Сталин так проникся кинематографом, что начал править историю страны и мира

ДилетантИстория

«Важнейшее из искусств»

Сталин так проникся ленинским определением кинематографа, что с помощью большого экрана с 1930-х годов начал решительно править историю страны и мира.

Александр Чекулаев

Плакат «Сталин — наш рулевой». Борис Ефимов, 1933 год. Сталин стремился быть кормчим не только во внутренней и внешней политике, но и в искусстве. А таким важным направлением, как кинематограф, вождь предпочитал «рулить» и вовсе в ручном режиме.

Сталин очень любил кино и уделял ему гораздо больше внимания, чем все последующие руководители СССР. Он лично просматривал все новинки. А некоторых режиссёров вождь «опекал» особенно — вплоть до прямого вмешательства в творческий процесс. Он считал кинематограф «важнейшим из искусств» и видел в нём удобный инструмент для формирования у масс определённой картины мира, основанной на мифологизации прошлого и переписывания истории в нужном ключе.

Мечта актёра: 
высшей профессиональной
наградой для деятелей
искусств, включая
кинематографистов,
считалось звание
«Народный артист СССР»,
учреждённое в 1936 году

Правда, до конца 1920-х Сталин уделял больше внимания литературе и театру, а «движущиеся картинки» считал аттракционом не самого высокого художественного уровня. Его отношение к кино стало меняться после премьеры революционной драмы «Броненосец "Потёмкин"» (1925).

Эффектный монтаж, необычные ракурсы и новаторская техника съёмки Сергея Эйзенштейна понравились генсеку, оценившему мощный эмоционально-пропагандистский заряд картины. Сталин удостоил создателей фильма продолжительной аудиенции, в ходе которой осыпал похвалами.

В те годы Сталин ещё не был полноправным хозяином Кремля. Он активно расставлял своих людей на ключевые посты и постепенно захватывал всё больше рычагов управления страной. Но многие авторитетные старые большевики сохраняли серьёзное влияние в обществе. Требовалось время, чтобы избавиться от них.

К началу 1930-х уже никто не смел открыто перечить Сталину. «Несогласных» принялись массово исключать из партии и постепенно подвергать всё более жёстким гонениям. По всему Советскому Союзу развернули кампанию по борьбе с «вредителями». Экономика прошла масштабное огосударствление. Крестьян силой загнали в колхозы, и было покончено с вольницей нэпа. Программа индустриализации требовала миллионы рабочих рук. Приближалась эра ГУЛАГа.

Элементы демократии в СССР стремительно хирели, государство зримо мутировало в империю с неуправляемым тираном во главе. Без переписывания «культурно-исторического кода нации» оправдать такой резкий общественный поворот было бы невозможно. Для выполнения этой задачи генсек привлёк лучших советских художников, писателей, драматургов и, разумеется, кинематографистов.

Фактор «Чапаева»

Афиша фильма «Чапаев». 1934 год. Не братья: вольности с фактами касались не только сюжета картины, но и родства её создателей. Ведь Георгий и Сергей Васильевы — однофамильцы. Но в ходе совместной работы согласились на необычный псевдоним «Братья Васильевы».

Сталин был очевидцем и участником многих событий Гражданской войны. Но увиденное им в кино весьма свободное обращение с реальными фактами вдохновило вождя на использование кинематографа для прямой фальсификации известных исторических событий.

Заметим, до 1930 года, когда для руководства кинематографом была образована централизованная структура, призванная прочно внедрить в индустрию принципы партийности, почти все картины в стране снимались как коммерческие проекты. Не сказать чтобы из-за усиления контроля сверху и перевода на державные рельсы на экранах расцвела казёнщина; Сталин, например, очень ценил эксцентрические комедии в голливудском стиле и горячо одобрил появление трюкового мюзикла Григория Александрова «Весёлые ребята» (1934).

Не друзья: между комиссаром Фурмановым и комдивом Чапаевым отношения были очень напряжённые. И не только из-за того, что Василий Иванович тяготился приставленным к нему коммунистом-соглядатаем. Чапаев пытался чересчур настойчиво ухаживать за женой Фурманова — Анной.

Как бы там ни было, про планы использовать пропагандистский ресурс кинематографа в своих целях вождь не забывал. Хотя есть ощущение, что он не сразу смог сформулировать для себя идею народного экранного хита, в котором идеологическая накачка не затмевала бы занимательности. Всё изменилось, когда в том же 1934-м в прокат вышел первый советский блокбастер «Чапаев».

Не на коне: лихая конная контратака во главе с Чапаевым не могла иметь место, так как Чапаев командовал стрелковой, а не кавалерийской дивизией. Более того, после ранения он не мог ездить верхом и предпочитал передвигаться на автомобиле.

Показ революционного боевика о легендарном комдиве состоялся для членов политбюро 4 ноября. Сталин сперва отнёсся к детищу Георгия и Сергея Васильевых со скепсисом и в первые 15–20 минут просмотра отпускал критические реплики. Однако скоро действие его захватило, и к моменту, когда в зале зажёгся свет, он уже был фанатом ленты номер один. Без преувеличения: «Чапаева» Иосиф Виссарионович мог пересматривать бесконечно. Причём порой дважды в день, будучи при этом совершенно увлечён происходящим на экране, словно мальчишка.

Не встречались и не в чёрном: эффектные кадры «психической атаки», предпринятой белогвардейцами-каппелевцами, — вымысел создателей фильма. Во-первых, отряды белого генерала Владимира Каппеля не воевали с дивизией Чапаева. А во-вторых, форму тёмных цветов носили отряды марковцев, воевавшие на южных фронтах в армии Деникина и также не пересекавшиеся с чапаевцами.

Вождь не обладал безупречным вкусом, но хит распознавал мгновенно. Это было то, что надо! «Чапаев» дал ему искомую формулу киношлягера по-советски: харизматичный и деятельный герой, плюс колоритные сподвижники героя, плюс грозные враги, плюс масштабный экшен, плюс вкрапления «народного» юмора, плюс чёткая идеологическая подоплёка.

И триумф ленты в прокате подтвердил его правоту: за первый год демонстрации боевик на материале Гражданской войны посмотрел каждый пятый житель СССР. Ну а Сталин нащупал, наконец, критерии, используя которые он мог лично влиять на создание фильмов, отвечавших его представлениям о прекрасном (и полезном).

И уже неважно, что Василий Иванович в жизни был совсем не таким, каким его изобразил в кино Борис Бабочкин; комдив отличался самоуверенным невежеством, карьеризмом, любил прихвастнуть и демонстрировал удручающую тягу к мелкобуржуазным ценностям. И скорее всего, не утонул героически в реке Урал, а скончался от ран уже после переправы на другой берег. Что ж, отштампованный в целлулоиде миф полностью вытеснил факты.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дядька императора Дядька императора

В Российской империи воспитание царских отпрысков было делом политическим

Дилетант
Археологи обнаружили в Норвегии артефакты с руническими надписями Археологи обнаружили в Норвегии артефакты с руническими надписями

Найденная руна, по всей видимости, представляет собой молитву

N+1
Сахаров: портрет на фоне эпохи Сахаров: портрет на фоне эпохи

Что заставило академика Сахарова вступить в противостояние с политбюро и КГБ?

Дилетант
Татьяна Буланова: «Все сама... и уважаю себя за это» Татьяна Буланова: «Все сама... и уважаю себя за это»

Оглядываясь назад, скажу, что можно было бы выглядеть и поприличнее

Коллекция. Караван историй
Из имамов в российские дворяне Из имамов в российские дворяне

После капитуляции в ауле Гуниб Шамиля ждал почётный плен в России

Дилетант
Неожиданные образы и эксперименты с укладкой — почему парики снова в тренде Неожиданные образы и эксперименты с укладкой — почему парики снова в тренде

Парик становится неотъемлемым бьюти-аксессуаром

Cosmopolitan
Берлин, 22 июня… Берлин, 22 июня…

В тот день футбол интересовал немцев больше, чем сообщения о военных действиях

Дилетант
Farus Beta: спорткар, который не знал конкурентов Farus Beta: спорткар, который не знал конкурентов

Farus Beta — необычный спорткар из Бразилии

Популярная механика
Александр, сын Ярослава Александр, сын Ярослава

Почему мы почти ничего не знаем об Александре Невском

Дилетант
Фильмы, которые оказались лучше книг Фильмы, которые оказались лучше книг

Тот самый момент, когда лучше не читать, а смотреть

Maxim
Верные слуги короля Верные слуги короля

С XVII века королевские мушкетёры стали привилегированными войсками

Дилетант
Азиатские штучки Азиатские штучки

Паназиатская кухня: почему её так сложно уместить под крышей одного ресторана?

Bones
Наследие Орды в русском языке Наследие Орды в русском языке

Откуда в русском языке огромное количество тюркских слов?

Дилетант
Анна Хилькевич: «Я готова сниматься в «Универе» всю жизнь!» Анна Хилькевич: «Я готова сниматься в «Универе» всю жизнь!»

Актриса рассказала о съемках в сериале «Универ.10 лет спустя» и секретах красоты

Cosmopolitan
От «мира любой ценой» до мировой войны От «мира любой ценой» до мировой войны

Мюнхенский договор 1938 года оказался безуспешной попыткой предотвратить войну

Дилетант
Трагедия в Хатыни: кто и почему уничтожил белорусскую деревню Трагедия в Хатыни: кто и почему уничтожил белорусскую деревню

Есть события, которые нельзя забывать. Одно из них — трагедия в Хатыни.

Cosmopolitan
Рыцарь грозного образа Рыцарь грозного образа

Император Павел четыре года боролся с вольномыслием и в итоге был убит

Дилетант
Бренды, Шульман и БГ: «Красота и Уродство» по Оксимирону. Слушаем альбом Бренды, Шульман и БГ: «Красота и Уродство» по Оксимирону. Слушаем альбом

Oxxxymiron вернулся и на этот раз не подложил своим фанатам свинью

РБК
Четвёрка над пятёркой Четвёрка над пятёркой

Советские разведчики, которые вербовали, курировали и руководили «пятёркой»

Дилетант
Ком в горле: что это и насколько опасно Ком в горле: что это и насколько опасно

Ком в горле может быть симптомом серьезного заболевания

РБК
Драма 1921 года Драма 1921 года

Страшные подробности царь-голода в Советской России 1921 года

Дилетант
Как 22-летняя девушка из села в Бурятии спасает урожаи с помощью спутников и ИИ Как 22-летняя девушка из села в Бурятии спасает урожаи с помощью спутников и ИИ

Основательница компании Aerospace-Agro рассказала, как сталкивается с сексизмом

Forbes
Великий и ужасный Великий и ужасный

Как Иосиф Сталин полюбил Ивана Грозного

Дилетант
Стелла Ильницкая. Верю в чудо Стелла Ильницкая. Верю в чудо

Если приглядеться, жизнь — это одно сплошное чудо, которого мы часто не замечаем

Коллекция. Караван историй
Счастья баловень безродный... Счастья баловень безродный...

Оценка Петром Меншикова была прозаической и трезвой: вороватый, да верный

Дилетант
Картошка — плод разврата, или пошлые и странные легенды старообрядцев Картошка — плод разврата, или пошлые и странные легенды старообрядцев

Кто такие старообрядцы, почему некоторые из них не едят конину?

Playboy
Сумасшедший Назимов Сумасшедший Назимов

Три произведения, которым удалось вернуть правильные имена лишь спустя много лет

Дилетант
Глобальная сеть магнитометров GNOME не обнаружила аксионной темной материи Глобальная сеть магнитометров GNOME не обнаружила аксионной темной материи

Ученые установили ограничения на массу частиц аксионной темной материи

N+1
Адмирал без танцев Адмирал без танцев

Как «отец народов» переписал биографию Нахимова

Дилетант
Где слушать музыку онлайн: сравниваем сервисы Где слушать музыку онлайн: сравниваем сервисы

Мы изучили цены и условия подписок на самые популярные музыкальные сервисы

CHIP
Открыть в приложении