Кто знает, как сложилась бы история Америки, если бы не Джордж Вашингтон

ДилетантИстория

Человек, который умел считать

Михаил Логинов

Джордж Вашингтон в форме полковника Виргинского полка. Чарльз Пил, 1772 год. Несостоявшийся королевский офицер: Будущий первый президент США мечтал служить в английской армии, но начинал военную карьеру в колониальных милицейских отрядах (которые кадровые офицеры метрополии часто считали бесполезным сбродом). Офицеры этих подразделений, так же как и командиры метрополии, носили знаменитые красные мундиры. Однако для жителей колоний карьера полноправного офицера королевства была почти невозможна

Кто знает, как сложилась бы история Америки, если бы Джордж Вашингтон не был вынужден в детстве изучать геометрию и счет, чтобы стать успешным землемером. Потом он считал всю свою жизнь: акры, расходы и доходы, риски и прибыли. Возможно, именно благодаря этому умению Вашингтона президент США избирается лишь на два срока. Его решение отказаться баллотироваться на пост президента в третий раз не позволило молодой американской демократии превратиться в диктатуру.

Отец Джорджа, землевладелец в штате Виргиния, умер, когда сыну было одиннадцать. С этого все и началось. Мальчик из более или менее обеспеченной семьи превратился в бедного наследника.

Джордж Вашингтон. Рембрандт Пил, ок. 1854 года

Землемер-полковник

Отец был женат на матери Джорджа вторым браком, от первого остались двое старших сыновей — Лоуренс и Августин. Они и получили большую часть наследства. Вдове с пятью младшими детьми из всего имущества мужа в 4 тысячи гектаров и 49 рабов достались лишь одна плантация и 10 негров.

Если бы отец был жив, Джордж, как и его сводные братья, наверняка отправился бы учиться в Англию. Но его мать, невежественная и властная женщина, побоялась отпускать своего старшенького за океан. Юный Джордж был вынужден изучать счет и геометрию самостоятельно, а попутно — и право, и историю. Он завидовал рассказам братьев о прекрасной аристократической Англии и не хотел в будущем выглядеть в приличном обществе неотесанным увальнем.

Умение считать и чертить имело вполне практическое значение: человек, им обладающий, мог получить должность землемера, позволяющую войти в высшее плантаторское общество.

Судьба вознаграждает усилия Джорджа: благодаря сводному брату Лоуренсу, забравшему юношу в свое поместье Маунт-Вернон, он в 16 лет знакомится с богатым плантатором Уильямом Ферфаксом — отцом юной жены Лоуренса Анны. И по рекомендации Ферфакса отправляется в свой первый поход — помощником землемера. Там Вашингтон обмеряет земли для богачей и присматривает кусок для себя. Вскоре он становится самым молодым межевщиком в провинции Виргиния и в 18 лет приобретает плантацию в долине Шенандоа в полторы тысячи акров (600 гектаров).

Ферфакс полюбил усердного юношу как родного (сам Джордж потом вспоминал об этом времени как о годах «приспособления и унижения») и взялся обучать его премудростям плантаторской философии: уважай тех, кто сильнее тебя, но не забывай о своей выгоде. И всегда считай риски.

В 1750-х брат Джорджа Лоуренс, к тому времени не только плантатор, но и королевский офицер, после очередного похода заболевает туберкулезом. Понимая, что умирает, он просит соседей-плантаторов рекомендовать Джорджа на должность майора ополчения. Джордж лично обивает пороги богатых землевладельцев, напоминая о воле умирающего, и в 1752 году становится майором — с годовым окладом в 100 фунтов стерлингов (а вскоре наследует и Маунт-Вернон).

Так началась военная карьера будущего президента. Во главе Виргинского полка он сражается против французов и их союзников-индейцев на так называемой развилке Огайо. Рождаются первые легенды о Вашингтоне. Самая яркая из них — в одном из боев под Джорджем убиты две лошади, его шляпа и мундир прострелены в пяти местах, но сам он остается невредим и возглавляет войско после гибели большинства офицеров и генерала Брэддока. В декабре 1758-го уже полковник Вашингтон участвует в очередной атаке на форт Дюкен (всего с 1754 года англичане безуспешно пытались его взять трижды), и, хотя англичане снова не смогли взять форт, французы решили отступить, взорвав укрепления перед своим уходом. Водрузив английский флаг над дымящимися развалинами (сейчас на этом месте город Питсбург), Вашингтон вернулся в любимый Маунт-Вернон. В 1959 году он женится на богатой вдове Марте Кастис. Когда начнется Война за независимость, Марта будет сопровождать мужа во всех походах.

Джордж Вашингтон с семьей. Эдвард Сэвидж, 1789–1796 годы. Отчим: У Вашингтона не было собственных детей. Но сына и дочь своей жены Марты от первого брака он воспитывал как родных. А на картине изображены уже внуки Марты

Главнокомандующий по поручению конгресса

Англия потеряла североамериканские колонии из-за снобизма и жадности. После войны 1755–1763 годов Лондон объявил, что воевавшие офицеры могут претендовать на отвоеванные земельные участки. Но речь шла только об офицерах королевских войск. Колонисты в счет не шли. Это было одной из многочисленных обид, которые из Лондона не замечались, но в Виргинии, Пенсильвании, Массачусетсе воспринимались очень болезненно. А в конце 1760-х — начале 1770-х Англия обложила колонии налоговыми поборами и торговыми запретами (продавать товары из колоний можно было только английским купцам, заказывать — только из метрополии). Все это привело к знаменитому Бостонскому чаепитию и созыву Первого Континентального конгресса.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наследников у вождей не бывает Наследников у вождей не бывает

25 мая 1922 года у Ленина случился удар. Казалось, он не выживет

Дилетант
Владимир Зельдин. О войне, женщинах и секретах долголетия Владимир Зельдин. О войне, женщинах и секретах долголетия

10 февраля Владимиру Михайловичу Зельдину исполнилось бы 102 года.

Лиза
Лучшие люди при худшем правителе Лучшие люди при худшем правителе

Несмотря на деспотичность, Нерона окружали выдающиеся личности

Дилетант
Ивонн Кальман: «Мама жила своей жизнью, отец не мог ничего c этим поделать и очень страдал...» Ивонн Кальман: «Мама жила своей жизнью, отец не мог ничего c этим поделать и очень страдал...»

Интервью с Ивонн Кальман — последним потомком Императора оперетты

Караван историй
На кемадеро в санбенито На кемадеро в санбенито

Инквизиция на долгое время стала чуть ли не символом Испании

Дилетант
Настоящие романтики Настоящие романтики

«Какой самый романтичный поступок вы совершили в жизни?» — в ответ на этот вопрос GQ больше сотни раз услышал в трубке фразу: «Мне нечего рассказать, я не романтик». И лишь 19 смельчаков приняли участие в нашем проекте, что приподнимает их над остальными. И кстати, далеко не во всех историях речь идет о любовных подвигах.

GQ
Рыцарь инквизиторского ордена Рыцарь инквизиторского ордена

Как Феликс Дзержинский с нуля создал политическую полицию

Дилетант
Смех и не только Смех и не только

Ми­ла Ку­нис пред­по­чи­та­ет ко­ме­дии дра­мам и счи­та­ет де­тей пси­ха­ми

Glamour
Подлинный Пестель Подлинный Пестель

Раритетный портрет Павла Ивановича Пестеля

Дилетант
Птица вольная Птица вольная

После личной драмы в жизни Гвен Стефани наступила белая полоса

Cosmopolitan
Разбойник или герой? Разбойник или герой?

Самый успешный корсар в истории часто шёл на отчаянный риск

Дилетант
Ты меня не забывай Ты меня не забывай

Мишель Обама по­ки­да­ет Белый дом на пике по­пуляр­но­сти. Она — со­весть на­ции, роле­вая мо­дель, ико­на сти­ля, ге­ро­и­че­ская мать и го­то­вый кан­ди­дат в пре­зи­ден­ты США.

Tatler
На том и стоит На том и стоит

Руслан Белый рассказал, почему не считает себя сексистом

Glamour
Дары природы Дары природы

Це­лый ме­сяц ре­дак­тор Vogue сво­и­ми ру­ка­ми пек­ла хлеб, вы­жи­ма­ла мо­ло­ко из мин­да­ля и чуть бы­ло не за­ве­ла соб­ствен­ный ого­род. Сто­ит ли кра­со­та та­ких усилий?

Vogue
Избяная Америка Избяная Америка

Оформ­лен­ный ди­зай­не­ром Томом Филишиа дом на гор­но­лыж­ном ку­рор­те — пат­ри­ар­халь­ная и од­новре­мен­но экс­цен­трич­ная ва­ри­а­ция на тему аме­ри­кан­ской классики.

AD
Душевное чаепитие Душевное чаепитие

В подмосковном Звенигороде не только самые звонкие колокола, но и самый «сладкий» музей с потрясающей историей.

Лиза
Mercedes E-Class All-Terrain Mercedes E-Class All-Terrain

Компания из Штутгарта выводит на рынок свой первый универсал повышенной проходимости. Что сможет противопоставить новичок корифеям жанра?

АвтоМир
Прикладная красота Прикладная красота

Разработчики бьюти-приложений трудятся без сна и выпускают все новые сервисы

Cosmopolitan
Мы стро­и­ли, строили… Мы стро­и­ли, строили…

Два года на­зад жур­нал AD вме­сте с бюро “Однушеч­ка” взял­ся за бла­го­тво­ри­тель­ный про­ект и офор­мил квар­ти­ру для вы­пуск­ни­ка дет­ско­го дома. Вот что из это­го вышло.

AD
Сбежа­ли из дворца Сбежа­ли из дворца

Полто­ра года на­зад у прин­ца Уилья­ма и Кейт Миддл­тон ро­ди­лась дочь Шарлот­та. С тех пор ее по­чти ни­кто не ви­дел — прин­цес­са жи­вет с ро­ди­те­ля­ми и бра­том в ан­глий­ской глу­ши. Деревен­ский воз­дух и от­сут­ствие лон­дон­ско­го све­та идут все­му се­мей­ству толь­ко на пользу.

Tatler
Галина Стаханова. Мечты сбываются? Галина Стаханова. Мечты сбываются?

Галина Стаханова рассказала о своих отношениях с Роланом Быковым

Караван историй
Андрей Градов. Мой ангел-хранитель Андрей Градов. Мой ангел-хранитель

Андрей Градов рассказал о родителях и съемках в своих самых известных фильмах

Караван историй
Ода другому месту Ода другому месту

Рассказ Кати Пицык

Esquire
Есть такое дело Есть такое дело

Девушки рассказали о мифах, которыми окружены их модные профессии

Cosmopolitan
Агата Муцениеце: нужно просто не хотеть замуж Агата Муцениеце: нужно просто не хотеть замуж

Мы поговорили со звездой комедийного сериала «Гражданский брак» о семье, отдыхе и хорошем настроении.

Лиза
Арам Мнацаканов Арам Мнацаканов

Как стать лучшим ресторатором Санкт-Петербурга, открыть один из самых успешных итальянских ресторанов в Москве, обзавестись именным заведением в Берлине — и при этом жить исключительно в свое удовольствие.

GQ
Духовные скрепы cвятого Владимира Духовные скрепы cвятого Владимира

Что же завещал нам всем князь Владимир?

Дилетант
Сергей Карякин Сергей Карякин

Сергей Карякин – о шахматах, о себе и о своем главном сопернике

Maxim
Я тоже хочу Я тоже хочу

Зависть — не только вполне естественная реакция здоровой психики, но и главный двигатель прогресса и карьеры.

GQ
Эльмира Земскова. Дорога перемен Эльмира Земскова. Дорога перемен

Эльмира Земскова рассказала о своем муже Валерии Николаеве

Караван историй
Открыть в приложении