работало более 30 фондов», — вспоминает Судариков. Среди клиентов были фонды «Сургутнефтегаза», правительства ХМАО, Сбербанка и «Нефтегарант», принадлежавший «Роснефти». Именно этот фонд помог «Региону» пробиться в высшую лигу.

Свой «Регион»

Кризис 2008 года чуть не поставил крест на деятельности «Региона». После краха Lehman Brothers 15 сентября российский фондовый рынок обвалился, а банки начали массово закрывать лимиты на контрагентов. К ноябрю неисполненные обязательства «Региона» превышали 2 млрд рублей, кредиторы, среди которых были Газпромбанк и Новикомбанк, подавали иски, а команда группы, оказавшись с портфелями неликвидных облигаций на руках, пыталась продать их с огромным дисконтом. Судариков вспоминает, что работать приходилось по 20 часов, за день команда могла провести до 30 встреч: «Объясняли ситуацию, пытались удержать клиентов. Возврат каждого клиента — это по большому счету был праздник: собирались вечером и открывали бутылку шампанского».

Ситуацию удалось выровнять в течение нескольких месяцев, а кризис близко свел Сударикова с рядом клиентов, например Сергеем Королем, главой компании «РН-Траст», управлявшей деньгами «Нефтегаранта». Уроженец Новосибирска Король в первой половине 2000-х работал в московском офисе БКС, а затем познакомился с главным казначеем «Роснефти» Петром Лазаревым и сначала возглавил «РН-Траст», а затем стал совладельцем компании. Знакомый Короля говорит, что тот был не просто управляющим пенсионными деньгами нефтяной компании, но и доверенным лицом Лазарева.

«Очень показательно — это был один из немногих клиентов, которые не только не побежали в кризис, но и начали увеличивать обороты, — рассказывает Судариков о Короле. — Мы часто встречались в самые тяжелые месяцы 2008 года, общались по вопросам бизнеса, он меня по-человечески очень поддерживал». И когда Судариков решил развивать собственный проект, он позвал в него Короля. Это произошло во второй половине 2010 года, когда «Регион» окончательно рассчитался по всем долгам и у Сударикова появилось желание реализоваться в собственном бизнесе.

Рудик к тому времени отдалился от дел. В начале 2000-х он несколько лет работал вице-губернатором Иркутской области, затем погрузился в проекты в лесном хозяйстве и агропроме. На известие об уходе ключевого управленца Рудик отреагировал неожиданно. «Когда я подошел к Саше и начал с ним говорить о том, что собираюсь уйти в свободное плавание, он мне предложил выкупить «Регион». И я эту идею воспринял очень позитивно», — рассказывает Судариков. С Рудиком они расстались друзьями и сохраняют теплые отношения. Сделку закрыли летом 2011 года, ее сумма не раскрывается. Судариков получил в «Регионе» 45%, столько же досталось Королю, еще 10% — Сергею Жуйкову, который строил в группе бизнес по управлению активами. Король внес «РН-Траст» в капитал «Региона», а еще при Рудике группа выкупила у Всероссийского банка развития регионов (ВБРР, дочерний банк «Роснефти») управляющую компанию «Портфельные инвестиции» с активами на 18 млрд рублей.

В 2014 году «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к «Региону» и «Роснефти», писали, что у Петра Лазарева, в 2011 году ставшего финансовым директором нефтяной компании, мог быть личный интерес в «Регионе». Глава крупной управляющей компании говорит, что Лазарев был там скорее идейным вдохновителем процессов. К примеру, Сергей Король начал развивать в группе направление прямых инвестиций. Одним из первых проектов стала реконструкция Гумбейского щебеночного завода в Челябинской области. Владелец завода, компания «ЭнергоАльянс» перешла в собственность «Региона» в июне 2011 года, а перед этим ее владельцем недолго был Лазарев. «Мы участвовали в реструктуризации этого непрофильного актива, в настоящее время он нам не принадлежит», — лаконично сообщил Судариков. Еще одна компания, «Арктик ресурс», должна была построить рыбоперерабатывающий завод на острове Шпицбергене. В 2011–2012 годах ее возглавлял Леонид Демченков, он рассказал Forbes, что в компанию его пригласил лично Лазарев, который также якобы оказывал лоббистскую поддержку проекту в правительстве. «Это был один из проектов ГК «Регион» в сфере прямых инвестиций. Мы о них заявляли в публичной сфере. К сожалению, не выстреливший в силу многих обстоятельств. В том числе и кадровых. Леонид Демченков — недобросовестный человек, выгнанный из компании, говорит абсолютную ерунду, которую не стоит комментировать», — прокомментировал Судариков.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Увидеть возможности Увидеть возможности

Малоизвестные истории о том, как общество реагирует на новые ситуации

Forbes
Топ-9 компьютерных игр про СССР Топ-9 компьютерных игр про СССР

Виртуальный коммунизм и виртуальная клюква ждут тебя! Компьютерные игры про СССР

Maxim
Письмо будущему себе Письмо будущему себе

Как мы попадаем в эмоциональные ловушки на фондовом рынке

Forbes
Любимые мужчины Ветлицкой, Овсиенко и других солисток группы «Мираж» Любимые мужчины Ветлицкой, Овсиенко и других солисток группы «Мираж»

Браки и интрижки солисток группы «Мираж»

Cosmopolitan
Ё-моё, сани и бутылка водки Ё-моё, сани и бутылка водки

Что изобретают и патентуют богатейшие люди России

Forbes
Устройство мозга древнейших людей оказалось ближе к обезьяньему Устройство мозга древнейших людей оказалось ближе к обезьяньему

Это не помешало им стать первыми людьми, покинувшими Африку

N+1
Кабинет для фрилансера Кабинет для фрилансера

Юрист из Харькова зарабатывает на автоматизации работы с внештатниками

Forbes
Анастасия Спиридонова: «Женщина может быть красивой в любом весе» Анастасия Спиридонова: «Женщина может быть красивой в любом весе»

Анастасия Спиридонова – о своих детских комплексах и экспериментах с диетами

Здоровье
Ключевые решения Ключевые решения

Сын владельца «Ташира» возглавил в холдинге отца направление жилой недвижимости

Forbes
Венчурный инвестор подсел на наркотики, азартные игры и женщин. Сможет ли он исцелиться и заслужить прощение? Венчурный инвестор подсел на наркотики, азартные игры и женщин. Сможет ли он исцелиться и заслужить прощение?

Подробный бизнес-план буйного кутежа

Inc.
Дресс-код доступа Дресс-код доступа

Как теперь понять, по какой «одежке» встречают в приличном обществе

Forbes
Тайный сын: муж скрывал от меня рождение ребенка Тайный сын: муж скрывал от меня рождение ребенка

Измена — большое испытание в жизни пары

Psychologies
Громкий стереозвук Громкий стереозвук

Какой бизнес строит миллиардер Андрей Андреев

Forbes
Ловец хакеров: как программист Юрий Максимов без сторонних инвестиций создал компанию по кибербезопасности с миллиардной стоимостью Ловец хакеров: как программист Юрий Максимов без сторонних инвестиций создал компанию по кибербезопасности с миллиардной стоимостью

Программист, который самостоятельно создал компанию с миллиардной стоимостью

Forbes
«Для народа свобода не стала ценностью» «Для народа свобода не стала ценностью»

Валентин Юмашев рассказывает о своей работе с Борисом Ельциным

Forbes
Первому игроку приготовиться Первому игроку приготовиться

Два сильнейших персонажей из мира киберспорта

Esquire
Мастер-класс по трубе Мастер-класс по трубе

Как отношения с властью помогают Дмитрию Пумпянскому в его бизнесе

Forbes
Подземные жадины Подземные жадины

Как дразнили друг друга пассажиры метро

N+1
Не в моем дворе Не в моем дворе

Как психология NIMBY привела к жилищному кризису в США

Forbes
Ботсванский метеорит оказался частью астероида Веста Ботсванский метеорит оказался частью астероида Веста

Состав ботсванского метеорита указал на возраст кратера Вененейи

N+1
Призывная комиссия Призывная комиссия

Служба в армии приводит к экономическим издержкам, которых можно было избежать

Forbes
Больше жертв — больше героизма? Больше жертв — больше героизма?

После Второй мировой СССР официально был признан одной из пяти великих держав

Дилетант
Замечания по адресу Замечания по адресу

Какую роль играет адрес в жизни человека, здания или учреждения

Forbes
Прекрасные перспективы Прекрасные перспективы

Проект в стиле французской классики с контрастными современными элементами

SALON-Interior
Ошибки резидентов Ошибки резидентов

Почему голландский Spar лихорадит в России

Forbes
«Бедность наследуется»: правда ли это? «Бедность наследуется»: правда ли это?

Обречены ли вы на наследственную бедность и можно ли сломать этот сценарий?

Psychologies
100 самых сексуальных женщин страны: 52-1 100 самых сексуальных женщин страны: 52-1

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
На австралийских бумерангах нашли следы обработки камня На австралийских бумерангах нашли следы обработки камня

Археологи: бумеранги использовались и оружие, и как инструмент для камня

N+1
Фонды чемпионов Фонды чемпионов

Сколько платят боксерам, бойцам ММА и поп-ММА в России и за ее пределами

Forbes
Данные претендентов на кредиты «Дом.РФ» утекли в интернет Данные претендентов на кредиты «Дом.РФ» утекли в интернет

Более 100 000 записей с данными «Дом.РФ» выставили на продажу в интернете

Forbes
Открыть в приложении