«Учиться – скучно». Что может возразить школа на этот упрёк учеников?

Домашний ОчагОбщество

Учиться или играть? И то, и другое

«Учиться – скучно». Что может возразить школа на этот, часто справедливый, упрёк учеников? Отвечает Илья Заславский, учитель истории и обществознания, эксперт по геймификации в образовании.

Игровая природа

Учение – дело серьезное, игра – шуточное. Такое разделение долгое время существовало в умах родителей и учителей. В педагогической практике игра существовала, но как отдельный вид деятельности – дидактическая игра, на ней не строился весь учебный процесс. И воспринималось она так: мы сейчас поразвлекаемся – и пойдем заниматься делом. Никто и никогда не рассматривал учебный процесс в целом как игровой. Но в последнее время всё больше становится понятно, что именно игра является лучшей аналогией того, что происходит в школе. Игра имеет мало общего с реальной жизнью – но и школа тоже. Школьное пространство – это пространство, созданное специально, искусственно, с определенными целями. То, что происходит с детьми в школе, не произойдет с ними больше нигде и никогда – они не будут находиться в коллективе, подобранном по году рождения, носить форму и решать одно за другим математические уравнения. И в целом все участники учебного процесса связаны рамками игровых условностей. Педагог тоже действует по правилам. Начинает и заканчивает вести урок по звонку, вызывает учеников к доске, ставит им оценки. Специфическое пространство, специфические игровые роли, правила, цель, риск, выигрыш – такие признаки игры выделял доктор педагогических наук Сталь Анатольевича Шмаков, который посвятил всю свою жизнь изучению игры как культурного феномена и ее использованию в образовательном процессе. Всё это мы без труда находим в самом обыкновенном школьном уроке.

Но почему тогда «Морской бой» захватывает, а игра в школу – нет? Потому что школьная игра сделана «так себе», сейчас она не очень интересная. Но превратить ее в увлекательное действие – в силах учителя.

Интересная игра в школу

Воплощать игровой подход не так сложно, как может показаться. У каждого из нас есть игровой опыт. Достаточно обратиться к нему. Если вы хоть раз в жизни играли в прятки, вы знаете, что такое игровой процесс и по каким лекалам должно происходить любое игровое взаимодействие.

Давайте вспомним, как часто строится урок в классе. Учитель говорит: «Дети, открываем учебник, и Коля читает первый параграф вслух». Коля читает. «Отлично, теперь Вася читает второй параграф вслух». Вася читает. «Очень хорошо! Теперь переписываем третий параграф в тетрадь». Дальше самостоятельная работа, домашняя работа, и все разошлись. А теперь давайте подумаем, почему это не увлекает? Представьте себе, что вы играете в прятки и ведущий, который должен всех искать, приходит и говорит: «Костя, ты прячешься за тем деревом, Маша, ты прячешься вот за этим камнем, Петя – в сарае. Я считаю до 10 и потом пойду вас всех искать». Это же абсурд, в такие «прятки» никто не будет играть. Что поменялось в любимой игре? Почему она перестала быть увлекательной? Потому что из участников – субъектов игрового процесса – дети превратились в объекты – в игрушки. Учитель – это ведущий, который должен воспринимать учеников как других участников игры – если не как равноправных, то хотя бы наделенных определенными правами в ее рамках. То есть не указывать, как действовать, а давать возможность самостоятельно принимать решение, иметь свое мнение. Кроме того, из игры ушел элемент случайности, риска (найдут – не найдут) – один из неотъемлемых признаков любой игры. Добавив примитивный ход, например, считалочку, можно уже исправить положение. Научиться расставаться с частью своей безграничной власти, делиться с детьми долей контроля над уроком – вот основная и самая сложная задача учителя-геймификатора.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мой разумный бодипозитив Мой разумный бодипозитив

Асти, солистка Artik & Asti, – о ЗОЖ, заботе о себе и принятии собственного тела

Домашний Очаг
Самые дурацкие афродизиаки в истории человечества Самые дурацкие афродизиаки в истории человечества

Безумные афродизиаки. Ведь чем страннее, тем волшебнее

Maxim
Ваши отношения с едой Ваши отношения с едой

Как вы обращаетесь с едой и как привести отношения к гармонии?

Домашний Очаг
Азбука здоровья Азбука здоровья

Пять мифов о менструации, которые давно пора забыть

Cosmopolitan
Нам нужна школа, где нет места буллингу Нам нужна школа, где нет места буллингу

Травля – одна из самых серьезных проблем в школе

Домашний Очаг
Школа, где учитель может быть самим собой Школа, где учитель может быть самим собой

Каково сегодня положение педагогов в школьном образовании

Домашний Очаг
Опытным путем Опытным путем

Что из западного опыта в образовании мы могли бы использовать в России

Домашний Очаг
Ирина Апексимова. Живу как хочу Ирина Апексимова. Живу как хочу

Ирина Апексимова — о работе в театре и критике

Коллекция. Караван историй
Неземная красота Неземная красота

Как космические технологии меняют индустрию красоты

Cosmopolitan
«Меня подкосила болезнь папы»: Николай Басков признался, почему не женился «Меня подкосила болезнь папы»: Николай Басков признался, почему не женился

Николай Басков откровенно рассказал о личной жизни и планах на будущее

Cosmopolitan
Что говорят о нас отношения с деньгами Что говорят о нас отношения с деньгами

По тому, как человек относится к деньгам, можно определить его образ мышления

Psychologies
Сюрреалистические леденцы Сюрреалистические леденцы

Творчество Сальвадора Дали украшает прилавки практически всех магазинов

Вокруг света
Хрустят запорошенные страницы: почему «Дюна» Дени Вильнева не передает всю сложность фантастической литературы Хрустят запорошенные страницы: почему «Дюна» Дени Вильнева не передает всю сложность фантастической литературы

Почему на экранизацию «Дюны» не стоит возлагать надежд?

Esquire
Как сделать из города машину счастья Как сделать из города машину счастья

Проект «Оправдание утопии»: Томмазо Кампанелла и его La Citta del Sole

Weekend
Машина желаний Машина желаний

Фантастический рассказ о том, что бы было, если бы существовала машина желаний

Вокруг света
Гепатиты Гепатиты

В мире настоящая эпидемия вирусных и лекарственных гепатитов

Здоровье
5 правил установления здоровых границ 5 правил установления здоровых границ

что нужно сделать, чтобы выстроить и поддерживать личные границы

Psychologies
Помадный татуаж: вид перманента, который держится на губах максимально долго Помадный татуаж: вид перманента, который держится на губах максимально долго

Татуаж в помадной технике – абсолютная имитация «живого» мейкапа

Cosmopolitan
Как парковаться, чтобы не получить штраф. Власти все объяснили Как парковаться, чтобы не получить штраф. Власти все объяснили

Какие правила важно соблюдать на платной парковке?

РБК
Аглая Епанчина Аглая Епанчина

Психотерапевт размышляет о характере персонажа из романа «Идиот»

Psychologies
Порода деятельности Порода деятельности

Никита Ефремов о преемственности, самопознании и роли в новом фильме «Общага»

GQ
Сиа, Бен Аффлек, Майли Сайрус: кто признал алкоголизм и смог завязать Сиа, Бен Аффлек, Майли Сайрус: кто признал алкоголизм и смог завязать

Кто из знаменитостей отказался от разрушительной привычки

РБК
Чихать я на тебя хотела! Чихать я на тебя хотела!

Как узнать, есть ли у тебя аллергия на животных? А можно ли ее вылечить?

Cosmopolitan
Besame mucho! 10 самых красивых испанских актеров — они сводят с ума весь мир Besame mucho! 10 самых красивых испанских актеров — они сводят с ума весь мир

Яркую во всех смыслах подборку испанских актеров

Cosmopolitan
5 типичных для России вещей, которые сложно объяснить иностранцу 5 типичных для России вещей, которые сложно объяснить иностранцу

Что русскому хорошо, то немцу непонятно

Maxim
Дюжина стильных Дюжина стильных

12 человек, создавших гардероб современного мужчины

Men’s Health
В поисках магии. Отрывок из книжного сериала «Охотники за книгами» В поисках магии. Отрывок из книжного сериала «Охотники за книгами»

Отрывок из «Охотники за книгами» — в мире, полном опасностей, смотрите в оба

СНОБ
Майя вернулись в город после извержения и построили из туфа пирамиду Майя вернулись в город после извержения и построили из туфа пирамиду

Извержение вулкана позитивно отразилось на социальной интеграции общества майя

N+1
Серебро и восстановленный оксид графена помогли создать рекордно мощный микробный топливный элемент Серебро и восстановленный оксид графена помогли создать рекордно мощный микробный топливный элемент

Ученые улучшили микробный топливный элемент в несколько раз

N+1
Почему мы выгораем? Руководство по тому, как справиться со стрессом и работой одновременно Почему мы выгораем? Руководство по тому, как справиться со стрессом и работой одновременно

Как преодолеть первые симптомы выгорания и снова полюбить свою работу

Inc.
Открыть в приложении