Дискуссию о преподавании истории продолжает Леонид Кацва

ДилетантИстория

Клио на баррикадах

Дискуссию, начатую в прошлом номере журнала статьёй помощника президента РФ Владимира Мединского, продолжает учитель истории с 40-летним стажем, почётный работник образования, победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО «Образование», член совета Вольного исторического общества, автор учебников и пособий по истории Леонид Кацва.

Леонид Кацва

Лауреат премии имени Егора Гайдара в номинации «За выдающийся вклад в области истории» Леонид Кацва. 22 ноября 2018 года

В статье В. Р. Мединского есть слова, под которыми с удовольствием подпишется любой российский педагог: «Освободите учителя от бесконечной бюрократической отчётности. Дайте школе максимальную свободу в выборе формы — как лучше и эффективнее донести знания детям». Поистине золотые слова! Прозвучали бы они в качестве руководящего указания в официальном письме помощника президента и председателя РВИО в Министерство просвещения, Рособрнадзор или Департамент образования города Москвы, буквально замучившие учителей мелочными инструкциями и бесконечными проверками, — цены бы им не было! Вместо этого большой государственный человек предпочитает публиковать свой горячий призыв в популярном массовом журнале «Дилетант». К кому же он обращается? Разве бюрократическую отчётность навязывает школам общественность? 

К сожалению, разумные идеи, высказанные в статье, часто играют роль красивой обёртки, противоречащей содержанию. Кто же станет возражать против того, что в школе следует воспитывать «сложного человека», а для этого — «перестать мелочно управлять школьным процессом обучения истории»? Да только никак это не стыкуется с ограничением числа школьных учебников. Ни в бытность министром культуры, ни на своём нынешнем посту В. Р. Мединский против такого ограничения не возражал. Он и сейчас полагает, что достаточно отобрать «лучшие линейки учебников (их на сегодня — всего три-четыре, и вряд ли нужно больше)». Но, во-первых, к действующим линейкам учебников у профессионального сообщества масса претензий, ибо они, увы, далеко не лучшие. Во-вторых, что гораздо важнее, в нашей немаленькой стране существует множество типов школ с совершенно разным по уровню подготовленности и познавательным интересам контингентом детей, с разными по методическим подходам и просто по темпераменту учителями. Не идеология, а методика обучения и воспитания требуют использования разных учебников. Разных по степени подробности, по насыщенности учебного текста, по характеру методического аппарата, по организации деятельности учащихся. Ограничение числа учебников, на мой взгляд, является ошибкой, сделанной исходя из ложно понятых идеологических задач. Ошибкой, решительно препятствующей воспитанию «сложного человека».

Нельзя не согласиться с размышлениями В. Р. Мединского о пользе синхронного изучения истории, с тем, что историю отечества следует изучать, «постоянно сравнивая её параллельно с историей всемирной». Жаль только, что председатель РВИО не знает, что это предложение давно реализовано в реальной школьной практике: в течение каждого учебного года, за исключением 5-го класса, в котором изучается история Древнего мира, на уроках истории рассматриваются события и всеобщей, и российской истории. Во многих школах учителя давно уже не делят эти курсы по полугодиям, а изучают их синхронно-параллельно, так, чтобы каждый период российской истории рассматривался на фоне аналогичного периода истории зарубежной. По-видимому, незнание этого объясняется тем, что сам В. Р. Мединский никогда в школе не работал. Но вот референтам своим пусть поставит на вид.

Урок истории в московской школе №1907. 27 февраля 2004 года

Более спорным является призыв уйти от европоцентричности, так как, несмотря на очевидное возрастание роли Востока в современном мире, и сама Россия принадлежит всё же к христианской европейской цивилизации, да и важнейшие достижения общемировой цивилизации связаны всё же именно с Европой. Наиболее развитые страны Востока, сохраняя национальную культуру, в то же время сами ощутимо становятся «Западом». Это проявляется не только в заимствовании внешних атрибутов (всё же не случайно премьер-министр Японии в официальной обстановке носит классический европейский костюм, а не кимоно), но и в том, что вне европейского мира постепенно неуклонно распространяются сформулированные европейскими мыслителями политические идеи свободы, равноправия, демократической организации общества, выборности и сменяемости власти.

Впрочем, В. Р. Мединский настаивает на отказе от европоцентричности не в научных, а в сугубо идеологических целях: «такое изучение истории… позволит нам, не лакируя прошлое, в то же время не порождать новой чаадаевщины, ущербного ощущения собственной исторической неполноценности, синдрома “отставания от цивилизованного мира”».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Не внимая голосу совести» «Не внимая голосу совести»

«Око за око» — не лучший принцип для современного правосудия

Дилетант
Как избавиться от навязчивых звонков на iPhone Как избавиться от навязчивых звонков на iPhone

Способы обезопасить себя от звонков с незнакомых номеров

CHIP
Двухсотлетний Тарас Двухсотлетний Тарас

Что не так в гоголевской хронологии истории Тараса Бульбы

Дилетант
Выпьем за любовь Выпьем за любовь

Удастся ли винодельне «Долина Лефкадия» сломить предубеждение российской публики

Robb Report
Бегство наследника Бегство наследника

Алексей Петрович так боялся отца, что в итоге сбежал за границу

Дилетант
Мне снится пепел: кто такой Чжан Хуань Мне снится пепел: кто такой Чжан Хуань

Чжан Хуань — один из ведущих китайских художников наших дней

Школа Masters
Из тьмы веков, из топи блат Из тьмы веков, из топи блат

Кто жил на землях, на которых в XIII веке возникла литовская держава?

Дилетант
«Копирование — это не кража, а трансформация»: Уиллем Дефо — о своем провальном старте и новом фильме «Сибирь» «Копирование — это не кража, а трансформация»: Уиллем Дефо — о своем провальном старте и новом фильме «Сибирь»

Уиллем Дефо о том, почему увольнение может быть радостным событием

Forbes
Экю, пистоли, ливры… Экю, пистоли, ливры…

Давайте же разберёмся, что такое ливр, экю, пистоль и более поздний луидор

Дилетант
Предков индейцев пуэбло уличили в топлении льда для выживания во время засух Предков индейцев пуэбло уличили в топлении льда для выживания во время засух

Необычный источник воды помог коренным американцам выжить в засушливом климате

N+1
Загадки исчезнувшей цивилизации Загадки исчезнувшей цивилизации

800 лет назад на месте современного Татарстана располагалась Волжская Булгария

Дилетант
Я/мы. Что нас объединяет? Я/мы. Что нас объединяет?

Психолог Тахир Базаров размышляет о том, как изменилась социальная дистанция

Psychologies
Мороз и засуха едины Мороз и засуха едины

Голод с большим количеством смертей в Европейской России 1891 года

Дилетант
«Мне важно транслировать, что я адекватный артист»: Светлана Ходченкова — о фильме «На острие» и работе в Голливуде «Мне важно транслировать, что я адекватный артист»: Светлана Ходченкова — о фильме «На острие» и работе в Голливуде

Светлану Ходченкову назвали самой успешной актрисой десятилетия в России

Forbes
Курултай для своих, деспотия для чужих Курултай для своих, деспотия для чужих

В Орде русские князья считались бесправными вассалами

Дилетант
Евгений Водолазкин: Оправдание острова. Отрывок из седьмого романа лауреата «Большой книги» Евгений Водолазкин: Оправдание острова. Отрывок из седьмого романа лауреата «Большой книги»

Отрывок из романа Евгения Водолазкина об острове, которого нет на картах

СНОБ
Бисмарк: коварный циник и создатель единой Германии Бисмарк: коварный циник и создатель единой Германии

Немцы редко гордятся методами, которые Бисмарк использовал для достижения целей

Дилетант
Пять вопросов педиатру Пять вопросов педиатру

Врач-педиатр, кандидат медицинских наук отвечает на вопросы о детском здоровье

9 месяцев
О каждом пятом О каждом пятом

В XXI веке реабилитация нацизма вползла в наш мир

Дилетант
Иллюзия успеха Иллюзия успеха

Четыре истории о талантливых мастерах пускать пыль в глаза

Популярная механика
Подарок Гитлеру Подарок Гитлеру

Чтобы вручить этот подарок фюреру германская армия торопилась войти в Сараево

Дилетант
«В стране террор, люди боятся ехать в офис»: зачем белорусские IT-предприниматели перевозят сотрудников в другие страны и сколько это стоит «В стране террор, люди боятся ехать в офис»: зачем белорусские IT-предприниматели перевозят сотрудников в другие страны и сколько это стоит

Белорусские IT-компании, которые решились на переезд за рубеж

Forbes
Монарх под видом демократа Монарх под видом демократа

Октавиан Август не стал повторять ошибок Цезаря

Дилетант
Субантарктических пингвинов предложили разделить на четыре вида Субантарктических пингвинов предложили разделить на четыре вида

Субантарктические пингвины — не один вид, а четыре

N+1
Альянсы и союзы Альянсы и союзы

Первая часть ответов на вопросы об альянсах союзников против нацистской Германии

Дилетант
«Титаник» XII века: кораблекрушение, изменившее историю «Титаник» XII века: кораблекрушение, изменившее историю

900 лет назад произошло кораблекрушение «Белого корабля».

Maxim
Инвентаризация ценностей князя Юсупова Инвентаризация ценностей князя Юсупова

Князья Юсуповы были богатейшей семьёй России

Дилетант
Бумажные полотенца и средство для мытья посуды помогли удалить токсичные химикаты с кожи Бумажные полотенца и средство для мытья посуды помогли удалить токсичные химикаты с кожи

Как эффективно удалить токсичные загрязнения с кожи

N+1
Два герцога: Ришельё против Бэкингема Два герцога: Ришельё против Бэкингема

Противостояние Англии и Франции в XVII веке — это ещё и противостояние министров

Дилетант
«Как, мол, я могу снимать кино про такого токсичного дядьку» «Как, мол, я могу снимать кино про такого токсичного дядьку»

Режиссер Роман Супер — как был придуман и сделан байопик Эдуарда Успенского

Weekend
Открыть в приложении