Как поисковик превратился в экосистему

ForbesHi-Tech

Яндекс. Эксперименты

Как поисковик превратился в экосистему и что это такое.

Текст Александр Баулин
Фото Семен Кац для Forbes

Двадцать четвертого мая 2011 года сооснователь российского поисковика «Яндекс» Аркадий Волож покинул здание биржи NASDAQ на Times Square в Нью-Йорке долларовым миллиардером. Размещение акций компании, которую он с Ильей Сегаловичем создавал почти 20 лет, прошло по верхней границе ценового диапазона. Инвесторы были в восторге от их детища: в ходе IPO его оценили в $8 млрд. В первый же день торгов акции подорожали на 55%. «Яндекс» и его владельцы привлекли $1,3 млрд — это был второй после IPO Google результат для интернет-компаний.

Самый популярный поисковик России (на него приходилось 64% запросов россиян в интернете) зарабатывал на рынке интернет-рекламы. В 2010 году его объем составил 27 млрд рублей, а в 2017-м — уже 166,3 млрд рублей. Но вот уже несколько лет интернет-рекламы для развития компании недостаточно. «Яндекс» стал уступать Google долю в российском поиске. «Ту компанию, которая провела IPO, построило мое поколение менеджмента — «старички», которым уже под 50 лет, — рассуждает в интервью Forbes 54-летний создатель «Яндекса». — И они уже свое большое дело в жизни сделали и свое заработали. Следующее поколение менеджеров должно двигать компанию дальше». После IPO среди сотрудников «Яндекса» оказалось 132 долларовых миллионера.

Каким Волож видит «Яндекс» следующего поколения? Это уже, конечно, не только и не столько поисковик, а скорее экосистема, где вырастают новые сервисы и бизнесы, которые начинают подпитывать весь этот организм не только финансово, но и технологически. На первый взгляд, Google делает то же самое. Однако 41-летний директор по технологиям «Яндекса» Михаил Парахин такое сравнение с ходу отвергает: «Мы все время объясняем инвесторам, что мы не Google of Russia, а Кремниевая долина или даже все Западное побережье. «Яндекс» — это такая агломерация Amazon, Google, Uber. У Google есть поиск, но нет ретейла и такси. У нас нет YouTube, но есть «Такси», «Музыка», «Авто.ру» и т. д.».

Волож уверен, что без трансформации компания застряла бы, стагнировала и ничего бы не стоила. Конечно, он преувеличивает. «Яндекс» по-прежнему зарабатывает на своей изначальной рекламной модели: 84 млрд из 94,1 млрд рублей выручки компании в 2017 году принес поиск. Но новые сервисы, такие как классифайды и такси, растут со скоростью 60% и даже 111% в год (соответственно). На NASDAQ «Яндекс» стоит $11 млрд, и примерно треть этой капитализации, по оценке Воложа, уже приходится на «Яндекс.Такси», «Яндекс.Маркет» и др. Менеджеры этих сервисов и новых экспериментов «Яндекса» отлично мотивированы и готовы работать круглосуточно. Forbes выяснял, как Волож выращивает новое поколение миллионеров «Яндекса».

Аркадий Волож, сооснователь и акционер «Яндекса»

Взаимное обогащение

Экосистема «Яндекса» в понимании Воложа — это что-то вроде платформы для полета на Марс, но не с Земли, а уже с орбиты. Для разработки современных сервисов нужна серьезная инфраструктура — огромные дата-центры, куча машин и сотрудники. Если сервис делают не пять, а 50 или тем более 500 человек, нужно средство разработки, которое позволяет им каждый день скоординированно разрабатывать один софт. У «Яндекса» есть такие возможности.

Инфраструктуру новых проектов не нужно разрабатывать с нуля: когда запускается очередной сервис, все имеющиеся в компании технологии находятся в распоряжении внутреннего стартапа. Например, когда сервису «Яндекс.Дзен» понадобилась система рекомендаций, движок и весь machine learning взяли у «Яндекс.Музыки». Каршеринг «Драйв» пользуется картами «Яндекса», а голосовой помощник «Алиса» легко встраивается в навигатор, поисковое приложение и браузер. Эта технологическая платформа значительно лучше Open Source, уверяет Волож. «Есть и другие компоненты экосистемы, которые мы распространяем внутри всех этих компаний: бренд, бэк-офис, рекламная сеть», — рассказывает операционный директор компании Грег Абовский.

В самом начале в стартапе работает пара десятков человек, и им не нужно нанимать юристов или бухгалтеров, у них есть бухгалтерия и юридический отдел «Яндекса». Или, например, стартапу надо за два месяца нанять 50 человек. HR «Яндекса», который, по словам Воложа, способен набирать по нескольку тысяч сотрудников в год, им в этом поможет. Благодаря единому логину стартапу не нужно уговаривать 10 млн человек регистрировать у себя кредитную карту, люди уже привязали свои карты к логину на «Яндексе», когда ездили на «Такси», покупали билеты на «Афише» или фотоаппарат на «Маркете». У «Яндекса» есть трафик, и он может рекламировать новый сервис на своих ресурсах. И, конечно, у него есть узнаваемый бренд. Когда «Яндекс» что-то запускает, это привлекает внимание.

«Нашим внутренним стартапам начинать в экосистеме чуть легче, чем совсем с нуля, — резюмирует Волож — Они взлетают с довольно высокой платформы, с ненулевого уровня». Парахин даже говорит, что многие компании готовы с «Яндексом» что-нибудь сделать вместе — хоть «яичницу пожарить», потому что «вероятность успеха сильно выше».

Но главным бизнесом «Яндекса» всегда был поиск, хотя некоторые из идей, которые кипят в «бульоне» экосистемы, можно было бы превратить в большую самостоятельную компанию. «Вопрос, который перед нами стоял, звучал так: как создать условия, которые позволят этим идеям превратиться в большие бизнесы? — вспоминает Абовский. — Варианты: мы недостаточно быстро бежим, даем недостаточно ресурсов этим командам, мы не привязываем мотивацию этих людей к успехам в их конкретном бизнесе, начинании, проекте и т. д.».

Тигран Худавердян, гендиректор «Яндекс.Такси»

Для начала нужно было классифицировать существующие проекты внутри «Яндекса». Были бизнесы, которые явно отличались от поиска, — «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Такси», «Медиасервисы» и «Вертикали» (классифайды). На обсуждение новой структуры у совета директоров ушел год: что делать с людьми, с зарплатами, с переходом сотрудников из одной команды в другую? «Большой вопрос касался программы мотивации людей. Когда и что им выделяется? Это опционы? Это акции? Когда они могут их превратить в деньги, по какой механике?» — рассказывает Абовский. «И когда в «Яндексе» появились первые бизнес-юниты со своими руководителями, мы стали наблюдать за этим и подумали: хорошо бы не только растить бизнес-юниты, но и увеличивать их количество», — рассказывает директор по управлению персоналом «Яндекса» Елена Бунина.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Я по статусу и по возрасту пенсионер» «Я по статусу и по возрасту пенсионер»

Алишер Усманов готовит бизнес к передаче менеджерам

Forbes
«Дэдпул 2»: на 50 оттенков краснее «Дэдпул 2»: на 50 оттенков краснее

Кем был и кем стал Дэдпул?

Playboy
Октябрь восемнадцатого Октябрь восемнадцатого

Русский авангард: сто и один год после революции

Forbes
Дима Билан, Сергей Лазарев и другие звезды на детской премии «Дай пять!» Дима Билан, Сергей Лазарев и другие звезды на детской премии «Дай пять!»

Церемония награждения Национальной телевизионной премии «Дай пять!»

Cosmopolitan
Семь правил миллиардера Семь правил миллиардера

Олег Тиньков делится принципами, позволившими ему построить бизнес

Forbes
«8 подруг Оушена», «Реинкарнация» и другие главные фильмы июня «8 подруг Оушена», «Реинкарнация» и другие главные фильмы июня

Прочитай наши рецензии и реши, бежать ли тебе в кинотеатр

Maxim
Ню в невесомости Ню в невесомости

Анна Грачевская – девушка явно не робкого десятка

Playboy
Фигура под ключ Фигура под ключ

Описание салонных процедур для снижения веса

Добрые советы
Складная женщина Складная женщина

Елена Бондарчук строит отличные склады

Forbes
Письмо главного редактора: «Любовь к ближнему» Письмо главного редактора: «Любовь к ближнему»

Пьеса о людоедах и равнодушных (и не очень) прохожих

Maxim
Меланхолический брак: как преодолеть скуку? Меланхолический брак: как преодолеть скуку?

Как спасти отношения, в которых партнеры не чувствуют себя живыми?

Psychologies
История Анны Герман, которой удалось обмануть смерть лишь однажды История Анны Герман, которой удалось обмануть смерть лишь однажды

Певица Анна Герман пережила страшную аварию, но ей не удалось победить рак

Cosmopolitan
Ольга Бузова: «Мальчик в памперсах мне больше не нужен» Ольга Бузова: «Мальчик в памперсах мне больше не нужен»

Интервью с Ольгой Бузовой

StarHit
Алкогений: Бон Скотт Алкогений: Бон Скотт

У него был лучший голос, одно яйцо и редкий дар запивать джин молоком

Maxim
Как подготовиться к серфингу в городе Как подготовиться к серфингу в городе

Как подготовиться к первым урокам серфинга

Esquire
Правила жизни Ивана Урганта Правила жизни Ивана Урганта

Правила жизни Ивана Урганта. Телеведущий, актер, 40 лет, Москва

Esquire
Трехрублевый план. Почему Сергею Лукьяненко не везет с экранизациями его книг Трехрублевый план. Почему Сергею Лукьяненко не везет с экранизациями его книг

Главным героем фильма «Черновик» неожиданно оказался Кремль

СНОБ
Кратчайшая история наручников: как люди сковывали друг друга Кратчайшая история наручников: как люди сковывали друг друга

С древнейших времен люди пытались ограничить подвижность друг друга

Популярная механика
Эхо войны: правнуки ветеранов расплачиваются за их непрожитое горе Эхо войны: правнуки ветеранов расплачиваются за их непрожитое горе

Какие зашифрованные послания передали нам через десятилетия предки

Psychologies
ЦРУ: Северная Корея не избавится от ядерного оружия, зато откроет бургерную ЦРУ: Северная Корея не избавится от ядерного оружия, зато откроет бургерную

Разведка США знает толк в докладах

Maxim
10 неожиданных способов применения газовой горелки 10 неожиданных способов применения газовой горелки

Несколько способов применения газовой горелки, о которых знают далеко не все

Популярная механика
Столичный бенчмарк Столичный бенчмарк

Резиденции Noble Row в Хилковом переулке в Москве

Robb Report
Анатолий Собчак Анатолий Собчак

Правила жизни Анатолия Собчака

Esquire
Максим Скулачев: «Похоже, что мы взломали механизм старения!» Максим Скулачев: «Похоже, что мы взломали механизм старения!»

О том, когда настанет вечная молодость, биохимик Максим Скулачев

Maxim
«Я знаю, бойцы меня где-то ждут» «Я знаю, бойцы меня где-то ждут»

Накануне празднования Дня Победы многие задумываются о своих родственниках

Psychologies
Будь другом! Будь другом!

Мы ценим товарищество и надеемся, что у наших детей будут хорошие приятели

Psychologies
Сказка странствий Сказка странствий

О популярности самостоятельных путешествий

Добрые советы
Хранитель ценностей Хранитель ценностей

После четырехлетнего перерыва седан Subaru Legacy вернулся на российский рынок

АвтоМир
Наталия и Андрей Кайдановские. Все кончается, только любовь - никогда Наталия и Андрей Кайдановские. Все кончается, только любовь - никогда

Жена и сын Александра Кайдановского

Караван историй
Сплошной рок-н-ролл Сплошной рок-н-ролл

Лева и Шура «Би-2» рассказали о семейной жизни на расстоянии

StarHit
Открыть в приложении