Василий Шпак рассказал о смещении фокуса на закупку услуг с применением дронов

ЭкспертРепортаж

«В применении БАС должна появиться экономика»

Замглавы минпромторга о развитии беспилотных систем в России

Беседовала: Анастасия Львова

В России формируется новая отрасль экономики — это разработка, производство и эксплуатация беспилотных авиационных систем (БАС). В интервью «Эксперту» заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак рассказал о росте выпуска российских дронов, конверсии военных решений для гражданского применения и смещении фокуса на закупку услуг с применением дронов.

Нацпроект «Беспилотные авиационные системы» выделяется в ряду других национальных проектов технологического лидерства. Во-первых, его реализация началась раньше других (уже в 2024 году), во‑вторых, он взаимоувязывает вопросы разработки, создания продукта, строительства промышленных предприятий, подготовки кадров и так далее. Как это работает на практике?

Подводить итоги за 2024 год мы будем во втором квартале этого года. К этому времени должна поступить вся статистика от Росстата, таможни и других коллег. Минпромторг России занимается сбором и обработкой поступающих данных. Но в целом, по нашим ощущениям, статистика нормальная: растет и количество производителей, и количество разработчиков, и операторов полетов, и производителей программного обеспечения. Кроме того, расширяется круг пользователей — тех, кто готов в своих процессах использовать беспилотные авиационные системы. Это совершенно точно позитивный сигнал. И все эти увеличения — в разы. Но и, самое главное, появляется понимание, каким образом внедрять БАС и как применять их во всех сферах экономики и жизни.

На совещании в Тольятти в начале года президент сказал, что в 2024 году в 2,5 раза выросли эти объемы. Сколько это в штуках? Сколько гражданских дронов было произведено в России в прошлом году и какой план на текущий год?

В 2023 году, еще до начала реализации нацпроекта, было произведено 6125 единиц БАС. В прошлом году по нацпроекту произвели 16 398 при плане в 11 670 единиц. Таким образом, план был перевыполнен, а спрос в рамках гражданского госзаказа (ГГЗ) на БАС был полностью удовлетворен. Исходя из этой динамики, есть уверенность, что и в этом году фактические показатели будут выше планируемых. Кроме того, в рамках ГГЗ через Минпросвещения в прошлом году был приобретен 19 921 образовательный БАС. А если учитывать количество дронов, которые мы делаем для СВО, выходит порядка 1,5 млн штук в год.

Что представляет собой рынок гражданских дронов в России сегодня. Кто основные игроки или у кого самые большие объемы производства?

Крупных игроков несколько. Могу назвать такие компании, как «Геоскан» (производит образовательные дроны), «Транспорт будущего» (агродроны), «Беспилотные системы» (мониторинговые дроны). Существует целый ряд компаний, которые работают с Министерством обороны и производят специальную военную технику, например АО «Концерн “Калашников”», ООО «СТЦ», АО «УЗГА», но мы рассчитываем на конверсию их решений в гражданские версии. Потому что большое количество сценариев боевого применения перекликаются с применением в гражданской жизни.

Какие, например?

Например, доставка на передовую медикаментов, боезапасов и всего остального пересекается с логистикой. Разведка на линии боевого соприкосновения пересекается с мониторингом лесов, трубопроводов и т. д.

Как будет переформатироваться нацпроект по БАС в дальнейшем?

По итогам 2024 года среднестатистические показатели выросли кратно: мы налетали больше часов, больше дронов произвели, больше стало участников всей экосистемы. Согласно данным профильной ассоциации «Аэронекст», до запуска нацпроекта в 2023 году наблюдалось около 160 субъектов предпринимательской деятельности БАС, в 2024 году их стало свыше 220. В марте 2025 года насчитывается более 600 производителей БАС. У нас появилось понимание, что нам производить и куда двигаться. Изначально мы решали вопрос создания и производства БАС, работали над качеством, потом нужно было выйти на количественные показатели. Количеством сейчас выросли. Теперь настало время снова уходить в качество и уточнение тех задач, которые надо решать по дороге к тем целям, которые мы видим в рамках нацпроекта. Сейчас фокус на том, что должна появиться экономика в применении БАС. Это проговаривали на совещании у президента в Тольятти. Нам необходимо разработать стратегии применения БАС в различных отраслях, включая детальный анализ экономических моделей. Одним из примеров может служить сравнительный анализ экономической эффективности использования тракторов и беспилотников в сельском хозяйстве, например при удобрении почвы. Вместо поверхностного сопоставления затрат и результатов двух методов нужно определить конкретные сценарии, в которых использование беспилотников будет наиболее экономически обоснованным и рентабельным, учитывая все факторы, влияющие на производительность и затраты. Такие подходы должны быть использованы во всех потенциальных областях применения. Мы должны постепенно перейти от предложения самих беспилотных систем к предоставлению услуг, которые они могут оказывать.

Какие-то сценарии уже складываются?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кто хранит память о войне Кто хранит память о войне

Как сохранить правду о войне сейчас, когда число живых свидетелей тает?

Эксперт
Летняя косметичка: что убавить, что прибавить Летняя косметичка: что убавить, что прибавить

Как пережить жару и сохранить красоту? Золотые правила ухода

Добрые советы
Самые белые ночи Самые белые ночи

Лучшие ночи зарезервировали для Петербургского экономического форума

Деньги
Дворец чистоты Дворец чистоты

Какими были и остались Сандуновские бани?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Урок истории от военрука Макарыча Урок истории от военрука Макарыча

За что Зевсу объявили неполное служебное соответствие

Дилетант
«Умри, моя любовь»: хоррор с Дженнифер Лоуренс о сложном опыте материнства «Умри, моя любовь»: хоррор с Дженнифер Лоуренс о сложном опыте материнства

Как Линн Рэмси превращает сюжет, знакомый многим семьям, в мрачный хоррор

Forbes
Важно не бояться рисковать! Важно не бояться рисковать!

Лиза Федюкова, музыкант, основатель онлайн-платформы «Классиопея»

Лиза
Число семьи Число семьи

Как узнать, насколько гармоничны отношениями между твоими близким

Лиза
Ирина Старшенбаум: «Не хочется в очередной раз говорить о том, как все плохо» Ирина Старшенбаум: «Не хочется в очередной раз говорить о том, как все плохо»

Ирина Старшенбаум — о трудностях перевоплощения в инфантильного персонажа

Ведомости
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
Видел, пробовал Видел, пробовал

Фудблогер Макс Брандт — о гастропримечательностях в городах России

Новый очаг
Новая жизнь Новая жизнь

Как сделать косметический ремонт своими руками

Лиза
Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля

57 дней в одиночестве: невероятная история Ады Блэкджек

Forbes
Сплю и вижу Сплю и вижу

Учимся понимать и расшифровывать свои ночные грезы

Лиза
«Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой «Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой

Что стоит за стремлением зумеров снять вирусный рилс с песней из детства?

Forbes
Рыцарь карандаша и бумаги Рыцарь карандаша и бумаги

Профессиональный и межпоколенческий разговор двух архитекторов

Afternoon Seasons of life
Заменили отцов на заводах Заменили отцов на заводах

Юные герои тыла: как дети работали на заводах во время Великой Отечественной

Ведомости
Подкованный Подкованный

Тульский кроссовер-умелец Haval H7, ориентированный на комфорт и безопасность

Автопилот
Проводник к звездам Проводник к звездам

Когда появятся гиды для космических туристов и где получить эту профессию

РБК
Под облаками Под облаками

Как лучше обустроить мансарду в загородном доме?

КАНТРИ Русская азбука
Андреа Кими Антонелли: биография гонщика, побившего рекорд Феттеля Андреа Кими Антонелли: биография гонщика, побившего рекорд Феттеля

Андреа Кими Антонелли — самый юный обладатель поул-позиции в истории «Формулы-1»

РБК
Владимир Буковский Владимир Буковский

Правила жизни правозащитника и публициста Владимира Буковского

Правила жизни
Не пытайся это повторить Не пытайся это повторить

Cтранные привычки наших предков, которые сегодня шокируют

Лиза
Можно ли убежать от старости? Можно ли убежать от старости?

Можно ли избежать старения с помощью спорта?

Здоровье
Ядро Земли понемногу вытекает на поверхность Ядро Земли понемногу вытекает на поверхность

Может ли материал металлического ядра Земли выталкиваться на ее поверхность?

ТехИнсайдер
Флагман «Адмирала» Флагман «Адмирала»

Platinum от Admiral Yachts: суперъяхта, опередившая своё время

Y Magazine
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
«Почему мы помним. Как раскрыть способность памяти удерживать важное» «Почему мы помним. Как раскрыть способность памяти удерживать важное»

Как гиппокамп участвует в работе памяти

N+1
Зеленые защитники Зеленые защитники

Cамые благоприятные комнатные растения по знаку зодиака

Лиза
Андрей Бершадский: «У профессионального управляющего нет хрустального шара» Андрей Бершадский: «У профессионального управляющего нет хрустального шара»

Гендиректор УК «Первая» — о ситуации на российском фондовом рынке

РБК
Открыть в приложении